СЛОВАРЬ
Абстрагирование
— мысленное
отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств,
связей.
Авторская
школа —
учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы
учителей.
Адаптация
— процесс и
результат становления индивида социальным существом.
Адаптация
(школьная) —
процесс приспособления ребенка к условиям школьной
жизни, к ее нормам и требованиям.
Анализ
— мысленное
разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления:
Анкетирование
— метод
массового сбора материала с помощью специально
разработанных опросных листов (анкет).
Аннотирование
— краткое,
свернутое изложение содержания прочитанного
без потери существенного смысла.
Безнадзорность
детей —
общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны
родителей или лиц, их замещающих.
Беседа
— диалогический
метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит
учащихся к пониманию нового материала
или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беспризорность
— общественное
явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении
несовершеннолетних.
Валидностъ — соответствие теста целям
диагностики.
Вид
обучения —
обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной
деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения;
функции используемых средств, методов и
форм обучения.
Воспитание
(узкое педагогическое значение) — специально организованная деятельность, направленная на формирование
определенных качеств человека,
осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках
воспитательной системы.
Воспитывающие
ситуации —
обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы
педагогом.
Гипотеза
исследования —
научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической
проверке.
Гуманизм
— направление
мышления и деятельности, Ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл
жизни при безусловном уважении свободы
каждой личности.
Движущие
силы —
противоречия между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения (как
учителем, так и самим учеником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков.
Девиантное
(отклоняющееся поведение) — система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически
сложившимся культурным,
нравственным, правовым и психологическим нормам.
Детская
общественная организация — самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо
социальной идеи (цели),
имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее
уставе или ином, учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
Диагностика
педагогическая —
изучение состояния педагогического процесса.
Дидактика
— наука об
обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
Дидактическая
игра —
коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом
объединены решением
главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Домашняя
самостоятельная работа — составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся
потребности к постоянному
самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Закон
— объективная,
устойчивая, существенная связь между явлениями, сторонами процесса.
Закон
педагогический —
категория, обозначающая объективные, существенные,
необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования,
компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации,
развития и функционирования.
Закономерности
воспитания (обучения) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса
обучения (воспитания).
Запущенность
педагогическая —
отклонение от нормы в поведении ребенка,
обусловленное недостатками воспитания.
Интериоризация
— перевод
социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности,
т. е. образование новых по мере развития психологических структур личности.
Категория
— научное
понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
Классный
руководитель —
непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо,
назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
Классный час — собрание учеников класса для
обсуждения классных дел.
Контроль
— наблюдение за
процессом усвоения знаний, умений и навыков.
Конференция
(учебная) —
организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование
знаний.
Концепция
воспитания (обучения) — цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании,
методах, средствах, формах.
Коррекция
— система
специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков
психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Личность
— человеческий индивид
как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, Детерминированный
конкретно-историческими условиями жизни
общества.
Менеджер
— профессионал,
задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа
работников, функционально подчиненных
ему.
Методика
воспитательной работы — прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и
методы организации воспитательной
работы.
Методология
— 1) система принципов
и способов организации и построения
теоретической и практической деятельности; 2) учение о науч-
ном методе познания; 3) совокупность методов,
применяемых в какой-либо науке.
Методология
педагогической науки — учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования
педагогической действительности.
Методы
воспитания —
совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы
и сознания учащихся,
для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы
контроля —
способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности
обучаемых и педагогической работы
обучающих.
Методы
обучения —
способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими
образовательных целей.
Методы
педагогического исследования — способы получения научной информации с целью установления
закономерных связей, отношений, зависимостей
и построения научных теорий.
Методы
управления —
способы достижения поставленных целей управления.
Мировоззрение
— система
философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений,
которые отражают в сознании человека общую картину мира и*определяют направленность его деятельности.
Молодежная
субкультура —
система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и
характеризующая жизнь подростков,
молодежи.
Мораль
— совокупность правил,
норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам
и друг другу.
Наблюдение
—
целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Наказание
— выражение
отрицательной оценки, осуждения действий и поступков,
противоречащих нормам поведения.
Неформальные
объединения молодежи — одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы
сверстников, объединенных
занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.
Образование (как процесс) — специально организованное взаимодействие педагогов
и воспитанников в ходе реализации содержания образования.
Образование (как результат) — характеристика достигнутого уровня образованности.
Образованность личности — характеристика, показатель определенного уровня
усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов
практической и познавательной деятельности.
Обучение — активная целенаправленная познавательная
деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся
приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется
интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и
потребности, а также нравственные качества личности.
Общение — одна из универсальных форм активности личности
(наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии
контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Отметка — условное выражение количественной оценки знаний,
умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
Оценка — определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Парадигма — теория, принятая в качестве образца решения
исследовательских задач, т. е. научный подход.
Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании детей и
взрослых.
Педагогическая деятельность — разновидность профессиональной деятельности,
направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и
воспитания.
Педагогическая профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником
существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях
людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для
становления и преобразования личности другого человека, управление процессом
его разностороннего развития педагогическими средствами.
Педагогическая технология — научное проектирование и точное воспрялт изведение
гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогический процесс — последовательная смена состояний педагоги ческой
системы.
Педагогический менеджмент — а) комплекс принципов, методов, организационных
форм и технологических приемов управления педагогическими системами,
направленный на повышение эффективности их функционирования и развития; б)
научно организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень —
управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление
деятельностью учащихся.
Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт (разной продолжительности
по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные
изменения в поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое мастерство — совершенное владение педагогической технологией.
Повышение квалификации — вид дополнительного профессионального образования,
направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных
трудовых функций.
Поощрение — выражение положительной оценки, одобрения, признания
качеств, поступков, поведения школьника или группы.
Правила обучения — конкретные указания учителю, как надо поступать в
типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Прием воспитания (обучения) — составная часть или отдельная сторона метода воспитания
(обучения), т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
Принципы воспитания (обучения) — основные (общие, руководящие) положения,
определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания
(обучения) в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы управления — основополагающие идеи по осуществлению
управленческих функций.
Проверка — система действий и операций для контроля за
усвоением знаний, умений и навыков.
Прогнозирование—научно-аналитический этап и основа для составления
перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.
Профессиональная ориентация — процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии
в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.
Профессиональное самоопределение — состояние готовности выпускника к реальному и
осознанному выбору профессии.
Развитие — процесс количественных и качественных изменений в
организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный
влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает,
оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным
институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
Содержание воспитания — совокупность знаний, норм поведения, ценностей,
идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые
подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир
личности.
Содержание образования — педагогически адаптированная система научных
знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо
овладеть обучающимся.
Социализация — процесс социального развития человека под влиянием
всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм
поведения в обществе.
Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание,
осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в
организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Социум — окружение, в котором формируется человек.
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся
субъективными условиями успешного осуществления определенного рода
деятельности.
Средства воспитания — различные виды деятельности, орудия труда, предметы
культуры, включенные в деятельность.
Средства обучения (дидактические
средства) — источники получения
знаний, формирования умений.
Стандарт образования — система основных параметров, принимаемых в качестве
государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и
учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению
этого идеала.
Структура урока — соотношение компонентов урока в их определенной
последовательности и взаимосвязи между собой.
Субкультура — комплекс морально-психологических черт и поведейче;
ских проявлений, типичных для людей определенного возрастного и определенного
профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный
стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной
группы.
Тест — стандартизированная процедура измерения.
Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых
обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее
объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Технология — проект, разработка, описание процесса воспитания
(обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.
Управление — целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей
и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного
результата (цели).
Урок — форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение
точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность
постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них,
используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для
того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета
непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития
познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
Учебная программа — нормативный документ, очерчивающий круг основных
знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно
взятому учебному предмету.
Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по
определенному учебному предмету.
Учебный план — нормативный документ, который определяет состав
учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения;
недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого
предмета; структуру и продолжительность учебного года.
Учебный план базисный — основной государственный нормативный документ,
являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта.
Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а
для полной средней школы — Министерством образования РФ.
Учение — целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность
ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении
воспринятых фактов, в закреплении и применении
полученных
знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе
собственных познавательных потребностей.
Фактор — движущая сила, причина
какого-либо процесса, явления.
Форма воспитательной работы — организационная структура,
педагогическое
действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.
Форма обучения (как дидактическая
категория) —
внешняя сторона организации учебного
процесса.
Форма организации обучения — конструкция отдельного звена
процесса обучения,
определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).
Функции управления — виды деятельности органов
управления и должностных лиц, с помощью
которых они воздействуют на управляемый объект.
Ценности (духовные) — абстрактные идеи, воплощающие
общественные идеалы,
выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.
Человек — живое существо, обладающее даром
мышления и речи, способностью
создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство
физического и духовного, природного и социального,
наследственного и приобретенного.
Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в
условиях производства,
музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися
различных объектов и явлений действительности.
Эксперимент — научно
поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно
учитываемых условиях.
Экстериоризацня — перевод из внутреннего плана
во внешний, в деятельность среди людей.
Эмпатня — способность понимать,
чувствовать состояние другого, выражать
это понимание.
|