МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ И КЛАССЕ

 

1.      Принципы планирования ВР.

2.      Технология создания плана ВР.

3.      Виды планов ВР.

4.      Функции организаторов ВР.

5.      Целевые программы ВР.

 

 

Всем воспитателям хорошо известна мысль Макаренко о «программе человеческой личности и коллектива», и его теория и практика «перспектив завтрашней радости» - «близкой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти не стали потребностью современного педагога практика.

Тем не менее, одной из функций школьного педагога является проектировочная деятельность, которая предполагает определение цели, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания.

План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных

 

Принципы планирования ВР

 

·        Целеустремленность, систематичность (ВП как система);

·        Конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);

·        Оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности);

·        Диалогичность;

·        Индивидуальность (целостное отношение к личности каждого);

·        Научность;

·        Непрерывность, преемственность и последовательность;

·        Разнообразие содержания, форм и методов;

·        Оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

·        Единство педагогического руководства и активности воспитанников;

·        Реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

·        Связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее;

·        Гибкость плана.

 

Как создается план ВР

 

1)     Ознакомление с гос. документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно-методических материалов МО и местных органов УО; изучение психолого-педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования ВР.

2)     Определение цели и задач на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания, личностного потенциала самого классного руководителя.

3)     Ознакомление с перспективным планом воспитания школы, отдельных детских и взрослых объединений; изучение опыта лучших классных руководителей; обсуждение перспективных дел с педагогами, работающими с классом, с родителями, работниками учреждений дополнительного образования…

4)     Планированию воспитательной работы должно предшествовать изучение детей и классного коллектива.

5)     Привлечение учащихся к планированию в различных формах (аукцион идей, письменный опрос, ящик или конверт предложений, «мозговой штурм» и т.д.).

6)     Изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат.

7)     Выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок и т.д.

Могут быть добавлены дела, обусловленные профилем школы и класса. Из всего этого и составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу перспективного плана.

 

Виды планов ВР

 

1.     Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых.

2.     Перспективный, календарный и перспективно-календарный.

3.     План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.

4.     План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового).

5.     План работы по развитию индивидуальности учащихся.

 

Общешкольный план ВР, как правило, включает в себя:

·        Анализ результатов ВР за предыдущий период времени;

·        Цель, стратегические и тактические задачи на будущее;

·        Научно-методическую тему исследовательской работы пед. коллектива.

·        Инструктивную и научно методическую работу с педагогами;

·        Общешкольная КТД;

·        Работа с научными кадрами  и ТО детей и педагогов;

·        Совместная деятельность с учреждениями, участниками ВП;

·        Работа по инновационным и традиционным направлениям;

·        Вопросы для педконсилиумов, педсоветов и т.д.;

·        Деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов;

·        Перечень возможных дел в классных коллективах, ТО, клубах и т.д.

В современной школе возможны и имеют место разные системы планирования ВР школы и класса (группы)

Приведем некоторые примеры.

Если классный руководитель строит свою ВР на основе системно-ролевого подхода, то в плане могут быть разделы: «Я и обществ», «Я и природа», «Я и школа», «Я и моя семья», «Я и мое Я».

Для наиболее целенаправленной работы по поддержке самопознания и самостроительства личности ребенка О.Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «здоровье».

В школе-гимназии № 1054 г.Москвы (директор Н.А.Шарай) схема планировании такова: срок, цель, ключевые дела, необходимая деятельность в компонентах воспитательной системы: уроки, классные дела, дела объединений допобразования, семьи учащихся, освоенная среда микрорайона, города; средства массовых информаций. 

 

ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАТОРОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Организаторы ВР

Основные функции

Деятельность

Зам.директора по ВР

Административная

Методическая

Организаторская

Технологическая

Прогностическая

Коммуникативная

Оценочно-результативная

Работа со взрослыми:

-  руководство педагогами;

-  координация ВР;

-  помощь в усвоении теории и методов воспитания, в повышении «воспитательной квалификации»;

-  создание условий для реализации способностей педагогов.

Работа с детьми:

-  создание, укрепление и развитие общешкольного коллектива;

-  работа с активом,

-  формирование и укрепление традиций;

-  подготовка общешкольных коллективных творческих дел 

Классный руководитель

Проектирующая

Организационно-деятельностная

Стимулирующая

Оценивающая

Охранно-защитная

Корректирующая

методическая

Развитие коллектива учащихся класса, создание условий защиты прав ребенка, свободного развития его духовных и физических сил. Обеспечение здоровья. Помощь в общении и учении, организации досуга, внимание к повседневному бытию ребенка.

Воспитатель группы продленного дня

Воспитывающе-развивающая, организаторская

Развитие коллектива, личности ребенка. Организация жизнедеятельности детей во внеурочное время.

Социальный педагог

Диагностическая

Организаторская

Прогностическая

Профилактическая

Коммуникативная

Охранно-защитная

Обеспечение взаимодействия всех институтов социализации, активизация воспитательных функций общества, семьи и личности. Помощь семьям, детям, нуждающимся в попечительстве и в защите прав. Выполнение роли связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом.

Психолог-воспитатель

Диагностическая

Формирующая

корректирующая

Диагностика индивидуального развития школьников. Обеспечение психологической основы воспитательного процесса (работает совместно с учителями).

Медработник-воспитатель

Оздоровительная

Обеспечение воспитательно-оздоровительной работы. Забота о здоровье.

Родитель-воспитатель (семья, детский семейный дом)

Воспитывающая

Развивающая

Формирующая

Организация семейного воспитания. Оказание помощи классному руководителю в организации воспитательной работы.

 

 

ВИДЫ ПЛАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Модель плана по ключевым делам

Месяц

Ключевое дело месяца, подготовка к нему

Ответственный совет дела

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

 

Декабрь

 

 

Январь

 

 

Февраль

 

 

Март

 

 

Апрель

 

 

Май

 

 

  1. Модель плана работы педагога-воспитателя

Недели

Программы воспитания

четверти

Здоровье

Учение

Труд

Общение

Образ жизни

Досуг

 

 

 

 

 

 

 

 

1 неделя

 

 

 

 

 

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

3. План-сетка

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Сентябрь

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 

 

 

 

 

 

4. Модель плана по видам деятельности

Формирование
Самоуправление

 

 

 

 

 

коллектива

Влияние на межличностные отношения

 

 

 

 

 

 

Традиции коллектива

 

 

 

 

 

 

Организация

Свободное общение

 

 

 

 

 

деятельности

Физкультурно-оздоровительная деятельность

 

 

 

 

 

 

Художественная деятельность

 

 

 

 

 

 

Познавательная деятельность

 

 

 

 

 

 

Ценностно-ориентировочная деятельность

 

 

 

 

 

Развитие

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

личности

Работа с учителями класса

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями учащихся

 

 

 

 

 

 

Изучение личности

 

 

 

 

 

Недели четверти

 

1

2

3

4

5

  Сущность воспитания
  Воспитание как педагогический процесс
  Воспитательная система школы
  Содержание воспитания
  Диагностика воспитанности
  Коллектив и личность
  Деятельность классного руководителя
  Сценарий воспитательных мероприятий
  Дополнительный материал
  Человек о жизни и о себе
  Педагогический словарь
  Литература