1
|
- Содержание обучения в общеобразовательной области «Технология».
|
2
|
- Концепция (от лат. Conceptio)- система взглядов, то или иное понимание
процессов, явлений.
- Применительно к образовательной области «Технология»- это единый
определяющий замысел, ведущая мысль процесса технологического
образования школьников.
- Любой школьник- это прежде всего личность. А личность реализуется в
разных видах творческой деятельности, в том числе и трудовой.
- Если рассматривать трудовое воспитание исходя из интересов школьника, а
в глобальном масштабе- из интересов общества, то его главной целью
следует считать самореализацию личности, развитие её индивидуальных
качеств.
- Вывод: в трудовом обучении нельзя сдерживать инициативу учащихся,
предоставлять им больше возможностей для выбора вида трудовой
деятельности, предлагать более широкий спектр работ на уроках
технологии, поощрять инициативу учащихся.
|
3
|
- Технология – образовательная область, в основе которой лежит
преобразовательная деятельность человека в материальном мире, нацеленная
на создание обучающей среды для развития у учащихся способностей в
области дизайна и изготовления, посредством работы с различными материалами,
информацией и другими ресурсами в ответ на потребности людей.
|
4
|
|
5
|
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации – является нормативным правовым актом,
устанавливающим перечень учебных предметов и объём учебного времени,
отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным
годам. Является основой для разработки региональных
(национально-региональных) учебных планов и учебных планов
образовательных учреждений.
- ФБУП для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования.
- ФБУП для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения
образовательных программ основного общего образования.
- Продолжительность учебного года – от 34 до 37 недель (с учётом
экзаменационного периода).
- В 9 классе часы регионального (национально-регионального) компонента и
компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на
организацию предпрофильной подготовки обучающихся.
- При проведении учебных занятий по «Технологии» (5-9 классы)
осуществляется деление классов на две группы.
|
6
|
- В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на
период до 2010 года в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение
учащимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и
информатики.
- Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом
возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.
- Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент
образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки
обучающихся.
- В образовательных учреждениях, реализующих программу основного общего
образования, для организации изучения содержания образования краеведческой
направленности в региональный компонент перенесены часы, которые
рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного
предмета «Краеведение» (8 класс - 1 час в неделю учебного предмета
«Технология», а также «География», «Биология», «История», «Искусство»).
|
7
|
|
8
|
|
9
|
- Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения,
которое позволяет за счет
изменений в структуре, содержании и организации образовательного
процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности
обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в
соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
- Переход к профильному обучению позволяет:
- Обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
- Обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;
- Более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений,
реализующих программы среднего (полного) общего образования, к освоению
программ высшего профессионального образования.
|
10
|
- Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11
классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного)
федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого ,
учебные предметы могут быть выбраны для изучения обучающимися либо на
базовом, либо на профильном уровне.
- Базовые общеобразовательные предметы- это учебные предметы федерального
компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки
обучающихся («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык»,
«Математика», «История», «Физическая культура», «Обществознание»,
«Естествознание» - обязательные предметы), остальные базовые учебные
предметы изучаются по выбору.
- Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы
федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию
каждого конкретного профиля обучения («Физика», «Химия», «Биология»
-естественно-научный профиль, «Обществоведение», «Право», «Экономика»
-социально-экономический профиль и т.д.).
- При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных
предметов на профильном уровне.
|
11
|
- Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору
обучающихся из компонента образовательного учреждения
- Функции элективных учебных предметов:
- «надстройка» профильного учебного предмета, когда дополненный профильный учебный предмет
становится углубленным;
- Развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет
получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного
экзамена по выбранному учебному предмету;
- Способствует удовлетворению познавательных интересов обучающихся в
различных сферах деятельности человека.
- Представленные ниже варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными
и имеют рекомендательный характер.
|
12
|
|
13
|
|
14
|
|
15
|
- С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей
образовательных учреждений, местных социально-экономических условий
обязательный минимум содержания основных образовательных программ
изучается в рамках одного из 3 направлений:
- «Технология. Технический труд»,
- «Технология. Обслуживающий труд»,
- «Технология. Сельскохозяйственный труд».
- Базовым для направления «Технология. Технический труд» является раздел
«Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», для
направления «Технология. Обслуживающий труд» - разделы «Создание изделий
из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», для направления
«Технология. Сельскохозяйственный труд» - разделы «Растениеводство»,
«Животноводство».
- Каждое из трёх направлений технологической подготовки обязательно
включает в себя, кроме того, следующие разделы: «Электротехнические
работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное
производство и профессиональное образование».
|
16
|
- Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено
на достижение следующих целей:
- Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по
созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска
и использования технологической информации, проектирования и создания
продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и
осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;
овладение безопасными приёмами труда;
- Развитие познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
- Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости,
ответственности за результаты своей деятельности;
- Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и
умений в самостоятельной практической деятельности.
|
17
|
- Содержание обучения в общеобразовательной области «Технология» включает
в себя следующие основные модули:
- Технологии обработки конструкционных материалов;
- Технологии обработки текстильных материалов;
- Технологии ремонтно-строительных работ;
- Технологии обработки пищевых продуктов;
- Технологии получения сельскохозяйственной продукции;
- Технологии переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
- Технологии преобразования и использования энергии;
- Техника и технологическое оборудование (элементы машиноведения);
- Технологии получения, преобразования и использования знаковой и
графической информации;
- Культура дома.
|
18
|
- Обучение учащихся в образовательной области «Технология» строится на
основе конкретных технологических процессов, представленных в основных
модулях.
- Независимо от содержания основного модуля должно предусматриваться
изучение сквозных образовательных линий:
- Культура и эстетика труда;
- Получение, обработка, хранение и использование информации;
- Основы черчения и графики;
- Элементы прикладной экономики и предпринимательства;
- Мир профессий, средства и методы формирования жизненных,
профессиональных планов;
- Художественно-прикладная обработка материалов;
- Творческая проектная деятельность;
- Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье
человека;
- История и социальные последствия развития технологии и техники.
|
19
|
- Структура обучения «Технологии» состоит из четырех блоков, которые
скомпонованы из модулей. А модули базируются на конкретных
технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными
линиями.
- С учетом психо-физического, интеллектуального развития учащихся выделяют
4 основных смысловых блока содержания технологии:
- Период обучения в начальной школе (1-4 классы);
- Второй блок относят к подростковому возрасту (5-8 классы);
- Третий – к ранней юности (9 класс);
- Четвертый – к юности (10-11 класс).
|
20
|
|
21
|
|