Квалификационные характеристики классного руководителя

 

              I.      Преамбула

        Квалификационные характеристики классного руководителя  предназначены для формирования профессиональных и должностных обязанностей; формирования учебных планов подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования классных руководителей; аттестации учителей, выполняющих функции классных руководителей.

 

            II.      Общая характеристика

Классный руководитель — профессиональная позиция, в основе которой лежит образовательная задача:

·         обеспечить включенность каждого учащегося в образовательные процессы  школы;

·        обеспечить проявление и развитие самобытных особенностей каждого учащегося,  предъявление их в значимых для  учащегося форматах;

·          обеспечить понимающее взаимодействие между сверстниками, с педагогами, родителями, другими взрослыми   

 Деятельность классного руководителя включает в себя три базовых направления: организацию, руководство и управление.

Организация есть тип деятельности, ориентированный на упорядочение и систематизацию воспитывающих процессов в  образовании.

Руководство есть тип деятельности, направленный на совместное формирование целей и задач деятельности по воспитанию  в системе образования и построение организационных форм их реализации.

Управление — есть тип деятельности, призванный определять общие проблемы,  разрабатывать ход развития и функционирования системы воспитания в целом.

          III.      Структура и содержание квалификационных требований

 

Квалификационные требования к деятельности классного руководителя. Организационный аспект.

 

Классный руководитель должен знать:

 

1. общие положения теории деятельности

2. основы организации воспитательных процессов

3.основы  законодательства в области детства

4. основы здоровье развивающей деятельности

 

Классный руководитель должен уметь:

 

1. разрабатывать программу действий мероприятийного, проектного и программного типов по достижению воспитательных целей

2. правильно оценивать активы и ресурсы необходимые для достижения воспитательных целей; разрабатывать бюджеты

3. излагать содержание и смысл воспитательных действий, который будет понят общественностью, различными заинтересованными лицами и организациями

4. разрабатывать критерии оценки  достижения воспитательных целей,  проводить анализ способов их достижения, составлять и оформлять аналитический отчет

5. обеспечивать фиксацию всех значимых достижений и событий  

 

Квалификационные требования к деятельности классного руководителя.  Аспект руководства.

 

Классный руководитель должен знать:

 

1. основы  теории  аксиологии, герменевтики,  риторики и эвристики

2. основные положения психологии и социологии детства

3. современные нормы этики и эстетики

4. общие положения валеологии

 

Классный руководитель должен уметь:

 

1. формулировать дисциплинарные принципы, правила внутреннего распорядка и жизни ученического коллектива, нормы внутриклассной

культуры

3. разрабатывать и реализовывать мотивирующие действия

4. осуществлять подготовку, принятие и реализацию решений на коллективно-распределенной основе

 

Квалификационные требования к деятельности классного руководителя.  Аспект управления

 

Классный руководитель должен знать:

 

1. теорию управления

2. подходы и методы моделирования

3. основы деятельностного прогнозирования и сценирования

 

    Классный руководитель должен уметь:

   

    1. разрабатывать  модели воспитательных процессов, оптимизировать их по технологическим, экономическим, правовым и этическим показателям

   2. выделять ключевые показатели и критерии воспитательных процессов  в зоне своей компетентности и ответственности

3. привлекать и эффективно использовать  необходимые ресурсы для приведения воспитательных процессов  к оптимальным показателям по разработанным моделям

4. принимать решения о прекращении деятельности в рамках устаревших моделей воспитательных процессов, о  создании и запуске новых воспитательных процессов.

 

 

 

 

 

Проект разработан рабочей группой по отработке мер по усилению воспитательной деятельности в системе образования Красноярского края.

Отношения и предложения просим направить в отдел развития дополнительного образования и воспитания агентства образования администрации края.

  Сущность воспитания
  Воспитание как педагогический процесс
  Воспитательная система школы
  Содержание воспитания
  Диагностика воспитанности
  Коллектив и личность
  Деятельность классного руководителя
  Сценарий воспитательных мероприятий
  Дополнительный материал
  Человек о жизни и о себе
  Педагогический словарь
  Литература