План будет помощником в работе, если при его составлении выдерживается ряд требований:
- Целенаправленность, то есть планируемое содержание и формы работы, должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должны способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику использования.
- Ориентация на реализацию потребностей и интересов подростков, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
- План должен быть результатом совместного творчества педагогов, учащихся и их родителей.
- Связь педагогического процесса с жизнью общества, практической деятельностью подростков или молодежи, что означает создание условий для применения школьниками знаний на практике; отражение основных событий страны в жизни коллектива; включение ребят в активную деятельность, преобразование окружающей среды.
- Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает:
- разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей подростков; положительное влияние на разные стороны, свойства личности;
- включение старшеклассников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение старших подростков.
- Предусмотрен и е условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
- Обеспечение преемственности содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы.
- Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций; педагогическая обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива, каждая из которых может быть реализована конкретными делами.
- Реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход планирования можно представить тремя этапами:
- составление классным руководителем проекта плана (его контуров);
- коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов классным руководителем, сбор предложений, идей учащихся, родителей, учителей класса);
- внесение классным руководителем корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана.