Развитие сущностных сфер человека
Становление личностного в человеке
предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу
его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание
отдельного человека — интериоризация — ведет к превращению общечеловеческих
ценностей в высшие психические функции индивидуальности.
Основная задача педагога — помочь
ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна
обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер
ребенка.
В дальнейшем мы используем описание сущностных сфер,
предложенное О. С. Гребенюком Ч
Наиболее перспективной моделью воспитания представляется та,
которая вычленяет социальные (познавательный, поведенческий и др.) аспекты и
интегрирует их со сферами индивидуальности.
В интеллектуальной сфере необходимо
формировать объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях:
моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь,
представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности,
ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержится
нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые
выступают основаниями нравственных оценок. Благодаря им регулируется и
организуется поведение и деятельность личности. Но можно ли в воспитании
личности ограничиться развитием только интеллектуальной сферы? Дело в том, что
формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы
общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения
знаний, умений и способов действий. Ведь здесь речь идет о таком усвоении, в
результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их
преобразование, соподчинение и т. п. А достичь этого простым усвоением нельзя.
Поэтому следует подумать, что необходимо формировать в рассматриваемом
аспекте в мотивационной сфере.
В мотивационной сфере целесообразно
формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам:
бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов;
стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл
жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с
себе подобными. Развитие названных элементов мотивационной сферы являются
главной движущей силой формирования и развития личности. Но при этом
необходимо формировать не так называемые знаемые мотивы, а реально
действующие. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, — не значит
хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые мотивационные
образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания, или
проживания. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека, когда он
сопровождается эмоциями. Поэтому развитие мотивационной сферы никогда не
происходит без подключения к нему эмоциональной сферы.
В эмоциональной сфере необходимо
формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или
отклонениями от норм и идеалов, — жалость, сочувствие, доверие,
благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности
приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном
тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Объяснение
этому положению дали психологи: тот предмет (идея, цель, отношение), который
длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в
самостоятельный мотив. Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно,
постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные
образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не
происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот способ удовлетворения
своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее
жизненным ценностям. Она овладевает и своими потребностями, и своими
чувствами, а не влечется за ними. И здесь важное для индивида место занимает
воля. Личность, по Д. Н. Узнадзе, начинается там, где она соотносит свои потребности
не с ситуацией ее удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет волю
для управления своих потребностей и чувств.
В
волевой сфере нужно
формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков:
мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов.
Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их
реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений —
это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение
противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности,
психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в
необходимой форме, инициатива, требовательность к себе суть особые качества
личности, возникающие на волевой основе. Поэтому психологи отмечают, что
именно в той деятельности, за осуществление которой индивид целиком берет на
себя ответственность, происходит развитие личности. В то же время личность может
проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение не отвечают ее
мотивам и чувствам: в ситуациях неуспеха, неподкрепления. В этих случаях
вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего
выступает сам субъект и параметры оценки являются субъективными.
В сфере саморегуляции
необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость,
самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими,
добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Саморегуляция осуществляется
в соответствии с известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через
внутреннее: саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения
направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей,
задач. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта,
ее системный характер. Саморегуляция, по мнению К. А. Абульхановой-Славской,
есть следствие не обособленности и замкнутости субъекта деятельности, а необходимости
целостным образом соотносить свои действия с действиями других, с поставленными
задачами и событиями. В этом случае начинается увязка условий деятельности
(общения) и возможностей самого субъекта, устанавливается единство
познавательных, чувственных, смысловых, мотивационных и волевых моментов. Но
все это должно подкрепляться индивидуальными способностями личности.
В предметно-практической
сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки,
проявление честного и добросовестного отношения к действительности; умение
оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с
точки зрения моральных норм. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает
способности и не все возникшие способности приводят к развитию личности в
целом. Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает
ее готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному
осуществлению. Способ этот в свою очередь зависит от сформированное экзистенциальной
сферы.
В экзистенциальной сфере
требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к
нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте
тела, речи, души; понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать
в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением
человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством
которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной
сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных
ориентации. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение
развития позитивной Я- концепции и самоуважения; развитие чуткого уважения к
людям; формирование навыков социального взаимодействия; формирование признаков
плодотворной ориентации.
Таким образом, уровень
интеллектуального развития и развитие других сфер определяет границы
воспитательных воздействий. В данном отношении индивидуальность является
фундаментом воспитания личности. Данный подход заключается в соотношении, в
интеграции индивидуального и социального. Если во всех сферах индивидуальности
развивать вычлененные компоненты социального облика человека, то процесс
воспитания личности будет и эффективным, и результативным.