Многоаспектность содержания воспитания школьников
Содержание
воспитания отражает его цели и задачи и направлено на их достижение. Под
содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности,
отношений, качеств и черт личности, которыми должны овладеть дети в
соответствии с поставленными целями и задачами.
Традиционно многие
десятилетия в отечественной педагогике выделяют умственное, нравственное,
трудовое и политехническое, эстетическое, физическое воспитание, взаимосвязанные
в целостном педагогическом процессе. Данный подход находит отражение и в
современных учебниках
по педагогике, например, у И.
П. Подласого (2000). Ряд авторов, например Н. В. Бордовский и А. А. Реан
(2001), дополнительно выделяют гражданское, экономическое* экологическое,
правовое воспитание.
В связи с разнообразием
современных, отечественных концепций, разными подходами к определению целей и
задач воспитания сложились разные подходы к рассмотрению содержания воспитания.
Исходя из того что
результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее
позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно
выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания
ребенка.
Первая группа задач связана с формированием гуманистического
мировоззрения. При решений этих задач происходит процесс интериоризации
общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и
убеждений. Вторая группа задач неразрывно
связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов
нравственного поведения. Третья группа предполагает
создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного
поведения детей.
В
соответствии с этими задачами можно определять содержание воспитания
школьников.
Другим
подходом к определению содержания воспитания может быть классификация задач по
видам деятельности учащихся. В данном случае мы говорим о выделении воспитательных
задач, связанных с организацией познавательной, трудовой и досуговой
деятельности детей. Задачи ориентированы на максимальное использование
возможностей этих видов деятельности.
Один
из подходов ориентирован на результат воспитания, способствующий формированию
социальности человека, т. е. готовности к участию в сложной системе социальных
отношений в экономической, политической и духовной сферах.
Ряд
авторов определяют содержание как освоение системы социальных ролей.
Целесообразным является рассмотрение содержания воспитания как развитие всех
сущностных сфер ребенка (О. С. Гребенюк).
Содержание
воспитания школьников представлено в программе Н. Е. Щурковой. Лейтмотивом
этой программы вы ступает отношение к миру, т. е.
познание и взаимодействие с миром.
В соответствии с различными аспектами понимания сущности воспитания
мы выделяем также три аспекта определения содержания воспитания. Первый связан
с пониманием воспитания как управления процессом развития человека, второй —
как компонента социализации и третий — как средства трансляции культуры.
Воспитателю важно
знать различные подходы к определению содержания, что позволит ему посмотреть
всесторонне на содержание воспитательного процесса.
Проблема содержания находит практическое выражение и реально
возникает при составлении программ воспитания школьников. Педагогу-практику
целесообразно иметь в виду разные подходы при разработке программы воспитания
ребенка и воспитательной работы с коллективом учащихся, учитывая условия,
особенности детей и их семей.
Далее мы кратко
рассмотрим некоторые подходы к содержанию воспитания школьников. Отметим, что
эти подходы не противоречат друг другу, а характеризуют данное явление с
разных сторон.