ЛИЧНОСТЬ
РЕБЕНКА
В
ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
Воспитание, с философской точки
зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является
постановка особых — воспитательных — задач, итогом — изменение психологических
характеристик личности.
Задача воспитания — организовать
взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств,
условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс,
прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т. е. параметров
актуальных и окристаллизованных отношений между людьми.
Смыслом воспитания является решение
гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой
культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность
как «мир человека», как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как
совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего
выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи,
воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности
существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое
может выступить причиняющей силой. Поведение этой личности сопровождается
самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает
другую ипостась - это отношение к самому себе.
Воспитание — это
формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит
человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические
предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные.
Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию
нравственности. Решение этой задачи — глубинный смысл воспитания, ибо, не
воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой
жизнедеятельности.
С этих позиций становится совершенно
неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда
заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на
пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и
вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания.
Гуманистическое воспитание
личности предполагает иное — формирование способности к саморазвитию, культивирование
импульса к самосовершенствованию, субъектом и движущей силой которого является
сама личность.
Уже в этих установках присутствует личность воспитанника.
«Введение» личности воспитанника в модель воспитания не проходит бесследно для
его логики. Личность воспитанника — творец самой себя. В механизмах
гуманистического воспитания она выступает действенной силой. Задача
стимулировать ее активность есть основная цель гуманистического воспитания.
Формирование целостной,
всесторонне развитой личности — цель воспитания. При описательном подходе к изучению
личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств:
ответственности, доброты, деловой активности, вежливости, галантности,
эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности...
Разные авторы называют разные качества, и у разных людей ядро
личности получается различным. Некоторые педагоги и психологи на различных
этапах развития ребенка выделяют различные ядра личности. Однако нужно выделять
не качества, а процессы, протекающие в личности:
·
самопознание,
·
самовыражение,
·
самоутверждение,
·
самоопределение,
·
самореализация,
·
саморегуляция.
Образ ребенка, образ
человека —
эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы чаще имеем
желаемый образ, идеал школьника, а не действительный образ. Каждый учитель
видит образ ребенка только через его отношение к учению, т. е. образ
ребенка-ученика. Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Надо же
видеть личность, субъект воспитания, который невозможен без описанных выше
шести свойств личности.
Эта проблема настолько важна, что в
западных странах возникло движение антипедагогов, которые хотят защитить
ребенка от любых воспитательных воздействий. По их мнению, учитель должен дружить
с детьми, но не воспитывать. У них есть антипедагогический образ ребенка и
антипедагогическая модель человека. Ребенок якобы сам чувствует, что ему нужно.
Он якобы не является объектом воспитательного воздействия. Антипедагогическая
ассоциация в Австрии называется «Дружба с детьми». Несмотря на всю привлекательность
названия, многое в ее деятельности представляется сомнительным. С точки зрения
этой ассоциации, воспитание — это целенаправленное насилие, разрушающее
личность ребенка.
Нашим же педагогам ближе всего идея
воспитания как воздействия взрослых на детей, сотрудничества.
Воспитание — это жизнетворчество. Воспитание— это процесс идентификации
личности. Если придерживаться такой позиции, то не возникнет никаких
разногласий. Не может быть единых рецептов воспитания.
Основные функции воспитания:
1. Сохранение, передача и
воспроизводство культуры.
2. Обеспечение исторического процесса
смены поколений, т. е. социализация личности. Социализация — это обеспечение -
вхождения ребенка в жизнь (мы ведь нередко готовим маргиналов — людей, не
вписывающихся в общество).
3. Развитие творческого потенциала
личности, защита и охрана ребенка.
Эти функции можно сформулировать
короче:
·
созидательно-культурная,
·
социализации
и адаптации,
·
человекообразующая.
Таким образом, от воспитательных
функций школу освободить нельзя.
Несмотря на недостатки концепции
Маркса человека как объектной концепции, отрицать ее полностью тоже нельзя.
Многое в этой концепции до конца еще не прочитано. Да и лучше Маркса человека
как социализированное существо еще никто не описал.
Концепция биосоциального человека
воплощается в способности воздействия человека на обстоятельства (окружающую
жизнь) и человека, т. е. в личность авторитарную. Ведь такой человек все время
борется с обстоятельствами. Авторитарная личность — это порождение нашего
массового воспитания.
В 1956 г. в США были выполнены
исследования, вылившиеся в книгу Т. Адорно «Авторитарная личность». Согласно
его утверждениям, авторитарная личность — это личность конвенциальная,
опирающаяся на нормативы, правила, конвенции и другие документы и не
допускающая никаких отклонений от них. Эта личность делит людей на «своих» и
«чужих». Она негативно относится к инакомыслию и национальным меньшинствам;
постоянно нуждается в сильном лидере, наделяет его только положительными
чертами и не допускает его критики. Она характеризуется неразборчивостью в
области сексуальных отношений, повышенным интересом в сфере власти, косностью.
То есть это личность подавляемая и сама склонная к подавлению. Это типичный
«Хомо советикус».
Концепция религиозного человека
формирует личность аскетическую, чуждую радостям, но целеустремленную.
Концепция Ф.М. Достоевского формирует
личность духовно богатую. Здесь — и сознание, и культура.
Концепция психоаналитическая ведет к
личности, способной осознать, что происходит с человеком, перейти от
бессознательного к сознательному. То есть формируется личность культурная,
сознательная, рефлективная. Рефлективность — это способность к раздумьям, к
самоанализу.
Даже этот неполный прогноз дает
представление о том, как важно выбрать концептуальный подход в воспитании. И.
Кант разделил вопрос «Что такое человек?» на три составляющих: Что я могу
знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Сопоставляя различные
концепции человека, нетрудно заметить, что на вопросы: «В чем смысл жизни?», «В
чем истина?», «В чем спасение Человека?» большинство из них отвечают: «В культуре
и в Боге».
Обозревая все поиски образа человека
и помня, что мы работаем не в религиозной, а в светской школе, можно прийти к
выводу о том, каковы главнейшие цели воспитания. Несомненно, мы должны быть
причастны к концепции человека культуры.
Древнейшие модели человека культуры
описаны в трудах Плагона и Конфуция;
Конфуций (Кун-цзы) жил с 551 по 479 г. до н. э. Написал книгу
по философии, «Изречения», «Афоризмы», «Мысли мудрых людей». Он считал, что
нравственный принцип начинается в отношениях между мужем и женой, но
пронизывает всю Вселенную и завершается лишь в глубинах ее. Основные элементы
конфуцианства:'
·
Жень
— благоволение к окружающим, великодушие.
·
Цзюнь-цзы
— идеальный нравственный характер, «благородный муж».
·
Ли
— принцип взаимного уважения и почтения.
·
Дэ
— нравственная сила примера без применения насилия, воспитание ума и характера.
·
Вэн
—признание силы искусства.
Платон (427—347 до н. э.), описывая совершенную добродетель,
видел в ней четыре рода: разумение, справедливость, мужество и
здравомыслие. Способности он тоже видел в четырех вариантах: ум, гело, умение
воевать и иметь богатство, умение творить и терпеть. В целом, говоря о
человеке, Платон делил данные ему блага надушевные и телесные. Душевные — это
справедливость, разумение,
мужество, здравомыслие и т. п. Телесные блага — красота, хорошее сложение,
здоровье, сила. Обобщая эти модели, можно так сформулировать черты,
определяющие древнейший образ человека культуры:
·
глубокое
и длительное образование;
·
развитые
способности;
·
истинная
нравственность в поступках и жизни;
·
забота
о своей закалке и физическом здоровье;
·
умение
управлять людьми (у Конфуция, например, особо были сформулированы пять качеств
для государственного управленца).
В дальнейшем, по мере зарождения
религий, эту модель дополнило новое качество — духовность (религиозность), а в
средние века, по мере формирования цехов и специализации производства, —
профессиональная подготовленность.
В XX в. в нашей стране произошло
катастрофическое разрушение этой модели. Вначале она стала делиться на две
части, и стали говорить: «Человек культурный — это человек образованный +
специалист». К 30-м гг. первая часть стала угасать. Постепенно дошли до того,
что человек культурный - это образованный специалист. К началу Великой
Отечественной войны в сознании нашего общества твердо закрепилось, что человек
культурный — это «специалист» (и даже короче — «спец»).
В наши дни актуализируется задача
возрождения образа человека культуры. Однако, прежде чем поставить цели и
задачи воспитания, необходимо обеспечить определенность и диагностичность
цели, учитывая сензитивные периоды развития личности. Эти периоды особенно
чувствительны к воздействиям определенного плана. Сензитивные периоды связаны с
тем, что на первый план выдвигаются либо биологические, либо социальные задачи.
Почти у всех людей обнаруживается ступенчатость хода жизни, или волнообразное
течение, которое проявляется в существовании особых «узловых точек»,
соответствующих годам жизни: 6—7 лет, 12—13, 18-19, 25-26 лет и далее. Период
примерно в 6-7 лет. Эти «узловые точки» характеризуются тремя главными признаками:
·
прояснением
и усилением духовной жизни;
·
качественными
изменениями относительно других «узлов»;
·
особой
чувствительностью организма.
Принцип сензитивности был
сформулирован в начале века М. Монтессори и в дальнейшем развит японским
педагогом Судзуки, который, оттолкнувшись от принципа «освоения родного
языка», сделал вывод, что для каждой способности есть свой сензитивный период
развития. Некоторые авторы называют период сензитивности не в 6— 7 лет, а в 2-3
года. И это соответствует действительности.
Цели воспитания нужно
индивидуализировать не только с учетом возраста ребенка, но и его пола: у
мужчин в характере преобладает стремление взять на себя все трудности, а у
женщин — во всем поддержать дом (не случайно ведь в древности женщина называлась
«берегиней»).
Когда мы говорим о воспитании, о
становлении личности, необходимо признавать роль наследственности, роль среды
и роль воспитательной работы.
В заключение следует подчеркнуть, что
многое в человеке зависит от того, какие подходы были ведущими в его
воспитании. Педагоги различают личностный, ценностный (аксиологический) и
деятельностный подходы. Весь драматизм деятельностного подхода в воспитании
российское общество пережило в 20—80-е гг. текущего столетия. Последствия
«деятельностной» педагогики будут давать о себе знать еще много десятилетий. В
цивилизованной стране доминирующими должны быть личностный и аксиологический
подходы. Не случайно в стране появились сейчас сотни экспериментальных школ
личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения. Педагогика должна
оперировать не только понятиями «обучение», «воспитание», но и такой
категорией, как культура.