«Без творчества немыслимо познание человеком
своих сил, способностей, наклонностей; невозможно
утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к коллективу.
Творчество – этодеятельность, в которой раскрывается духовный
мир личности, это своеобразный магнит, который
притягивает человека к человеку».
В.А. Сухомлинский

       Именно коллективная творческая деятельность (КТД) и предоставляет такие возможности детям.

       Формы КТД весьма разнообразны. Во внеурочное время это коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др.

       КТД на организационном уровне способствуют интеграции двух ведущих видов деятельности у детей: досуговой и учебно-познавательной. Кроме того, они являются первой ступенькой на пути к самоуправлению, так как в ходе подготовки и проведения КТД участники осуществляют все операции самоуправления: совместно определяют цель своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации, управляют процессом ее осуществления, осмысливают результат.

       КТД могут быть разнообразны, но есть определенные приемы, которые можно порекомендовать использовать классному руководителю. Один из них – создание почти на всех стадиях КТД микрогрупп, бригад, троек для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. Еще один прием – «мозговая атака», когда ученики в группах обмениваются индивидуальными мнениями, ищут наилучший вариант решения проблемы, поставленной задачи.

       Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, классному руководителю необходимо соблюдать определенные условия:

  1. Нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, искажение роли, которая отведена педагогу – роли «старшего товарища».
  2. Подготовка и проведение требует от взрослого и детей опоры на имеющийся у них опыт предшествующих КТД.
  3. Необходимо также учитывать опыт и знания ребят, полученные в учебно-воспитательном процессе.
КТД - это уникальное и в тоже время очень естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива.

Направления КТД

  1. Познавательные (интеллектуальные игры, марафоны, викторины, блицтурниры, мозговой штурм, исследования и т.д.);
  2. Cпортивно-оздоровительные (малые олимпиады, соревнования, дни здоровья, походы и т.д.);
  3. Культурно-массовые (вечера отдыха, праздники, концерты и т.д.);
  4. Социально-значимые (акции, проекты, игры, направленные на формирование коммуникативных и лидерских навыков).

Алгоритм КТД

  1. Постановка общей цели (работа в группах по 3-9 человек, каждая группа предлагает свой проект цели).
  2. Обсуждение проектов, выбор одного из них или создание свободного проекта. Выбор совета дела, который коллегиально распределяет обязанности между всеми участниками.
  3. Подготовка и осуществление проекта. Совет дела распределяет поручения между творческими группами, осуществляет контроль с целью оказания помощи и поддержки. Работа групп основывается не на сотрудничестве, раскрываются способности и таланты, формируются умения и навыки).
  4. Обсуждение удач и недостатков проведенного дела. Каждая группа анализирует свои действия, высказывая предложения на будущее (формируются навыки анализа и самоанализа, умения корректировать свою деятельность).