Профессиональное самоопределение. Деловые игры. "Пресс-конференция"

"Пресс-конференция"
Цель игры.
Расширить и углубить понимания нового хозяйственного механизма в условиях перехода
к рынку, содействовать воспитанию психологии хозяина и предрасположенности к
ведению рыночных отношений.
В ходе пресс-конференции выявляют вопросы разгосударствления экономики, приватизации
собственности, современного менеджмента, маркетинга как научно обоснованной
системы освоения рынка. Разъясняются проблемы возникновения конкретных связей
между отечественными и зарубежными фирмами, изменения роли и функций планирования
в государственном масштабе, создания мелкого предпринимательства.
При этом участники игры по отдельным вопросам могут высказывать различные точки
зрения, анализировать публикации ведущих отечественных и зарубежных экономистов.
Некоторые сложные экономические вопросы и понятия могут оставаться "открытыми"
- без окончательного ответа. И это естественно: ведь мы живем, в очень сложное
время и точного рецепта возрождение экономики России пока никто не может указать.
Подготовительный период.
Изготовим схемы "Хозяйственный механизм и его компоненты", "Структура
экономики до перестройки", "Структурная перестройка экономики",
таблицы с определениями понятий: разгосударствление, приватизация, менеджмент,
маркетинг и др., личные карточки "журналистов" - представителей различных
периодических изданий - и "специалистов".
Порядок проведения игры
- Оформить для игры комнату. В ней должен быть длинный стол, доска, на которой
размещаются схемы и таблицы; стулья и столы для "журналистов" могут
быть обычными партами в классе.
- В президиуме пресс-конференции сидят "специалисты": "экономисты"
(2 3 человека), "социолог", "директор военного завода",
"коммерческий директор предприятия", "иностранный специалист",
"мэр города". Все они избираются из учащихся. Перед каждым из них
выставляются личные таблички с указанием, кто есть кто. Ведущий пресс-конференции
является "президент" - это может быть учитель или один из самых
активных участников игры. "Журналисты" - остальные учащиеся класса,
которые сами себе придумывают "печатные издания" и вопросы, которые
будут задавать члены президиума.
- Ведущий объявляет пресс-конференцию открытой и произносит вступительное
слово, в котором он кратко останавливается на основных моментах формирования
нового хозяйственного механизма. После этого "журналисты" задают
вопросы "президенту" и остальным "специалистам", присутствующим
в президиуме. В конце пресс- конференции "президент" подводит итоги.
Примерный перечень вопросов "журналистов"
- Допустим, в стране победила диктатура. Можно ли строить новый хозяйственный
механизм на рыночной основе в условиях диктатуры? Если да, то каким образом?
- Собираются ли западные бизнесмены вкладывать свои капиталы в Россию для
развития ее экономики? Какую цель они при этом преследуют?
- Что значит "иностранные инвестиции" и в каких формах они могут
быть реализованы в России?
- Один из российских бизнесменов решил приватизировать почтовые отделения
связи в городе. Как он должен поступить? С чего начать?
- Есть ли такие предприниматели в нашем городе, которые приватизировать нельзя?
Почему?
- Как поступит коммерческий директор, если на его предприятии склады оказались
забитыми готовой продукцией?
- Предприятие меняет устаревшее оборудование, и производство продукции резко
сократилось. Инженеры почти не загружены работай. Как поступить директору,
чтобы сохранить кадровый потенциал предприятия?
- В нашем городе военный завод с этого года, благодаря конференции, должен
50% своего технического потенциала переориентировать на производство оборудования
для нефтегазопромышленной отросли. Но этого не произошло. Почему? Какие трудности
конференции?
- Какие виды гражданской продукции выпускают военные предприятия?
- В газетах, на телевидении слишком много места отводится рекламе. Оправдано
ли это? Какую роль она играет в становлении нового хозяйственного механизма?
- Какие новые специальности появляются в обществе в период перехода экономики
на рыночные отношения?
- Если работник трудится на данном предприятии, может ли он владеть акциями
данного и соседнего предприятия? Или только своего?
- А что на аукционах сейчас можно продать? Какова их роль в разгосударствлении
и приватизации?
- Ваш прогноз развития экономики в России?
- Каковы основные этапы формирования хозяйственного механизма в нашем городе?
- Известны ли вам имена крупных российских предпринимателей дореволюционного
и нынешнего периодов? Назовите их и по возможности дайте краткую характеристику
их взглядов, позиций.
- Попытайтесь придумать и предложить свою форму предприятия в сельском хозяйстве,
способного работать в условиях переходного периода.
- Напишите сочинения на тему "Какой нам нужен ранок?".
- Проведите с классом сюжетно-ролевую игру "Малое школьное предприятие".