Цель урока: ознакомить учащихся с техникой вязания по кругу; научить учащихся началу вязания по кругу, плотному вязанию по кругу в виде круга, квадрата, шестигранника, шестиугольника, правильно провязать прибавку петель; вырабатывать усидчивость, аккуратность; воспитывать любовь к рукоделию.
Наглядные пособия: журналы по вязанию. Инструменты и материалы: крючок, пряжа.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка образцов вязания рядами, внесение уточнений.
III. Основная часть.
Теоретические сведения.
1. Начало вязания.
Изделие в форме круга, квадрата, шестигранника начинают вязать с основного кольца: вяжут крючком цепочку из небольшого количества петель, затем вводят крючок и вытягивают нить, т.е. закрывают кольцо. В центре изделия остается отверстие (рис.114, стр.212).
Если необходимо закрыть отверстие, начинают вязание с петли и нити. Крючок вводят в петлю, делают накид и вытягивают нить, затем делают петлю поворота и провязывают первый круг кольца столбиком без накида, вывязывая в него короткий конец нити. Закрыв круг соединительным столбиком, затягивают отверстие, подтянув за короткий конец нити.
2. Способы вязания по кругу.
Первый способ описан выше.
Второй способ: после выполнения основного кольца вяжут несколько воздушных петель, которые являются петлями поворота. Затем провязывают нужное количество петель, вводя крючок в середину основного кольца. Круг соединяют соединительным столбиком. Перед началом следующего ряда делают петлю поворота.
Для получения плоского изделия в каждом ряду делают определенное количество прибавок. В описании каждого конкретного изделия указывают количество прибавок в каждом ряду (рис.114, 115, стр.212).
IV. Практическая работа "Плотное вязание по кругу" (стр.214, рис. 116).
1. ПОЛОТНО - круг.
Начало вязания - цепочка из четырех воздушных петель. Замкните ее вкруг полустолбиком
- получилось колечко.
1-й круг: 8 столбиков без накида из центра колечка.
2-й круг: на каждой петле основания по два столбика без накида.
3-й круг: на первой петле один столбик без накида, на следующей - 2 столбика
без накида. Повторить по всему кругу.
4-й круг: на 1-й и 2-й петлях - по одному столбику без накида, на следующей
- два столбика без накида. Повторяйте по всему кругу.
В следующих кругах этот промежуток постепенно увеличивается до трех, четырех
и более столбиков.
Самоконтроль
Время от времени вязание кладите на стол: если полотно лежит ровно, не топорщится, не стянуто, то работа выполнена правильно.
2. Полотно - квадрат (рис.117, стр.214).
Свяжите цепочку из четырех воздушных петель. Замкните ее вокруг полустолбика.
1-й ряд (из центра колечка): 1 столбик без накида, 1 воздушная петля,
и так чередуйте, пока не свяжете 4 столбика без накида и 4 воздушных петли.
Ряд должен закончиться одной воздушной петлей. Соедините ее с началом ряда полустолбиком.
2-й ряд и все последующие ряды: на каждой воздушной петле предыдущего
ряда вяжите по два столбика и между ними 1 воздушную петлю, а на каждой петле
основания выполняйте по одному столбику без накида.
Принцип вязания треугольного, квадратного, шестиугольного полотен один и тот
же: работу начинают с цепочки из воздушных петель, число которых соответствует
количеству сторон полотна. Затем, провязав первый ряд, отмечают начало осевых
линий (их столько же, сколько сторон) и вяжут, делая в каждом ряду прибавления
на осевых линиях.
V. Вопросы для повторения.
VI. Итог уроков.
Проверка и оценка выполненной работы, исправление недочетов при вязании полотен.
VII. Домашнее задание.
Выполнить вязание полотен по кругу ажурным рисунком, используя рисунки и схемы из журналов по вязанию крючком.