Квалификационные характеристики классного руководителя
I.
Преамбула
Квалификационные характеристики
классного руководителя предназначены для
формирования профессиональных и должностных обязанностей; формирования учебных
планов подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования
классных руководителей; аттестации учителей, выполняющих функции классных
руководителей.
II.
Общая характеристика
Классный
руководитель — профессиональная позиция, в основе которой лежит образовательная
задача:
·
обеспечить включенность каждого
учащегося в образовательные процессы
школы;
·
обеспечить проявление и развитие самобытных
особенностей каждого учащегося,
предъявление их в значимых для
учащегося форматах;
·
обеспечить
понимающее взаимодействие между сверстниками, с педагогами, родителями, другими
взрослыми
Деятельность классного руководителя включает в
себя три базовых направления: организацию, руководство и управление.
Организация есть тип деятельности,
ориентированный на упорядочение и систематизацию воспитывающих процессов в образовании.
Руководство есть тип деятельности,
направленный на совместное формирование целей и задач деятельности по
воспитанию в системе образования и
построение организационных форм их реализации.
Управление — есть тип деятельности,
призванный определять общие проблемы,
разрабатывать ход развития и функционирования системы воспитания в
целом.
III.
Структура и содержание квалификационных
требований
Квалификационные
требования к деятельности классного руководителя. Организационный аспект.
Классный
руководитель должен знать:
1. общие положения теории
деятельности
2. основы организации
воспитательных процессов
3.основы законодательства в области детства
4. основы здоровье
развивающей деятельности
2. правильно оценивать активы и ресурсы необходимые
для достижения воспитательных целей; разрабатывать бюджеты
3. излагать содержание и смысл воспитательных
действий, который будет понят общественностью, различными заинтересованными
лицами и организациями
4. разрабатывать критерии оценки достижения воспитательных целей, проводить анализ способов их достижения,
составлять и оформлять аналитический отчет
5. обеспечивать фиксацию всех значимых достижений и
событий
Квалификационные
требования к деятельности классного руководителя. Аспект руководства.
Классный руководитель
должен знать:
1. основы теории
аксиологии, герменевтики,
риторики и эвристики
2. основные положения
психологии и социологии детства
3. современные нормы этики и
эстетики
4. общие положения
валеологии
Классный руководитель должен уметь:
1. формулировать
дисциплинарные принципы, правила внутреннего распорядка и жизни ученического
коллектива, нормы внутриклассной
культуры
3. разрабатывать и
реализовывать мотивирующие действия
4. осуществлять подготовку,
принятие и реализацию решений на коллективно-распределенной основе
Квалификационные
требования к деятельности классного руководителя. Аспект управления
Классный руководитель
должен знать:
1. теорию управления
2. подходы и методы
моделирования
3. основы деятельностного
прогнозирования и сценирования
Классный руководитель должен уметь:
1. разрабатывать модели воспитательных процессов,
оптимизировать их по технологическим, экономическим, правовым и этическим
показателям
2. выделять
ключевые показатели и критерии воспитательных процессов в зоне своей компетентности и ответственности
3. привлекать и эффективно
использовать необходимые ресурсы для
приведения воспитательных процессов к
оптимальным показателям по разработанным моделям
4. принимать решения о
прекращении деятельности в рамках устаревших моделей воспитательных процессов,
о создании и запуске новых
воспитательных процессов.
Проект разработан рабочей группой по отработке мер
по усилению воспитательной деятельности в системе образования Красноярского
края.
Отношения и предложения просим направить в отдел
развития дополнительного образования и воспитания агентства образования
администрации края.