Профессиональное самоопределение. Деловые игры. "Пресс-конференция"

"Пресс-конференция"

Цель игры.

Расширить и углубить понимания нового хозяйственного механизма в условиях перехода к рынку, содействовать воспитанию психологии хозяина и предрасположенности к ведению рыночных отношений.

В ходе пресс-конференции выявляют вопросы разгосударствления экономики, приватизации собственности, современного менеджмента, маркетинга как научно обоснованной системы освоения рынка. Разъясняются проблемы возникновения конкретных связей между отечественными и зарубежными фирмами, изменения роли и функций планирования в государственном масштабе, создания мелкого предпринимательства.

При этом участники игры по отдельным вопросам могут высказывать различные точки зрения, анализировать публикации ведущих отечественных и зарубежных экономистов. Некоторые сложные экономические вопросы и понятия могут оставаться "открытыми" - без окончательного ответа. И это естественно: ведь мы живем, в очень сложное время и точного рецепта возрождение экономики России пока никто не может указать.

Подготовительный период.

Изготовим схемы "Хозяйственный механизм и его компоненты", "Структура экономики до перестройки", "Структурная перестройка экономики", таблицы с определениями понятий: разгосударствление, приватизация, менеджмент, маркетинг и др., личные карточки "журналистов" - представителей различных периодических изданий - и "специалистов".

Порядок проведения игры

  1. Оформить для игры комнату. В ней должен быть длинный стол, доска, на которой размещаются схемы и таблицы; стулья и столы для "журналистов" могут быть обычными партами в классе.
  2. В президиуме пресс-конференции сидят "специалисты": "экономисты" (2 3 человека), "социолог", "директор военного завода", "коммерческий директор предприятия", "иностранный специалист", "мэр города". Все они избираются из учащихся. Перед каждым из них выставляются личные таблички с указанием, кто есть кто. Ведущий пресс-конференции является "президент" - это может быть учитель или один из самых активных участников игры. "Журналисты" - остальные учащиеся класса, которые сами себе придумывают "печатные издания" и вопросы, которые будут задавать члены президиума.
  3. Ведущий объявляет пресс-конференцию открытой и произносит вступительное слово, в котором он кратко останавливается на основных моментах формирования нового хозяйственного механизма. После этого "журналисты" задают вопросы "президенту" и остальным "специалистам", присутствующим в президиуме. В конце пресс- конференции "президент" подводит итоги.

Примерный перечень вопросов "журналистов"

  1. Допустим, в стране победила диктатура. Можно ли строить новый хозяйственный механизм на рыночной основе в условиях диктатуры? Если да, то каким образом?
  2. Собираются ли западные бизнесмены вкладывать свои капиталы в Россию для развития ее экономики? Какую цель они при этом преследуют?
  3. Что значит "иностранные инвестиции" и в каких формах они могут быть реализованы в России?
  4. Один из российских бизнесменов решил приватизировать почтовые отделения связи в городе. Как он должен поступить? С чего начать?
  5. Есть ли такие предприниматели в нашем городе, которые приватизировать нельзя? Почему?
  6. Как поступит коммерческий директор, если на его предприятии склады оказались забитыми готовой продукцией?
  7. Предприятие меняет устаревшее оборудование, и производство продукции резко сократилось. Инженеры почти не загружены работай. Как поступить директору, чтобы сохранить кадровый потенциал предприятия?
  8. В нашем городе военный завод с этого года, благодаря конференции, должен 50% своего технического потенциала переориентировать на производство оборудования для нефтегазопромышленной отросли. Но этого не произошло. Почему? Какие трудности конференции?
  9. Какие виды гражданской продукции выпускают военные предприятия?
  10. В газетах, на телевидении слишком много места отводится рекламе. Оправдано ли это? Какую роль она играет в становлении нового хозяйственного механизма?
  11. Какие новые специальности появляются в обществе в период перехода экономики на рыночные отношения?
  12. Если работник трудится на данном предприятии, может ли он владеть акциями данного и соседнего предприятия? Или только своего?
  13. А что на аукционах сейчас можно продать? Какова их роль в разгосударствлении и приватизации?
  14. Ваш прогноз развития экономики в России?
  15. Каковы основные этапы формирования хозяйственного механизма в нашем городе?
  16. Известны ли вам имена крупных российских предпринимателей дореволюционного и нынешнего периодов? Назовите их и по возможности дайте краткую характеристику их взглядов, позиций.
  17. Попытайтесь придумать и предложить свою форму предприятия в сельском хозяйстве, способного работать в условиях переходного периода.
  18. Напишите сочинения на тему "Какой нам нужен ранок?".
  19. Проведите с классом сюжетно-ролевую игру "Малое школьное предприятие".