Примерное Положение о классном руководителе
1. Общие положения
1.1.
Положение разработано на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования
на период до 2010 года, ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений», Конвенции ООН о правах ребенка и других
нормативно-правовых документов.
1.2.
Настоящее Положение определяет нормативно -
правовую и организационно-методическую основу деятельности классного
руководителя в общеобразовательных учреждениях
РФ.
2. Основные задачи деятельности классного руководителя
§
формирование системы ценностных ориентации
учащихся как основы их воспитанности;
§
создание благоприятных условий для развития
личности учащихся, свободного и полного раскрытия их
способностей;
§
формирование классного коллектива как воспитательной системы;
§
организация разнообразных видов коллективной
творческой деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и
положительному взаимовлиянию;
§
диагностика, регулирование и коррекция личностного развития
учащихся.
3. Функциональные обязанности классного руководителя
3.1. Организационно - координирующие:
§
планирование своей деятельности по классному руководству в
соответствии с требованиями к
планированию, установленными нормативно-правовыми актами, администрацией
общеобразовательного учреждения для классных руководителей;
§
ведение документации (журнал, дневники,
личные дела учащихся);
§
ведение педагогических наблюдений
за динамикой развития обучающихся и коллектива класса;
§
организация классного коллектива:
распределение поручений, работа с активом;
§
организация дежурства по классу, школе,
столовой;
§
соблюдение санитарного состояния
прикрепленного кабинета;
§
организация питания учащихся;
§
забота о внешнем виде воспитанников;
§
систематическое (1 раз в неделю) проведение
классных часов (собрания, «часы общения», организационные
классные часы и т. п.) с учащимися закрепленного класса;
§
организация работы по профессиональной
ориентации учащихся;
§
формирование системы ученического
самоуправления в классном коллективе;
§
привлечение детей к деятельности в рамках
детских общественных объединений;
§
определение форм взаимодействия учащихся с
государственными (или негосударственными) общественными
институтами в целях создания необходимых условий для разностороннего
развития личности;
§
проведение плановых и, в исключительных
случаях, внеплановых родительских собраний;
§ содействие
деятельности родительского комитета класса;
§
повышение своей профессиональной квалификации в целях совершенствования воспитательного процесса;
§ взаимодействие
с учителями, работающими в классе;
§ учет
и стимулирование разнообразной деятельности детей, особенно в системе дополнительного
образования, обеспечение для этого необходимых условий;
§ индивидуальное
воздействие и взаимодействие с каждым учащимся и коллективом в
целом как субъектами этой деятельности.
3.2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между детьми;
§
установление оптимальных взаимоотношений в
системе «ученик-учитель», «ученик - родитель», «учитель - родитель»;
§ содействие
общему благоприятному психологическом климату в коллективе.
3.3. Аналитические:
§ изучение
физического и психического здоровья воспитанников, их
успеваемости, посещаемости и поведения во взаимодействии с медицинской и
психологической службами образовательного учреждения;
§ изучение
индивидуальности учащегося;
§ систематический
анализ динамики личностного развития обучающихся;
§ анализ
и оценка семейного воспитания каждого ученика;
§ анализ
и оценка воспитанности личности и коллектива.
3.4. Социальные:
§ обеспечение
индивидуального развития учащихся класса, полного раскрытия их
способностей;
§
при поддержке психолога, социального
педагога и родителей (законных представителей) осуществление
диагностики воспитанности учащихся, эффективности воспитательной работы с ними;
§
организация всех видов индивидуальной,
групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в
общественно-ценностные отношения;
§
создание классного коллектива как
воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого
ребенка;
§
выявление и учет детей социально
незащищенных категорий;
§
обеспечение охраны прав и социальной защиты
всех категорий учащихся;
§ систематическое посещение
неблагополучных семей в целях
изучения, контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями учащихся
единой стратегии и тактики воспитательной работы;
§ систематическое осуществление наблюдений за поведением детей «группы риска» и состоящих на
учете в ПДН;
§
систематическое посещение семей проблемных
учащихся в целях изучения условий воспитания и выработки совместно
с родителями учащихся единой стратегии и тактики воспитательной
работы;
4. Права классного руководителя
Классный
руководитель как административное лицо имеет право:
§
предлагать руководителю ОУ план мероприятий
по совершенствованию работы ОУ;
§
заслушивать и принимать участие в обсуждении
отчетов о деятельности родительского комитета класса;
§
участвовать в организации и проведении
общешкольных мероприятий с обучающимися;
§
присутствовать на любых уроках или
мероприятиях, проводимых учителями - предметниками в классе;
§
координировать работу учителей-предметников,
оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение
педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и пр. форм;
§
выносить на рассмотрение администрации,
методического Совета или Совета школы согласованные с коллективом класса
предложения по улучшению воспитательной работы – приглашать родителей (или лиц,
их заменяющих) в школу, по согласованию с администрацией обращаться в Советы
содействия семье и школе на предприятия, в организации для решения вопросов,
связанных с обучением и воспитанием учащихся класса.
5. Ответственность классного руководителя
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава
и Правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, распоряжений
руководителя ОУ, должностных обязанностей, установленных настоящим
Положением, в том числе за неиспользование предоставленных прав, классный
руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном
трудовым законодательством.
6. Требования к уровню профессиональной подготовки классного руководителя
6.1. Слагаемыми профессиональной подготовки классного
руководителя являются:
§ знания
и умения по общей и социальной педагогике; общей, социальной и возрастной
психологии;
§
знание теоретических основ воспитания,
владение технологиями воспитательного воздействия на личность
(методикой воспитательной работы; методикой организации досуга школьников,
коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения
с детьми, родителями и др.);
§
знание индивидуальных и возрастных
особенностей детей и подростков,
§
владение эффективными методами изучения
(диагностики) отдельной личности и группы;
§
знание основ физиологии, школьной гигиены;
§
знание законодательных актов, постановлений и
решений правительства и других государственных органов по вопросам
обучения и воспитания учащихся, Конвенции о правах ребенка, основ
трудового законодательства;
§
знание инструктивно-методических документов,
методических рекомендаций по организации воспитательного процесса,
основных направлений и перспектив развития народного образования и
педагогической практики;
§
способности к
самоанализу, самодиагностике, прогнозированию, программированию, коррекции,
самоконтролю;
§
наличие организаторских умений и навыков;
§
наличие коммуникативных способностей;
§
высокий уровень духовно-нравственной
культуры.
6.2. Слагаемыми эффективности работы классного
руководителя являются положительная динамика:
§
состояние психологического и физического
здоровья учащихся класса;
§
степень сформированности у учащихся понимания
значимости здорового образа жизни;
§
уровень воспитанности учащихся;
§
% посещаемости учебных занятий и внеучебных
мероприятий;
§
уровень сформированности классного коллектива;
§
% занятости учащихся в различных формах
дополнительного образования (кружки, секции, студии и др.);
§
рейтинг активности классного коллектива и
отдельных учащихся в школьных, муниципальных, республиканских, мероприятиях;
§
степень участия классного коллектива в
работе органов ученического самоуправления;
7. Делопроизводство
7.1. Разработка плана воспитательной работы на учебный год;
7.2. Социальный паспорт класса;
7.3. Картотека на каждого учащегося с указанием его
физического состояния здоровья, индивидуальных способностей, склонностей,
психологической оценки в коллективе;
7.4. Оформление личных дел учащихся;
7.5. Оформление классного журнала;
7.6. Оформление протоколов родительских собраний;
7.7. Составление отчетов по итогам воспитательной работы за
учебный год; 7.8. Показатели учебной деятельности (четверть, полугодие, год)
7.9. Занятость учащихся в дополнительном образовании,
общественных объединениях, творческих группах.