Диагностика воспитанности
План:
I.Беседа (дискуссия) по определению понятия
«воспитанность». Определение критериев воспитанности.
1. Раскройте понятие «воспитанность».
2. Что мы
подразумеваем когда говорим о человеке «воспитаны», либо наоборот?
3. По каким
признакам мы определяем воспитанность человека?
4. Что для
Вас служит критериями воспитанности? Ранжируйте, пожалуйста.
II. Результат
воспитательного процесса.
III. Критерии и диагностика воспитанности.
IV. Практические методы диагностики воспитанности
(трудности их использования).
Воспитание – процесс противоречивый и
длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты
воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно.
Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный
его этап?
Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные
результаты воспитания. Под результатом
воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом
уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может и
отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика. Нам уже
известно, что это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации,
выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения
сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница
между начальным и конечным результатом определяет эффективность процесса
воспитания.
Как же определяется воспитанность? Это очень сложная и не вполне
разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к
разработке надежных «измерителей» результативности воспитания. Сегодня об
уровне воспитанности можно составить лишь весьма приблизительные представления,
используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.
Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня
сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они
обычно в виде шкалы наименований.
В нынешних критериях воспитанности выделено немало различных
характеристик, определяющих диапазон применения тех или иных показателей.
Критерии воспитанности условно можно подразделить на «жесткие» и «мягкие».
«Жесткие критерии в педагогике используются сравнительно мало. К ним относятся важные статистические
показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи:
число совершаемых преступлений, число молодых людей, отбывающих наказание;
число разводов и распавшихся семей; число брошенных детей, темпы распространения
пьянства, курения, наркомании, проституции среди молодежи, раннее материнство,
число больных СПИДом и т.д.
Для характеристики школьного воспитания применяются «мягкие» облегченные
критерии. К недостаткам применяемых критериев нужно отнести и то, что они
разрабатываются лишь для отдельных – нравственных, трудовых, эстетических
качеств.
Разработать критерии, которые охватывали бы все многообразие качеств
личности (коллектива) в единстве, еще никому не удавалось. Сегодня школьным
воспитателям приходится пользоваться «усеченными» методиками.
Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы:
содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому
качеству показателей, а вторые – с возможностью более или менее точной фиксации
интенсивности проявления диагностируемого качества.
Есть еще общие критерии для диагностики конечных результатов –
достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива – и частные критерии
для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных
свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в
формулировке цели, а вторые – конкретные задачи воспитательного процесса.
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности
условно делятся на две группы:
1)
связанные с проявлением результатов воспитания во
внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
2)
2) связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя,
- мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.
Некоторые
практические методы диагностики, используемые для оценки проявлений
воспитанности.
1)
прямые
вопросы типа: «Что такое честность?», «зачем людям нравственность?» и т.п.
Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в
различных качествах, осмыслить их.
2)
Сочинения на
заданную тему: «Мой идеал современника», «Милосердие – как я это понимаю» и
т.п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции
выпускников, их сомнения, колебания и раздумья.
3)
Имеет
диагностическое значение позиция
«умолчания», характеризующая стремление части воспитанников оставаться в тени, уклоняться от прямых
ответов.
4)
Личные
беседы.
5)
Метод
воспитывающих ситуаций. Он решает 2 задачи:1) диагностика уровня развития
требуемых качеств; 2) воспитание этих качеств. Последнее время практика
тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются
ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы. Выделяются такие
виды ситуаций: 1) проверочная; 2) воспитывающая; 3) контролирующая; 4)
закрепляющая; 5) не предусмотренная воспитателем, но помогающая; 6) не
предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.
Регистрация результатов диагностики
осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут
использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.
Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть
положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее
качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения,
поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не
могут адекватно характеризовать уровень
воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы
свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены
далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных обстоятельствах
поведение могло бы измениться.
Разными могут быть мотивы отношения школьника к учению. Даже хорошо
успевающие ученики руководствуются далеко не лучшими мотивами.
Учителям и классными руководителям надо сосредоточить внимание на
воспитании положительных социальных мотивов – чувства долга, стремления
принести пользу, пытливости.
О результативности воспитания
свидетельствуют также такие показатели: сформированность у учащихся основ
мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за
рубежом, усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, а также правил
для учащихся, общественная активность,
коллективизм, участие в ученическом самоуправлении, инициатива и
самодеятельность воспитанников, эстетическое и физическое развитие.