Воспитание как предмет
теории
В этом разделе
рассматривается сущность процесса воспитания. Теория воспитания —
одна из научных дисциплин педагогики, которая изучает процесс
воспитания именно как педагогический процесс. Сущность воспитания как педагогического
процесса, его закономерности и принципы, методы и формы, его организацию и
осуществление в разных социальных институтах — все это изучает теория
воспитания.
Напомним вкратце то, что вы знаете о
воспитании из первых глав, и одновременно поставим проблему. Со второй
половины 90-х гг. недавно ушедшего XX в. в
нашей стране большинство специалистов по педагогике
считают предметом педагогики образование, а
не воспитание, как это было ранее. Можно сказать, что термину «образование» дано значение термина «воспитание». Это произошло главным образом
потому, что во всем мире для обозначения процессов воспитания и обучения
используется слово «образование». И
оно, так же как слово «воспитание» в нашей отечественной традиции, имеет сегодня два значения. Первое, образование — это институт социализации, система
образования, реальная сфера жизни общества, социальная функция, благодаря которой происходит
подготовка молодого поколения
к жизни, передача знаний, опыта, норм и ценностей от одного поколения к другому. Это
древнее как мир занятие, появившееся с возникновением человеческого общества,
развивавшееся вместе с ним и теперь уже давно ставшее одним из важнейших
социальных институтов. Повторяем, в
английском языке, главном из международных языков, «education» и значит «образование» в этом широком
социальном значении. Заметим опять, что в отечественной традиции педагогами
старшего поколения в этом значении употреблялось слово «воспитание».
Как бы то ни было, замена этих терминов
произошла в педагогической литературе и, очевидно, должна осуществиться в
сознании и старых и новых педагогов, тем более что вторая редакция Закона РФ
«Об образовании» к этому обязывает. В нем образование
является базовым термином и обозначает «целенаправленный процесс воспитания и обучения
в интересах человека, общества,
государства»!. В этом процессе констатируется достижение
гражданином установленных
уровней образования, которое в международной практике и обозначается словом «education». Правда, в
настоящем Законе образование обозначает не широкую функцию социализации
человека, а организованный процесс воспитания и обучения в рамках системы
образования страны — это второе, собственно педагогическое, значение слова
«образование». Конечно, этот процесс является частью, и, пожалуй, наиболее важной
частью, социализации личности в течение всей ее жизни в обществе, проходящей
под воздействием различных социальных и биологических факторов.
Таким образом, слово «образование»
имеет одно значение — социальное явление, функция, и другое значение — целенаправленный педагогический процесс, что и
составляет предмет педагогики. И значит,
если Россия, ее граждане ориентируются на интеграцию в мировое
образовательное пространство, мы должны принять эту терминологию, слово
«образование» как базовое, основное в социальной системе страны и общества, а также в
педагогической науке и практике.
Тем не менее
термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все
свои значения и может употребляться как синоним термину
«образование» в вышеуказанных смыслах. Уточним их. Воспитание в широком
социальном смысле — совокупность
формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу
из поколения в поколение социально-культурного опыта, норм и ценностей. В этом
значении воспитание ближе всего к тому, что в социологии и других науках о поведении
(психологии, философии, педагогике) называют социализацией личности. Под
социализацией понимают процесс социального развития человека под влиянием всей
совокупности факторов социальной жизни, процесс освоения человеком социальных
ролей, норм поведения в обществе. Воспитание же рассматривается в науке как
один из факторов развития, социализации человека и определяется как
целенаправленный процесс формирования личности в рамках организованной
воспитательной системы, как совокупность влияний, взаимоотношений,
взаимодействий идей в разных сферах жизни (в семье, в системе образования, в
различных социальных группах, объединениях). Итак, теория воспитания изучает
воспитание как педагогический процесс, организованный и направленный на
формирование личности. Термин воспитание имеет и узкое педагогическое значение
— специально организованная деятельность, направленная на формирование
определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и
воспитанников в рамках воспитательной системы. Деятельность
педагогов в таком случае называется
воспитательной работой. Сказанное можно представить в схеме.

Смена терминов
в отечественной педагогике — это не просто игра в слова, хотя и не без
этого. Это отражение глубоких перемен в нашей стране, начавшихся в конце XX в. во всех сферах, в том числе в образовании. Суть
перемен в образовании состоит в том, что от старой концепции (коммунистическое
воспитание) пришлось отказаться, она отражает представления о воспитании, Неадекватные сегодняшним
требованиям. Однако отказ от старого не привел автоматически к появлению новой концепции, скорее, можно говорить о кризисе образования и воспитания в стране. Его
проявление состоит в том, что большинство школ и внешкольных учреждений
перестали целенаправленно Заниматься воспитательной работой с детьми и
подростками. Многие общественные детские и
молодежные организации тоже перестали существовать. Молодежь оказалась в
моральном вакууме, дезориентированной, лишенной определяющих жизненных идей, притом положение усугубляется сложной социально-культурной
обстановкой и агрессивной средой, где одно из ведущих Мест занимают средства
массовой информации, шоу-культура и... сама молодежная субкультура с
многочисленными неформальными объединениями, увлечениями,
которые граничит с психическими эпидемиями. И к этим последним можно отмести массовое курение табака и
потребление пива. Семья и семейное
воспитание тоже находятся в кризисе и чаще всего не способны что-то
сделать. Таким образом, все ведущие факторы воспитания (семья, школa, улица) оказались не способны эффективно выполнять
свои функции.
Ни педагогическая теория, ни практика не нашли пока
достаточно приемлемых и обоснованных
подходов, концепций воспитания в стране. Следствием общего кризиса в стране и
в ее системе образования, воспитания явились рост (взрыв!)
безнадзорности несовершеннолетних, рост преступности среди Молодежи,
алкоголизм, наркомания, детская проституция, молодежный вандализм и прочие
отклонения в поведении. И это проходит на фоне весьма тревожного состояния дел в воспитании во всем мире,
в том числе в развитых странах, к которым мы себя причисляем и/или хотим
принадлежать.
Вот что пишут
педагоги о проблемах молодежи в мире.
Современная
цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат
антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих
учащихся. Среди школьников распространены пессимизм, неверие в светлые
жизненные перспективы. Во Франции, например, из 5 тыс. опрошенных подростков каждый второй
заявил о разочаровании в таких ценностях,
как гуманизм и прогресс. Из опрошенных в 1991 г. 12 тыс. японских школьников 39% увидели
будущее в сером цвете, 15% — в черном.
Среди детей и
подростков усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная
самостоятельность, скудный опыт социальной жизни. К примеру, в Японии,
как показали исследования 1985
г., 46% школьников не встают по утрам самостоятельно,
56% не убирают свою комнату. Из 1 тыс. школьников средних учебных заведений
около 35% никогда не готовили себе еду. Дети часто не умеют затачивать карандаш
перочинным ножом, не могут хорошо отжать мокрую тряпку и пр.
В последние 40
лет средний школьник весьма подрос; более ранним становится половое созревание
подростков. Весьма заметна, например, физическая акселерация детей в Японии.
Рост выпускника начальной школы с 1950 по 1992 г. увеличился на 13,5 см, выпускника младшей
средней школы — на 17,7 см,
выпускника старшей средней школы — на 8,9 см. Соответственно средний вес — на 9,5,
15, 9,8 кг.
Аналогичные явления наблюдаются и в других странах мира.
В связи с
физической акселерацией детей у школы возникли серьезные педагогические
проблемы. Как замечает японский исследователь С. Мураяма, поскольку у
школьников взросление души не поспевает за физическим развитием тела,
возникает разлад между переполняющей душу энергией и общепринятыми
нормами поведения.
Опасность
дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир переживает
вспышку наркомании, алкоголизма, проституции, преступности среди
подростков. Многие школы захлестнула волна насилия. Эти тревожные явления — следствие роста
нечувствительности многих подростков, что опустошает
их внутренний духовный мир. Жертвами издевательств обычно оказываются
наиболее развитые дети, что отражает специфику детских отношений, в которых часто присутствует болезненно-нервозная
реакция при контактах различающихся
по уровню развития интеллекта подростков.
В США, по
официальным оценкам, школа оказалась «очагом наркомании и насилия».
В течение 80-х гг. число выпускников начальной школы, употреблявших наркотики,
утроилось. К концу 80-х гг. 51% учеников младшей средней школы пользовались
тем или иным наркотиком. В 80-х гг. ежегодно около 1 тыс. учителей подвергались со стороны учащихся
нападениям, около 70 тыс. — ограблениям, до
125 тыс. — угрозам физической расправы. С 1977 по 1983 г.
процент учителей, пострадавших от физического насилия, вырос на 50%. Волна насилий и преступлений среди
учащихся не спадает. В 80-х гг. она
устойчиво держалась на отметке 3 млн. От преступлений ежегодно страдало
свыше 180 тыс. учащихся; почти 135 тыс. детей и подростков приходили на занятия с огнестрельным оружием.
Растут жестокость и правонарушения в
школах Западной Европы. В Германии, например, в 29 учебных заведениях Берлина
лишь за 1 месяц 1990 г.
было зарегистрировано около 100 преступлений (разбой, вымогательство,
увечья, шантаж и пр.).
Не менее
огорчительна статистика во Франции, где в середине 80-х гг. более 6%
старшеклассников систематически употребляли наркотики, 13% — алкоголь.
На улицах французских городов орудуют шайки подростков —
«экзистенциалы», «плуты», «чернорубашечники». Не пустуют исправительные
заведения для подростков. Так, в детской тюрьме Иври (пригород Парижа)
постоянно находятся около 3 тыс. заключенных.
Не миновали
проблемы детской жестокости, преступности и Японию. Если в 1966 г. было арестовано 150
тыс. подростков, то в 1983 г.
— уже 190 тыс. (20 человек на 1 тыс. сверстников). Специалистов настораживает
увеличивающийся процент преступлений, совершенных девочками-подростками.
Головная боль японских педагогов — драки школьников. В обстановке
насилия и физических расправ отмечены самоубийства школьников (в 1987 г., например, их было
около 500). «Жить так, как живу я, — сущий ад», «У меня нет сил заниматься в
школе из-за одноклассников, которые жестоки со мной и из-за которых я боюсь
ходить в школу», — писали в предсмертных записках юные самоубийцы.
Лавина детской
преступности, насилий и издевательств нахлынула на школу России. В
90-х гг. в среднем ежегодно до 90 тыс. детей совершали уголовные преступления.
В одном только 1997 г.
детьми и подростками совершено было свыше 200 тыс. уголовных преступлений.
Мировая
общественность крайне встревожена ростом бездуховности школьной
молодежи, о чем говорят, например, результаты одного из опросов в 1989 г. Института Гэллапа
(США). На вопрос «Каковы наиболее острые проблемы, стоящие перед школой?»
американцы в порядке убывающей значимости дали следующие ответы:
распространение наркотиков, низкая дисциплина, алкоголизм, преступность, низкие
моральные стандарты, неуважение преподавателей и товарищей.
Изъяны в
духовном становлении учащихся — результат множества слагаемых. Здесь и
неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с
ее насилием и жестокостью, и особенности групповой психологии
подростков, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Жестокость,
нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений,
социального положения — таковы недостатки воспитания в школе,
которое нередко несет печать авторитарности и антигуманности.
Как реагируют
на эту ситуацию родители, учителя, педагогическая наука, пресса, власть,
общество? Что сегодня должны знать о воспитании, социальных и
педагогических проблемах детей и молодежи те, кто уже работают в разных
сферах экономики, культуры, политики, управления, те, кто сейчас учатся и
читают такие тексты, а завтра будут работать психологами, юристами,
экономистами, инженерами, менеджерами и т. д.? Как они должны
относиться к этим вопросам, понимать их и, наконец, должны ли они что-то делать
для решения проблем детей и молодежи? Студенты вузов, которые
читают такие книги, кажутся в основном нравственно здоровыми, современными,
образованными людьми. Думается, что знание проблем развития и воспитания
молодежи им нужно по нескольким причинам. Во-первых, для собственного
личностного развития и роста, людям давно известна мысль, что начинать воспитание,
решение гуманитарных проблем надо с себя. Во-вторых, для правильного воспитания
будущих собственных детей. В-третьих, каждому необходимо смотреть на
мир хоть немного глазами педагога и
гражданина, человека, имеющего чувство ответственности за юных граждан нашей страны и думающих о ее
будущем. Вот это (откроем тайну) —
сверхзадача этого текста: сделать человека любой специальности, члена нашего общества немного педагогом.
Нетрудно догадаться, что главные
проблемы этого раздела, теории воспитания
таковы: что в науке и практике известно о воспитании детей и молодежи и какие
концепции, модели, технологии воспитания следует сегодня разрабатывать,
искать, применять для решения указанных выше проблем.