Элементы машиноведения. Сценарии уроков. Ручные швы и строчки (по учебнику В. Д. Симоненко "Технология. 5 класс").

Ручные швы и строчки

Цель: ознакомить с видами ручных стежков и строчек, с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ; закрепить правила безопасности при выполнении ручных работ; повторить санитарно-гигиенические требования; напомнить об организации рабочего места; научить выполнять ручные стежки и строчки.

Наглядные пособия: таблицы "Ручные стежки и строчки", "Терминология ручных работ".

Оборудование и материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями, ручная игла, нитки, ножницы, наперсток.

На классной доске выписаны термины:
стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.

Ход урока

I. Повторение.

Сообщение познавательных сведений.

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.

Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы ими.

Шов - это место соединения деталей.
Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки. По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

Шов:

Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Ручные стежки и строчки


Виды отделочных ручных стежков:

Термины ручных работ

При шитье изделия на швейной машине отдельные его части предварительно сметывают, т.е. соединяют ручными стежками, которые затем удаляют.

Текущий инструктаж

I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования.

НЕЛЬЗЯ:

II.Пользование основными инструментами для шитья.

При шитье используют иголки, булавки, наперсток, ножницы, мелок.

Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров - тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.

Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые - под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых и шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего (рис. 1). Чтобы нитка не закручивалась, вдевать ее в ушко иголки следует концом, оторванным от катушки. Для этого конец нитки скручивают (хлопчатобумажной - от себя, шелковой - к себе). Держа иголку большим и указательным пальцами правой руки, взять в левую руку конец скрученной нитки, продеть его в ушко иглы (рис. 2) и вытянуть нитку на 2/3 ее длины. На длинном конце делают узелок, для чего обводят нитку вокруг указательного пальца левой руки, немного скручивают ее большим пальцем и, сняв с пальца, затягивают узел.

Во время выполнения ручных работ надо следить за тем, чтобы обрабатываемая деталь лежала на столе. При этом левая ее сторона должна находиться на указательном и среднем пальцах левой руки, а большой палец должен придерживать деталь сверху (рис. 5).

Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.

Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы при прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.

Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными - легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными - шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.

Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 - 200 мм. Один конец у них узкий, другой - широкий. При работе нужно следить, чтобы концы лезвий смыкались не менее чем на 2-3 мм, узкое лезвие было под тканью, а широкое - сверху.

Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5-1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.

III. Практическая работа №4 (стр.23 в учебнике)

Практическая работа №5 (стр.28 в учебнике)

IV. Заключительная часть.

Вопросы для повторения.

1. Какие нитки используют для выполнения ручных работ?
2. Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
З. Где применяют прямые стежки?
4. Где применяют петельные стежки?

Анализ допущенных отклонений. Оценка работы.