ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
Воспитательная система:
сущность, структура, характеристика основных компонентов.
Многие ученые и педагоги-практики
прошлого и современности, как у нас, так и за рубежом (Ш. Амонашвили, Иванов, Караковский,
Кольберг, Кутьев, Никандров, Новикова, Селиванова, Сластенин, Сухомлинский,
Штейнер и др.) прилита к выводу, что воспитание - особая сфера и не может
рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Задачи обучения
tie могут быть
эффективно решены без выхода в сферу воспитания. Повышение эффективности
воспитательной работы связывают с созданием воспитательных систем (ВС).
Любая система есть совокупность
элементов, связанных между собой и образующих определенную целостность, единство.
Понятие «воспитательная система» органично связано с такими понятиями, как
«личность», «развитие», «отношения» «целостность», «структура», «компонент»,
«взаимосвязь», «результативность» и др.
К наиболее сложным видам
воспитательных систем относятся целенаправленные системы, функционирование
которых подчинено достижению определенной воспитательной цели, и самоорганизующиеся
системы, способные в процессе функционирования изменять свою структуру и
содержание.
Отсюда воспитательная система -
сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное,
саморегулируемое и управляемое.
Воспитательные системы многообразны.
Они могут создаваться в школах разного типа, учреждениях культуры,
дополнительного образования, в детских организациях и объединениях и т.п.
В основу создания воспитательной
системы как модели положена теоретическая концепция, которая включает цели,
задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В
качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие активной, творческой
личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизни
общества.
Теоретическая концепция ВС
реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах (управление, содержание,
организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и
содержание.
Управление ВС рассматривается нами
как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия),
организация дела (тактика), контроль и оценка результативности.
Для любой воспитательной системы
характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее
компонентами, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношениях с
которым система проявляет свою целостность.
Эффективная воспитательная система
способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным
центром воспитания в школе и социуме.
ВС не статичное, а динамичное
явление, поэтому для ее успешного создания и управления надо знать механизмы и
специфику ее развития.
Опыт показывает, что воспитательная
система проходит в своем развитии четыре основных этапа.
Первый этап -
становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует
выделить прогностическую стадию. Главная цель первого этапа - выработка нового
педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. Основными
методами становления ВС являются методы убеждения, требования, перспективы.
Темпы системообразования в этот период должны быть достаточно высокими.
Второй этап -
отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов соуправления
и самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности,
приоритетные направления функционирования системы, закрепляются традиции, идет
отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Трудности
педагогического управления воспитательной системы школы на этом этапе связаны с
согласованием темпов развития ученического и педагогического коллективов.
Третий этап -
окончательной оформление системы. На данной стадии коллектив - это содружество
детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями
сотрудничества, творчества. В центре внимания здесь - воспитание свободной,
гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического
стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры. Внимание
акцентируется на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления,
саморазвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и
передача их от поколения к поколению.
Четвертый этап
- перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо
революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением
дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому «кризису системы».
Этапы развития воспитательной системы
сообразуются со стадиями развития коллектива, являющегося ее ядром.
Для определения уровня
сформированности воспитательной системы школы исследователи используют две
группы оценок:
критерии факта и критерии качества.
Первая группа позволяет ответить на
вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система. Вторая дает
представление об уровне ее сформированности и эффективности.
Группа критериев факта включает следующие основные показатели: упорядоченность
жизнедеятельности школы в соответствии с разработанной концепцией; наличие
коллектива единомышленников; создание психолого-педагогических условий для
становления и развития системы.
Группу критериев качества характеризуют: степень приближенности системы к поставленным
целям; реализация педагогической концепции на основе принципов сотрудничества и
сотворчества; благоприятный психолого-педагогический климат школы,
гуманистические отношения, демократический стиль общения, социальная
защищенность педагога и ученика; профессионализм и педагогическая культура
учителя, ценностные ориентации и высокий уровень воспитанности учащихся.
Данные критерии условны, они могут
быть расширены и конкретизированы применительно к той или иной воспитательной
системе.
Итак, воспитательная система
развивается успешно, если она целесообразна и современна, находится в центре внимания
всего педагогического коллектива и постоянно совершенствуется на основе
принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к
организации деятельности.
ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
В современном мире существуют
многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую
модель, основанную на конкретном философском учении.
Назовем некоторые хорошо известные
воспитательные системы.
Воспитательная система вальдорфских
школ. Вальдорфские школы существует с начала двадцатого века, и их популярность
растет. Главная идея - человек является отражением трех миров, единством трех
тел - физического, духовного и душевного.
«Воспитательная система общей
заботы». Идея была выдвинута ленинградским ученым И.П.Ивановым в конце 50-х гг.
XX в. В основе
создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы:
социально полезная деятельность детей и их наставников, сотрудничество детей и
взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. Идея
«общей заботы» перекликается с идеями Л.Кольберга в «справедливых сообществах».
Развиваясь во внешкольной среде, методика коллективного воспитания строилась
первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной
структуры школы. Однако впоследствии многие школы, например средняя школа № 825 г.Москвы (директор
В.А.Караковский), средняя школа № 51
г.Рязани (директор О.Н.Маслюк), стали с успехом
использовать ее и в процессе обучения. Одной из наиболее важных характеристик
воспитательной системы, построенной на основ идеи «общей заботы», является
соуправление и самоуправление.
Воспитательная система «школы диалога культур». Идея диалога
на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методом целостного педагогического
процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе «школы
диалога культур», основателем которой является С.Курганов.
В этой системе находят свое
воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге («любая культура - это живой
процесс общительной связи»), идея Л.С. Выготского о тяготении развитого
интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В.С.Библера о философской логике
культур.
«школа диалога культур» актуальна в
условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом.
Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности.
Главное в культуре не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и
творчество.
Гуманистическая воспитательная
система современной массовой школы. Основатель этой системы — директор
московской школы № 825 В.А. Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность
школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей
играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности,
комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости
коллективного творчества. Для всего общешкольного коллектива характерно
отчетливое чувство «мы» по отношению к школе.
Организационно строение школьного
коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического
совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой
совет, включающий в себя педагогов и представителей от всех классов, начиная с
6-х. Большой совет собирается два-четыре раза в год. Большинство в нем
составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с
мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные
органы самоуправления: советы дела, совет «сборовских комиссаров», дежурные
командиры классов. Однако реальный механизм принятия решений существует далеко
не только в рамках официальных структур власти.
Существенной характеристикой системы
В.А. Караковского
является использование коммунарской методики, или методики коллективной
творческой деятельности.
Сборы и ключевые общешкольные дела
составляют функциональное ядро воспитательной системы. В повседневной жизни
школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учебной и внеурочной
деятельности. В школе используются коллективные, групповые формы работы на
уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные,
интегративные и разновозрастные уроки.
Рудольф Штейнер, основатель этих
школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось
бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и
окружающим миром.
Главный принцип
- принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность.
В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители,
которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы.
Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм,
методов образовательного процесса.
Религия, фольклор, различные ремесла,
занятия музыкой, ИЗО, театр, интегрированные знания о мире составляют основу
содержания разнообразной деятельности учителей и школьников. .
Яркое слово учителя, природные
материалы, игра, творчество - основные средства обучения и воспитания.
Воспитательная система школ
глобального образования. Модели Хенви и Боткина. Они сочетают общечеловеческий
и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию.
По мнению Хенви, суть глобального
образования - это совокупность следующих факторов: формирование непредвзятого
взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросс-культурная грамотность,
осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.
Суть новой теории обучения состоит в
переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного
обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным
подходом. Предвосхищение -это способность справляться с новыми ситуациями,
предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать
последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые
альтернативы и разделять ответственность за принятые решения.
В начальной школе (6 лет) приоритет
отдается развитию концептуальных основ. Умения - получать и перерабатывать
информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной
жизни, пользуясь родным и иностранным языком.
Приоритеты средней школы - широта
восприятия мира, возможность специализации и совершенствования базисных навыков
и умений на более высоком уровне.
Возможности специализации на старшей ступени предполагают
глобально-ориентированные направления специализации, не замыкающиеся в рамках
изолированного предмета: иностранные языки, современные системы и технологии,
страноведение, различные культуры и т.д.
Воспитательная система «справедливое
сообщество». Эта школьная воспитательная система появилась в США в 60-х гг. В
ее основе лежат идеи Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение
личности от низшей к более высоким ступеням морального развития.
«Справедливое сообщество» - это
воспитательная система, в которой свойственная большинству школ «нравственность
принуждения» заменяется «нравственностью сотрудничества». Это сообщество живет
по собственному кодексу поведения построенному на основе принципов
справедливости и заботы друг о друге. Идеи «справедливых сообществ» нашли
отражение в практике не только американских школ и университетов, но также
в разного рода исправительных
учреждениях.
«Справедливые сообщества» нацелены на
улучшение морального климата школы, для чего вводится ряд демократических
процедур: прежде всего равноправное участие администрации, учителей и учащихся
в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания,
общие собрания, становятся неотъемлемой частью жизни школы, возникают
собственные традиции и ритуалы.