ББК 74.263 А 80

«Школа и производство. Библиотека журнала»

Выпуск 22

II полугодие 2004 г.

СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о per. ПИ № 77-11324 от 07.12.2001 г.

Арефьев И.П.

А 80 Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 80 с, ил. — («Школа и производ­ство. Библиотека журнала»; Вып. 22).

ISBN 5-9219-0407-4

В пособии собраны головоломки, ребусы, кроссворды, игры по темам, которые изучают девочки 5 класса на уроках техно­логии.

Занимательные задания можно выполнять индивидуально или объединившись в команды. Они развивают интерес к труду взрослых и способность к самостоятельному мышлению.

Пособие ориентировано на учащихся 5 класса и может быть использовано учителями для подготовки к урокам и факульта­тивным занятиям.

ББК 74.263

 

Издание охраняется Законом Российской Федерации об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или части ее без пись­менного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона бу­дет преследоваться в судебном порядке.

ISBN 5-9219-0407-4              © Арефьев И.П., 2005

© Издательство «Школьная Пресса», 2005


ПРЕДИСЛОВИЕ

Сейчас трудно найти человека, который не слышал бы о технологии. Строится ли новый дом, спускается на воду современный лайнер или готовится к запуску космичес­кий корабль, идут ли поиски создания автомобиля буду­щего или высокоточных станков, новых моделей одежды и необходимых в быту и повседневной жизни человека приборов, приспособлений, качественных товаров и эко­логически чистых продуктов — во всех делах, великих и малых, всюду и везде в различных формах и проявлени­ях реализуется технология.

Возможности современной технологии так расшири­лись, что еще несколько десятков лет назад трудно было представить себе, какими гигантскими шагами пойдет развитие этой области преобразования материалов, ин­формации и энергии.

Но любое производство (промышленность, строитель­ство, транспорт, связь и др.) строится на фундаменте зна­ний, интегрированных в технологии. Не усвоив этих зна­ний, человек не сможет успешно работать во многих об­ластях производства и управления. Не будет преувеличе­нием сказать, что чем выше технологическая культура каждого из нас, тем эффективнее мы сможем создавать мощную материально-экономическую и социальную базу нашего государства. Вот почему имеет первостепенное значение глубокое изучение технологии в школе.

Настоящая книга предназначена для занятий с девоч­ками 5 класса общеобразовательной школы и освещает многие школьные вопросы технологии в различных за­нимательных формах, но ее содержание не связано с ка­ким-либо конкретным учебником по технологии. Основ­ная задача — помочь активно усвоить учебный материал, свободнее ориентироваться в изучаемых вопросах техно­логии, осознанно представлять себе все разнообразие тру­да взрослых и богатство мира профессий.

Предложенные задания можно использовать при под­готовке к урокам, факультативным занятиям, а также при проведении различных внеклассных мероприятий.

3


Они направлены на удовлетворение детской любозна­тельности, расширение кругозора, являясь иллюстраци­ями широких и самых различных практических приме­нений технологии в производстве и быту.

Работая с книгой, ученикам можно пользоваться учеб­ником и консультацией у своих друзей по классу или учителя, что значительно облегчит индивидуальную са­мостоятельную работу, а также совместную работу в классе или дома. А состязательность в проведении игр, конкурсов, викторин позволит учащимся ярче проявить свои способности и знания.

Задания комплектуются по типичным признакам за­нимательности: загадки, анаграммы1, метаграммы2, го­ловоломки, ребусы, кроссворды, конкурсы, игры, викто­рины.

Их выполнение позволит учащемуся самостоятельно узнать о качестве своих знаний, а также выявить уровень наблюдательности, внимания, памяти, мышления, а не справившемуся с конкретным заданием мы рекомендуем заглянуть в раздел «Ответы». Однако не стоит торопить­ся узнать ответ. Преодоление трудностей, попытка поду­мать, поразмышлять доставят не только глубокое позна­вательное удовлетворение, но и большую радость.

Автор надеется, что решение и выполнение конкрет­ных заданий поможет школьникам учиться успешнее, развивать интерес, склонности и способности к самостоя­тельному мышлению и вырабатывать навыки самообра­зования.

1  Слова, преобразованные путем перестановки по определенному
признаку входящих в них букв.

2  Загадки, в которых из слова путем замены любой буквы другой
получается новое слово.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


 


 


ЗАГАДКИ

1. Он похож на телевизор,           И меня не забывает -

Только во сто крат                    Весело со мной

умней.                                     играет.

Папе пишет он программы, Набирает тексты

маме.

2.    Он прошелся под листом И запомнил, что на нем.

3.    Он вовсе не стреляет, Он все запоминает.

АНАГРАММЫ

Мокюьпрет, нивсечрет, хетлонигоя, номотир, ирпетнр.

ГОЛОВОЛОМКИ Задание «Компьютер».

Используя уже имеющиеся буквы, заполните формы 1 и 2 некоторыми понятиями «Информация и ЭВМ».


ТЕСТЫ Тема. «Персональный компьютер».

К каждому термину подберите верное определение.

1. Винчестер. 2. Монитор. 3. Модем. 4. Файл. 5. Инфор­мация. 6. Сканер. 7. Технология. 8. Компьютер. 9. Принтер.

 

Усл. обозн.

Определение

А

Передаваемые сведения.

Б

Машина для обработки информации.

В

Наука о преобразовании и использовании мате­рии, энергии и информации.

Г

Запоминающее устройство компьютера.

Д

Устройство, преобразующее в видимую и воспри­нимаемую глазом информацию.

Е

Устройство для обмена информацией с помощью телефонной сети.

 

Устройство, распечатывающее информацию.

3

Устройство, считывающее графическую инфор­мацию.

И

Информационный объект, хранящийся в запо­минающих устройствах компьютера.

6


По горизонтали: 3. Устройство, распечатывающее ин­формацию. 5. Устройство для набора информации и ко­манд. 6. Прямоугольник, появляющийся на экране мони­тора при запуске программы. 7. Экран компьютера. 9. Прямоугольные окна, светящиеся на экране. 10. Ин­формация, записанная на диск. 11. Операционная систе­ма для правки текста информации.

7


По вертикали: 1. Главная микросхема компьютера. 2. Жесткий магнитный диск. 4. Устройство, считываю­щее графическую информацию в компьютер. 5. Другое название ЭВМ. 8. Сведения, передаваемые людьми уст­ным, письменным и другими способами.

ИГРЫ Крестики - нолики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель. Закрепить знания по теме «Информация. ЭВМ», расширить кругозор, развить внимание, мыш­ление.

Ход игры. Учащиеся делятся на две команды. Команды выбирают номер клетки и получают вопрос. Если они на него отвечают правиль­но, то в этой клетке рисуется знак этой команды (напри­мер, нолик «О»), если неверно — знак соперников (соот­ветственно крестик «х»). Выигрывает та команда, кото­рая первой получит три своих знака на одной линии или количественное большинство знаков. Вопросы.

1.       Машина для обработки информации.

2.   Место для хранения и группировки файлов, относя­щихся к одной теме.

3.   Микросхема компьютера для обработки информа­ции.

4.   Устройство для обмена информацией с помощью те­лефонной сети.

5.   Информационный объект, хранящийся в запомина­ющих устройствах компьютера.

6.   Устройство, считывающее графическую информа­цию в компьютер.

7.   Запоминающее устройство компьютера.

8.   Наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации.

9.   Передаваемые сведения.

8


Со ступеньки на ступеньку

В игре участвуют две команды. На доске заранее подго­товлена клеточная форма (см. рисунок). Команды вписы­вают слова, обозначающие термины по теме «Информа­ционные технологии». Начальные буквы слов указаны. Первой команде надо заполнить все нечетные ряды, вто­рой — все четные.

Побеждает та, которая раньше сделает свой последний ход.

 

1.

О

 

 

 

 

2.

Ф

 

 

 

 

 

3.

п

 

 

 

 

 

 

4.

с

 

 

 

 

 

 

 

5.

п

 

 

 

 

 

 

 

6.

п

 

 

 

 

 

 

 

7.

п

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

в

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Заним. уроки 1ехнол. для девочек 5 кл.


ТЕХНОЛОГИЯ

ОБРАБОТКИ

ТКАНИ

ЗАГАДКИ

1.    Тонка, одноуха, остра.

2.    Из этого ведерка нельзя воды

напиться.

3.  По реке Простыне
И
дет пароход.

А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать.

4.    Остра, как игла, а шить не годится.

5.    Стежок за стежком Встали рядком.

6.    Два конца, два кольца, Посередине гвоздь, да и тот насквозь.

АНАГРАММЫ

1.  Перснаток, цынинож, нолокво, окстеж, лышекок.

2.    Мстетаь, боатачьт, рптичатаь, антсоричьт, азтсо-ричьт, тсчатаь.

3.    Окснртиуоравине, омедилоравине, бородувонаеи, нитсуремтны.

4.    Опкдалкда, омазкиа, афткруа, акелдисоокп, лфзи-лени.

10


МЕТАГРАММЫ


1.

2. 3. 4.

С буквой Е — пальто сошьете, С буквой А — письмо пошлете.

С буквой К — цветной шнурок во шве, С буквой Р — все то же в башмаке, С буквой Б — у девочки в косе.

С буквой В — пальто теплее, А на платье и бельё. Ткань на букву С пойдет.

Если с Б начнете слово — Выйдет материал суровый. Ну а с В начнете — Буквы все переплетете.

ГОЛОВОЛОМКИ Задание 1.

Используя данные буквы, заполните клетки понятия­ми, которые встречаются при ручной обработке ткани.


 

И

 

л

 

 

 

 

 

 

л

 

К

 

 

О

 

 

 

н

 

К

 

н

 

 

с

 

Е

 

О

 

 

У

 

А

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

Е

 

С

 

О

 

 

 

Е

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

Л

ш

к

 

О

 

 

И

 

Ы

 

Ч А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


11


Задание 2. «Полбуквы».

Допилите буквы, и вы сможете прочитать термины, применяемые при выполнении машинных работ.



 


Задание 3. «Книжная полка».

Переставьте книги, меняя их положение так, чтобы прочитать термины, используемые при выполнении ма­шинные работ.



 


Задание 4. «Шифровка».

В задании зашифровано определение термина, приме­няемого при выполнении машинных работ. С помощью ключа vi подсказки прочитайте это определение и назови­те этот термин.

ПОДСКАЗКА:

КЛЮЧ:


 

о

о

о

м

В

т"

л

и

А

о

О

о

Е

У

0

к

н

р

О

О

о

С

X

л

ь

я

ч


й = и


12


ПЗЦЦЦЛЗИ

Задание 5. «Развалилось».

Помогите мышатам расставить выпавшие кусочки так, чтобы в сетке можно было отыскать 5 терминов, приме­няемых при выполнении машинных работ.

13


Задание 6. «Назови термин!»

Наложите сетку на таблицу с набором букв и прочитай­те определение термина по теме «Изготовление фарту­ка». Назовите этот термин.

 

А

Р

Н

м

ю

Б

К

Б

X

Т

ч

Р

ч

У

я

У

Э

Т

с

О

X

Р

э

А

С

к

С

ю

т

Е

О

Н

м

я

л

н

3

и

С

О

Е

М

О

э

Т

т

С

ч

т

р

ч

О

к

ч

к

К

X

и

У

м

с

ю

д

А

X

О

X

н

с

к

Е

р

н

X

Е

3

э

А

м

к

А

д

ч

Е

м

Т

э

А

3

д

Е

А

м

л

ю

И

э

м

Н

ю

Л

У

М

ю

У

Задание 7. «Путаница».

Расшифруйте названия двух швов, двигаясь от буквы к букве по веревочкам. Начальная буква слова обозначена стрелочкой, указывающей направление движения.

Задание 8. «Свиток».

Прочтите зашифрованные в этом свитке названия двух швов, которые применяются при изготовлении фартука.

14


Ключ. Ищите буквы русского алфавита.

Задание 9. «Улитка».

Начиная от края, прочитайте слова из терминологии, применяемой при выполнении машинных работ. Из букв, спрятанных за штриховкой, отгадав их, составьте ключе­вое слово.

Задание 10. «Воздушные шарики».

Помогите зайчику из отдельных букв и слогов, нарисо­ванных на шариках, составить термины машинных швов.

15


via'- кап

Задание 11. «Шесть «Е»».

Во всех шести предложенных словах присутствует бук­ва «Е». Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки.

Первую «Е» снимают в ателье.


Этот «Е» у столяра в столе.

Эта «Е» у инженера на столе.

16


Этими «Е» занимаются модельеры.


Эта «Е» нужна везде: и в мастерской, и в ателье.

Эта «Е» стоит в цехе.

Задание 12. «Словечки-коротышки».

l^j                                                     /

Помогите    мышке   вставить   выпавшие   буквы    в словечки-коротышки.


ТЕСТЫ К терминам подберите содержание работы. Тема. «Выполнение ручных работ». 1. Сметать. 2. Наметать. 3. Заметать. 4. Пришить.

 

Усл. обозн.

Содержание работы

А

Временно закрепить подогнутые края дета­ли, складки.

Б

Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения.

В

Временно соединить две или несколько дета­лей по намеченным линиям или копиро­вальным строчкам прямыми стежками.

Г

Временно соединить две детали, наложен­ные одна на другую, прямыми стежками.

Тема. «Влажно-тепловые работы». 1. Приутюжить. 2. Заутюжить. 3. Разутюжить. 4. Декатировать. 5. Отутюжить.

 

Усл. обозн.

Содержание работы

А

Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении.

Б

Влажно-тепловая обработка материала для предотвращения последующей усадки.

В

Удалить замины на изделии,  выполнить окончательную влажно-тепловую обработку.

Г

Уменьшить толщину шва или края детали.

д

Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении.

Тема. «Виды ручных стежков и строчек».

К графическим изображениям стежков подберите их название.

1. Прямые стежки. 2. Петельные стежки. 3. Петле­образные стежки.

18




 


 



 


Тема. «Простые ручные швы».

К рисункам простых ручных швов подберите названия.


А. Тамбурный шов.

Б. Шов «петля вприкреп».

В. Шов «узелки».


19


Г. Петельный шов.

Д. Шов «вперед иголку»,

Е. Шов «шнурок».

Ж. Стебельчатый шов.

3. Монограмма.

И. Метки.



 



 


13- ^ц    жл



 


КРОССВОРДЫ Кроссворд № 1

По горизонтали: 3. Законченный процесс переплете­ния ниток на ткани. 6. Колпачок, предохраняющий от укола иглы.

22


По вертикали: 1. Металлический диск с острыми зубца­ми, с рукояткой. 2. Инструмент для раскроя и отрезания ниток. 4. Ряд повторяющихся стежков. 5. Прибор для влажно-тепловой обработки ткани и швейных изделий.

Кроссворд № 2



По горизонтали: 2. Острый ме­таллический стержень с ушком. 4. Детали из картона или плот­ной бумаги. 5. Приспособление для проверки правильности из­готовления одежды.

По вертикали: 1. Стержень с заостренным концом для вы­правления различных фигурных швов. 3. Приспособление для скалывания, сметывания дета­лей швейных изделий.


Кроссворд № 3

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

23


По горизонтали: 1. Господство в данное время тех или иных внешних форм. 2. Построение чертежа выкройки изделия. 3. Образец, создаваемый художником, кон­структором. 4. Затраты на изготовление и реализацию изделия. 5. Информация о товарах и услугах для потре­бителей. 6. Устройство, применяемое для изготовления изделий. 7. Вопрос, требующий изучения и разрешения. 8. Самостоятельно разработанная итоговая работа. 9. Де­ятельность, порождающая качественно новое в изделиях и услугах. 10. Инструменты и приспособления для изго­товления швейных или иных изделий. 11. Необходи­мость в удовлетворении человека чем-либо (товарами и услугами). 12. Наука об умении, мастерстве и искусстве. 13. Основные размеры фигуры человека.

В вертикальном столбце: процесс изготовления образ­ца какого-нибудь изделия.

Кроссворд № 4

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали: 1. Внутренняя часть пиджака. 2. Цветной шнурок во шве. 3. Суровая тонкая хлопчато­бумажная ткань. 4. Ткань, трикотаж и другие изделия, выработанные из снятой массы волосяного покрова жи­вотных. 5. Узор из различных деталей. 6. Разноцветная дуга на небосводе. 7. Образец для массового изготовления

24


предметов. 8. Легкая хлопчатобумажная ткань. 9. Способ обработки горловины. 10. Кусочек ткани. 11. Утеплитель в пальто.  .

В вертикальном столбце: смена цветовой гаммы мате­риалов.

СКАНВОРДЫ Сканворд № 1



Бумага

для

выкройки

Полотно с начесом

Отделочный материал


 


Из букв в пронумерованных клеточках сложите слово:


4 Заним. уроки технол. для девочек 5 кл


25


Сканворд № 2

Из букв в пронумерованных клеточках сложите слово:

 

1

2

3

4

5

6

ВИКТОРИНЫ

Викторина 1

1.       Что служит для утепления пальто и курток?

2.   Трикотажное полотно с начесом.

3.   Что используется для проклеивания деталей?

4.   Как называется легкая хлопчатобумажная ткань?

5.   Какая ткань используется для растра?

6.       Из чего вяжут варежки?

7.   Как называется тонкая суровая хлопчатобумажная ткань?

Викторина 2

1.  Ткань с глянцевой лицевой поверхностью.

2.  Мягкая ворсовая ткань из шерстяного или хлопчато­бумажного волокна.

3.  Ворсовая ткань с мягкой, пушистой лицевой поверх­ностью.

26


4.  Полупрозрачная хлопчатобумажная, льняная или шелковая ткань полотняного переплетения из очень туго скрученных нитей.

5.  Грубосуконная шерстяная ткань с густым стоячим ворсом.

6.  Легкая капроновая прорезиненная ткань.

7.  Полотняная хлопчатобумажная ткань.

8.  Синтетическая, шелковистая, эластичная прочная ткань.

9.  Ткань из шелка или плотно скрученного хлопка, лег­кая и полупрозрачная.

 

10.  Вытканный вручную ковер-картина.

11.  Грубая редкая ткань.


ТЕХНОЛОГИЯ

ОБРАБОТКИ

ПИЩЕВЫХ

ПРОДУКТОВ

АНАГРАММЫ

1.  Азрпваак, утешине, еражеьн, епазинаке, авкра, оме-чине.

2.  Есврривоак, сэетитак, паепитт, укиланиря.

3.  Ретсзилияица, лбнаишоравине, рпписуакине.

ГОЛОВОЛОМКИ Задание 1. «На каком языке?»

Повертите этот камень и попробуйте прочитать, что на нем написано.

Задание 2. «Занятные иероглифы». Для того чтобы бородка ключа совпадала с иероглифами, надо подрисо­вать недостающие линии. Из этих линий получатся бук­вы. И вы сможете прочитать слова, спрятанные в иеро­глифах.

28


ТЕСТЫ Тема. «Первичная обработка овощей».

Вместо точек в предложениях поставьте нужные гла­голы.


А. Отрезают. Б. Очищают. В. Нарезают. Г. Сортиру­ют. Д. Моют. Е. Удаляют.

1.  Сначала овощи... по размеру.

2.  Далее овощи... .

3.  Морковь, картофель... .

4.  В картофеле... глазки.

5.  При обработке капусты... верхние грязные листья.

6.  А затем овощи... .

Тема. «Способы нарезки овощей».

К рисункам подберите описание способа нарезки ово­щей.



Квадратное сечение 0,2 х 0,2 см, длина 4-5 см. Нарезают карто­фель для жарки во фритюре; морковь, свеклу, репчатый лук для борщей, супов из ово­щей.



2.     От 0,7x0,7 до 1x1 см, длина 3,5-4 см. Нарезают картофель для жарки, супов, борщей; морковь, петрушку, сельдерей для бульона с овощами.

3.     2x2 см — для картофеля в мо­локе (крупные), 1,5x1,5 см — для супов с бобовыми, крупа­ми, овощного рагу (средние); 0,5x0,5 см — для гарнира, хо­лодных блюд.

4.     0,1-0,2x1-1,5 см. Нарезают картофель, морковь, свеклу в суп, салаты, винегрет.


В.

Г.


30




5.     1-2 см — толщина. Нарезают    Д. картофель для  жарки,  мор­ковь в супы, лук для шашлы­ка.

6.     0,3x0,3 см (кромкой). Нареза-    Е. ют лук в суп-харчо, крупяные супы, щи.


7.  2x2 см. Нарезают капусту для    Ж щей, борщей.

8.  Измельченная соломка. Наре-    3. зают капусту для фаршей.

9. Нарезают овощи звездочками,     И.
гребешками,   шестеренками,
«розочками».
                                          ввйя^,


КРОССВОРДЫ Кроссворд № 1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 


31


По горизонтали: 4. Способ предварительного, легкого об­жаривания продукта с жиром или без него. 6. Улучшение вкуса салатов путем добавления дополнительных продук­тов. 7. Быстрое обваривание или обжаривание продукта. 8. Комбинированный способ тепловой обработки овощей.

По вертикали: 1. Тепловая обработка продукта в духов­ке на противнях (сковородках). 2. Способ получения соч­ного продукта при тепловой обработке. 3. Нагревание про­дуктов в воде (на пару), бульоне, молоке. 5. Способ тепло­вой обработки продукта в жире или горячем воздухе.

Кроссворд № 2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

|

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

По горизонтали: 1. Тонизирующий напиток, стимули рующий физическую и психологическую активность че­ловека. 2. Тонкий кусок хлеба, покрытый маслом, ломти­ком сыра или ветчиной. 3. Холодное блюдо из овощей. 4. Консервированный продукт с уксусом. 5. Процесс ус­воения организмом питательных веществ. 6. Вещества, нормализующие усвоение пищи. 7. Вид тепловой обра­ботки продуктов. 8. Высший сорт мяса. 9. Пищевой про­дукт животного происхождения в скорлупе.

По вертикали: искусство приготовления пищи.

Кроссворд № 3

По горизонтали: 1. Бутерброд с маслом, сыром, ветчи­ной, накрытый ломтиком хлеба. 2. Дополнение к мясно-

32


 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

му или рыбному блюду. 3. Вид консервирования. 4. Выс­ший сорт мяса. 5. Дрожжевая или пресная масса из муки. 6. Культура поведения за столом. 7. Маленькие бутербро­ды. 8. Холодное кушанье из смеси овощей, мяса, рыбы, изрезанных на кусочки.

По вертикали: обязательные накрахмаленные предме­ты сервировки стола.

СКАНВОРД

 

 

Родина огурцов и томатов

 

 

\

-*■

 

 

 

0

 

 

 

 

 

Платки для вытирания губ после еды

 

-*

 

 

 

 

 

 

 

Ф

Ломтик хлеба с сыром, маслом, ветчиной ...

 

-►

 

 

 

 

®

 

 

 

\

Искусство приготовления пищи

 

 


1

2

3

Из букв в пронумерованных клеточках сложите ключе­вое слово:

33

5 Заним. уроки техно л. для девочек 5 кл.


ИГРЫ Брейн-ринг

Цель. Закрепить знания по разделу «Кулинарные рабо­ты»; развить воображение, смекалку; укрепить межлич­ностные отношения; воспитать чувство взаимопомощи; разнообразить досуг детей.

Правила. Играют 2 команды по 6 человек. Остальные школьники — болельщики. Команды располагаются за двумя столами. На каждом столе электронный секундо­мер и светильник (светильники разных цветов).

Ход игры. Ведущий задает вопрос и включает одновре­менно оба секундомера на игровых столах. На обдумыва­ние ответа дается 1 минута. Капитан команды, готовой ответить, включает светильник. В этот момент останав­ливается время на секундомере. Ответ принимается от команды, первой нажавшей кнопку после того, как был включен секундомер. За правильный ответ команда по­лучает очко. Если прозвучит неверный ответ, другая команда может продолжить обсуждение в оставшееся время. Выигравшей считается та команда, которая пер­вой наберет 5 очков.

Вопросы.

1.       Какая страна является родиной огурца?

2.   Бразильский, черный, растворимый, всеми люби­мый.

3.   Как называется маленький закусочный бутерброд?

4.   Процесс поступления в организм и усвоения им ве­ществ.

5.   Что необходимо в незначительных количествах для жизнедеятельности живых организмов?

6.   Распространенный вид закусок.

7.   Холодное блюдо из мелко нарезанных овощей.

8.   Родина картофеля и томата.

9.   Что возбуждает вкусно приготовленная пища?

 

10.   Что нужно добавить, чтобы получить опарное тес­то?

11.   Два сложенных вместе ломтика хлеба с маслом и колбасой.


КУЛЬТУРА ДОМА

АНАГРАММЫ

1.  Лэкертгоирьл, ямосуркба, лэкерттосоетр, окфмронт-соьт.

2.  Ниетьрре, олокакн, тропонебьтс, лишусак.

МЕТАГРАММЫ

1.   С буквой О — в нем живут,

С буквой Ы — он из трубы печной валит.

2.      На букву М — она господствует в Париже, На букву С — тесто поднимает выше.

3.      С буквой О — сидим за ним, С буквой У — на нем сидим.

4.      Единство художественных приемов —

с буквой И. А с буквой А —

Металл из руды.

5.      Посуду моем в М... А отдыхаем в К...

6.      С буквы К — агрегат для нагрева воды, С буквы С — сосуд для столовой соли.

ГОЛОВОЛОМКИ

Задание 1.

Используя уже имеющиеся буквы, заполните данную форму словами, обозначающими ремонт одежды.

35


Задание 2.

Впишите недостающие буквы, и вы сможете прочитать слова, раскрывающие смысл ключевых слов, выстроен­ных по вертикали.

1             XX______________               


Mb


Задание 3.

Узнайте, что здесь зашифровано.

С-*-Е*-А + Н-+- У

т      I      т      т      т

+       I       I       +       I

т       т       т       I       т

т      т      т      I       + Ж-+И-*~М-^В-+К

I    +    !    т    + ТЕСТЫ

Тема. «Кухня».

К каждому термину подберите верное описание.


 

Термины

Усл. обозн.

Описание

1.Дом

А

Помещение для хранения и обработки продуктов, при­готовления и приема пищи.

2. Электрогриль

Б

Прибор для быстрого пере­мешивания холодных на­питков.

3. Кухня

В

Прибор для приготовления гренков (поджаренных лом­тиков хлеба).

4. Электро­миксер

Г

Место, где человек живет и отдыхает.

5. Электро­тостер

Д

Набор столовой или чайной посуды.

6. Электро­ростер

Е

Оборудование для очистки и приведения в порядок ис­пользованной посуды.

7. Мойка

 

Шкаф для хранения про­дуктов и приготовленной пищи, фруктов и овощей.

37


8. Плита

3

Жарочный шкаф для приго­товления мясных, рыбных блюд от нагревательного элемента.

9. Сервиз

И

Прибор для приготовления слоеных тостов с маслом, сы­ром и т.п.

10. Холодильник

К

Кухонный прибор для при­готовления пищи.

РЕБУСЫ




1.


23 1


КРОССВОРДЫ Кроссворд № 1

По горизонтали: S. Производство различных изделий из природной глины. 5. Предметы квартиры (дома). 6. Со­здание новых типов и видов изделий. 9. Основное рабочее место на кухне. 10. Газовое устройство для нагрева воды.

По вертикали: 1. Полный набор столовой (чайной) по­суды. 2. Прибор для автоматического отсчета промежут-

38


 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

 

2

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ка времени. 4. Керамический материал для отделки стен кухни (у плиты и мойки). 7. Опора мебели. 8. Тепло- и во­доупорный материал для покрытия столов.

Кроссворд № 2

По горизонтали: 1. Создание новых видов и типов изде­лий. 2. Тонкая (несколько слоев) деревянная доска. 3. Материал из керамической глины. 4. Предметы квар­тиры (дома). 5. Изделия из природной глины. 6. Единство и взаимосвязь предметов и украшений жилья. 7. Образец для воспроизведения предмета (изделия). 8. Прибор для автоматического отсчета промежутка времени.

По вертикали: внутренний мир дома.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

1

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

39


Кроссворд № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

6

 

 

7

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали: 1. Набор посуды. 3. Процесс очистки воздуха (воды). 5. Газовое устройство для нагрева воды. 10. Прибор для приготовления фаршей, размельчения различных продуктов.

По вертикали: 1. Шкаф для вымытой посуды. 2. Пра­вильное расположение чего-нибудь. 4. Поддержание чис­тоты. 6. Синтетическое напольное покрытие. 7. Помеще­ние для хранения, обработки продуктов и приготовления пищи. 8. Приспособление для мытья посуды. 9. Внешний вид.

40


СКАНВОРД

Из букв в клеточках, отмеченных цифрами, сложите слово.

 

1

2

3

4

5

6

41


ИГРЫ Интерьер дома

Цель. Формирование знаний по теме «Интерьер. Кух­ня». Укрепление межличностных отношений.

Ход игры. Класс разбивается на три команды. Веду­щим может быть либо сам учитель, либо кто-то из учени­ков.

Вопрос для первой команды:

1.  Внутренний мир дома, складывающийся из отдель­
ных
вещей.

Вопрос для второй команды:

2. Набор столовой или чайной посуды, рассчитанный
на определенное количество человек.

Вопрос для третьей команды:

3. Совокупность предметов, которыми обставляют
комнату, кухню, прихожую и т.д.

В финал выходит та команда, которая первой ответит на вопрос.

Задание для финалиста:

4. Оформление интерьера, учитывающее размер поме­
щения
, его расположение и освещение.

Суперигра:

5. Оригинальное сочетание пропорций и размеров пред­
метов
, удобных для проживания в квартире.

6.  Единство и взаимосвязь предметов и украшений
жилья.


КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА

АНАГРАММЫ

Окмстекиа, игигнеа, игнмсаитак, мувынаеи, окмстелого. МЕТАГРАММЫ

1.    С буквы В — растет на голове, С буквы К — в поле.

2.    У человека на пальцах — на букву Н, У животных на лапах — на букву К.

3.    С буквы П — от работы выступает, С буквы К — всех дома забавляет.

4.    Если тела дерева покров — то с буквой Р. Если тела человека — то с буквой Ж.

ГОЛОВОЛОМКИ Задание 1.

Заполните данную форму понятиями из раздела «Гиги­ена и косметика».

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

Т

 

 

О   Г

 

 

 

 

 

У

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

Е

 

 

м

 

 

К

А

 

 

 

 

А

 

 

43



Задание 2.


Из данного комплекта букв со­ставьте термины, обозначаю­щие: 1) физические упражне­ния; 2) область науки, разраба­тывающая меры профилактики и сохранения здоровья. Буквы можно использовать неодно­кратно.


Задание 3.

Вставьте пропущенные буквы.

Задание 4. «Записка».

Пираты выловили из воды бутылку с запиской, но про­читать ее не смогли, так как буквы на бумаге частично стерлись. Помоги пиратам восстановить слова.

44


TZftsTDl

Тема. «Ремонт распоровшихся швов».

К каждому рисунку подберите соответствующее ему описание ремонта шва.


Тема. «Стирка одежды».

К символам подберите их значения.

Тема. «Гигиена девушки».

К каждому термину подберите верное описание.

1. Косметика. 2. Гигиена. 3. Кожа. 4. Вода. 5. Ногти. 6. Умывание. 7. Мыло. 8. Косметолог. 9. Пот. 10. Маска.



 


г

Д

Е 3

и. к


Комплекс мероприятий для профилактики и укрепления здоровья человека. Специалист по лечению кожи лица, шеи, волос, занимающийся гигиеной, анатомией и физиологией лица.

Полупрозрачные роговые пластины на око­нечностях пальцев. Процедура для очистки кожи лица. Самое распространенное в природе очища­ющее средство.

Своеобразное покрытие тела человека. Испарение с поверхности кожи человека.


РЕБУСЫ


КРОССВОРДЫ Кроссворд № 1

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали: 2. Нитевидные образования, расту­щие на теле человека. 3. Водная процедура для лица. 6. Наружный покров тела. 7. Средство для усиления очи­щающего действия воды.

По вертикали: 1. Специалист, занимающийся гигие­ной, анатомией и физиологией кожи лица, глеи и волос. 4. Распространенное очищающее средство. 5. Полупро­зрачные роговые пластины на окончаниях пальцев.

Кроссворд № 2

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали: 3. Искусство украшать лицо. 5. Систе­ма специальных физических упражнений. 6. Кожная складка у корня ногтей. 7. Процедура для очистки кожи лица.

48


По вертикали: 1. Испарение с поверхности кожи чело­века. 2. Комплекс мероприятий для обеспечения здоро­вья человека. 4. Потемнение кожи под воздействием сол­нечных лучей.

СКАНВОРД

Из букв в пронумерованных клеточках сложите слово:

 

1

2

3

4

ИГРЫ Путешествие по станциям

Цель. Закрепление знаний по теме «Уход за одеждой», развитие эрудиции, внимания, мышления.

49


Ход игры. Учащиеся делятся на две команды, им пред­лагается пройти по маршруту, указанному в путевом ли­сте, и ответить на вопросы. Время пребывания на каждой станции — 15 минут.

Путевой лист.

1.   Станция «Отгадай-ка».

2.   Станция «Замени-ка».

3.   Станция «Расшифруй-ка».

4.   Станция «Кроссворды».

5.   Станция «Ребусы».

Станция « Отгадай-ка ».

Отгадайте загадки.

1-я команда. В платяном шкафу живет, Шубу мамину грызет.

2-я команда. На рукав пришит квадратик — И как новенький халатик.

Станция «Замени-ка».

Отгадайте метаграммы.

1-я команда. С буквой А — от дождя спасает. С буквой Ю — веранду обвивает.

2-я команда. С буквой Е — всех согревает. С буквой О — пни и кочки покрывает.

Станция « Расшифруй-ка ».

Расшифруйте анаграммы.

1-я команда:                   2-я команда:

1.  Тэкитеак                       1. Наитомьл

2.  Цатено                          2. Утбмелр

3.  Ебзнни                         3. Ичтсак

4.  Едофмрцаяи                 4. Тшпоак

50



Станция « Кроссворды ». 1-я команда


 


По горизонтали: 2. Ярлычок с надписью. 5. Вещество, при соприкосновении с которым ткань разрушается, возникает дыра. 7. Процесс удаления маленькой дырочки на изделии.

По вертикали: 1. Предприятие, где чистят одежду.
3. Верхняя одежда. 4. Вещество, которое повышает бе­
лизну
материала. 6. Вещество для обезжиривания по­
верхности кожи.
                               п~

2-я команда

51


По горизонтали: 4. Замена поврежденных элементов одежды. 5. Процесс раскладывания одежды перед стир­кой по цвету и виду ткани. 7. Насекомое, поедающее шер­стяные вещи.

По вертикали: 1. Бесцветная жидкость, растворитель.

2.   Кусочек ткани, положенный на поврежденное место.

3.   Один из компонентов мыла. 6. Исправление дефектов и повреждений в изделии.

Станция «Ребусы».

Викторина. «Гигиена и косметика».

1.       Где больше всего во рту скапливается бактерий?

2.   Как правильно мыть руки?

3.   Где и когда правильно загорать?

4.   Какие упражнения лучше всего выполнять в утрен­ней гимнастике?

5.   Для чего на лице делают маску?

6.   Когда впервые появилась косметика?

7.       Маска из какого продукта лучше всего очищает ко­жу лица?

8.   Почему во Франции при Людовике XIV носили толь­ко шелковые одежды?


_____  ТЕХНИКА. ЭЛЕМЕНТЫ  ______

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

ЗАГАДКИ

1.      Голубой глазок, золотой стебелек, Скромный на вид, на весь мир знаменит, Кормит, одевает и дом украшает.

2.      В высоком дворце Маленькие ларцы. Кто их открывает, Белое золото добывает.

АНАГРАММЫ

Етнхлогояи,   оволнко,   лхпоко,   рпжяа,   рпдянееи, ктнаь, ёлн, туко, соонав, тоедкла, ктчасевто.

1. 2. 3. 4.

МЕТАГРАММЫ

С буквы В — можно ткань получить, С буквы Т — тесто замесить.

С буквой С — по ткани вдоль кромки идет,

С буквой Б — кто-то на празднике в ней щегольнет.

С буквы У — основу переплетает. С буквы С — вода по нему стекает.

С буквой Ж — результат прядения. С буквой X — автор этого «творения».

ГОЛОВОЛОМКИ Задание 1.

Используя уже имеющиеся буквы, заполните данную форму понятиями материаловедения.


53


Задание 2. «Лесенка».

Вставьте недостающие согласные, чтобы получились термины из темы «Элементы материаловедения».

54


Задание 3.

Заполните данную форму гласными буквами, чтобы получились термины из темы «Элементы материаловеде­ния».

Задание 4. «Пирамида».

Из данных букв составьте 9 понятий по теме «Элемен­ты материаловедения». Буквы можно использовать мно­гократно.


Задание 5.

Вставьте буквы, чтобы получились слова — понятия из материаловедения.

1.ВППОКПО

2.   ТППНЬ

3.   ОПДПЛПА

4.   ТПХПОППГИП

5.   DCHDBA


6.   ХПОППК

7.   УТПК

8.   ПКПЧПСППО

9.   ЛПН

10. ППЯЖП


Задание 6.

Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

Рпжяа

Укиланиря

Туко

Соонав

Тоедкла

Ктчасевто

Етнхлогояи

Ктнаь

Оволнко

Лхпоачнтки

Лхпоко

Ёлн


ТЕСТЫ

Тема. «Элементы материаловедения».

К каждому термину подберите соответствующее опре­деление.

1. Технология. 2. Ткань. 3. Волокно. 4. Хлопчатник. 5. Хлопок. 6. Лён. 7. Пряжа. 8. Уток. 9. Основа. 10. От­делка. 11. Ткачество.

 

Усл. обозн.

Описание

А

Улучшение свойств ткани, облагоражива-

 

ние и придание ей товарного вида.

Б

Тонкая нить, выработанная из коротких во-

 

локон путем их скручивания и предназна-

 

ченная для производства тканей, швейных

 

ниток и других текстильных изделий.

В

Однолетнее растение древовидной формы.

56


г

Однолетнее травянистое растение, дающее

 

волокно того же названия.

Д

Гибкое, прочное тело, длина которого во

 

много раз больше,  чем поперечный диа-

 

метр.

Е

Материал,   который  изготавливается  на

 

ткацком станке путем переплетения пряжи

 

или нитей.

 

Наука о преобразовании материалов, энер-

 

гии, информации.

3

Нити, идущие вдоль ткани.

И

Процесс переплетения нитей основы и утка.

К

Поперечные нити в ткани.

Л

Волокно семян хлопчатника.

КРОССВОРДЫ Кроссворд № 1



57


 


По горизонтали: 3. Волокна, получаемые в заводских условиях. 6. Волокна растительного, животного и мине­рального происхождения. 8. Способность волокон погло­щать влагу. 9. Волокна, содержащиеся в плодах расте­ний.

По вертикали: 1. Наука об умении, мастерстве и искус­стве. 2. Материал для изготовления швейных изделий. 4. Однолетнее растение древовидной формы. 5. Волокно и растение одноименного названия. 7. Тонкая непряденая нить.

Кроссворд № 2

По горизонтали: 6. Ткани из хлопка. 8. Ткани и волок­на одноименного названия. 9. Нити, идущие вдоль кром­ки ткани. 10. Материал для изготовления швейных изде­лий.

По вертикали: 1. Переплетение нитей основы и утка. 2. Тонкая нить для производства ткани. 3. Поперечная нить в ткани. 4. Придание суровой ткани красивого вида. 5. Ткань, снятая с ткацкого станка. 7. Совокупность опе­раций с волокнистой массой.

58



Кроссворд № 3


По горизонтали: 2. Волокна, полученные в заводских условиях. 5. Гибкое и прочное тело для изготовления пряжи. 7. Однолетнее растение древовидной формы. 8. Наука об умении, мастерстве, искусстве. 9. Растение, дающее волокну то же название.

По вертикали: 1. Способность волокон поглощать вла­гу. 3. Волокна в плодах растений. 4. Волокна раститель­ного, животного и минерального происхождения. 6. Ма­териал для изготовления различных швейных изделий.

ВИКТОРИНЫ Швейные принадлежности

1.  Как выглядели первые ножницы? Когда они появи­лись?

2.      В переводе с латинского это слово означает «шип», «колючка»; этот предмет используется для скрепле­ния деталей и украшения одежды.

59


3.  Швейная принадлежность, таящая в себе смерть Ко­щея.

4.  Что появилось раньше — иголка или одежда?

5.  Сначала пользовались тяжелым камнем, затем рубе­лем с вальком, жаровней с углями, его делали чугун­ным с углями внутри, позднее сделали электричес­ким. О каком приспособлении идет речь?

6.  Как называется след от нитки на ткани, равный рас­стоянию между проколами иголки?

7.      Что представляет собой последовательность стеж­ков?

8.  Назовите виды манекенов, для чего они используют­ся?

9.      Как называются картонные детали изделия?

 

10.  Зачем нужен колышек?

11.  Приспособление для переноса линий с лекал.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ОБРАБОТКА

МАТЕРИАЛОВ

v                                        J

ЗАГАДКИ

1.           Пальчик спрячется в ведерко — Не страшна ему иголка.

2.     Ткани я цветной кусок, Называюсь ...

3.     Маленькая, острая, с хвостиком.

АНАГРАММЫ

Шывавиеин, кедаровитеон, нталмеьннаоеор, ногмамо-рам, тагпанроф.

МЕТАГРАММЫ

1.   Пять братьев на одной руке.
Зовут их всех на букву П,

А если А на Я исправишь,

То вышивать на них ты станешь.

2.  С буквой Л — зашивает,
С буквой Р — забавляет.

ГОЛОВОЛОМКИ Задание 1. «Вышивка».

Используя уже имеющиеся буквы, заполните данную форму названиями материалов, инструментов и приспо­соблений для вышивания.

61


Задание 2. «Нитки».

Соедините кружочки с буквами так, чтобы получились названия ниток, используемых в вышивании. Догадай­тесь, какие буквы скрываются в затемненных кружоч­ках.

 

Задание 3. «Лесенка».

Помогите девочке подняться по лестнице. Слова, кото­рые надо отгадать при этом, относятся к теме «Вышива­ние».

62



 


ТЕСТЫ Тема. «Вышивка».

К каждому термину подберите верное описание.

1. Мулине. 2. Пасма. 3. Метка. 4. Ирис. 5. Гарус. 6. Пяльцы. 7. Копирование. 8. Запяливание. 9. Плоскост­ное. 10. Орнаментальное.


Усл. обозн.


Описание


 


Б В

Г

Д

Е


Обозначение принадлежности предмета или одежды определенному лицу.

Нитки, используемые для вышивания.

Приспособление для поддержания ткани в на­тянутом виде и предотвращения стягивания вышитого узора.

Пряжа, применяемая при вышивании.

Перевод изображения на бумагу или ткань.

Изображение мотивов вышивки на поверхнос­ти изделия.


63


Ж          Шерстяная пряжа для вышивания.

3            Чередование элементов или группы элементов

изображения.

И           Нитки со стойкой окраской и блеском.

К           Заправка ткани в приспособление для вышива-
________ ния.______________________________________


По горизонтали: 3. Нитки со стойкой окраской и блес­ком. 5. Пряжа, применяемая при вышивании. 6. Перевод изображения на бумагу или ткань. 7. Приспособление для копирования рисунка с изменением его размера. 9. Живописное, графическое украшение. 11. Вязь из на­чальных букв имени и фамилии. 12. Жесткий колпачок, предохраняющий палец от укола иглы. 14. Приспособле­ние для поддержания ткани в натянутом виде.

По вертикали; 1. Распространенный вид рукоделия. 2. Заправка ткани в приспособление для вышивания. 4. Обозначение принадлежности предмета или одежды определенному лицу. 5. Изображение мотивов вышивки. 8. Украшения вышивки из сочетания растительных или животных элементов. 10. Травяное растение, используе­мое в современной вышивке. 13. Прозрачная белая бумага.

Кроссворд № 2


По горизонтали: 6. Изображение мотивов вышивки на поверхности изделия. 7. Чередование элементов или группы элементов изображения. 8. Шерстяная пряжа для вышивания. 9. Прозрачная бумага. 12. Живописное, графическое оформление вышивки. 15. Приспособление для поддержания ткани в натянутом виде и предотвраще­ния стягивания вышитого узора. 16. Распространенный вид декоративно-прикладного искусства.

По вертикали: 1. Заправка ткани в приспособление для вышивания. 2. Часть мотка пряжи. 3. Расстояние между двумя проколами иглы. 4. Украшение из начальных букв имени и фамилии. 5. Приспособление для копирования рисунка с изменением его размера. 10. Перевод изобра­жения на бумагу или ткань. 11. Один из способов вышив­ки. 13. Приспособление, предохраняющее палец от укола иглы. 14. Обозначение принадлежности предмета или одежды кому-либо.

ВИКТОРИНЫ Вышивание

1.       Заправка ткани в пяльцы.

2.   Лист бумаги, используемый для перевода изображе­ния.

3.   Обозначение принадлежности данного предмета оп­ределенному лицу.

4.   Лучшие нитки для вышивания.

5.   Плоскостное изображение мотивов растений, живот­ных, птиц.

6.   Перевод изображения на бумагу.

7.       Прибор для копирования рисунка с изменением его размера.

8.   Украшение изделия начальными буквами имени и фамилии.

9.   Геометрическое чередование элементов и групп эле­ментов.

 

10.  Мулине в б сложений.

11.  Приспособление, предохраняющее ткань при вы­шивании от деформации.

66


12.  Повторение группы элементов геометрических или растительных.

13.  В 1824 году в Германии был изобретен станок для производства этого приспособления любого вида и размера.

14.  Какие из предложенных наименований использу­ются в современной вышивке: а) пряжа; б) мулине; в) хлопчатобумажные ткани; г) бумажный и шел­ковый гарус; д) лилия; е) ирис; ж) узкая тесьма?

15.  Вязь из начальных букв имени и фамилии.

16.  Могут быть круглые или прямоугольные, деревян­ные и железные.


_____   ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ______

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ    ==

АНАГРАММЫ

1.  Днокреит, авопр, нхетголо, акепьр,

2.      Чатк, ишывьлавацщи, еявш, едомреьл, дярпщьила-иц, далгщьилаиц, рказищойк.

ГОЛОВОЛОМКИ

Задание. «Три круга».

Определите, двигаясь по стрелкам, какая профессия зашифрована в каждом круге.

68


ОТВЕТЫ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Загадки (с. 5) 1. Компьютер. 2. Сканер. 3. Винчестер.

Анаграммы (с. 5) Компьютер, винчестер, технология, монитор, принтер.

Головоломки (с. 5) Задание. «Компьютер». Форма 1. По горизонтали: мо­нитор, винчестер, технология, компьютер. По вертика­ли: процессор, принтер. Форма 2. По горизонтали: файл, мышь, сканер, панель. По вертикали: клавиатура, мо­дем.

Тесты (с. 6) Тема. «Персональный компьютер». 1-Г, 2-Д, 3-Е, 4-И, 5-А, 6-3, 7-В, 8-Б, 9-Ж.

Ребусы (с. 7) 1. Файл. 2. Принтер. 3. Винчестер.

Кроссворд (с. 7) По горизонтали: 3. Принтер. 5. Клавиатура. 6. Окно.

7.  Монитор. 9. Панель. 10. Файл. 11. Редактор. По верти­
кали:
1. Процессор. 2. Винчестер. 4. Сканер. 5. Компью­
тер
. 8. Информация.

Игры (с. 8) Крестики-нолики. 1. Компьютер. 2. Каталог. 3. Про­цессор. 4. Модем.  5. Файл.  6. Сканер.  7. Винчестер.

8.  Технология. 9. Информация.

Со ступеньки на ступеньку. 1 команда. 1. Окно. 3. Па­нель. 5. Принтер. 7. Процессор. 2 команда. 2. Файл. 4. Сканер. 6. Плоттер. 8. Винчестер.

69


ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТКАНИ Загадки (с. 10) 1. Игла. 2. Наперсток. 3. Утюг. 4. Булавка. 5. Строчка. 6. Ножницы.

Анаграммы (с. 10)

1.   Наперсток, ножницы, волокно, стежок, колышек.

2.   Сметать, обтачать, притачать, настрочить, застро­чить, стачать.

3.   Конструирование,  моделирование,  оборудование,
инструменты.

4.  Подкладка, мозаика, фактура, калейдоскоп, флизе-
лин.

Метаграммы (с. 11) 1. Мерки — марки. 2. Кант — рант — бант. 3. Ватин — сатин. 4. Бязь вязь.

Головоломки (с. 11) Задание 1. 1. Игла, лекало, манекен, стежок, булавка. 2. Резец, строчка, наперсток, колышек, ножницы.

Задание 2. «Полбуквы». Сметать, обтачать, притачать, настрочить.

Задание 3. «Книжная полка». Застрочить, стачать. Задание 4. «Шифровка». Определение: место соедине­ния двух или нескольких деталей   строчкой.   Тер­мин: шов.

Задание б. «Развали­лось». Застрочить, на­строчить, стачать, обта­чать, притачать.

Задание 6. «Назови термин!». Определение: это расстояние от строчки до среза детали. Термин: ширина шва.

Задание 7. «Путани­ца». 1. Вподгибку. 2. Вза-утюжку.

70


Задание 8. «Свиток». 1. Вразутюжку. 2. Накладной.

Задание 9. «Улитка». Стачать — сметать — настро­чить — обтачать — застрочить — притачать. Ключевое слово: технология.

Задание 10. «Воздушные шарики». Шов, вразутюжку, взаутюжку, накладной, вподгибку.

Задание 11. «Шесть «Е». 1. Мерки. 2. Инструмент. 3. Про­ект. 4. Моделирование. 5. Творчество. 6. Оборудование.

Задание 12. «Словечки-коротышки». По вертикали: эскиз, миткаль, картон, шаблон, синтепон, ситец. По го­ризонтали: кант, лоскут, шерсть, сатин, флизелин.

Тесты (с. 18) Тема. «Выполнение ручных работ». 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б. Тема. «Влажно-тепловые работы». 1-Г, 2-Д, ЗА, 4-Б, 5-В. Тема. «Виды ручных стежков и строчек». 1-Б, 2-В, 3-А. Тема. «Простые ручные швы». 1-Д, 2-Е, 3-И, 4-3, 5-Ж, б-К, 7-А, 8-Б, 9-В, 10-Г.

Ребусы (с. 21) 1.   Игла.  2.  Наперсток.   3.  Ножницы.   4.  Стежок. 5. Строчка. 6. Лекало. 7. Утюг. 8. Булавка. 9. Колышек. 10. Манекен. 11. Модель. 12. Мерки. 13. Реклама.

Кроссворды (с. 22)

Кроссворд 1. По горизонтали: 3. Стежок. 6. Напер­сток. По вертикали: 1. Резец. 2. Ножницы. 4. Строчка. 5. Утюг.

Кроссворд 2. По горизонтали: 2. Игла. 4. Лекала. 5. Манекен. По вертикали: 1. Колышек. 3. Булавка.

Кроссворд 3. По горизонтали: 1. Мода. 2. Конструи­рование. 3. Модель. 4. Себестоимость. 5. Реклама, б. Ин­струмент. 7. Проблема. 8. Проект. 9. Творчество. 10. Обо­рудование. 11. Потребность. 12. Технология. 13. Мерки. В вертикальном столбце: моделирование.

Кроссворд 4. По горизонтали: 1. Подкладка. 2. Кант. 3. Миткаль. 4. Шерсть. 5. Мозаика. 6. Радуга. 7. Шаблон. 8. Ситец. 9. Обтачка. 10. Лоскут. 11. Синте­пон. В вертикальном столбце: калейдоскоп.

71


Сканворды (с. 25)

Сканворд № 1. По горизонтали: обтачка, картон, ва­тин, тесьма, уток, шерсть. По вертикали: лоскут, растр, кант, канва, утюг, игла, сатин.

Ключевое слово: ткань.

Сканворд № 2. По горизонтали: рукав, шов, гипюр, нить, гайка, труд. По вертикали: рейка, крючки, кант, окат. Слово: картон.

Викторины (с. 26) Викторина 1.  1.  Синтепон.  2, Ватин.  3.  Флизелин.

4. Ситец. 5. Бязь. б. Из шерсти. 7. Миткаль.
Викторина 2. 1. Атлас. 2. Байка. 3. Бархат. 4. Батист.

5. Бобрик. 6. Болонья. 7. Бязь. 8. Вискоза. 9. Газ. 10. Го­
белен. 11.
Дерюга.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ Анаграммы (с. 28)

1.   Заправка, тушение, жаренье, запекание, варка, мо­чение.

2.   Сервировка, эстетика, аппетит, кулинария.

3.   Стерилизация, бланширование, припускание.

Головоломки (с. 28)

Задание 1. «На каком языке?» Заморозка, квашение, мочение, соление, сушка.

Задание 2. «Занятные иероглифы». Мочение, аппетит, этикет, сервировка, заморозка, квашение.

Задание 3. «Винегрет». Свекла, морковь, картошка, огурцы, лук, соль, масло.

Тесты (с. 29)

Тема. «Первичная обработка овощей». 1-Г, 2-Д, 3-Б, 4-Е, 5-А, 6-В.

Тема. «Способы нарезки овощей». 1-3, 2-Ж, 3-Е, 4-Д, 5-Г, 6-Б, 7-А, 8-И, 9-В.

Кроссворды (с. 31) Кроссворд   1. По горизонтали: 4. Пассирование.

72


6.  Заправка. 7. Бланширование. 8. Тушение. По верти­
кали:
1. Запекание. 2. Припускание. 3. Варка. 5. Жаре­
нье
.

Кроссворд 2. По горизонтали: 1. Кофе. 2. Бутер­брод. 3. Салат. 4. Маринад. 5. Питание. 6. Витамины.

7.   Варка. 8. Филе. 9. Яйцо. По вертикали: кулинария. Кроссворд № 3. По горизонтали: 1. Сандвич. 2. Гар­нир. 3. Соление. 4. Филе. 5. Тесто. 6. Этикет. 7. Канапе.

8.   Винегрет. По вертикали: салфетки.

Сканворд (с. 33) По горизонтали: салфетки, бутерброд, кулинария. По вертикали: Индия. Ключевое слово: еда.

Игры (с. 34) Брейн-ринг. 1. Индия. 2. Кофе. 3. Канапе. 4. Питание. 5. Витамины. 6. Бутерброд.  7. Винегрет. 8. Америка.

9.  Аппетит. 10. Дрожжи. 11. Сандвич.

КУЛЬТУРА ДОМА Анаграммы (с. 35)

1.   Электрогриль, мясорубка, электротостер, комфорт­ность.

2.   Интерьер, колонка, потребность, сушилка.

Метаграммы (с. 35)

1. Дом — дым. 2. Мода — сода. 3. Стол — стул. 4. Стиль — сталь. 5. Мойка — койка. 6. Колонка — со­лонка.

Головоломки (с. 35)

Задание 1. По горизонтали: одежда, починка, этикет­ка. По вертикали: штопка, ремонт, заплата, ярлык, ин­струменты.

Задание 2. 1. Чистка. Щелочь, эфир, спирт, кислота, фабрика, ацетон, моль, вода, бензин, одежда, скипидар, препараты. 2. Кухня. Плита, колонка, стол, вентилятор, таймер, мебель, сервиз, керамика.

Задание 3. Сервировка.

73


Тесты (с. 37) Тема. «Кухня». 1-Г, 2-3, ЗА, 4-Б, 5-В, 6-И, 7-Е, 8-К, 9-Д, 10-Ж.

Ребусы (с. 38) 1. Дизайн. 2. Стол. 3. Линолеум. 4. Кухня. 5. Облик. 6. Сушилка.

Кроссворды (с. 38)

Кроссворд № 1. По горизонтали: 3. Керамика. 5. Ме­бель. 6. Дизайн. 9. Стол. 10. Колонка. По вертикали: 1. Сервиз. 2. Таймер. 4. Плитка. 7. Ножка. 8. Пластик,

Кроссворд № 2. По горизонтали: 1. Дизайн. 2. Фанера.

3.  Плитка. 4. Мебель. 5. Керамика. 6. Стиль. 7. Модель.
8. Таймер. По вертикали: интерьер.

Кроссворд № 3. По горизонтали: 1. Сервиз. 3. Фильт­рация. 5. Колонка. 10. Мясорубка. По вертикали: 1. Су­шилка. 2. Порядок. 4. Гигиена. 6. Линолеум. 7. Кухня. 8. Мойка. 9. Облик.

Сканворд (с. 41)

По горизонтали', кран, полка, утюг, миксер, рама, нож. По вертикали: сито, раковина, тостер, шкаф, фри-тюрница, рюмка, мойка, ниша, ложка. Слово: плитка.

Игры (с. 42) Интерьер дома.  1. Интерьер.  2. Сервиз.  3. Мебель.

4.  Дизайн. 5. Комфортность. 6. Стиль.

КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА Анаграммы (с. 43) Косметика, гигиена, гимнастика, умывание, космето­лог.

Метаграммы (с. 43) 1. Волос — колос. 2. Ногти — когти. 3. Пот — кот. 4. Кора — кожа.

Головоломки (с. 43) Задание 1. По горизонтали: косметолог, умывальник, маска. По вертикали: косметика. Задание 2.1. Гимнастика. 2. Гигиена. Задание 3. Волосы, ноготь.

74


Задание 4. «Записка». Мыло, загар, душ, кожа.

Тесты (с. 45) Тема. «Ремонт распоровшихся швов». 1-В, 2-Г, 3-Д, 4-Е, 5-А, 6-Б. Тема. «Стирка одегкды». 1-Г, 2-Д, 3-Е, 4-Ж, 5-В, б-А, 7-Б. Тема. «Гигиена девушки». 1-В, 2-Г, 3-И, 4-3, 5-Е, 6-А, 7-Б, 8-Д, 9-К, 10-Ж.

Ребусы (с. 47) 1. Заплата. 2. Сортировка. 3. Починка. 4. Вода. 5. Пот. 6. Душ. 7. Волос. 8. Антимоль.

Кроссворды (с. 48)

Кроссворд 1. По горизонтали: 2. Волосы. 3. Умыва­ние. 6. Кожа. 7. Мыло. По вертикали: 1. Косметолог. 4. Вода. 5. Ногти.

Кроссворд 2. По горизонтали: 3. Косметика. 5. Гим­настика. 6. Валик. 7. Маска. По вертикали: 1. Пот. 2. Ги­гиена. 4. Загар.

Сканворд (с. 49)

По горизонтали: косметолог, вода, гимнастика, пена.

По вертикали: загар, бровь, умывание, веко, десна, ко­жа, лицо, осанка, гигиена. Слово: мыло.

Игры (с. 49) Путешествие по станциям.  Станция  «Отгадай-ка».

1-я команда: моль. 2-я команда: заплата. Станция «Заме­ни-ка». 1-я команда: плащ — плющ. 2-я команда: мех — мох. Станция «Расшифруй-ка». 1-я команда: 1. Этикет­ка. 2. Ацетон. 3. Бензин. 4. Деформация. 2-я команда: 1. Антимоль. 2. Тумблер. 3. Чистка. 4. Штопка. Станция «Кроссворды». 1-я команда. По горизонтали: 1. Этикет-ка. 5. Кислота. 7. Штопка. По вертикали: 1. Химчистка. 3. Плащ. 4. Отбеливатель. 6. Спирт. 2-я команда. По гори­зонтали: 4. Починка. 5. Сортировка. 7. Моль. По верти­кали: 1. Ацетон. 2. Заплата. 3. Щелочь. 6. Ремонт. Стан­ция «Ребусы». 1-я команда: витамины. 2-я команда: во­лосы.

75


Викторина «Гигиена и косметика». 1. На языке. 2. Сначала в течение 30 сек. намыливать, затем сполос­нуть водой (1 мин.). 3. С 8.00 до 11.00 (утром), на берегу во­доема. 4. На гибкость, ловкость. 5. Маска улучшает кожу лица, очищает ее, убирает морщинки. 6. В Древнем Егип­те, у царевны Нефертити. 7. Маска из свежих огурцов. 8. На шелковых одеждах не задерживались насекомые.

ТЕХНИКА. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ Загадки (с. 53) 1. Лен. 2. Хлопок.

Анаграммы (с. 53) Технология,   волокно,   хлопок,   пряжа,   прядение, ткань, лён, уток, основа, отделка, ткачество.

Метаграммы (с. 53) 1. Волокно — толокно. 2. Основа — обнова. 3. Уток — сток. 4. Пряжа — пряха.

Головоломки (с. 53) Задание 1. По горизонтали: лен, уток, волокно, пря­жа. По вертикали: основа, ткачество, хлопок, ткани. Задание 2. «Лесенка».

Задание 3. По горизонтали: уток, ткань, основа, хло­пок, волокно. По вертикали: ткачество, пряжа, лен.

Задание 4. «Пирамида». Ткань, волокно, хлопок, лен, ткачество, пряжа, основа, уток, хлопчатник.

Задание 5. Волокно, ткань, отделка, технология, осно­ва, хлопок, уток, ткачество, лен, пряжа.

Задание 6. Технология, ткань, волокно, хлопчатник,

76


хлопок, лен, пряжа, кулинария, уток, основа, отделка, ткачество. Лишнее слово — кулинария.

Тесты (с. 56) Тема. «Элементы материаловедения». 1-Ж, 2-Е, 3-Д, 4-В, 5-Л, 6-Г, 7-Б, 8-К, 9-3, 10-А, 11-И.

Кроссворды (с. 57) Кроссворд   1. По горизонтали: 3.  Химические.

6.  Натуральные. 8. Гигроскопичность. 9. Хлопок. По вер­тикали: 1. Технология. 2. Ткань. 4. Хлопчатник. 5. Лен.

7.  Волокно.

Кроссворд № 2. По горизонтали: 6. Хлопчатобумаж­ные (ткани). 8. Льняные (ткани). 9. Основа. 10. Ткань. По вертикали: 1. Ткачество. 2. Пряжа. 3. Уток. 4. Отдел­ка. 5. Суровьё. 7. Прядение.

Кроссворд № 3. По горизонтали: 2. Химические (во­локна).  5. Волокно.  7. Хлопчатник.  8. Технология.

9.  Лен. По вертикали: 1. Гигроскопичность. 3. Хлопок.
4. Натуральные. 6. Ткань.

Викторины (с. 59) Викторина. «Швейные принадлежности». 1. Ручки двух ножей соединили пружинящим мостиком, так по­лучились ножницы для стрижки овец — три с половиной тысячи лет назад. А больше тысячи лет назад мостик за­менили гвоздиком. 2. Булавка. 3. Игла. 4. Одежда. Пер­вобытный человек сшивал звериные шкурки, прокалы­вая их костями животных. 5. Утюг. 6. Стежок. 7. Строч­ка. 8. Витринные, разборные, паровоздушные, корсет­ные и др. Используют для демонстрации одежды и для проверки правильности ее изготовления.  9.  Лекала.

10.   Колышек применяют для выправления намётки.

11.   Резец.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ Загадки (с. 61) 1. Наперсток. 2. Лоскуток. 3. Иголка с ниткой.

77


Анаграммы (с. 61) Вышивание, декоративное,  орнаментальное,  моно­грамма, пантограф.

Метаграммы (с. 61) 1. Пальцы — пяльцы. 2. Игла — игра.

Головоломки (с. 61)

Задание 1. «Вышивка». По горизонтали: пасма, каль­ка, пантограф, муляж, метка. По вертикали: орнамент, наперсток, пяльцы, гарус.

Задание 2. «Нитки». Гарус, ирис, мулине.

Задание 3. «Лесенка». 1. Запяливание. 2. Копирова­ние. 3. Вышивание. 4. Наперсток. 5. Пантограф. 6. Орна­мент. 7. Мулине. 8. Пяльцы. 9. Калька. 10. Пасма. 11. Метка. 12. Гарус. 13. Ирис.

Тесты (с. 63) Тема. «Вышивка». 1-И, 2-Г, ЗА, 4-Б, 5-Ж, 6-В, 7-Д, 8-К, 9-Е, 10-3.

Кроссворды (с. 64) Кроссворд 1. По горизонтали: 3. Мулине. 5. Пасма.

6.  Копирование. 7. Пантограф. 9. Орнамент. 11. Моно­
грамма. 12. Наперсток. 14. Пяльцы. По вертикали:
1. Вышивание. 2. Запяливание. 4. Метка. 5. Плоскост­
ное
. 8. Орнаментальные. 10. Ирис. 13. Калька.

Кроссворд 2. По горизонтали: 6.  Плоскостное.

7.  Орнаментальное. 8. Гарус. 9. Калька. 12. Орнамент.
15. Пяльцы. 16. Вышивание. По вертикали: 1. Запяли­
вание. 2. Пасма. 3. Стежок. 4. Монограмма. 5. Панто­
граф
. 10. Копирование. 11. Гладь. 13. Наперсток.
14. Метка.

Викторины (с. 66) «Вышивание». 1. Запяливание. 2. Калька. 3. Метка. 4. Мулине. 5. Декоративное изображение. 6. Копирова­ние. 7. Пантограф. 8. Монограмма. 9. Орнаментальное изображение. 10. Пасма. 11. Пяльцы. 12. Орнамент. 13. Наперсток. 14. Мулине, гарус, ирис. 15. Монограм­ма. 16. Пяльцы.

78


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Анаграммы (с. 68)

1.  Кондитер, повар, технолог, пекарь.

2.      Ткач, вышивальщица, швея, модельер, прядильщи­ца, гладильщица, закройщик.

Головоломки (с. 68) Задание. «Три круга». 1. Кондитер. 2. Повар. 3. Техно­лог.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонов Л.В., Симонен­ко В.Д. Технология для учащихся 5 класса общеобразова­тельной школы / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф,1998.

2.   Технология: Учебник для учащихся 6 класса обще­образовательной школы (вариант для девочек / Под ред. В.Д.Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 1999.

3.   Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб­ник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1997.

4.   Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учеб­ник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1997.

79