Формирование готовности школьников к социальным отношениям

В политической области молодой человек должен не толь­ко определить свои политические позиции, но и попробо­вать свои силы в роли лидера, оценить свою роль избирате­ля и проявить ответственное отношение к ней, понять смысл участия в представительных органах власти, роль законов и сформировать у себя готовность к их неуклонному испол­нению.

Воспитание культуры демократических отношений выступает в качестве важной педагогической задачи. Бесуть — в способности ребенка вступать в разнообразные связи на основе норм и ценностей, отражающих уровень развития общественных отношений. Основными направлениями пе­дагогической работы, обеспечивающей решение этой зада­чи, являются:

  формирование политической грамотности, выражаю­щейся в наличии у учащихся знаний истории, различ­ных политических учений, политологии и умении ори­ентироваться в системе политических взглядов и отно­шений;

  стимулирование политических действий учащихся в структуре ученического самоуправления и детских организаций;

  создание условий для подготовки к участию в полити­ческой деятельности.

В духовной области — это формирование нравственной позиции во взаимодействии с людьми, определение своего отношения к религии, проба сил в гуманистических поступ­ках, определение своих возможностей в эстетической дея­тельности. Основным регулятором этих отношений являет­ся нравственность ребенка, те моральные нормы, которые интериоризированы и определяют его поведение в различ­ных ситуациях.

К задачам нравственного воспитания необходимо отнести:

  обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

  вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесооб­разности моральных норм; формирование культуры об­щения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

  систематическое накопление и обогащение опыта нрав­ственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности, взаимоотношений в кол­лективе, отношений с учителями и родителями;

  организацию нравственного самовоспитания детей. Нравственное воспитание подразумевает включение сле­дующих компонентов:

  целенаправленную работу по нравственному просвеще­нию (уроки этики, нравственные беседы, индивидуаль­ные консультации и т. п.);

  актуализацию всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно-полезная, внекласс­ная работа, отношения между учащимися в классе, от­ношения детей с родителями, отношения «учитель — ученик», «учитель — родители ученика», повседнев­ный стиль и «тон» работы школы);

  включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личнос­ти воспитанников;

  оптимальное соотношение форм практической деятель­ности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

Учитывая значимость отношения к окружающей среде, состояние которой сегодня становится угрожающим для су­ществования человечества, необходимо в качестве одной из приоритетных задач в духовной области выделить экологи­ческое воспитание учащихся. Его целью является форми1 рование нравственного отношения к природе, основанного на глубоком понимании места человека в окружающем мире, на восприятии среды обитания как важнейшей для его жизнедеятельности. Задачи экологического воспитания:

  формирование экологического мировоззрения, базиру­ющегося на принципиально иной системе жизненных ценностей;

  освоение экологической этики, опирающейся на соот­ветствующую мотивацию в нравственном поле лично­сти;

  формирование высокого уровня экологической куль­туры.

Одной из задач воспитания является формирование здо­рового образа жизни, который предполагает рациональное питание, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицатель­ного отношения к вредным привычкам. Важным компонен­том здорового образа жизни в школьные годы — период раз­вития и формирования организма являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

В экономической области учащиеся апробируют свои про­фессиональные возможности (профессиональные пробы), а также осваивают различные роли в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, ря­довой участник производства и т. п.).

Приоритетной задачей в экономическом воспитании яв­ляется формирование конкурентоспособной личности, т. е. молодой человек должен овладеть определенным способом поведения в реализации своих притязаний за право занять более значимое для него место в обществе.

К компонентам конкурентоспособной личности относятся экономическая грамотность, профессиональная мобиль­ность, творческая активность, психологическая подготовлен­ность. Ядром конкурентоспособной личности мы считаем мотив преодоления, который определяет активность чело­века в сложных социальных ситуациях.

Основными направлениями педагогической работы по формированию конкурентоспособной личности являются формирование специальных социальных знаний (экономи­ческих, юридических, психологических); включение учащихся в решение социальных проблем; стимулирование со­циального самотестирования и самоанализа своих потен­циалов. Профессиональное самоопределение является час­тью экономического воспитания и предполагает вхождение человека в определенную сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления. Важнейшим сред­ством профессионального самоопределения школьников яв­ляется профессиональная ориентация, т. е. целенаправлен­ная работа, предполагающая оказание помощи учащимся в сознательном выборе профессии в соответствии со своими способностями и интересами.

Основу в определении содержания воспитания могут со­ставлять социальные роли, которые должен освоить чело­век, чтобы реализовать себя в системе общественных отно­шений. В концепции воспитания Н. М. Таланчука система ролей представлена в табл. через сферы жизнедеятельно­сти личность

Содержательную сторону процесса воспитания По от­дельным сферам социализации и самореализации личнос­ти предлагают рассматривать авторы петербургской кон­цепции воспитания (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников)1, подчеркивая что для каждого воспи­танника складывается индивидуальный маршрут освоения социальных сфер и ролей. Авторы определяют следующие сферы самореализации:

ш семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

  член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, го­товый реализовывать и защищать свои права и интере­сы в среде сверстников и взрослых, способный к со­трудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям;

  ученик, воспитанник школы, гимназии, лицея или дру­гого типа учебно-воспитательного учреждения, знако­мый с историей своей школы, со спецификой ее образо­вательной системы, развивающий ее традиции, активно участвующий в определении перспектив ее развития, владеющий культурой умственного труда;

  патриот своего города, с любовью к нему относящийся, ' знающий и поддерживающий его исторические и куль­турные традиции, прилагающий силы к его развитию и процветанию;

  россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и про­цветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуры, не теряя нацио­нальной самобытности;

  человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы в XXI в., носитель глобаль­ного мышления, ощущающий себя гражданином мира.

С учетом указанных сфер авторами предлагаются направюния, содержания и формы воспитания.

Воспитание семьянина. Основной идеей в деле воспиташя человека, способного реализовать себя в роли семьяни-ia, может быть идея гармонизации, согласования идей i интересов ребенка, семьи, школы.

«Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно относящихся к своим функциям ce-аьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций, возможно, если он:

  осознает себя представителем определенного пола, но­сителем мужского или женского начала;

ш понимает и переживает свою значимость как полно­правного члена семьи, осваивая и прогнозируя по мере взросления различные семейные роли, совершенствуя умение быть хорошим сыном (дочерью, братом, сеет» рой, внуком, внучкой) и т. д.;

  учится принимать близких такими,, какие они есть проявлять терпимость к недостаткам родных людей* любить их;

  испытывает потребность сохранения семейных отношений, семейных ценностей;

  знаком с функциональными обязанностями в семье, приобретает опыт заботы о близких, умения самообслуживания, распределения бюджета, проведения сво­бодного времени».

Воспитание семьянина возможно только при участии в этой работе семьи учащегося.

Направления и формы работы по воспитанию семьянина, многообразны. Прежде всего необходимо изучение воспи­тательных целей и возможностей, которыми располагают семьи учащихся, в три мере, в которой это позволяют роди­тели, об ожиданиях семьи по отношению к школе, о поло­жительном семейном опыте.

«Важной задачей является повышение информированно­сти школьников в области семейной педагогики: изучение народных традиций семейного воспитания, семейных об­рядах, принятых в русской культуре и культуре других на­родов; знакомство с классической мировой литературой, описывающей семейную проблематику, проблемы любви, ревности, измены, самопожертвования. Важно показать, что в каждой семье проблемы представляются сугубо интимны­ми, неповторимыми, на самом деле переживались в разные эпохи различными людьми, что они разрешимы, но нрав­ственную ответственность за выбор решения несет на себе каждый член семьи».

Обязательным компонентом воспитания семьянина ста­новится изучение истории своего рода. Формы его различ­ны: составление и описание генеалогического древа, созда­ние семейной летописи, альбома, кинохронологии. Поле для творческой деятельности представляет подготовка к празднованию семейных праздников, юбилеев, памятных дат.

Учителя могут продумать и организовать практическую деятельность учащихся по созданию домашнего уюта: во­оружение школьников прикладными умениями и навыками, связанными с приготовлением пищи, устройством домашнего интерьера, планированием бюджета, мелким шитьем и вышиванием, разведением домашних трагедий, содержанием животных и др. Воспитание семьянина невозможно без формирования сексуальной культуры, нравственности и психологической )готовности к вступлению в систему «мужчина—женщина». Следует обучать детей и их родителей безконфликному, довивающему общению в системе семейных отношений, ключающему умение слышать друг друга, откликаться на проблемы друг друга, не спешить давать негативную оценку поведению или высказыванию других. Ребенка и взрослого полезно обучить приемам релаксации, снятия психологической и физической усталости в домашних условиях х. Воспитание ученика. Постоянный диалог со школой, педагогами способствует формированию ученика, который:

  испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает куль­турой информационного взаимодействия с миром;

  интересуется хотя бы одной из областей человеческой культуры, которую готов изучать углубленно;

  гордится своим учебным заведением (школой, лицеем, гимназией, колледжем), чувствует личную причаст­ность к нему, знаком с его историей, освоился с особен­ностями системы обучения, знает права и обязанности, заложенные с уставе, старается им следовать;

  чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах;

  является активным членом «школьного братства», пре­дан традициям учебного заведения, заботится о нем, внося реальный вклад в жизнедеятельность учебно-вос­питательной системы;

  умеет быть учеником, уважая опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто нуж­дается в помощи со стороны более знающего человека.

Для этого необходимо решать следующие задачи:

  создание имиджа школы, неповторимого облика, обес­печивающего ее привлекательность и популярность сре­ди родителей и учащихся, что потребует пересмотра эс­тетических возможностей школьной среды, поиска оригинального дизайнерского решения оформления

классов, рекреаций, интерьеров, территории вокруг школьного здания, создания и введения в повседневный обиход школьной символики, фирменных элементов одежды, традиционных ритуалов, праздников, хране­ния и передачи того, что является школьной историей;

  создание атмосферы познавательного комфорта, что предполагает прежде всего ориентацию на реальные ин­формационные потребности учащихся, их актуальный уровень готовности к познавательной деятельности в предлагаемых школой и учителем вариантах, созда­ние комфортных условий проверки знаний, в каких бы формах она ни проводилась;

  формирование у ученика знаний и интеллекта, потреб­ности в учебе, круга необходимых умений, навыков, опыта успешной познавательной деятельности, уваже­ния к результатам умственного труда;

  построение личностно-ориентированного содержания образования, т.е. такой системы знаний, в которых каждому ученику найдется место в силу индувидуальноличностного смысла информации, которая ему пред­лагается х.

Воспитание члена детского подросткового молодежного сообщества. Одна из сфер самореализации современного школьника — это общение и деятельность в среде сверст­ников, в кругу детского подросткового, молодежного сооб­щества. Детское сообщество позволяет ребенку:

  освоить культуру межличностных отношений и совме­стной деятельности;

  приобрести опыт реализации своих интересов в груп­повой и коллективной работе;

  освоить опыт участия в самоуправленческой деятель­ности и демократических форм поведения;

  развить потребность и умения заботиться о других людях;

  освоить различные социальные роли и позиции;

  научиться защищать свои права и интересы, а также право и интересы других людей, своего сообщества.

Создание таких сообществ особенно важно для тех подро­стков, которые не могут реализовать себя в классе, школе, семье. Школьники объединяются в неформальные сообще­ства на основе собственных интересов. Такие объединения могут возникать на базе школы, класса, учреждений дополнительного образования, общественной политической взрослой организации, в том числе религиозной. Педаго­гам необходимо взаимодействовать с этими организациями и школьниками сообществ, чтобы способствовать развитию у подростков положительных мотивов деятельности, пре­дупреждать возможные асоциальные действия представи­телей организаций, регулировать отношения между деть­ми разных сообществ.

Целесообразно проводить работу в школе по формирова­нию, инициированию различных творческих объединений, клубов, кружков, где дети могли бы реализовывать себя, удовлетворять свои потребности в общении.

Важно, чтобы в любом объединении в результате совмест­ной деятельности складывалась общность целей, имеющих социокультурную ценность; происходило разумное распре­деление функций; формировались гуманистические, демок­ратические отношения, развивались интерес к людям и за­бота друг о друге; создавались традиции жизнедеятельнос­ти; накапливался опыт совместных дел, взаимодействия с другими организациями, осуществлялась рефлексия по развитию сообщества.

Воспитание жителя города (поселка, деревни). Деятель­ность педагогов должна быть направлена:

  на организацию взаимодействия детей с городом (се­лом), которое формирует их представления об окружа­ющем мире;

  развитие у воспитанников эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории и культуры сво­его города (села);

  социальную адаптацию школьников, содействие в ос­воении и преобразовании социума, формирование об­раза своего города (села).

Целесообразно проведение воспитательной работы в сле­дующих направлениях:

  подробный анализ природного, исторического, социо­культурного потенциала места, в котором расположена школа;

  использование в воспитательном процессе имеющихся природных, культурных и исторических факторов;

  воспитание чувства принадлежности к культуре горо­да (села);

  привлечение учащихся к деятельности по улучшению, преобразованию своего города (села);

  приобщение школьников к закреплению и развитию традиций в своем городе (селе).

Воспитание гражданина России. Воспитывая россиянина, гражданина своего Отчества, целесообразно сделать акцент:

  на осознание учащимися причастности к судьбе Отече­ства, его прошлому, настоящему, будущему;

  сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального само­сознания в сочетании с пониманием места и роли свое­го народа и страны в развитии мировой культуры;

  знание и широкое использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обя­занностей;

  ответственность за сохранение духовного, промышлен­ного, научного, культурного потенциала России;

  формирование осознанного отношения к политике го­сударства, с учетом запрета на деятельность в школе политических организаций и пропаганду учителем сво­их политических взглядов;

  ориентацию в экономической структуре и политике го­сударства, поиск форм трудовой и предприниматель­ской деятельности, доступных в зависимости от возраста.

Для решения этих задач необходимы:

  знакомство с историей своей страны;

  осмысление, анализ различных точек зрения на судьбу Отечества, формирование у школьников собственной гражданской позиции;

  использование в оформлении школы государственных атрибутов и символов, проведение в школе государ­ственных праздников;

  возрождение, сохранение и развитие этнических традиций;

  знакомство с лучшими образцами культуры, искусства своего народа, нации;

  изучение законов своей страны, своих прав и обязанно­стей;

  формирование представлений о многообразии и специ­фике экономических моделей, действующих в нашем обществе, видах собственности;

  воспитание уважения ко всему тому, что создал народ на протяжении истории Российского государства, к ре­зультатам своего собственного труда;

  правовое просвещение учащихся и освоение действен­ных средств личной защиты Ч

.         Воспитание человека мира. Важно сформировать у школь­ников ответственность за продолжение жизни на Земле. В воспитании ребенка как человека мира могут быть намече­ны следующие направления:

  формирование планетарного, глобального мышления, целостности восприятия окружающего мира и человека как неотъемлемой части и высшей ценности; чувства личной ответственности за решение глобальных вопро­сов, касающихся каждого жителя Земли;

  формирование экологического поведения, обеспечива­ющего сохранение на Земле природы и человека;

 пробуждение интереса к экологическим вопросам, ос­нованного на умении общаться с природой, читать кни­гу природы, понимать закономерности ее развития; •

  формирование знаний о себе как природном существе, представления целостной картины мира и своего места

в нем;

  воспитание в духе ненасилия, направленное на установ­ление гуманистического типа отношений между людьми;

  формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого об­щества;

  обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимо­действия отдельных людей, носителей различных взгля­дов и концепций, различных национальных групп, раз­личных культур;

  воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина Земли и своей страны, внутреннее неприя­тие любых форм насилия и неуважения к человеку;

  знакомство с приемами социально-психологической за­щиты личности в ситуациях социальной напряженнос­ти и конфликтов, обучение рефлексии собственного по­ведения и отношений с другими людьми

Воспитание творческой индивидуальности. Работа в этом направлении предусматривает реализацию идеи самоценности, уникальности воспитанника в соотношении с интере­сами и потребностями других людей и создание условий:

  для «осознания личностью своей неповторимости, са­моценности при адекватности самооценки, умении по­смотреть на себя со стороны, способности к рефлексии, самодиагностике, самооценке;

  выработки воспитанниками круга жизненных ценнос­тей, лежащих в гуманистической парадигме, ответ­ственности перед собой и другими за выбор жизненно­го пути;

  развития самостоятельности и креативности мышле­ния, формирования когнитивных характеристик, обес­печивающих свободу ориентации в различных жизнен­ных ситуациях;

  развития й совершенствования индивидуальных кана­лов и способов восприятия мира, овладения внутрен­ними ресурсами физического, психического, нравствен­ного самосовершенствования;

  раскрытия творческих задатков и способностей, овла­дения креативными формами самовыражения во всех сферах бытия».

Задача воспитателя — оказывать помощь ребенку, подро­стку, старшекласснику в адаптации к школьной среде, в ос­воении новых социальных ролей в ограниченной для каж­дого форме; в создании имиджа своего стиля поведения, общения, манеры одеваться, в выборе социально приемлемых способов индивидуальных проявлений; в определении спе­цифических функций в семье, школе, в кругу сверстников.

Формирование творческой индивидуальности невозмож­но без обеспечения защищенности, устойчивости позиции воспитанника, сохранения его чести и достоинства от пося­гательств окружающих, без приобретения им умения пере­живать неудачи, преодолевать препятствия.

Направлениями воспитания творческой индивидуально­сти могут быть:

  «проведение комплексной диагностики психофизиоло­гических, социальных, нравственных и других особен­ностей учащихся, уровня развития личностных сфер;

  знакомство с многообразием способов самопознания и самодиагностики;

  введение в учебные программы курсов типа «Познай самого себя», «Твои возможности, Человек», «Челове­коведение» и др.;

  проведение тренингов по развитию креативных харак­теристик мышления, эмоционально-волевой сферы, по самоориентации, саморефлексии и т. д.;

  занятия по ТРИЗу (теории решения изобретательских задач), развитие различных форм урочной и внеуроч­ной творческой деятельности;

  создание ситуаций выбора в различных сферах жизне­деятельности с последующим анализом, имитационное моделирование таких ситуаций;

  знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей, проявивших себя в истории Отечества, в миро­вой истории как яркие индивидуальности;

I совместные со сверстниками, учителями, родителями деда, позволяющие предъявить положительные резуль-таты творческой деятельности и приобрести опыт инди­видуального, группового, коллективного творчества;

  включение учащихся в деловую сферу, в самостоятель­ную предпринимательскую деятельность, связанную с цивилизованным бизнесом»

  Сущность воспитания
  Воспитание как педагогический процесс
  Воспитательная система школы
  Содержание воспитания
  Диагностика воспитанности
  Коллектив и личность
  Деятельность классного руководителя
  Сценарий воспитательных мероприятий
  Дополнительный материал
  Человек о жизни и о себе
  Педагогический словарь
  Литература