Общие положения
Положение разработано на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», Конвенции ООН о правах ребенка и других нормативно-правовых документов. Настоящее Положение определяет нормативно - правовую и организационно-методическую основу деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях РФ.
Основные задачи деятельности классного руководителя
Формирование системы ценностных ориентации учащихся как основы их воспитанности;
создание благоприятных условий для развития личности учащихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
формирование классного коллектива как воспитательной системы;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся.
Обязанности классного руководителя
- Коммуникативные
- Pегулирование межличностных отношений между детьми;
- Установление оптимальных взаимоотношений в системе «ученик-учитель», «ученик - родитель», «учитель - родитель»;
- Cодействие общему благоприятному психологическом климату в коллективе.
- Аналитические
- Изучение физического и психического здоровья воспитанников, их успеваемости, посещаемости и поведения во взаимодействии с медицинской и психологической службами образовательного учреждения;
- Изучение индивидуальности учащегося;
- Систематический анализ динамики личностного развития обучающихся;
- Анализ и оценка семейного воспитания каждого ученика;
- Анализ и оценка воспитанности личности и коллектива.
- Социальные
- Обеспечение индивидуального развития учащихся класса, полного раскрытия их способностей;
- При поддержке психолога, социального педагога и родителей (законных представителей) осуществление диагностики воспитанности учащихся, эффективности воспитательной работы с ними;
- Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения;
- Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
- Выявление и учет детей социально незащищенных категорий;
- Обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий учащихся;
- Систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями учащихся единой стратегии и тактики воспитательной работы;
- Систематическое осуществление наблюдений за поведением детей «группы риска» и состоящих на учете в ПДН;
- Систематическое посещение семей проблемных учащихся в целях изучения условий воспитания и выработки совместно с родителями учащихся единой стратегии и тактики воспитательной работы.
Права классного руководителя
Классный руководитель как административное лицо имеет право:
- Предлагать руководителю ОУ план мероприятий по совершенствованию работы ОУ;
- Заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности родительского комитета класса;
- Участвовать в организации и проведении общешкольных мероприятий с обучающимися;
- Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями - предметниками в классе;
- Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и пр. форм;
- Выносить на рассмотрение администрации, методического Совета или Совета школы согласованные с коллективом класса предложения по улучшению воспитательной работы – приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу, по согласованию с администрацией обращаться в Советы содействия семье и школе на предприятия, в организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса.
Ответственность классного руководителя
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, распоряжений руководителя ОУ, должностных обязанностей, установленных настоящим Положением, в том числе за неиспользование предоставленных прав, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
Требования к уровню профессиональной подготовки классного руководителя
- Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:
- Знания и умения по общей и социальной педагогике; общей, социальной и возрастной психологии;
- Знание теоретических основ воспитания, владение технологиями воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации досуга школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);
- Знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков, владение эффективными методами изучения (диагностики) отдельной личности и группы;
- Знание основ физиологии, школьной гигиены;
- Знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся, Конвенции о правах ребенка, основ трудового законодательства;
- Знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики;
- Способности к самоанализу, самодиагностике, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю;
- Наличие организаторских умений и навыков;
- Наличие коммуникативных способностей;
- Высокий уровень духовно-нравственной культуры.
- Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная динамика:
- Состояние психологического и физического здоровья учащихся класса;
- Степень сформированности у учащихся понимания значимости здорового образа жизни;
- Уровень воспитанности учащихся;
- Процент посещаемости учебных занятий и внеучебных мероприятий;
- Уровень сформированности классного коллектива;
- Процент занятости учащихся в различных формах дополнительного образования (кружки, секции, студии и др.);
- Рейтинг активности классного коллектива и отдельных учащихся в школьных, муниципальных, республиканских, мероприятиях;
- Степень участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления.
Делопроизводство
- Разработка плана воспитательной работы на учебный год;
- Социальный паспорт класса;
- Картотека на каждого учащегося с указанием его физического состояния здоровья, индивидуальных способностей, склонностей, психологической оценки в коллективе;
- Оформление личных дел учащихся;
- Оформление классного журнала;
- Оформление протоколов родительских собраний;
- Составление отчетов по итогам воспитательной работы за учебный год;
- Показатели учебной деятельности (четверть, полугодие, год);
- Занятость учащихся в дополнительном образовании, общественных объединениях, творческих группах.