Общие положения
- Классный руководитель есть педагог школы, осуществляющий функции организатора детской (подростковой) жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни, демонстрирующего воспитанникам пример достойной жизни.
- Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.
- Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
- Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом; директором и заместителем директора школы.
Основные задачи и содержание (направления) работы
- Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального физического и духовного развития личности ребенка (подростка). С этой целью:
- Изучает особенности развития каждого ученика, состояние здоровья, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
- Изучает склонности, интересы, сферу его дарований.
- Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
- В соответствии с возрастными потребностями детей (подростков) и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.
- Развивает классное самоуправление, приучая к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
- Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в общении с педагогами, товарищами, родителями. Помогает каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
- Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ученика. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.
- Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
- Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.
- Содействует получению дополнительного образования учащихся через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
- Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.
- Защищает права и свободы воспитанников несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность во время проведения мероприятий, организованных классным руководителем.
- Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.
- Классный руководитель, (по решению педагогического совета данной конкретной школы) организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь учащихся в ремонте школьного здания, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям о всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
- Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
Режим работы классного руководителя
Данный раздел формулируется в каждом образовательном учреждении индивидуально исходя из особенностей школы и традиций педагогического коллектива, но не противоречащих требованиям новых редакций Закона РФ «Об образовании» и Трудового кодекса Российской Федерации.)
- Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ в редакциях федеральных законов, например, августа 2004 г.), которые должен исполнять любой работник.
- Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, - 6.часов (30% от ставки учителя).
- Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю по расписанию (о чем делается запись в классном журнале).
- Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц (из которых одно может быть общешкольным).
- Количество родительских собраний - не менее одного собрания в четверть.
- Отчеты о проделанной работе представляются администрации по окончании учебной четверти (по утвержденному порядку).
- В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
Права классного руководителя:
- Классный руководитель имеет право:
- Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.
- Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
- Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди».
- Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суда.
- Классный руководитель не имеет права:
- Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
- Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.
- Злоупотреблять доверием ребенка или подростка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
- Использовать семью, родителей или родственников для наказания ученика или в личных корыстных целях.
- Подрывать авторитет учителей школы и всего педагогического коллектива в лице ученика, его родителей и общественности.
Классный руководитель должен знать:
- закон Российской Федерации «Об образовании» (в новой редакции);
- конвенцию о правах ребенка;
- педагогику, возрастную и социальную психологию;
- основы школьной гигиены;
- педагогическую этику;
- основные положения теории и методики воспитательной работы;
- основы трудового законодательства.
Классный руководитель должен уметь:
- Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
- Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
- Составить план воспитательной работы в собственном классе.
- Организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т.д.
- Организовать и провести родительское собрание.
- Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами - опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
Документация и отчетность
(Данный раздел формулируется в каждом образовательном учреждении индивидуально исходя из традиций данного педагогического коллектива, но не противоречащих требованиям новых редакций Закона РФ «Об образовании» и Трудового кодекса Российской Федерации).
Классный руководитель имеет и ведет (заполняет) следующую документацию:
- классный журнал (последние страницы);
- план воспитательной работы с классным коллективом;
- личные дела учащихся;
- психолого-педагогические карты изучения личности учащихся;
- протоколы родительских собраний;
- отчеты о результативности воспитательной работы, по четвертям;
- папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных социально-психологических исследований, которые в дальнейшее могут иметь важное значение при прохождение аттестации.