Kлассные часы можно подразделить на три вида:
- К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта.
Учащиеся лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, классные часы на тему: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Как развивать память», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Режим дня и ДОТ школьника» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов: врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя - оказать им помощь в подготовке выступления.
- Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся.
Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с подростками или молодыми людьми. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.
- Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся.
Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников - совет дела. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам учащиеся проявляют много выдумки, фантазии. Между группами возникает дух соревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог незаметно направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и микроколлективов. Данный тип классных часов возможен в том случае, если:
- школьники имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она близка и доступна им для самостоятельного осмысления;
- значительная часть учащихся владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, самостоятельна и ответственна;
- актив, совет дела способен стать организующим и координирующим центром при подготовке и проведении классного часа.
       Выбор вида воспитательного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний поданной проблеме, опыта коллективной деятельности, сформированности классного коллектива, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.