Методические рекомендации Минобразования России по
организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных
учреждениях
Приложение к письму Минобразования России от 21.06.2001 г.
№480/30-16 (Извлечения)
...С момента официального утверждения в России института
классных наставников в 1871 г.
в их обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на
занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а
также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к
законам и нравственным принципам.
В настоящее время права и обязанности классного руководителя
в соответствии с Законом РФ «Об образовании» определяются Уставом
общеобразовательного учреждения. В большинстве органов управления образованием
субъектов Российской Федерации действуют разработанные примерные положения о
классном руководителе, которые определяют основные направления его
деятельности, закрепляют права и обязанности...
Функции классного руководителя определяются необходимостью
создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его
успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию
личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный
руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их
психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах,
контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления
личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер
оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого
воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и
саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие
творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками
воспитательного процесса...
Согласно ст. 32 п. 11 и ст. 54 п.
4 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение
в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного
образовательного учреждения самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок
к должностным окладам, премий и других мер материального стимулирования и
закрепляет их в положении, коллективном договоре (соглашении).
Классное руководство включено в перечень дополнительно
оплачиваемых работ (п. 7.2.1. Рекомендаций о порядке исчисления заработной
платы работникам образовательных учреждений. — Приложение к письму
Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки
Российской Федерации от 16.01.2001 г. №20-58-196/20-5/7).
В ряде регионов складывается собственная практика организации
деятельности классного руководителя и оплаты его труда. Так, в Примерном
положении о классном руководителе ряда регионов приоритетными являются его
координирующая, коммуникативная и аналитическая функции. За их выполнение
предусмотрены доплаты в размере от 25 до 50% от ставки заработной платы.
Размер доплаты определяется сложностью решаемых задач и уровнем квалификации педагога,
владением им специальными педагогическими, диагностическими методиками.
Некоторые примерные положения о классном руководителе предусматривают доплату в
размере 15% к ставке заработной платы за осуществление педагогическим
работником классного руководства в 1-4 классах, и 20% — в
5-11 классах.
В отдельных случаях в общеобразовательных учреждениях
определен временной норматив работы классного руководителя. Он равен
4-10 часам в неделю. Количество часов дополнительной педагогической
работы, установленное учителю за классное руководство, включается при
определении объема его педагогической работы (объема учебной нагрузки) при
тарификации и подлежит оплате по ставкам, установленным для учителей. Рабочее
время по выполнению этой дополнительной педагогической работы регулируется
Уставом общеобразовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка,
расписаниями, планами мероприятий и другими локальными актами...
Кроме того, существует практика установления доплат и
премирования учителей за результаты работы по классному руководству, участие в
конкурсах, фестивалях и других мероприятиях как самого учителя, так и его
воспитанников...