МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО ТЕМЕ «ГИГИЕНА ДЕВУШКИ. КОСМЕТИКА»

С УЧАЩИМИСЯ 5-7 КЛАССОВ

 

 

Анализ программы технологии по разделам этой тематики от­четливо показывает, что в ней на основе преемственности идет расширительное познавание очень важных для человека сведений. Их содержание учитывает возрастной фактор, т. е. если в V классе — это, например, просто гигиенические требования по уходу за во­лосами, то в VI школьниц знакомят с коррекцией типа лица с помощью прически, а в VII — обучают единству стиля костюма, прически, косметики. Соответственно увеличивается и количество часов, отводимых на изучение этих тем.

Преподавание материала в разных классах имеет свои методи­ческие особенности. Следует учитывать, что материал раздела пред­ставляет большой интерес для учащихся, пристрастно относящихся к своей внешности и способам коррекции своего облика. Одновре­менно следует иметь в виду, что школьницы имеют определенный бытовой опыт, частично информированы через массмедиа, стал­киваются с навязчивой рекламой. Однако надо учитывать и то об­стоятельство, что системы знаний по вопросу пока нет, а некото­рые сведения используются школьницами неправильно.

Вот почему представляется оправданным, чтобы при изложе­нии материала учитель технологии стремился к достижению не­скольких целей.

Во-первых, теоретические сведения по разделу должны изучаться на основе преемственности, с тем чтобы в VI классе опираться на изложенное в V, а фундаментом понятий в VII были знания и умения, приобретенные прежде.

Во-вторых, следует добиваться, чтобы знания о гигиенических требованиях по уходу за кожей, волосами, ногтями доводились до школьниц в органическом единстве медицинской и общечелове­ческой культуры. Разве не благодатна для разговора с девочками тема: никакие суперкремы не исправят цвет кожи у курящей, так как никотин прежде всего поражает мелкие кровеносные сосуды, которых так много на лице человека. Землистый, нездоровый цвет кожи не улучшат в этом случае никакие средства.

В-третьих, если с подросткового возраста целенаправленно формируется искусство макияжа, чувство меры в косметике, про­думанно подобранный стиль одежды, манеры, пластика движе­ний, короче — все то, что придает женщине прелесть и обаяние, это может стать предметом интереса и внимания со стороны ок­ружающих, что важно в психологическом плане. Понимание этих аспектов вызывает значительную мотивацию у учащихся. Здесь воспитание вкуса, приобщение к чувству прекрасного прямо ре­шает задачи эстетического и нравственного формирования лич­ности будущей женщины, понимающей, каким должен стать ее образ.

Учитель технологии должен отдавать себе отчет и в том, что такое воздействие на девушек очень важно еще и потому, что вос­питанные качества, вкус и гармонию она, будущая мать и хозяйка дома, обязательно передаст своим детям. Следовательно, речь идет о медицинской и общечеловеческой культуре значительной про­слойки целого поколения.

Еще одним аспектом преподавания раздела может стать фор­мирование чувства собственного достоинства, что является осно­вой самоутверждения. Да и для интеллектуального развития лич­ности материал раздела может дать немало: масса специальных терминов, интереснейшие факты из истории, даже из мифоло­гии, необходимость систематически обновлять знания по новин­кам гигиены и косметологии.

Действительно, цепочка, протягивающаяся от нового слова «эпидермис» (греч. ер1 — на, над; сверху + йегтакожа) к врачу-дерматологу, специализация которого теперь становится ясной, делает девочек более эрудированными. А таких цепочек при изуче­нии материала разделов в VVII классах выстраивается множество. Вот почему молодому учителю следует учитывать все сказанное выше при проведении занятий с девочками по теме программы «Гигиена девушки. Косметика».

Вместе с тем представляется, что в методическом и организа­ционном плане проведение занятий с девочками по названной