You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player

Пояснтельная записка

Содержание дидактических единиц

Тематический план

Содержание дисциплины

Литература

 

Содержание дисциплины

Введение

Студент должен:

знать:

  • теоретические основы и ведущие тенденции системы образования;
  • особенности содержания и организации педагогического процесса в школе;
  • цели и структуру учебной дисциплины «Методика преподавания технологии».

  Место и роль учебной дисциплины «Методика преподавания технологии» в системе профессиональной подготовки учителя технологии. Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

Модуль 1. Теоретические основы методики преподавания технологии

Студент должен:

знать:

  • предмет и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания технологии»;
  • связь «Методики преподавания технологии» с другими науками;
  • историю становления трудового обучения, сущность интегративной образовательной области «Технология»;
  • содержание квалификационной характеристики учителя технологии;
  • классификацию систем трудового обучения;
  • принципы дидактики на практических занятиях технологии;
  • особенности построения и содержания программ по предметам образовательной области «Технология»;
  • содержание основных разделов образовательной области «Технология», обеспечивающих выполнение требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования;

уметь:

  • обосновывать основные теоретические положения;
  • самостоятельно работать с литературой;
  • анализировать учебные программы по предметам образовательной области «Технология»;
  • составлять конспект по заданной форме;
  • определять принципы трудового обучения в фрагменте урока, обосновывать их использование.

  Тема 1.1. Предмет и задачи методики преподавания технологии

Учебная дисциплина «Методика преподавания технологии», её место в системе педагогических наук. Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами. Методы научно-педагогических исследований образовательной области «Технология» (метод педагогического наблюдения, метод беседы, анкетный опрос, педагогический эксперимент и др.)

Квалификационная характеристика учителя технологии. Работа учителя технологии по подготовке и осуществлению учебно-воспитательного процесса. Требования к общей психолого-педагогической, специальной, методической подготовке учителя технологии.

  Практическое занятие

Определение и анализ специальных педагогических способностей учителя технологии.

  Тема 1.2. Принципы и системы трудового и профессионального обучения и воспитания

  Понятие о системе трудового обучения. Предметная система, её характеристика. Операционная система, её характеристика. Моторно-тренировочная система, её характеристика. Операционно-предметная система, её характеристика. Операционно-комплексная система, конструкторско-технологическая система, их характеристики.

Принципы дидактики на уроках технологии: научность, последовательность, наглядность, сознательность, активность, доступность, воспитывающий характер обучения. Создание условий для разностороннего развития каждого ученика.

  Практическое занятие

Анализ фрагментов уроков трудового обучения с целью выявления основных дидактических принципов, на которые опирался учитель.

Тема 1.3. Содержание основного общего образования. Программы по разделам образовательной области «Технология»

Становление  развитие трудового обучения в школе. Концепция содержания образовательной области «Технология», цели и задачи. Обязательный минимум содержания основного общего образования и программы по разделам образовательной области «Технология». Содержание основных разделов образовательной области «Технология». Вариативные программы, реализуемые в основной школе. Принципы построения программ по предметам образовательной области «Технология».

Практические занятия

Изучение и анализ учебных программ образовательной области «Технология» в 5-8 классах.

Изучение и анализ методической и учебной литературы по технологии.

  Модуль 2. Дидактические и методические основы методики преподавания технологии

 Студент должен:

знать:

  • методики преподавания разделов образовательной области «Технология»;
  • задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников 5-9 классов;
  • подходы и классификации форм и методов трудового обучения и воспитания;
  • типы, структуру, специфику уроков технологии;
  • этапы подготовки учителя к уроку;
  • методику выполнения ручных и станочных операций;
  • основные понятия материаловедения, машиноведения и технической механики;

уметь:

  • выбирать формы, методы и средства обучения; определять структуру урока;
  • проводить инструктаж школьников по конкретным заданиям;
  • читать и выполнять чертежи (эскизы) и наглядные изображения предметов в соответствии со стандартами.

 Тема 2.1. Методы трудового обучения

Классификация методов трудового обучения по источнику передачи информации, по основным дидактическим задачам, по характеру познавательной деятельности.

Объяснительно-иллюстративные методы трудового обучения: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебниками и пособиями; демонстрация наглядности; работа с инструкционными картами.

Репродуктивные методы трудового обучения: лабораторный, инструктаж, упражнение.

Теоретическая работа учащихся. Особенности творческой деятельности. Развитие творческих способностей.

  Практическое занятие

Выбор оптимальных методов обучения в зависимости от задач урока и особенностей учеников.

Тема 2.2. Формы организации обучения по предметам образовательной области «Технология»

Понятие о формах организации обучения. Формы организации занятий учащихся по основным образовательным областям технологии. Развитие форм обучения. Игры, самостоятельная работа, коллективная форма учебной деятельности. Авторские технологии обучения.

 Тема 2.3. Учебно - методическая документация и средства наглядности при изучении технологии

Учебно-технологическая документация и её применение на занятиях по технологии. Классификация средств обучения, виды средств наглядности при изучении технологии. Дидактические возможности основных средств обучения. Требования, предъявляемые к использованию наглядных средств обучения на занятиях по технологии.

  Практическое занятие

Определение комплекса средств обучения для проведения занятий по теме одного из разделов программы образовательной области «Технология».

 Тема 2.4. Урок как основная форма организации обучения по предмету «Технология»

Традиционный и инновационный урок.

Дидактические требования к уроку технологии: определение цели и задач урока; подбор учебного материала и методов обучения; использование различных форм обучения; соблюдение правил техники безопасности.

Типы уроков, их особенность, характеристика. Структура урока технологии в зависимости от типа.

Подготовка учителя технологии к уроку: планирование, ведение учебно-методической документации, подбор оборудования, изучение опыта работы коллег.

  Практические занятия

Разработка перспективно-тематического плана.

Анализ основных типов уроков и составление плана-конспекта урока технологии.

Анализ урока технологии по схеме.

  Тема 2.4. Проверка и оценка знаний, умений и навыков на уроках технологии

  Проверка знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся. Значение, цели, принципы и виды проверки знаний, умений и навыков учащихся. Характеристика видов проверки знаний, умений, навыков учащихся.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся. Виды оценки. Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся. Критерии оценки знаний, умений и навыков, учащихся на уроках технологии: точность и качество работы, знаний; трудовые приёмы работы, правила техники безопасности; организация рабочего места; норма времени. Программированный контроль знаний учащихся.

  Практическое занятие

Изготовление заданий, тестов для контроля знаний учеников по одной из

выбранных тем урока по разделу «Технология».

  Тема 2.5. Методика организации занятий в мастерских

Учебно-материальная база обучения. Организация учебно-материальной базы.  Помещение учебных мастерских. Оборудование учебных мастерских. Санитарно-гигиенические требования и режим работы в мастерских.

Методика формирования технологических знаний. Методика выполнения ручных и станочных операций на уроках технологии. Методика обучения обработке материалов. Методика обучения элементам машиноведения и технической механике.

Методика графической подготовки. Обучение элементам конструирования. Техническое моделирование.

  Практические занятия

Планирование и размещение оборудования с учётом санитарно-гигиенических требований и требований техники безопасности.

Выполнение эскизов и наглядных изображений.

Модуль 3. Инновационные и информационные технологии

Студент должен:

знать:

  • виды технических средств обучения и их характеристику;
  • особенности компьютерных технологий в сфере образования и применение новых информационных технологий в учебном процессе;
  • основы проектной деятельности;
  • принципы, цели, виды, критерии проверки знаний, умений и навыков на уроках технологии;

уметь:

  • пользоваться школьным учебным оборудованием, применяемым в образовательной области «Технология»;
  • разрабатывать и выполнять учебные проекты;
  • использовать компьютер в профессиональной деятельности, в частности для разработки проектов;
  • аргументировать устные ответы;
  • изготавливать варианты заданий, программированного опроса для проверки ЗУН учащихся с учётом критериев оценки практической деятельности.  

Тема 3.1. Педагогическая инноватика на уроках технологии 

Использование      инновационных  технологий обучения. Развивающее обучение. Проблемное и эвристическое обучение.  Модульное обучение. Дифференцированное и личностно-ориентированное обучение. Творческое саморазвитие на уроках технологии. Понятие об авторских технологиях обучения.

Разноуровневое обучение и методика его организации. Обучение в малых группах и групповое обучение.

 Практические занятия

Составление «банка педагогических идей».

Тема 3.2. Методика использования аудиовизуальных и технических

средств обучения в учебном процессе

Классификация технических средств обучения. Аудиовизуальные и технические средства обучения в учебном процессе. Психологические особенности использования технических средств обучения. Дидактические основы использования ТСО в процессе воспитания.

Методика использования аудиовизуальных    и    технических средств обучения на уроках технологии. Гигиенические нормы и требования безопасности при работе с техническими средствами обучения в образовательном учреждении.

  Практические занятия

Разработка фрагмента урока с использованием ТСО.

Тема 3. 3. Методика использования ЭВМ в учебном процессе

Общие основы использования компьютера на уроке. Дидактические свойства и функции компьютерных технологий. Концептуальные положения компьютерных технологий. Методика компьютерных технологий. Функции  компьютера на уроке технологии. Использование прикладных программ  на уроках технологии.

  Практическое занятие

Анализ компьютерных программ в зависимости от целей и задач обучения.

Тема 3.4. Методика руководства проектной деятельностью учащихся

Методика активизации обучения технологии. Проект в школьном курсе «Технология». Понятие проекта. Типология проектов и их структурирование. Проект в системе уроков технологии. Проект во внеурочной деятельности. Цикловое планирование занятий. Условия организации разноуровневого обучения. Тематика проектных заданий. Критерии оценки проекта.

  Практическое занятие

Составление проекта.

 Модуль 4. Особенности воспитания и творческого саморазвития на уроках технологии

Студент должен:

знать:

  • роль труда в формировании личности школьников, в формировании культуры
  • труда;
  • основные методы воспитания учащихся в процессе трудового обучения;
  • методику организации форм внеклассной работы;
  • особенности проведения кружковой работы с учётом интересов учащихся;
  • методику руководства кружком;
  • методику профессионального самоопределения;

уметь:

  • планировать и организовывать внеучебную работу со школьниками;
  • способствовать развитию творчества и изобретательства;
  • решать ситуационные задачи, определять методы трудового воспитания;
  • проводить самоанализ деятельности.

 Тема 4.1. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения

Роль труда в формировании личности школьника. Педагогические условия организации трудового воспитания. Задачи и содержание трудового воспитания. Понятие культуры труда, воспитание культуры труда.

Методы воспитания в процессе трудового обучения: убеждения, упражнения, требования; стимулирование положительных качеств личности; соревнование.

  Тема 4.2. Формы внеклассной работы учителя технологии

Понятие о формах внеклассной работы учителя технологии, их задачи и значение. Экскурсия как одна из форм внеклассной работы; виды, значение, методика проведения экскурсии. Организация и методика проведения встреч с людьми разных профессий. Конкурсы по предмету, задачи, методика проведения в разных классах. Организация и методика проведения праздника труда с учащимися разного возраста.

  Практическое занятие

Составление сценария праздника труда с детьми конкретного возраста.

Взаимоанализ составленных сценариев.

 Тема 4.3. Организация и руководство кружками труда и прикладного искусства

Кружковая работа учителя технологии, её значение и задачи.

Организация и руководство кружками труда и прикладного искусства, особенности данной работы на современном этапе.

  Практическое занятие

Составление плана работы кружка по одному из выбранных направлений.

Взаимо- и самоанализ составленных планов.

 Тема 4.4. Методика работы по профессиональному самоопределению

Методы анализа и самоанализа профессиональных интересов. Методы самооценки профессиональных интересов, склонностей и способностей. Профессии, связанные с изучаемыми технологиями. Пути получения сведений о профессиях, связанных с изучаемыми технологиями. Профессиональная готовность и пригодность. Структура профессиональной деятельности. Профессиограмма.

  Практические занятия

 Составление профессиограмм.

Самодиагностика:

  • Изучение самооценки (тестирование).
  • Опросники (Г.И.Казанцевой и др.).
  • Изучение профессиональной направленности личности (карта интересов; изучение факторов привлекательности профессии; мотивация профессиональной деятельности.