Основным структурным элементов воспитательной системы школы является класс. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель.

       В начальных классах обязанности классного руководителя выполняет учитель, ведущий этот класс.

       На средней и старших ступенях обучения классный руководитель назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность классного руководителя введена также в средних специальных учебных заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, профессионально-технических училищах функции классного руководителя осуществляет воспитатель.

       С 1989 года в некоторых школах России начала вводится должность освобожденного классного руководителя (воспитателя).

Основные задачи классного руководителя

       Организация воспитывающей и развивающей деятельности - первый объект внимания педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И эта задача исходная. Ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а развитие личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам.

       Организация и развитие коллектива - второй объект внимания и задача классного руководителя.

       Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей - третья задача воспитательных воздействий классного руководителя.

       На основе данных социологического анализа деятельности классных руководителей Ярославской области выделяются четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями.

       Деятельность классного руководителя включает следующие направления: диагностическое, проектировочное, конструктивное, коммуникативное, организаторское.

       Вместе с тем, опираясь на данные культурологии, можно говорить о наличии индивидуального социокультурного пространства личности.
Рис. Индивидуальное социокультурное пространство личности
(Л – личность, 1 - этническое бытие,2 — социальное бытие, 3 - экономическое бытие, 4 - политическое бытие, 5 - семейное бытие, 6 — профессиональное бытие, 7 - нравственное бытие, 8 — экологическое бытие, 9 — правовое бытие, 10 - эстетическое бытие, 11 —религиозное бытие, 12 и т.д. - можно еще целый ряд показателей такого пространства).