You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player

Пояснительная записка

Примерный тематический план учебной дисциплины

Примерное содержание учебной дисциплины

Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ

 

Примерное содержание учебной дисциплины

Введение

Студент должен:

знать:

  1. теоретические основы и ведущие тенденции системы образования;
  2. особенности содержания и организации педагогического процесса в школе;
  3. цели и  структуру учебной дисциплины  «Методика преподавания технологии».

Место и роль учебной дисциплины «Методика преподавания технологии» в системе профессиональной подготовки учителя технологии. Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Студент должен:

знать:

  1. предмет и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания технологии»;
  2. связь «Методики преподавания технологии» с другими науками;
  3. историю становления трудового обучения, сущность интегративной образовательной области «Технология»;
  4. содержание квалификационной характеристики учителя технологии;
  5. классификацию систем трудового обучения;
  6. принципы дидактики на практических занятиях технологии;
  7. современные подходы к политехническому обучению;
  8. особенности построения и содержания программ по предметам образовательной области «Технология»;
  9. содержание основных разделов образовательной области «Технология», обеспечивающих выполнение требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования;

уметь:

  1. обосновывать основные теоретические положения;
  2. самостоятельно работать с литературой;
  3. анализировать учебные программы по предметам образовательной области «Технология»;
  4. составлять конспект по заданной форме;
  5. определять принципы трудового обучения в фрагменте урока, обосновывать их использование.

Тема 1.1. Предмет и задачи методики преподавания технологии

Учебная дисциплина «Методика преподавания технологии», ее место в системе педагогических наук. Связь учебной дисциплины с другими дисцип­линами. Квалификационная характеристика учителя технологии.

Практическое занятие

Определение и анализ специальных педагогических способностей учителя технологии.

Тема 1.2. Системы и принципы трудового обучения и воспитания

Понятие о системе трудового обучения. Предметная система, ее характеристика. Операционная система, ее характеристика. Моторно-тренировочная система, ее характеристика. Операционно-предметная система, ее характеристика.  Операционно-комплексная система, конструкторско-технологическая система, их характеристики.

Принципы дидактики на уроках технологии: научность, последовательность, наглядность, сознательность, активность, доступность, воспитывающий характер обучения. Создание условий для разностороннего развития каждого ученика.

Практическое занятие

Анализ фрагментов уроков трудового обучения с целью выявления основных дидактических принципов, на которые опирался учитель.

Тема 1.3. Содержание основного общего образования. Программы по разделам образовательной области «Технология»

Становление и развитие трудового обучения в школе. Цели и задачи. Содержание основных разделов образовательной области «Технология». Вариативные программы, реализуемые в основной школе. Принципы построения программ по предметам образовательной области «Технология».

Практическое занятие

Анализ учебных программ образовательной области «Технология».

Раздел 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Студент должен:

знать:

  1. методики преподавания разделов образовательной области «Технология»;
  2. задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников 5-9-х классах;
  3. подходы и классификации форм и методов трудового обучения и воспитания;
  4. типы, структуру, специфику уроков технологии;
  5. этапы подготовки учителя к уроку;
  6. методику выполнения ручных и станочных операций;
  7. основные понятия материаловедения, машиноведения и технической механики;

уметь:

  1. выбирать формы, методы и средства обучения; определять структуру урока;
  2. проводить инструктаж школьников по конкретным заданиям;
  3. читать  и  выполнять чертежи (эскизы)  и  наглядные изображения предметов в соответствии со стандартами.

Тема 2.1. Методы трудового обучения

Классификация методов трудового обучения: по источнику передачи ин­формации; по основным дидактическим задачам; по характеру познавательной деятельности.

Объяснительно-иллюстративные методы трудового обучения: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебниками и пособиями; демонстрация наглядности; работа с инструкционными картами.

Репродуктивные методы трудового обучения: лабораторный, инструктаж, упражнение.

Теоретическая работа учащихся. Особенности творческой деятельности. Развитие творческих способностей.

Практическое занятие

Решение педагогических задач: обоснование выбора учителем методов обучения в зависимости от задач урока и особенностей учеников.


Тема 2.2. Формы организации обучения по предметам образовательной области «Технология»

Понятие о формах организации обучения. Формы организации занятий учащихся по основным образовательным областям технологии. Развитие форм обучения. Игры, самостоятельная работа, коллективная форма учебной деятельности. Авторские технологии обучения.

Практическое занятие

Проведение анализа форм работы.

Тема 2.3. Урок как основная форма организации обучения по предмету «Технология»

Традиционный и инновационный урок.

Дидактические требования к уроку технологии: определение цели и задач урока; подбор учебного материала и методов обучения; использование различных форм обучения; соблюдение правил техники безопасности.

Типы уроков, их особенность, характеристика. Структура урока технологии в зависимости от типа.

Подготовка учителя технологии к уроку: планирование, ведение учебно-методической документации, подбор оборудования, изучение опыта работы коллег.

Практические занятия

Анализ урока технологии по схеме. Составление фрагмента урока, самоанализ.

Тема 2.4. Проверка и оценка знаний, умений и навыков на уроках технологии

Проверка знаний, умений, навыков (ЗУН) учащихся. Значение, цели, принципы и виды проверки знаний, умений, навыков учащихся. Характеристика видов проверки знаний, умений, навыков учащихся.

Оценка знаний, умений, навыков учащихся. Виды оценки. Требования к оценке знаний, умений, навыков учащихся. Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся на уроках технологии: точность и качество работы, зна­ний; трудовые приемы работы, правила техники безопасности; организация рабочего места, норма времени.

Практическое занятие

Изготовление заданий, тестов для контроля знаний учеников по одной из выбранных тем урока по разделу «Технология».

Тема 2.5. Методика организации занятий в мастерских

Учебно-материальная база обучения. Помещение учебных мастерских. Оборудование учебных мастерских.

Методика выполнения ручных и станочных операций на уроках технологии. Методика обучения обработке материалов. Методика обучения элементам машиноведения и технической механике. Техническое моделирование.

Методика формирования технологических знаний. Обучение элементам конструирования.

Санитарно-гигиенические требования и режим работы в мастерских.

Практическое занятие

Выполнение эскизов и наглядных изображений.

Раздел 3. ИННОВАЦИОННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Студент должен:

знать:

  1. виды технических средств обучения и их характеристику;
  2. особенности компьютерных технологий в сфере образования и применение новых информационных технологий в учебном процессе;
  3. основы проектной деятельности;
  4. принципы, цели, виды, критерии проверки знаний, умений и навыков на уроках технологии;

уметь:

  1. пользоваться школьным учебным оборудованием, применяемым в образовательной области «Технология»;
  2. разрабатывать и выполнять учебные проекты;
  3. использовать компьютер в профессиональной деятельности, в частности для разработки проектов;
  4. аргументировать устные ответы;
  5. изготавливать варианты заданий, программированного опроса для проверки ЗУН учащихся с учетом критериев оценки практической деятельности.

Тема 3.1. Педагогическая инноватика на уроках технологии

Развивающее обучение. Проблемное и эвристическое обучение. Модульное обучение. Дифференцированное и личностно ориентированное обучение. Творческое саморазвитие на уроках технологии. Понятие об авторских технологиях обучения.

Разноуровневое обучение и методика его организации. Обучение в малых группах и групповое обучение.

Практическое занятие

Составление «банка педагогических идей».

Тема 3.2. Методика применения технических средств обучения на уроках технологии

Классификация технических средств обучения. Аудиовизуальные и технические средства обучения в учебном процессе. Психологические особенности использования технических средств обучения. Дидактические основы использования ТСО в процессе воспитания. Методика использования технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе. Гигиенические нормы и требования безопасности при работе с техническими средствами обучения в образовательных учреждениях.

Практические занятия

Разработка фрагмента урока с использованием ТСО.

Анализ возможностей ТСО в реализации принципов целостного педагогического процесса.

Тема 3.3. Методика использования ЭВМ на уроках технологии

Общие основы использования компьютера на уроке. Дидактические свойства и функции компьютерных технологий. Концептуальные положения компьютерных технологий. Методика компьютерных технологий. Функции компьютера на уроке технологии. Использование прикладных программ на уроках технологии. Методика графической подготовки.

Практическое занятие

Анализ компьютерных программ в зависимости от целей и задач обучения.

Тема 3.4. Проектное обучение в курсе «Технология»

Методика активизации обучения технологии. Понятие проекта. Типоло­гия проектов и их структурирование. Проект в системе уроков технологии. Проект во внеурочной деятельности. Цикловое планирование занятий. Усло­вия организации разноуровневого обучения. Тематика проектных заданий. Критерии оценки проекта. Методика руководства проектной деятельностью учащихся.

Практическое занятие

Составление проекта.

Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Студент должен:

знать:

  1. роль труда в формировании личности школьников, в формировании культуры труда;
  2. основные методы воспитания учащихся в процессе трудового обучения;
  3. методику организации форм внеклассной работы;
  4. особенности проведения кружковой работы с учетом интересов учащихся;
  5. методику руководства кружком;
  6. методику профессионального самоопределения;

уметь:

  1. планировать и организовывать внеучебную работу со школьниками;
  2. способствовать развитию творчества и изобретательства;
  3. решать ситуационные задачи, определять методы трудового воспитания;
  4. проводить самоанализ деятельности.

Тема 4.1. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения

Роль труда в формировании личности школьника. Педагогические условия организации трудового воспитания. Задачи и содержание трудового воспитания. Понятие культуры труда, воспитание культуры труда.

Методы воспитания в процессе трудового обучения: убеждения, упражнения, требования; стимулирование положительных качеств личности; соревнование.

Тема 4.2. Формы внеклассной работы учителя технологии

Понятие о формах внеклассной работы учителя технологии, их задачи и значение.

Экскурсия как одна из форм внеклассной работы; виды, значение, методика проведения экскурсии.

Организация и методика проведения встреч с людьми разных профессий.

Конкурсы по предмету, задачи, методика проведения в разных классах.

Организация и методика проведения праздника труда с учащимися разного возраста.

Практическое занятие

Составление сценария праздника труда с детьми конкретного возраста. Взаимоанализ составленных сценариев.

Тема 4.3. Организация и руководство кружками труда и прикладного искусства

Кружковая работа учителя технологии, ее значение и задачи. Организация и руководство кружками труда и прикладного искусства, особенности данной работы на современном этапе.

Практическое занятие

Составление плана работы кружка по одному из выбранных направлений сроком на 1-2 месяца. Взаимо- и самоанализ составленных планов.

Тема 4.4. Профессиональное самоопределение

Методы анализа и самоанализа профессиональных интересов. Методы анализа и самоанализа профессиональных склонностей и способностей.

Профессии, связанные с изучаемыми технологиями. Профессиональная готовность и пригодность. Структура профессиональной деятельности. Профессиограмма.

Практические занятия

Составление профессиограмм. Самодиагностика:

  1. 1.       Изучение самооценки (тестирование).
  2. 2.       Опросники (Г. И. Казанцевой и др).
  3. 3.       Изучение профессиональной направленности личности:
  4. -        карта интересов;
  5. -        изучение факторов привлекательности профессии;
  6. -       мотивация профессиональной деятельности. Оценка профессиональной деятельности.