Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности

 

 

1.     Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.

2.     Макаренко и коллективе.

3.     Современный взгляд на коллектив.

4.      Признаки коллектива и его функции.

5.     Условия развития детского коллектива.

6.     Организация коллективной творческой деятельности.

 

 

 

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических концепций – в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистского воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективные отношения выражены тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Эта идея ведет свое начало с древнейших времен (Квинтилиана) и не утратила своего значения до наших дней.

Развитие личности и коллектива – взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

 

 

 

 

 

 

1.1. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.

 

 С первых создания советской школы в качестве одной из ее центральных задач была организация самодеятельного сплоченного коллектива школьников. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить  единство личной и общественной направленности, считал  А.В.Луначарский.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. Она рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил Шацкий. Он на практике доказал  возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей перспективы для широкого и всестороннего развития личности каждого ребенка.

 

1.2. Особо весомый  вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко.

Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива». Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.  Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие принципы были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи Макаренко получили в педагогических  трудах и опыте Сухомлинского. Многолетняя педагогическая деятельность Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога;  богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданская сфера духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного состояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества;  эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд, поведение.

Разработка теории коллектива на современном этапе. С начала 20-х годов проблема коллектива считалась традиционно педагогической. С начала 60-х годов интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук.  Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении  развитием общества.

Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни.

Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности. Современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается  как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития.

Работами Новиковой и Селивановой доказано, что в основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях. Через чтение книг и средства массовой информации. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами.  Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определению Козлова, исследовавшего творчество Макаренко, - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Только в коллективной деятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной сущности личности и проявления ее индивидуальности.

1.3. Существенные признаки коллектива и его функции.

 

На основе анализа своего опыта Макаренко определил, что детский коллектив  - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Основные характерные признаки коллектива:

Наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками, обеспечение действенной работы органов коллектива); систематическая практическая связь детского коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по Макаренко, укрепляет коллектив.

Выделяются три воспитательных функции коллектива:

Организационную – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

Воспитательную – детский коллектив становится носителем и пропагандистом  определенных идейно-нравственных убеждений;

Функцию стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Структура и основные типы детских коллективов. Для практической работы в школе большое значение имеет структура коллектива и его органов.  Опыт показывает, что общешкольный  коллектив должен иметь не более 400-500 учащихся. Кроме того, общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности, это осуществляется только через первичный коллектив,  т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды), организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы), организованные на основе игровой или других видов деятельности по месту жительства.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными.

Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром Макаренко считал актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах.  Педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств  воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной направленностью.

Макаренко писал, что актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

 

1.4. Этапы и уровни развития детского коллектива.

 

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы Макаренко. Необходимым  путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога к свободному требованию, предъявляемому каждой личностью к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений («негнущееся», категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Показателями, по которым  можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии которого можно судить по проявлению инициативы со стороны учащихся и по общей стабильности группы.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен бать актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих  требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него – и к каждому воспитаннику. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним.  «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле , работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», - писал Макаренко. Положение «когда требует коллектив» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления.

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция считать, что коллектив – это группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистской направленностью.

Для осознания возможности детского коллектива в воспитании личности рассмотрим уровни развития группы как коллектива. Изучая детские коллективы, Л.И.Уманский выделил признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются по-разному в зависимости от уровня ее развития. Он объединил их в три блока: общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой  жизнедеятельности; личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы; блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, рефрентность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность) жизнедеятельности группы.

Общие характеристики групповой жизнедеятельности изучены в отечественной психологии достаточно полно. Их можно представить следующим образом: интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, а отсутствие интегративности – это разобщенность, дезинтеграция; микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней; референтность – степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей; лидерство – степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении осуществления групповых задач; интрагрупповая активность – мера активизации группой составляющих ее личностей; интегрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы в более широкой общности, например класса на класс в школе.

Низким уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Если группа получает свое название, она становится номинальной группой. Ей предлагаются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих  целей и условий, если не произойдет хотя бы формальное, межличностное объединение. Но такие случаи в школьной практике редки.

Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку – она становится группой-ассоциацией. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации. А главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень – к кооперации.

Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны, зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень – автономизацию.

Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности.  Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя в ней («моя группа»).

Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется  корпоративная направленность как «групповой эгоизм» и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию – лжеколлектив.

Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистская направленность и она становится группой-коллективом.

Исследования дают основание считать предложенные уровни этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними – это движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

Детский коллектив – важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности.

Коллективизм – это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.

Учебно-воспитательный коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей,  и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

 

1.5. Основные условия развития детского коллектива.

 

 В качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников; деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, указание  увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором коллектива. Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива, опираясь на них.

Общественное мнение  в коллективе – это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни.  

Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий  в форме бесед, собраний, сборов.

Благодаря здоровому общественному мнению реализуется уже на более высоком уровне методика  параллельного действия: при наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов и, наоборот, воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый Макаренко «закон движения коллектива».  

Необходимым условием развития коллектива является наличие и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Самоуправление не может создаваться «сверху», т.е. начинаться с создания органов, оно должно естественно вырастать «снизу»,  из самоорганизации тех или иных видов деятельности.

Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного самоуправления. К ним относятся периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц, обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность, наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских  отношений и общественное мнение. Значение накопления и укрепления традиций для коллективной жизни очень точно выразил А.С.Макаренко. Он писал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой.

 

1.6. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Коллективное творческое дело. Дело  (а не мероприятие) – это общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива. Оно – коллективное, так как планируется,  готовится, свершается и обсуждается совместно и воспитателями, и  воспитанниками.  Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и  извлекая уроки  на будущее, воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач. Кроме того, отвергаются шаблоны и готовые сценарии, коллектив всегда  создает свой вариант.

Логика организации дела:

1 этаппредварительная работа воспитателей предполагает выдвижение воспитательных задач, продумывание содержания деятельности, осознание роли конкретного дела в жизни коллектива. Методы: беседа, организация рекламы или игрового поиска в выборе дела.

2 этапколлективное планирование может проводиться как «мозговой штурм», аукцион идей, круг общения и т.п.

3 этапколлективная подготовка. Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного.

4 этаппроведение дела. Все члены коллектива – и дети, и взрослые – выполняют роли, предусмотренные сценарием. Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания.

5 этапколлективный анализ дела можно назвать самым важным в развитии коллектива. Если дети научатся понимать причины своих успехов и неудач, они сумеют предвидеть их в будущем, тем самым получая опыт управления.

6 этаппоследействие способствует осознанию коллективом общих выводов. Важно закрепить положительный опыт, исправить в будущем ошибки, если они были допущены. По сути, на этом  этапе происходит задумывание нового дела.

 

1.7. Технология коллективного творческого дела (КТД)

 

Коллективные творческие дела (КТД) – главное воспитательное сродство коммунарской методики. Суть каждого дела – забота о своем коллективе, о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. В каждом КТД  решается множество педагогических задач, происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Условия педагогического успеха коллективного творческого дела

 А. Общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу.

Б. Товарищество.

Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу.

В. Единство мыслей и действий, воли и чувств.

Воздействовать на школьника, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную.

Г. Единый коллектив.

Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

Д. Творчество, а не шаблон.

Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.

Основные виды коллективных творческих дел: познавательные дела; трудовые дела; художественные и спортивные дела.

   

 

Стадии коллективного творческого дела (КТД)

(по методике И.П.Иванова)

 

Стадии

Педагогическое целеполагание

Методы, формы деятельности коллектива

1

2

3

1. Предварительная работа воспитателя

- Для чего, с кем?

- С какой целью?

- Кто может помочь?

- Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором?

“Нацеливающие” воспитательные мероприятия: “стартовые беседы”, товарищеская беседа, убеждение на собственном опыте.

2. Коллективное планирование

- Какие дела проведем?

- На радость и пользу кому?

- Где лучше проводить?

- С кем лучше проводить?

Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение (ободрением, похвалой, помощью, доверием). Выборы “совета дела” и т.д.

3. Подготовка дела

- Как развивать положительные качества ребят?

- Как преодолевать отрицательные качества ребят?

- Как включить всех ребят в активный творческий поиск?

- Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?

Увлечение добрым сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское поощрение. Увлечение делом, поиском, романтикой, героизмом, игрой. Товарищеский контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного творческого дела.

4. Проведение дела

- Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД?

- Как увлечь воспитанников личным примером?

- Как добиться радостной перспективы близкого успеха?

- Как научить ребят выходить из трудного положения?  

Общественно-гуманистические, познавательные, художественные, спортивные КТД.

Формы: операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования.

5. Подведение итогов

- Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

- Как научить воспитанников анализировать и оценивать свою работу?

- Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Товарищеский разбор. Сборы – “огоньки”. Похвала, поддержка, побуждение. Товарищеское приучение. Деловой спор. Награда. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание.

6. Ближайшие последствия

- Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?

- Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива?

- Как научить  учащихся осуществлять собственные решения?

Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Перспектива. Взаимопомощь.

 

Целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела следующие:

1.                    Стартовая беседа: во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Где? Кто? С кем вместе?

2.                    Коллективное планирование: микроколлективы формируют свое мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела.

3.                    Коллективная подготовка. Совет дела или творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенные проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного.

4.                    Проведение КТД – это итог работы, проделанной при подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации, и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости.

5.                    Коллективное подведение итогов – воспитатель ставит на общем сборе – “огоньке” задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительное части “огонька” воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе.

6.                    Общественное мнение – выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия, в процессе которого воспитатель организует использование опыта при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела.

 

1.8. Схема анализа коллективной творческой деятельности

·                                      Класс, количество учащихся, профиль обучения;

·    название темы КТД;

·    цель и воспитательные задачи, их соответствие уровню развития школьников данного класса;

·    характеристика подготовительного периода, его основных этапов: степень участия в подготовке воспитательного дела коллектива класса, органов самоуправления, каждого участника; уровень активности и самостоятельности учащихся при подготовке КТД, способы стимулирования воспитателем инициативы и общественной активности школьников; характер педагогического руководства коллективом класса при подготовке занятия, стиль общения классного руководителя с учениками;

·    соответствие содержания форме и поставленным воспитательным задачам;

·    отношение учащихся к воспитательному делу: заинтересованность, самостоятельность, инициативность;

·    способы дисциплинирования школьников воспитателем;

·    характер использования литературы при подготовке КТД;

·    анализ содержания, форм и методов проведения КТД;

·    предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения подобного КТД.

 

Схема анализа воспитательного мероприятия

1.     Цель и содержание мероприятия.

2.     Актуальность мероприятия:

б)   соответствие его содержания интересам, запросам, потребностям личности и возникающим в детской среде проблемам;

в)    обеспечение дальнейшего положительного общения в детском коллективе;

г)    направленность содержания на решение задач, поставленных перед школой, классом.

Это показатели педагогической и психологической грамотности классного руководителя.

3.     Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе работы классного руководителя.

4.     Соответствие содержания мероприятия форме его проведения, оригинальность решения воспитательных задач через содержание и форму.

Изучение педагогической чуткости и способности классного руководителя ориентироваться в конкретной педагогической ситуации и возможности использования своего прежнего опыта в новых условиях.

Это показатели педагогического творчества, новизны и оригинальности педагогических решений.

5. Насыщенность мероприятия информацией и эмоциональными переживаниями, обеспечивающими активное восприятие происходящего.

Это показатели общей культуры классного руководителя, его умении учитывать возраст, интересы, потребности школьников.

2.     Краткость подготовительного периода.

Это показатель организаторских способностей классного руководителя. Информацию о том, как проходила подготовка к мероприятию и сколько учащихся принимало в ней участие, можно получить от самого педагога при анализе воспитательного мероприятия.

3.     Удовлетворенность школьников проведенным мероприятием.  

Это общий показатель педагогического мастерства классного руководителя. В результате хорошо подготовленного мероприятия всегда разрешаются какие-то противоречия в детской среде, учащиеся получают или закрепляют нужную информацию, приобретают определенные умения и навыки, полезные привычки. Об удовлетворенности школьников можно судить по их настроению, поведению, отношению к участникам данного мероприятия.

4.     Культура проведения мероприятия, четкость, последовательность запланированных событий, его органическая этапность, свобода проявления чувств, переживаний учащихся, их самостоятельность и инициатива. Это показатель оптимистической атмосферы в классном коллективе и знания педагогом своих воспитанников, умении каждым находить свое дело в общей работе.

5.     Самооценка классным руководителем качества и результатов мероприятия. Объективность самооценки – показатель педагогической требовательности к своей работе.

Анализ одного мероприятия не может отражать качество работы классного руководителя в целом, а только отдельных ее сторон. Анализ отдельного мероприятия может быть использован для накопления опыта самоанализа и самооценки работы, побуждения к профессиональному самосовершенствованию.  

  Сущность воспитания

  Воспитание как педагогический процесс

  Воспитательная система школы

  Содержание воспитания

  Диагностика воспитанности

  Коллектив и личность

  Деятельность классного руководителя

  Сценарий воспитательных мероприятий

  Дополнительный материал

  Человек о жизни и о себе

  Педагогический словарь

  Литература