|
|
ББК 74.263 А 80
«Школа и производство. Библиотека журнала»
Выпуск 22
II полугодие 2004 г.
СМИ зарегистрировано МПТР РФ, свид. о per. ПИ № 77-11324 от 07.12.2001 г.
Арефьев И.П.
А 80 Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 80 с, ил. — («Школа и производство. Библиотека журнала»; Вып. 22).
ISBN 5-9219-0407-4
В пособии собраны головоломки, ребусы, кроссворды, игры по темам, которые изучают девочки 5 класса на уроках технологии.
Занимательные задания можно выполнять индивидуально или объединившись в команды. Они развивают интерес к труду взрослых и способность к самостоятельному мышлению.
Пособие ориентировано на учащихся 5 класса и может быть использовано учителями для подготовки к урокам и факультативным занятиям.
ББК 74.263
Издание охраняется Законом Российской Федерации об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или части ее без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.
ISBN 5-9219-0407-4 © Арефьев И.П., 2005
© Издательство «Школьная Пресса», 2005
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сейчас трудно найти человека, который не слышал бы о технологии. Строится ли новый дом, спускается на воду современный лайнер или готовится к запуску космический корабль, идут ли поиски создания автомобиля будущего или высокоточных станков, новых моделей одежды и необходимых в быту и повседневной жизни человека приборов, приспособлений, качественных товаров и экологически чистых продуктов — во всех делах, великих и малых, всюду и везде в различных формах и проявлениях реализуется технология.
Возможности современной технологии так расширились, что еще несколько десятков лет назад трудно было представить себе, какими гигантскими шагами пойдет развитие этой области преобразования материалов, информации и энергии.
Но любое производство (промышленность, строительство, транспорт, связь и др.) строится на фундаменте знаний, интегрированных в технологии. Не усвоив этих знаний, человек не сможет успешно работать во многих областях производства и управления. Не будет преувеличением сказать, что чем выше технологическая культура каждого из нас, тем эффективнее мы сможем создавать мощную материально-экономическую и социальную базу нашего государства. Вот почему имеет первостепенное значение глубокое изучение технологии в школе.
Настоящая книга предназначена для занятий с девочками 5 класса общеобразовательной школы и освещает многие школьные вопросы технологии в различных занимательных формах, но ее содержание не связано с каким-либо конкретным учебником по технологии. Основная задача — помочь активно усвоить учебный материал, свободнее ориентироваться в изучаемых вопросах технологии, осознанно представлять себе все разнообразие труда взрослых и богатство мира профессий.
Предложенные задания можно использовать при подготовке к урокам, факультативным занятиям, а также при проведении различных внеклассных мероприятий.
3
Они направлены на удовлетворение детской любознательности, расширение кругозора, являясь иллюстрациями широких и самых различных практических применений технологии в производстве и быту.
Работая с книгой, ученикам можно пользоваться учебником и консультацией у своих друзей по классу или учителя, что значительно облегчит индивидуальную самостоятельную работу, а также совместную работу в классе или дома. А состязательность в проведении игр, конкурсов, викторин позволит учащимся ярче проявить свои способности и знания.
Задания комплектуются по типичным признакам занимательности: загадки, анаграммы1, метаграммы2, головоломки, ребусы, кроссворды, конкурсы, игры, викторины.
Их выполнение позволит учащемуся самостоятельно узнать о качестве своих знаний, а также выявить уровень наблюдательности, внимания, памяти, мышления, а не справившемуся с конкретным заданием мы рекомендуем заглянуть в раздел «Ответы». Однако не стоит торопиться узнать ответ. Преодоление трудностей, попытка подумать, поразмышлять доставят не только глубокое познавательное удовлетворение, но и большую радость.
Автор надеется, что решение и выполнение конкретных заданий поможет школьникам учиться успешнее, развивать интерес, склонности и способности к самостоятельному мышлению и вырабатывать навыки самообразования.
1 Слова, преобразованные путем перестановки по
определенному
признаку входящих в них букв.
2 Загадки, в
которых из слова путем замены любой буквы другой
получается новое слово.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАГАДКИ
1. Он похож на телевизор, И меня не забывает -
Только во сто крат Весело со мной
умней. играет.
Папе пишет он программы, Набирает тексты
маме.
2.
Он прошелся под
листом И запомнил, что на нем.
3.
Он вовсе не стреляет, Он все
запоминает.
АНАГРАММЫ
Мокюьпрет, нивсечрет, хетлонигоя, номотир, ирпетнр.
ГОЛОВОЛОМКИ Задание «Компьютер».
Используя уже имеющиеся буквы, заполните формы 1 и 2 некоторыми понятиями «Информация и ЭВМ».
ТЕСТЫ Тема. «Персональный компьютер».
К каждому термину подберите верное определение.
1. Винчестер. 2. Монитор. 3. Модем. 4. Файл. 5. Информация. 6. Сканер. 7. Технология. 8. Компьютер. 9. Принтер.
Усл. обозн. |
Определение |
А |
Передаваемые сведения. |
Б |
Машина для обработки информации. |
В |
Наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации. |
Г |
Запоминающее устройство компьютера. |
Д |
Устройство, преобразующее в видимую и воспринимаемую глазом информацию. |
Е |
Устройство для обмена информацией с помощью телефонной сети. |
|
Устройство, распечатывающее информацию. |
3 |
Устройство, считывающее графическую информацию. |
И |
Информационный объект, хранящийся в запоминающих устройствах компьютера. |
6
По горизонтали: 3. Устройство, распечатывающее информацию. 5. Устройство для набора информации и команд. 6. Прямоугольник, появляющийся на экране монитора при запуске программы. 7. Экран компьютера. 9. Прямоугольные окна, светящиеся на экране. 10. Информация, записанная на диск. 11. Операционная система для правки текста информации.
7
По вертикали: 1. Главная микросхема компьютера. 2. Жесткий магнитный диск. 4. Устройство, считывающее графическую информацию в компьютер. 5. Другое название ЭВМ. 8. Сведения, передаваемые людьми устным, письменным и другими способами.
ИГРЫ Крестики - нолики
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Цель. Закрепить знания по теме «Информация. ЭВМ», расширить кругозор, развить внимание, мышление.
Ход игры. Учащиеся делятся на две команды. Команды выбирают номер клетки и получают вопрос. Если они на него отвечают правильно, то в этой клетке рисуется знак этой команды (например, нолик «О»), если неверно — знак соперников (соответственно крестик «х»). Выигрывает та команда, которая первой получит три своих знака на одной линии или количественное большинство знаков. Вопросы.
1.
Машина для
обработки информации.
2.
Место для
хранения и группировки файлов, относящихся к одной теме.
3. Микросхема компьютера для обработки информации.
4.
Устройство для
обмена информацией с помощью телефонной сети.
5. Информационный объект, хранящийся в запоминающих
устройствах компьютера.
6. Устройство, считывающее графическую информацию в
компьютер.
7.
Запоминающее
устройство компьютера.
8. Наука о преобразовании и использовании материи,
энергии и информации.
9.
Передаваемые
сведения.
8
Со ступеньки на ступеньку
В игре участвуют две команды. На доске заранее подготовлена клеточная форма (см. рисунок). Команды вписывают слова, обозначающие термины по теме «Информационные технологии». Начальные буквы слов указаны. Первой команде надо заполнить все нечетные ряды, второй — все четные.
Побеждает та, которая раньше сделает свой последний ход.
1. |
О |
|
|
|
|
||||
2. |
Ф |
|
|
|
|
|
|||
3. |
п |
|
|
|
|
|
|
||
4. |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 Заним. уроки 1ехнол. для девочек 5 кл.
ТЕХНОЛОГИЯ
ОБРАБОТКИ
ТКАНИ
ЗАГАДКИ
1.
Тонка, одноуха,
остра.
2.
Из этого ведерка
нельзя воды
напиться.
3. По реке Простыне
Идет пароход.
А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать.
4. Остра, как игла, а шить не годится.
5.
Стежок за стежком Встали рядком.
6.
Два конца, два
кольца, Посередине гвоздь, да и тот насквозь.
АНАГРАММЫ
1. Перснаток, цынинож, нолокво, окстеж, лышекок.
2.
Мстетаь, боатачьт, рптичатаь, антсоричьт, азтсо-ричьт, тсчатаь.
3.
Окснртиуоравине, омедилоравине, бородувонаеи, нитсуремтны.
4.
Опкдалкда, омазкиа, афткруа, акелдисоокп, лфзи-лени.
10
МЕТАГРАММЫ
1. 2. 3. 4. |
С буквой Е — пальто сошьете, С буквой А — письмо пошлете.
С буквой К — цветной шнурок во шве, С буквой Р — все то же в башмаке, С буквой Б — у девочки в косе.
С буквой В — пальто теплее, А на платье и бельё. Ткань на букву С пойдет.
Если с Б начнете слово — Выйдет материал суровый. Ну а с В начнете — Буквы все переплетете.
ГОЛОВОЛОМКИ Задание 1.
Используя данные буквы, заполните клетки понятиями, которые встречаются при ручной обработке ткани.
|
И |
|
л |
|
|
|
|
|
|
л |
|
К |
|
|
О |
|
|
|
н |
|
К |
|
н |
|
|
с |
|
Е |
|
О |
|
|
У |
|
А |
|
К |
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
Е |
|
С |
|
О |
|
||
|
|
Е |
|
|
Р |
|
|
||||
|
|
|
|
Л |
ш |
к |
|||||
|
О |
|
|
И |
|
Ы |
|
Ч А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
Задание 2. «Полбуквы».
Допилите буквы, и вы сможете прочитать термины, применяемые при выполнении машинных работ.
|
Задание 3. «Книжная полка».
Переставьте книги, меняя их положение так, чтобы прочитать термины, используемые при выполнении машинные работ.
|
Задание 4. «Шифровка».
В задании зашифровано определение термина, применяемого при выполнении машинных работ. С помощью ключа vi подсказки прочитайте это определение и назовите этот термин.
ПОДСКАЗКА:
КЛЮЧ:
о |
• |
о |
• |
о |
• |
м |
В |
т" |
л |
и |
А |
о |
• |
О |
• |
о |
• |
Е |
У |
0 |
к |
н |
р |
О |
• |
О |
• |
о |
• |
С |
X |
л |
ь |
я |
ч |
й = и
12
|
ПЗЦЦЦЛЗИ
Задание 5. «Развалилось».
Помогите мышатам расставить выпавшие кусочки так, чтобы в сетке можно было отыскать 5 терминов, применяемых при выполнении машинных работ.
13
Задание 6. «Назови термин!»
Наложите сетку на таблицу с набором букв и прочитайте определение термина по теме «Изготовление фартука». Назовите этот термин.
А |
Р |
Н |
м |
ю |
Б |
К |
Б |
X |
Т |
ч |
Р |
ч |
У |
я |
У |
Э |
Т |
с |
О |
X |
Р |
э |
А |
С |
к |
С |
ю |
т |
Е |
О |
Н |
м |
я |
л |
н |
3 |
и |
С |
О |
Е |
М |
О |
э |
Т |
т |
С |
ч |
т |
р |
ч |
О |
к |
ч |
к |
К |
X |
и |
У |
м |
с |
ю |
д |
А |
X |
О |
X |
н |
с |
к |
Е |
р |
н |
X |
Е |
3 |
э |
А |
м |
к |
А |
д |
ч |
Е |
м |
Т |
э |
А |
3 |
д |
Е |
А |
м |
л |
ю |
И |
э |
м |
Н |
ю |
Л |
У |
М |
ю |
У |
Задание 7. «Путаница».
Расшифруйте названия двух швов, двигаясь от буквы к букве по веревочкам. Начальная буква слова обозначена стрелочкой, указывающей направление движения.
Задание 8. «Свиток».
Прочтите зашифрованные в этом свитке названия двух швов, которые применяются при изготовлении фартука.
14
Ключ. Ищите буквы русского алфавита.
Задание 9. «Улитка».
Начиная от края, прочитайте слова из терминологии, применяемой при выполнении машинных работ. Из букв, спрятанных за штриховкой, отгадав их, составьте ключевое слово.
Задание 10. «Воздушные шарики».
Помогите зайчику из отдельных букв и слогов, нарисованных на шариках, составить термины машинных швов.
15
■via'-
кап
Задание 11. «Шесть «Е»».
Во всех шести предложенных словах присутствует буква «Е». Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки.
Первую «Е» снимают в ателье.
Этот «Е» у столяра в столе.
Эта «Е» у инженера на столе.
16 |
Этими «Е» занимаются модельеры.
Эта «Е» нужна везде: и в мастерской, и в ателье.
Эта «Е» стоит в цехе.
Задание 12. «Словечки-коротышки».
l^j /
Помогите мышке вставить выпавшие буквы в словечки-коротышки.
ТЕСТЫ К терминам подберите содержание работы. Тема. «Выполнение ручных работ». 1. Сметать. 2. Наметать. 3. Заметать. 4. Пришить.
Усл. обозн. |
Содержание работы |
А |
Временно закрепить подогнутые края детали, складки. |
Б |
Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения. |
В |
Временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками. |
Г |
Временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками. |
Тема. «Влажно-тепловые работы». 1. Приутюжить. 2. Заутюжить. 3. Разутюжить. 4. Декатировать. 5. Отутюжить.
Усл. обозн. |
Содержание работы |
А |
Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении. |
Б |
Влажно-тепловая обработка материала для предотвращения последующей усадки. |
В |
Удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно-тепловую обработку. |
Г |
Уменьшить толщину шва или края детали. |
д |
Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении. |
Тема. «Виды ручных стежков и строчек».
К графическим изображениям стежков подберите их название.
1. Прямые стежки. 2. Петельные стежки. 3. Петлеобразные стежки.
18
|
|
|
Тема. «Простые ручные швы».
К рисункам простых ручных швов подберите названия.
|
А. Тамбурный шов.
Б. Шов «петля вприкреп».
В. Шов «узелки».
19
|
Г. Петельный шов.
Д. Шов «вперед иголку»,
Е. Шов «шнурок».
Ж. Стебельчатый шов.
3. Монограмма.
И. Метки.
|
|
13- ^ц жл
|
КРОССВОРДЫ Кроссворд № 1
По горизонтали: 3. Законченный процесс переплетения ниток на ткани. 6. Колпачок, предохраняющий от укола иглы.
22
По вертикали: 1. Металлический диск с острыми зубцами, с рукояткой. 2. Инструмент для раскроя и отрезания ниток. 4. Ряд повторяющихся стежков. 5. Прибор для влажно-тепловой обработки ткани и швейных изделий.
Кроссворд № 2
|
По горизонтали: 2. Острый металлический стержень с ушком. 4. Детали из картона или плотной бумаги. 5. Приспособление для проверки правильности изготовления одежды.
По вертикали: 1. Стержень с заостренным концом для выправления различных фигурных швов. 3. Приспособление для скалывания, сметывания деталей швейных изделий.
Кроссворд № 3
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
23
По горизонтали: 1. Господство в данное время тех или иных внешних форм. 2. Построение чертежа выкройки изделия. 3. Образец, создаваемый художником, конструктором. 4. Затраты на изготовление и реализацию изделия. 5. Информация о товарах и услугах для потребителей. 6. Устройство, применяемое для изготовления изделий. 7. Вопрос, требующий изучения и разрешения. 8. Самостоятельно разработанная итоговая работа. 9. Деятельность, порождающая качественно новое в изделиях и услугах. 10. Инструменты и приспособления для изготовления швейных или иных изделий. 11. Необходимость в удовлетворении человека чем-либо (товарами и услугами). 12. Наука об умении, мастерстве и искусстве. 13. Основные размеры фигуры человека.
В вертикальном столбце: процесс изготовления образца какого-нибудь изделия.
Кроссворд № 4
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
||||||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
8 |
|
|
|
|
||||
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
10 |
|
|
|
|
|
||||
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: 1. Внутренняя часть пиджака. 2. Цветной шнурок во шве. 3. Суровая тонкая хлопчатобумажная ткань. 4. Ткань, трикотаж и другие изделия, выработанные из снятой массы волосяного покрова животных. 5. Узор из различных деталей. 6. Разноцветная дуга на небосводе. 7. Образец для массового изготовления
24
предметов. 8. Легкая хлопчатобумажная ткань. 9. Способ обработки горловины. 10. Кусочек ткани. 11. Утеплитель в пальто. .
В вертикальном столбце: смена цветовой гаммы материалов.
СКАНВОРДЫ Сканворд № 1
|
Бумага для выкройки Полотно с начесом Отделочный материал |
Из букв в пронумерованных клеточках сложите слово:
4 Заним. уроки технол. для девочек 5 кл
25
Сканворд № 2
Из букв в пронумерованных клеточках сложите слово:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ВИКТОРИНЫ
Викторина 1
1.
Что служит для
утепления пальто и курток?
2.
Трикотажное полотно
с начесом.
3.
Что используется
для проклеивания деталей?
4.
Как называется
легкая хлопчатобумажная ткань?
5.
Какая ткань
используется для растра?
6.
Из чего вяжут
варежки?
7.
Как называется
тонкая суровая хлопчатобумажная ткань?
Викторина 2
1.
Ткань с глянцевой
лицевой поверхностью.
2.
Мягкая ворсовая
ткань из шерстяного или хлопчатобумажного волокна.
3.
Ворсовая ткань с
мягкой, пушистой лицевой поверхностью.
26
4. Полупрозрачная хлопчатобумажная, льняная или шелковая
ткань полотняного переплетения из очень туго скрученных нитей.
5. Грубосуконная шерстяная ткань с густым стоячим ворсом.
6.
Легкая капроновая
прорезиненная ткань.
7.
Полотняная
хлопчатобумажная ткань.
8. Синтетическая, шелковистая, эластичная прочная ткань.
9. Ткань из шелка или плотно скрученного хлопка, легкая
и полупрозрачная.
10.
Вытканный вручную
ковер-картина.
11.
Грубая редкая
ткань.
ТЕХНОЛОГИЯ
ОБРАБОТКИ
ПИЩЕВЫХ
ПРОДУКТОВ
АНАГРАММЫ
1.
Азрпваак, утешине, еражеьн, епазинаке, авкра, оме-чине.
2.
Есврривоак, сэетитак, паепитт, укиланиря.
3.
Ретсзилияица, лбнаишоравине, рпписуакине.
ГОЛОВОЛОМКИ Задание 1. «На каком языке?»
Повертите этот камень и попробуйте прочитать, что на нем написано.
Задание 2. «Занятные иероглифы». Для того чтобы бородка ключа совпадала с иероглифами, надо подрисовать недостающие линии. Из этих линий получатся буквы. И вы сможете прочитать слова, спрятанные в иероглифах.
28
ТЕСТЫ Тема. «Первичная обработка овощей».
Вместо точек в предложениях поставьте нужные глаголы.
А. Отрезают. Б. Очищают. В. Нарезают. Г. Сортируют. Д. Моют. Е. Удаляют.
1.
Сначала овощи...
по размеру.
2.
Далее овощи... .
3.
Морковь,
картофель... .
4.
В картофеле...
глазки.
5.
При обработке
капусты... верхние грязные листья.
6.
А затем овощи... .
Тема. «Способы нарезки овощей».
К рисункам подберите описание способа нарезки овощей.
|
Квадратное сечение 0,2 х 0,2 см, длина 4-5 см. Нарезают картофель для жарки во фритюре; морковь, свеклу, репчатый лук для борщей, супов из овощей.
|
|
|
2. От 0,7x0,7 до 1x1 см, длина 3,5-4 см. Нарезают
картофель для жарки, супов, борщей; морковь, петрушку, сельдерей для бульона с
овощами.
3. 2x2 см — для картофеля в молоке
(крупные), 1,5x1,5 см — для супов с бобовыми, крупами, овощного рагу
(средние); 0,5x0,5 см — для гарнира, холодных блюд.
4. 0,1-0,2x1-1,5 см. Нарезают картофель, морковь,
свеклу в суп, салаты, винегрет.
В.
Г.
30
|
|
5.
1-2 см — толщина.
Нарезают Д. картофель для жарки,
морковь в супы, лук для шашлыка.
6.
0,3x0,3 см
(кромкой). Нареза- Е. ют лук в
суп-харчо, крупяные супы, щи.
7. 2x2 см.
Нарезают капусту для
Ж щей, борщей.
8. Измельченная соломка. Наре- 3. зают капусту для фаршей.
9.
Нарезают овощи звездочками, И.
гребешками, шестеренками,
«розочками». ввйя^,
КРОССВОРДЫ Кроссворд № 1
|
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
|
||||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
31
По горизонтали: 4. Способ предварительного, легкого обжаривания продукта с жиром или без него. 6. Улучшение вкуса салатов путем добавления дополнительных продуктов. 7. Быстрое обваривание или обжаривание продукта. 8. Комбинированный способ тепловой обработки овощей.
По вертикали: 1. Тепловая обработка продукта в духовке на противнях (сковородках). 2. Способ получения сочного продукта при тепловой обработке. 3. Нагревание продуктов в воде (на пару), бульоне, молоке. 5. Способ тепловой обработки продукта в жире или горячем воздухе.
Кроссворд № 2
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
9 |
|
|
|
|
По горизонтали: 1. Тонизирующий напиток, стимули рующий физическую и психологическую активность человека. 2. Тонкий кусок хлеба, покрытый маслом, ломтиком сыра или ветчиной. 3. Холодное блюдо из овощей. 4. Консервированный продукт с уксусом. 5. Процесс усвоения организмом питательных веществ. 6. Вещества, нормализующие усвоение пищи. 7. Вид тепловой обработки продуктов. 8. Высший сорт мяса. 9. Пищевой продукт животного происхождения в скорлупе.
По вертикали: искусство приготовления пищи.
Кроссворд № 3
По горизонтали: 1. Бутерброд с маслом, сыром, ветчиной, накрытый ломтиком хлеба. 2. Дополнение к мясно-
32
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
му или рыбному блюду. 3. Вид консервирования. 4. Высший сорт мяса. 5. Дрожжевая или пресная масса из муки. 6. Культура поведения за столом. 7. Маленькие бутерброды. 8. Холодное кушанье из смеси овощей, мяса, рыбы, изрезанных на кусочки.
По вертикали: обязательные накрахмаленные предметы сервировки стола.
СКАНВОРД
|
Родина огурцов и томатов |
|
|
||||||
\ |
-*■ |
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
Платки для вытирания губ после еды |
|
|||||||
-* |
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
Ломтик хлеба с сыром, маслом, ветчиной ... |
|
||||||||
-► |
|
|
|
|
® |
|
|
|
|
\ Искусство приготовления пищи |
|
|
1 |
2 |
3 |
Из букв в пронумерованных клеточках сложите ключевое слово:
33
5 Заним. уроки техно л. для девочек 5 кл.
ИГРЫ Брейн-ринг
Цель. Закрепить знания по разделу «Кулинарные работы»; развить воображение, смекалку; укрепить межличностные отношения; воспитать чувство взаимопомощи; разнообразить досуг детей.
Правила. Играют 2 команды по 6 человек. Остальные школьники — болельщики. Команды располагаются за двумя столами. На каждом столе электронный секундомер и светильник (светильники разных цветов).
Ход игры. Ведущий задает вопрос и включает одновременно оба секундомера на игровых столах. На обдумывание ответа дается 1 минута. Капитан команды, готовой ответить, включает светильник. В этот момент останавливается время на секундомере. Ответ принимается от команды, первой нажавшей кнопку после того, как был включен секундомер. За правильный ответ команда получает очко. Если прозвучит неверный ответ, другая команда может продолжить обсуждение в оставшееся время. Выигравшей считается та команда, которая первой наберет 5 очков.
Вопросы.
1.
Какая страна
является родиной огурца?
2.
Бразильский,
черный, растворимый, всеми любимый.
3.
Как называется
маленький закусочный бутерброд?
4.
Процесс
поступления в организм и усвоения им веществ.
5. Что необходимо в незначительных количествах для
жизнедеятельности живых организмов?
6.
Распространенный
вид закусок.
7.
Холодное блюдо из
мелко нарезанных овощей.
8.
Родина картофеля
и томата.
9.
Что возбуждает
вкусно приготовленная пища?
10. Что нужно добавить, чтобы получить опарное тесто?
11. Два сложенных вместе ломтика хлеба с маслом и
колбасой.
КУЛЬТУРА ДОМА
АНАГРАММЫ
1.
Лэкертгоирьл, ямосуркба, лэкерттосоетр, окфмронт-соьт.
2.
Ниетьрре, олокакн, тропонебьтс, лишусак.
МЕТАГРАММЫ
1. С буквой О — в нем живут,
С буквой Ы — он из трубы печной валит.
2.
На букву М — она господствует в Париже, На букву С — тесто поднимает выше.
3.
С буквой О — сидим за ним, С буквой У — на нем
сидим.
4.
Единство
художественных приемов —
с буквой И. А с буквой А —
Металл из руды.
5.
Посуду моем в М... А отдыхаем в К...
6.
С буквы К — агрегат для нагрева воды, С буквы С — сосуд для столовой соли.
ГОЛОВОЛОМКИ
Задание 1.
Используя уже имеющиеся буквы, заполните данную форму словами, обозначающими ремонт одежды.
35
Задание 2.
Впишите недостающие буквы, и вы сможете прочитать слова, раскрывающие смысл ключевых слов, выстроенных по вертикали.
1 XX______________ ■
■Mb
Задание 3.
Узнайте, что здесь зашифровано.
|
С-*-Е*-А + Н-+- У
т I т т т
+ I I + I
т т т I т
т т т I + Ж-+И-*~М-^В-+К
I + ! т + ТЕСТЫ
Тема. «Кухня».
К каждому термину подберите верное описание.
Термины |
Усл. обозн. |
Описание |
1.Дом |
А |
Помещение для хранения и обработки продуктов, приготовления и приема пищи. |
2. Электрогриль |
Б |
Прибор для быстрого перемешивания холодных напитков. |
3. Кухня |
В |
Прибор для приготовления гренков (поджаренных ломтиков хлеба). |
4. Электромиксер |
Г |
Место, где человек живет и отдыхает. |
5. Электротостер |
Д |
Набор столовой или чайной посуды. |
6. Электроростер |
Е |
Оборудование для очистки и приведения в порядок использованной посуды. |
7. Мойка |
|
Шкаф для хранения продуктов и приготовленной пищи, фруктов и овощей. |
37
8. Плита |
3 |
Жарочный шкаф для приготовления мясных, рыбных блюд от нагревательного элемента. |
9. Сервиз |
И |
Прибор для приготовления слоеных тостов с маслом, сыром и т.п. |
10. Холодильник |
К |
Кухонный прибор для приготовления пищи. |
РЕБУСЫ
|
|
|
1.
23 1
КРОССВОРДЫ Кроссворд № 1
По горизонтали: S. Производство различных изделий из природной глины. 5. Предметы квартиры (дома). 6. Создание новых типов и видов изделий. 9. Основное рабочее место на кухне. 10. Газовое устройство для нагрева воды.
По вертикали: 1. Полный набор столовой (чайной) посуды. 2. Прибор для автоматического отсчета промежут-
38
|
|
I |
|
|
|
|
2 |
|
|||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
4 |
|
|
||||||
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
||||
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
■ |
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
10 |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ка времени. 4. Керамический материал для отделки стен кухни (у плиты и мойки). 7. Опора мебели. 8. Тепло- и водоупорный материал для покрытия столов.
Кроссворд № 2
По горизонтали: 1. Создание новых видов и типов изделий. 2. Тонкая (несколько слоев) деревянная доска. 3. Материал из керамической глины. 4. Предметы квартиры (дома). 5. Изделия из природной глины. 6. Единство и взаимосвязь предметов и украшений жилья. 7. Образец для воспроизведения предмета (изделия). 8. Прибор для автоматического отсчета промежутка времени.
По вертикали: внутренний мир дома.
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
39
Кроссворд № 3
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
||||
|
|
|
|
|
|||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
5 |
|
6 |
|
|
7 |
|
8 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|||
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: 1. Набор посуды. 3. Процесс очистки воздуха (воды). 5. Газовое устройство для нагрева воды. 10. Прибор для приготовления фаршей, размельчения различных продуктов.
По вертикали: 1. Шкаф для вымытой посуды. 2. Правильное расположение чего-нибудь. 4. Поддержание чистоты. 6. Синтетическое напольное покрытие. 7. Помещение для хранения, обработки продуктов и приготовления пищи. 8. Приспособление для мытья посуды. 9. Внешний вид.
40
СКАНВОРД
Из букв в клеточках, отмеченных цифрами, сложите слово.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
41
ИГРЫ Интерьер дома
Цель. Формирование знаний по теме «Интерьер. Кухня». Укрепление межличностных отношений.
Ход игры. Класс разбивается на три команды. Ведущим может быть либо сам учитель, либо кто-то из учеников.
Вопрос для первой команды:
1. Внутренний
мир дома, складывающийся из отдель
ных вещей.
Вопрос для второй команды:
2. Набор столовой или чайной
посуды, рассчитанный
на определенное количество человек.
Вопрос для третьей команды:
3. Совокупность
предметов, которыми обставляют
комнату, кухню, прихожую и т.д.
В финал выходит та команда, которая первой ответит на вопрос.
Задание для финалиста:
4. Оформление
интерьера, учитывающее размер поме
щения, его расположение и освещение.
Суперигра:
5. Оригинальное
сочетание пропорций и размеров пред
метов, удобных для проживания в квартире.
6. Единство и
взаимосвязь предметов и украшений
жилья.
КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА
АНАГРАММЫ
Окмстекиа, игигнеа, игнмсаитак, мувынаеи, окмстелого. МЕТАГРАММЫ
1.
С буквы В — растет на голове, С буквы К — в поле.
2.
У человека на
пальцах — на букву Н, У животных на лапах — на букву К.
3.
С буквы П — от работы выступает, С
буквы К — всех дома забавляет.
4.
Если тела дерева покров — то с буквой Р. Если тела человека — то с буквой Ж.
ГОЛОВОЛОМКИ Задание 1.
Заполните данную форму понятиями из раздела «Гигиена и косметика».
|
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
|
|
Т |
|
|
О Г |
||
|
|
|
|
||||||||
|
У |
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
Е |
|
|
|||||||
м |
|
|
К |
А |
|
||||||
|
|
|
А |
|
|
43
|
Задание 2.
Из данного комплекта букв составьте термины, обозначающие: 1) физические упражнения; 2) область науки, разрабатывающая меры профилактики и сохранения здоровья. Буквы можно использовать неоднократно.
Задание 3.
Вставьте пропущенные буквы.
Задание 4. «Записка».
Пираты выловили из воды бутылку с запиской, но прочитать ее не смогли, так как буквы на бумаге частично стерлись. Помоги пиратам восстановить слова.
44
TZftsTDl
Тема. «Ремонт распоровшихся швов».
К каждому рисунку подберите соответствующее ему описание ремонта шва.
Тема. «Стирка одежды».
К символам подберите их значения.
Тема. «Гигиена девушки».
К каждому термину подберите верное описание.
1. Косметика. 2. Гигиена. 3. Кожа. 4. Вода. 5. Ногти. 6. Умывание. 7. Мыло. 8. Косметолог. 9. Пот. 10. Маска.
|
г
Д
Е 3
и. к
Комплекс мероприятий для профилактики и укрепления здоровья человека. Специалист по лечению кожи лица, шеи, волос, занимающийся гигиеной, анатомией и физиологией лица.
Полупрозрачные роговые пластины на оконечностях пальцев. Процедура для очистки кожи лица. Самое распространенное в природе очищающее средство.
Своеобразное покрытие тела человека. Испарение с поверхности кожи человека.
РЕБУСЫ
КРОССВОРДЫ Кроссворд № 1
|
|
\ |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
3 |
|
|
4 |
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
7 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
По горизонтали: 2. Нитевидные образования, растущие на теле человека. 3. Водная процедура для лица. 6. Наружный покров тела. 7. Средство для усиления очищающего действия воды.
По вертикали: 1. Специалист, занимающийся гигиеной, анатомией и физиологией кожи лица, глеи и волос. 4. Распространенное очищающее средство. 5. Полупрозрачные роговые пластины на окончаниях пальцев.
Кроссворд № 2
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
||||||
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали: 3. Искусство украшать лицо. 5. Система специальных физических упражнений. 6. Кожная складка у корня ногтей. 7. Процедура для очистки кожи лица.
48
По вертикали: 1. Испарение с поверхности кожи человека. 2. Комплекс мероприятий для обеспечения здоровья человека. 4. Потемнение кожи под воздействием солнечных лучей.
СКАНВОРД
Из букв в пронумерованных клеточках сложите слово:
1 |
2 |
3 |
4 |
ИГРЫ Путешествие по станциям
Цель. Закрепление знаний по теме «Уход за одеждой», развитие эрудиции, внимания, мышления.
49
Ход игры. Учащиеся делятся на две команды, им предлагается пройти по маршруту, указанному в путевом листе, и ответить на вопросы. Время пребывания на каждой станции — 15 минут.
Путевой лист.
1.
Станция
«Отгадай-ка».
2.
Станция
«Замени-ка».
3.
Станция
«Расшифруй-ка».
4.
Станция
«Кроссворды».
5.
Станция «Ребусы».
Станция « Отгадай-ка ».
Отгадайте загадки.
1-я команда. В платяном шкафу живет, Шубу мамину грызет.
2-я команда. На рукав пришит квадратик — И как новенький халатик.
Станция «Замени-ка».
Отгадайте метаграммы.
1-я команда. С буквой А — от дождя спасает. С буквой Ю — веранду обвивает.
2-я команда. С буквой Е — всех согревает. С буквой О — пни и кочки покрывает.
Станция « Расшифруй-ка ».
Расшифруйте анаграммы.
1-я команда: 2-я команда:
1.
Тэкитеак 1. Наитомьл
2.
Цатено 2. Утбмелр
3.
Ебзнни 3. Ичтсак
4.
Едофмрцаяи 4. Тшпоак
50
|
Станция « Кроссворды ». 1-я команда |
По горизонтали: 2. Ярлычок с надписью. 5. Вещество, при соприкосновении с которым ткань разрушается, возникает дыра. 7. Процесс удаления маленькой дырочки на изделии.
|
По вертикали: 1. Предприятие, где чистят одежду.
3. Верхняя одежда. 4. Вещество, которое повышает бе
лизну материала. 6. Вещество для обезжиривания по
верхности кожи. п~
2-я команда
51
По горизонтали: 4. Замена поврежденных элементов одежды. 5. Процесс раскладывания одежды перед стиркой по цвету и виду ткани. 7. Насекомое, поедающее шерстяные вещи.
По вертикали: 1. Бесцветная жидкость, растворитель.
2. Кусочек ткани, положенный на поврежденное место.
3.
Один из
компонентов мыла. 6. Исправление дефектов и повреждений в изделии.
Станция «Ребусы».
Викторина. «Гигиена и косметика».
1. Где больше всего во рту скапливается бактерий?
2. Как правильно мыть руки?
3. Где и когда правильно загорать?
4.
Какие упражнения
лучше всего выполнять в утренней гимнастике?
5. Для чего на лице делают маску?
6. Когда впервые появилась косметика?
7.
Маска из какого продукта лучше всего очищает кожу лица?
8.
Почему во Франции при Людовике XIV носили только шелковые одежды?
_____ ТЕХНИКА. ЭЛЕМЕНТЫ ______
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
ЗАГАДКИ
1.
Голубой глазок,
золотой стебелек, Скромный на вид, на весь мир знаменит, Кормит, одевает и дом
украшает.
2.
В высоком дворце
Маленькие ларцы. Кто их открывает, Белое
золото добывает.
АНАГРАММЫ
Етнхлогояи, оволнко, лхпоко, рпжяа, рпдянееи, ктнаь, ёлн, туко, соонав, тоедкла, ктчасевто.
1. 2. 3. 4. |
МЕТАГРАММЫ
С буквы В — можно ткань получить, С буквы Т — тесто замесить.
С буквой С — по ткани вдоль кромки идет,
С буквой Б — кто-то на празднике в ней щегольнет.
С буквы У — основу переплетает. С буквы С — вода по нему стекает.
С буквой Ж — результат прядения. С буквой X — автор этого «творения».
ГОЛОВОЛОМКИ Задание 1.
Используя уже имеющиеся буквы, заполните данную форму понятиями материаловедения.
53
Задание 2. «Лесенка».
Вставьте недостающие согласные, чтобы получились термины из темы «Элементы материаловедения».
54
Задание 3.
Заполните данную форму гласными буквами, чтобы получились термины из темы «Элементы материаловедения».
Задание 4. «Пирамида».
Из данных букв составьте 9 понятий по теме «Элементы материаловедения». Буквы можно использовать многократно.
Задание 5. Вставьте буквы, чтобы получились слова — понятия из материаловедения. |
1.ВППОКПО
2.
ТППНЬ
3.
ОПДПЛПА
4.
ТПХПОППГИП
5.
DCHDBA
6.
ХПОППК
7.
УТПК
8.
ПКПЧПСППО
9.
ЛПН
10. ППЯЖП
Задание 6.
Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
Рпжяа Укиланиря Туко Соонав Тоедкла Ктчасевто |
Етнхлогояи
Ктнаь
Оволнко
Лхпоачнтки
Лхпоко
Ёлн
ТЕСТЫ
Тема. «Элементы материаловедения».
К каждому термину подберите соответствующее определение.
1. Технология. 2. Ткань. 3. Волокно. 4. Хлопчатник. 5. Хлопок. 6. Лён. 7. Пряжа. 8. Уток. 9. Основа. 10. Отделка. 11. Ткачество.
Усл. обозн. |
Описание |
А |
Улучшение свойств ткани, облагоражива- |
|
ние и придание ей товарного вида. |
Б |
Тонкая нить, выработанная из коротких во- |
|
локон путем их скручивания и предназна- |
|
ченная для производства тканей, швейных |
|
ниток и других текстильных изделий. |
В |
Однолетнее растение древовидной формы. |
56
г |
Однолетнее травянистое растение, дающее |
|
волокно того же названия. |
Д |
Гибкое, прочное тело, длина которого во |
|
много раз больше, чем поперечный диа- |
|
метр. |
Е |
Материал, который изготавливается на |
|
ткацком станке путем переплетения пряжи |
|
или нитей. |
|
Наука о преобразовании материалов, энер- |
|
гии, информации. |
3 |
Нити, идущие вдоль ткани. |
И |
Процесс переплетения нитей основы и утка. |
К |
Поперечные нити в ткани. |
Л |
Волокно семян хлопчатника. |
КРОССВОРДЫ Кроссворд № 1
|
57 |
По горизонтали: 3. Волокна, получаемые в заводских условиях. 6. Волокна растительного, животного и минерального происхождения. 8. Способность волокон поглощать влагу. 9. Волокна, содержащиеся в плодах растений.
По вертикали: 1. Наука об умении, мастерстве и искусстве. 2. Материал для изготовления швейных изделий. 4. Однолетнее растение древовидной формы. 5. Волокно и растение одноименного названия. 7. Тонкая непряденая нить.
Кроссворд № 2
По горизонтали: 6. Ткани из хлопка. 8. Ткани и волокна одноименного названия. 9. Нити, идущие вдоль кромки ткани. 10. Материал для изготовления швейных изделий.
По вертикали: 1. Переплетение нитей основы и утка. 2. Тонкая нить для производства ткани. 3. Поперечная нить в ткани. 4. Придание суровой ткани красивого вида. 5. Ткань, снятая с ткацкого станка. 7. Совокупность операций с волокнистой массой.
58
|
Кроссворд № 3 |
По горизонтали: 2. Волокна, полученные в заводских условиях. 5. Гибкое и прочное тело для изготовления пряжи. 7. Однолетнее растение древовидной формы. 8. Наука об умении, мастерстве, искусстве. 9. Растение, дающее волокну то же название.
По вертикали: 1. Способность волокон поглощать влагу. 3. Волокна в плодах растений. 4. Волокна растительного, животного и минерального происхождения. 6. Материал для изготовления различных швейных изделий.
ВИКТОРИНЫ Швейные принадлежности
1. Как выглядели первые ножницы? Когда они появились?
2. В переводе с латинского это слово означает «шип»,
«колючка»; этот предмет используется для скрепления деталей и украшения
одежды.
59
3. Швейная принадлежность, таящая в себе смерть Кощея.
4.
Что появилось
раньше — иголка или одежда?
5. Сначала пользовались тяжелым камнем, затем рубелем с
вальком, жаровней с углями, его делали чугунным с углями внутри, позднее
сделали электрическим. О каком приспособлении идет речь?
6. Как называется след от нитки на ткани, равный расстоянию
между проколами иголки?
7. Что представляет собой последовательность стежков?
8. Назовите виды манекенов, для чего они используются?
9.
Как называются
картонные детали изделия?
10.
Зачем нужен
колышек?
11.
Приспособление
для переноса линий с лекал.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ОБРАБОТКА
МАТЕРИАЛОВ
v J
ЗАГАДКИ
1.
Пальчик спрячется
в ведерко — Не страшна ему иголка.
2.
Ткани я цветной
кусок, Называюсь ...
3. Маленькая, острая, с хвостиком.
АНАГРАММЫ
Шывавиеин, кедаровитеон, нталмеьннаоеор, ногмамо-рам, тагпанроф.
МЕТАГРАММЫ
1. Пять братьев на одной руке.
Зовут их всех на букву П,
А если А на Я исправишь,
То вышивать на них ты станешь.
2. С буквой Л — зашивает,
С буквой Р —
забавляет.
ГОЛОВОЛОМКИ Задание 1. «Вышивка».
Используя уже имеющиеся буквы, заполните данную форму названиями материалов, инструментов и приспособлений для вышивания.
61
Задание 2. «Нитки».
Соедините кружочки с буквами так, чтобы получились названия ниток, используемых в вышивании. Догадайтесь, какие буквы скрываются в затемненных кружочках.
Задание 3. «Лесенка».
Помогите девочке подняться по лестнице. Слова, которые надо отгадать при этом, относятся к теме «Вышивание».
62
|
ТЕСТЫ Тема. «Вышивка».
К каждому термину подберите верное описание.
1. Мулине. 2. Пасма. 3. Метка. 4. Ирис. 5. Гарус. 6. Пяльцы. 7. Копирование. 8. Запяливание. 9. Плоскостное. 10. Орнаментальное.
Усл. обозн.
Описание
Б В
Г
Д
Е
Обозначение принадлежности предмета или одежды определенному лицу.
Нитки, используемые для вышивания.
Приспособление для поддержания ткани в натянутом виде и предотвращения стягивания вышитого узора.
Пряжа, применяемая при вышивании.
Перевод изображения на бумагу или ткань.
Изображение мотивов вышивки на поверхности изделия.
63
Ж Шерстяная пряжа для вышивания.
3 Чередование элементов или группы элементов
изображения.
И Нитки со стойкой окраской и блеском.
К Заправка ткани в приспособление для вышива-
________ ния.______________________________________
По горизонтали: 3. Нитки со стойкой окраской и блеском. 5. Пряжа, применяемая при вышивании. 6. Перевод изображения на бумагу или ткань. 7. Приспособление для копирования рисунка с изменением его размера. 9. Живописное, графическое украшение. 11. Вязь из начальных букв имени и фамилии. 12. Жесткий колпачок, предохраняющий палец от укола иглы. 14. Приспособление для поддержания ткани в натянутом виде.
По вертикали; 1. Распространенный вид рукоделия. 2. Заправка ткани в приспособление для вышивания. 4. Обозначение принадлежности предмета или одежды определенному лицу. 5. Изображение мотивов вышивки. 8. Украшения вышивки из сочетания растительных или животных элементов. 10. Травяное растение, используемое в современной вышивке. 13. Прозрачная белая бумага.
Кроссворд № 2
По горизонтали: 6. Изображение мотивов вышивки на поверхности изделия. 7. Чередование элементов или группы элементов изображения. 8. Шерстяная пряжа для вышивания. 9. Прозрачная бумага. 12. Живописное, графическое оформление вышивки. 15. Приспособление для поддержания ткани в натянутом виде и предотвращения стягивания вышитого узора. 16. Распространенный вид декоративно-прикладного искусства.
По вертикали: 1. Заправка ткани в приспособление для вышивания. 2. Часть мотка пряжи. 3. Расстояние между двумя проколами иглы. 4. Украшение из начальных букв имени и фамилии. 5. Приспособление для копирования рисунка с изменением его размера. 10. Перевод изображения на бумагу или ткань. 11. Один из способов вышивки. 13. Приспособление, предохраняющее палец от укола иглы. 14. Обозначение принадлежности предмета или одежды кому-либо.
ВИКТОРИНЫ Вышивание
1.
Заправка ткани в
пяльцы.
2.
Лист бумаги,
используемый для перевода изображения.
3.
Обозначение
принадлежности данного предмета определенному лицу.
4.
Лучшие нитки для
вышивания.
5.
Плоскостное
изображение мотивов растений, животных, птиц.
6.
Перевод
изображения на бумагу.
7.
Прибор для
копирования рисунка с изменением его размера.
8.
Украшение изделия
начальными буквами имени и фамилии.
9.
Геометрическое
чередование элементов и групп элементов.
10.
Мулине в б сложений.
11.
Приспособление,
предохраняющее ткань при вышивании от деформации.
66
12. Повторение группы элементов геометрических или
растительных.
13. В 1824 году в Германии был изобретен станок для
производства этого приспособления любого вида и размера.
14. Какие из предложенных наименований используются в
современной вышивке: а) пряжа; б) мулине; в) хлопчатобумажные ткани; г)
бумажный и шелковый гарус; д) лилия; е) ирис; ж)
узкая тесьма?
15.
Вязь из начальных
букв имени и фамилии.
16. Могут быть круглые или
прямоугольные, деревянные и железные.
_____ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ______
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ==
АНАГРАММЫ
1.
Днокреит, авопр, нхетголо,
акепьр,
2.
Чатк, ишывьлавацщи, еявш, едомреьл, дярпщьила-иц, далгщьилаиц, рказищойк.
ГОЛОВОЛОМКИ
Задание. «Три круга».
Определите, двигаясь по стрелкам, какая профессия зашифрована в каждом круге.
68
ОТВЕТЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Загадки (с. 5) 1. Компьютер. 2. Сканер. 3. Винчестер.
Анаграммы (с. 5) Компьютер, винчестер, технология, монитор, принтер.
Головоломки (с. 5) Задание. «Компьютер». Форма 1. По горизонтали: монитор, винчестер, технология, компьютер. По вертикали: процессор, принтер. Форма 2. По горизонтали: файл, мышь, сканер, панель. По вертикали: клавиатура, модем.
Тесты (с. 6) Тема. «Персональный компьютер». 1-Г, 2-Д, 3-Е, 4-И, 5-А, 6-3, 7-В, 8-Б, 9-Ж.
Ребусы (с. 7) 1. Файл. 2. Принтер. 3. Винчестер.
Кроссворд (с. 7) По горизонтали: 3. Принтер. 5. Клавиатура. 6. Окно.
7. Монитор. 9. Панель. 10. Файл.
11. Редактор. По верти
кали: 1. Процессор. 2. Винчестер. 4. Сканер. 5. Компью
тер. 8. Информация.
Игры (с. 8) Крестики-нолики. 1. Компьютер. 2. Каталог. 3. Процессор. 4. Модем. 5. Файл. 6. Сканер. 7. Винчестер.
8. Технология. 9. Информация.
Со ступеньки на ступеньку. 1 команда. 1. Окно. 3. Панель. 5. Принтер. 7. Процессор. 2 команда. 2. Файл. 4. Сканер. 6. Плоттер. 8. Винчестер.
69
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТКАНИ Загадки (с. 10) 1. Игла. 2. Наперсток. 3. Утюг. 4. Булавка. 5. Строчка. 6. Ножницы.
Анаграммы (с. 10)
1.
Наперсток,
ножницы, волокно, стежок, колышек.
2.
Сметать,
обтачать, притачать, настрочить, застрочить, стачать.
3. Конструирование, моделирование, оборудование,
инструменты.
4. Подкладка, мозаика, фактура,
калейдоскоп, флизе-
лин.
Метаграммы (с. 11) 1. Мерки — марки. 2. Кант — рант — бант. 3. Ватин — сатин. 4. Бязь — вязь.
Головоломки (с. 11) Задание 1. 1. Игла, лекало, манекен, стежок, булавка. 2. Резец, строчка, наперсток, колышек, ножницы.
Задание 2. «Полбуквы». Сметать, обтачать, притачать, настрочить.
|
Задание 3. «Книжная полка». Застрочить, стачать. Задание 4. «Шифровка». Определение: место соединения двух или нескольких деталей строчкой. Термин: шов.
Задание б. «Развалилось». Застрочить, настрочить, стачать, обтачать, притачать.
Задание 6. «Назови термин!». Определение: это расстояние от строчки до среза детали. Термин: ширина шва.
Задание 7. «Путаница». 1. Вподгибку. 2. Вза-утюжку.
70
Задание 8. «Свиток». 1. Вразутюжку. 2. Накладной.
Задание 9. «Улитка». Стачать — сметать — настрочить — обтачать — застрочить — притачать. Ключевое слово: технология.
Задание 10. «Воздушные шарики». Шов, вразутюжку, взаутюжку, накладной, вподгибку.
Задание 11. «Шесть «Е». 1. Мерки. 2. Инструмент. 3. Проект. 4. Моделирование. 5. Творчество. 6. Оборудование.
Задание 12. «Словечки-коротышки». По вертикали: эскиз, миткаль, картон, шаблон, синтепон, ситец. По горизонтали: кант, лоскут, шерсть, сатин, флизелин.
Тесты (с. 18) Тема. «Выполнение ручных работ». 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б. Тема. «Влажно-тепловые работы». 1-Г, 2-Д, ЗА, 4-Б, 5-В. Тема. «Виды ручных стежков и строчек». 1-Б, 2-В, 3-А. Тема. «Простые ручные швы». 1-Д, 2-Е, 3-И, 4-3, 5-Ж, б-К, 7-А, 8-Б, 9-В, 10-Г.
Ребусы (с. 21) 1. Игла. 2. Наперсток. 3. Ножницы. 4. Стежок. 5. Строчка. 6. Лекало. 7. Утюг. 8. Булавка. 9. Колышек. 10. Манекен. 11. Модель. 12. Мерки. 13. Реклама.
Кроссворды (с. 22)
Кроссворд № 1. По горизонтали: 3. Стежок. 6. Наперсток. По вертикали: 1. Резец. 2. Ножницы. 4. Строчка. 5. Утюг.
Кроссворд № 2. По горизонтали: 2. Игла. 4. Лекала. 5. Манекен. По вертикали: 1. Колышек. 3. Булавка.
Кроссворд № 3. По горизонтали: 1. Мода. 2. Конструирование. 3. Модель. 4. Себестоимость. 5. Реклама, б. Инструмент. 7. Проблема. 8. Проект. 9. Творчество. 10. Оборудование. 11. Потребность. 12. Технология. 13. Мерки. В вертикальном столбце: моделирование.
Кроссворд № 4. По горизонтали: 1. Подкладка. 2. Кант. 3. Миткаль. 4. Шерсть. 5. Мозаика. 6. Радуга. 7. Шаблон. 8. Ситец. 9. Обтачка. 10. Лоскут. 11. Синтепон. В вертикальном столбце: калейдоскоп.
71
Сканворды (с. 25)
Сканворд № 1. По горизонтали: обтачка, картон, ватин, тесьма, уток, шерсть. По вертикали: лоскут, растр, кант, канва, утюг, игла, сатин.
Ключевое слово: ткань.
Сканворд № 2. По горизонтали: рукав, шов, гипюр, нить, гайка, труд. По вертикали: рейка, крючки, кант, окат. Слово: картон.
Викторины (с. 26) Викторина 1. 1. Синтепон. 2, Ватин. 3. Флизелин.
4. Ситец. 5. Бязь. б. Из шерсти. 7. Миткаль.
Викторина 2. 1. Атлас. 2. Байка. 3. Бархат. 4. Батист.
5. Бобрик.
6. Болонья. 7. Бязь. 8. Вискоза. 9. Газ. 10. Го
белен. 11. Дерюга.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ Анаграммы (с. 28)
1. Заправка, тушение, жаренье, запекание,
варка, мочение.
2.
Сервировка,
эстетика, аппетит, кулинария.
3.
Стерилизация,
бланширование, припускание.
Головоломки (с. 28)
Задание 1. «На каком языке?» Заморозка, квашение, мочение, соление, сушка.
Задание 2. «Занятные иероглифы». Мочение, аппетит, этикет, сервировка, заморозка, квашение.
Задание 3. «Винегрет». Свекла, морковь, картошка, огурцы, лук, соль, масло.
Тесты (с. 29)
Тема. «Первичная обработка овощей». 1-Г, 2-Д, 3-Б, 4-Е, 5-А, 6-В.
Тема. «Способы нарезки овощей». 1-3, 2-Ж, 3-Е, 4-Д, 5-Г, 6-Б, 7-А, 8-И, 9-В.
Кроссворды (с. 31) Кроссворд № 1. По горизонтали: 4. Пассирование.
72
6. Заправка. 7. Бланширование. 8. Тушение. По верти
кали: 1. Запекание. 2. Припускание.
3. Варка. 5. Жаре
нье.
Кроссворд № 2. По горизонтали: 1. Кофе. 2. Бутерброд. 3. Салат. 4. Маринад. 5. Питание. 6. Витамины.
7.
Варка. 8. Филе.
9. Яйцо. По вертикали: кулинария. Кроссворд № 3. По
горизонтали: 1. Сандвич. 2. Гарнир. 3. Соление. 4. Филе. 5. Тесто. 6.
Этикет. 7. Канапе.
8.
Винегрет. По
вертикали: салфетки.
Сканворд (с. 33) По горизонтали: салфетки, бутерброд, кулинария. По вертикали: Индия. Ключевое слово: еда.
Игры (с. 34) Брейн-ринг. 1. Индия. 2. Кофе. 3. Канапе. 4. Питание. 5. Витамины. 6. Бутерброд. 7. Винегрет. 8. Америка.
9. Аппетит. 10. Дрожжи. 11. Сандвич.
КУЛЬТУРА ДОМА Анаграммы (с. 35)
1. Электрогриль, мясорубка, электротостер,
комфортность.
2.
Интерьер,
колонка, потребность, сушилка.
Метаграммы (с. 35)
1. Дом — дым. 2. Мода — сода. 3. Стол — стул. 4. Стиль — сталь. 5. Мойка — койка. 6. Колонка — солонка.
Головоломки (с. 35)
Задание 1. По горизонтали: одежда, починка, этикетка. По вертикали: штопка, ремонт, заплата, ярлык, инструменты.
Задание 2. 1. Чистка. Щелочь, эфир, спирт, кислота, фабрика, ацетон, моль, вода, бензин, одежда, скипидар, препараты. 2. Кухня. Плита, колонка, стол, вентилятор, таймер, мебель, сервиз, керамика.
Задание 3. Сервировка.
73
Тесты (с. 37) Тема. «Кухня». 1-Г, 2-3, ЗА, 4-Б, 5-В, 6-И, 7-Е, 8-К, 9-Д, 10-Ж.
Ребусы (с. 38) 1. Дизайн. 2. Стол. 3. Линолеум. 4. Кухня. 5. Облик. 6. Сушилка.
Кроссворды (с. 38)
Кроссворд № 1. По горизонтали: 3. Керамика. 5. Мебель. 6. Дизайн. 9. Стол. 10. Колонка. По вертикали: 1. Сервиз. 2. Таймер. 4. Плитка. 7. Ножка. 8. Пластик,
Кроссворд № 2. По горизонтали: 1. Дизайн. 2. Фанера.
3. Плитка. 4. Мебель. 5. Керамика. 6. Стиль. 7.
Модель.
8. Таймер. По вертикали: интерьер.
Кроссворд № 3. По горизонтали: 1. Сервиз. 3. Фильтрация. 5. Колонка. 10. Мясорубка. По вертикали: 1. Сушилка. 2. Порядок. 4. Гигиена. 6. Линолеум. 7. Кухня. 8. Мойка. 9. Облик.
Сканворд (с. 41)
По горизонтали', кран, полка, утюг, миксер, рама, нож. По вертикали: сито, раковина, тостер, шкаф, фри-тюрница, рюмка, мойка, ниша, ложка. Слово: плитка.
Игры (с. 42) Интерьер дома. 1. Интерьер. 2. Сервиз. 3. Мебель.
4. Дизайн. 5. Комфортность. 6. Стиль.
КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА Анаграммы (с. 43) Косметика, гигиена, гимнастика, умывание, косметолог.
Метаграммы (с. 43) 1. Волос — колос. 2. Ногти — когти. 3. Пот — кот. 4. Кора — кожа.
Головоломки (с. 43) Задание 1. По горизонтали: косметолог, умывальник, маска. По вертикали: косметика. Задание 2.1. Гимнастика. 2. Гигиена. Задание 3. Волосы, ноготь.
74
Задание 4. «Записка». Мыло, загар, душ, кожа.
Тесты (с. 45) Тема. «Ремонт распоровшихся швов». 1-В, 2-Г, 3-Д, 4-Е, 5-А, 6-Б. Тема. «Стирка одегкды». 1-Г, 2-Д, 3-Е, 4-Ж, 5-В, б-А, 7-Б. Тема. «Гигиена девушки». 1-В, 2-Г, 3-И, 4-3, 5-Е, 6-А, 7-Б, 8-Д, 9-К, 10-Ж.
Ребусы (с. 47) 1. Заплата. 2. Сортировка. 3. Починка. 4. Вода. 5. Пот. 6. Душ. 7. Волос. 8. Антимоль.
Кроссворды (с. 48)
Кроссворд № 1. По горизонтали: 2. Волосы. 3. Умывание. 6. Кожа. 7. Мыло. По вертикали: 1. Косметолог. 4. Вода. 5. Ногти.
Кроссворд № 2. По горизонтали: 3. Косметика. 5. Гимнастика. 6. Валик. 7. Маска. По вертикали: 1. Пот. 2. Гигиена. 4. Загар.
Сканворд (с. 49)
По горизонтали: косметолог, вода, гимнастика, пена.
По вертикали: загар, бровь, умывание, веко, десна, кожа, лицо, осанка, гигиена. Слово: мыло.
Игры (с. 49) Путешествие по станциям. Станция «Отгадай-ка».
1-я команда: моль. 2-я команда: заплата. Станция «Замени-ка». 1-я команда: плащ — плющ. 2-я команда: мех — мох. Станция «Расшифруй-ка». 1-я команда: 1. Этикетка. 2. Ацетон. 3. Бензин. 4. Деформация. 2-я команда: 1. Антимоль. 2. Тумблер. 3. Чистка. 4. Штопка. Станция «Кроссворды». 1-я команда. По горизонтали: 1. Этикет-ка. 5. Кислота. 7. Штопка. По вертикали: 1. Химчистка. 3. Плащ. 4. Отбеливатель. 6. Спирт. 2-я команда. По горизонтали: 4. Починка. 5. Сортировка. 7. Моль. По вертикали: 1. Ацетон. 2. Заплата. 3. Щелочь. 6. Ремонт. Станция «Ребусы». 1-я команда: витамины. 2-я команда: волосы.
75
Викторина «Гигиена и косметика». 1. На языке. 2. Сначала в течение 30 сек. намыливать, затем сполоснуть водой (1 мин.). 3. С 8.00 до 11.00 (утром), на берегу водоема. 4. На гибкость, ловкость. 5. Маска улучшает кожу лица, очищает ее, убирает морщинки. 6. В Древнем Египте, у царевны Нефертити. 7. Маска из свежих огурцов. 8. На шелковых одеждах не задерживались насекомые.
ТЕХНИКА. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ Загадки (с. 53) 1. Лен. 2. Хлопок.
Анаграммы (с. 53) Технология, волокно, хлопок, пряжа, прядение, ткань, лён, уток, основа, отделка, ткачество.
Метаграммы (с. 53) 1. Волокно — толокно. 2. Основа — обнова. 3. Уток — сток. 4. Пряжа — пряха.
Головоломки (с. 53) Задание 1. По горизонтали: лен, уток, волокно, пряжа. По вертикали: основа, ткачество, хлопок, ткани. Задание 2. «Лесенка».
Задание 3. По горизонтали: уток, ткань, основа, хлопок, волокно. По вертикали: ткачество, пряжа, лен.
Задание 4. «Пирамида». Ткань, волокно, хлопок, лен, ткачество, пряжа, основа, уток, хлопчатник.
Задание 5. Волокно, ткань, отделка, технология, основа, хлопок, уток, ткачество, лен, пряжа.
Задание 6. Технология, ткань, волокно, хлопчатник,
76
хлопок, лен, пряжа, кулинария, уток, основа, отделка, ткачество. Лишнее слово — кулинария.
Тесты (с. 56) Тема. «Элементы материаловедения». 1-Ж, 2-Е, 3-Д, 4-В, 5-Л, 6-Г, 7-Б, 8-К, 9-3, 10-А, 11-И.
Кроссворды (с. 57) Кроссворд № 1. По горизонтали: 3. Химические.
6. Натуральные. 8. Гигроскопичность. 9. Хлопок. По вертикали:
1. Технология. 2. Ткань. 4. Хлопчатник. 5. Лен.
7.
Волокно.
Кроссворд № 2. По горизонтали: 6. Хлопчатобумажные (ткани). 8. Льняные (ткани). 9. Основа. 10. Ткань. По вертикали: 1. Ткачество. 2. Пряжа. 3. Уток. 4. Отделка. 5. Суровьё. 7. Прядение.
Кроссворд № 3. По горизонтали: 2. Химические (волокна). 5. Волокно. 7. Хлопчатник. 8. Технология.
9. Лен. По вертикали: 1.
Гигроскопичность. 3. Хлопок.
4. Натуральные. 6. Ткань.
Викторины (с. 59) Викторина. «Швейные принадлежности». 1. Ручки двух ножей соединили пружинящим мостиком, так получились ножницы для стрижки овец — три с половиной тысячи лет назад. А больше тысячи лет назад мостик заменили гвоздиком. 2. Булавка. 3. Игла. 4. Одежда. Первобытный человек сшивал звериные шкурки, прокалывая их костями животных. 5. Утюг. 6. Стежок. 7. Строчка. 8. Витринные, разборные, паровоздушные, корсетные и др. Используют для демонстрации одежды и для проверки правильности ее изготовления. 9. Лекала.
10.
Колышек применяют
для выправления намётки.
11.
Резец.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ Загадки (с. 61) 1. Наперсток. 2. Лоскуток. 3. Иголка с ниткой.
77
Анаграммы (с. 61) Вышивание, декоративное, орнаментальное, монограмма, пантограф.
Метаграммы (с. 61) 1. Пальцы — пяльцы. 2. Игла — игра.
Головоломки (с. 61)
Задание 1. «Вышивка». По горизонтали: пасма, калька, пантограф, муляж, метка. По вертикали: орнамент, наперсток, пяльцы, гарус.
Задание 2. «Нитки». Гарус, ирис, мулине.
Задание 3. «Лесенка». 1. Запяливание. 2. Копирование. 3. Вышивание. 4. Наперсток. 5. Пантограф. 6. Орнамент. 7. Мулине. 8. Пяльцы. 9. Калька. 10. Пасма. 11. Метка. 12. Гарус. 13. Ирис.
Тесты (с. 63) Тема. «Вышивка». 1-И, 2-Г, ЗА, 4-Б, 5-Ж, 6-В, 7-Д, 8-К, 9-Е, 10-3.
Кроссворды (с. 64) Кроссворд № 1. По горизонтали: 3. Мулине. 5. Пасма.
6. Копирование. 7. Пантограф. 9.
Орнамент. 11. Моно
грамма. 12. Наперсток. 14. Пяльцы. По вертикали:
1. Вышивание. 2. Запяливание. 4. Метка. 5. Плоскост
ное. 8. Орнаментальные. 10. Ирис. 13. Калька.
Кроссворд № 2. По горизонтали: 6. Плоскостное.
7. Орнаментальное. 8. Гарус. 9.
Калька. 12. Орнамент.
15. Пяльцы. 16. Вышивание. По вертикали: 1. Запяли
вание. 2. Пасма. 3. Стежок. 4. Монограмма. 5. Панто
граф. 10. Копирование. 11. Гладь. 13. Наперсток.
14. Метка.
Викторины (с. 66) «Вышивание». 1. Запяливание. 2. Калька. 3. Метка. 4. Мулине. 5. Декоративное изображение. 6. Копирование. 7. Пантограф. 8. Монограмма. 9. Орнаментальное изображение. 10. Пасма. 11. Пяльцы. 12. Орнамент. 13. Наперсток. 14. Мулине, гарус, ирис. 15. Монограмма. 16. Пяльцы.
78
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Анаграммы (с. 68)
1.
Кондитер, повар,
технолог, пекарь.
2.
Ткач,
вышивальщица, швея, модельер, прядильщица, гладильщица, закройщик.
Головоломки (с. 68) Задание. «Три круга». 1. Кондитер. 2. Повар. 3. Технолог.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонов Л.В., Симоненко В.Д. Технология
для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под
ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф,1998.
2. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной
школы (вариант для девочек / Под ред. В.Д.Симоненко. —
М.: Вентана-Граф, 1999.
3. Чернякова В.Н. Технология
обработки ткани: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М.:
Просвещение, 1997.
4. Чернякова В.Н. Технология
обработки ткани: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — М.:
Просвещение, 1997.
79