При планировании работы классному руководителю необходимо учитывать:
- результаты предыдущей работы и выводы, полученные в ходе анализа;
- педагогические и организационно-педагогические задачи;
- материалы, рекомендации педагогических и методических исследований по работе с учащимися и классным коллективом, родителями;
- передовой опыт страны, города, школы; возможности родителей, общественности; воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений; традиционные праздники учебного года; события, факты, связанные с жизнью страны, города, села; события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы, классного коллектива; дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями; планы школьного коллектива;
- предыдущие планы классного коллектива и классного руководителя.
       Необходимо различать планы работы классного руководителя, совместные планы педагогов и учащихся, родителей, а также планы самих подростков. Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы классного руководителя составляется с учетом тех дел, которые определены старшеклассниками, в нем отражается позиция классного руководителя по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультации для организаторов дела, методическая работа с активом ребят, педагогами школы, родителями и т.п. Классный руководитель может составлять различные планы:
- план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день;
- план работы или программа воспитания школьников по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например по нравственному воспитанию учащихся, профориентационной работе;
- план подготовки и проведения дела (родительское собрание);
- план работы с творческим объединением, с родительским комитетом и т.п.;
- план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.
       В большинстве случаев основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Структура плана воспитательной работе может быть самая разнообразная. В настоящее время в методической литературе предложены различные варианты структуры плана. План воспитательной работы может включать следующие разделы:
- Анализ педагогической работы за прошедший учебный год.
- Задачи работы классного руководителя на новый Учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:
- вытекают из анализа работы;
- отличаются от задач предыдущего года;
- конкретны и реальны для выполнения;
- пронизывают всю планируемую работу с учащимися и родителями, классным коллективом.
- Работа с коллективом учащихся.
- Взаимодействие с педагогическим коллективом.
- Работа с семьей, общественностью.
- Предполагаемый результат воспитательной работы и методики диагностики уровней воспитанности школьников.