Оглавление лекций | Часть I. Методика преподавания технологии как отрасль педагогической науки. Ее роль в профессионально-педагогической деятельности учителя Глава 1 Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности учителя технологии и предпринимательства 1.1. Образовательная область "Технология" и трудовое становление личности учащегося Развитие и становление личности учащегося осуществляется в целостном учебно-воспитательном процессе, который организует и осуществляет то или иное общеобразовательное учреждение: общеобразовательная школа, гимназия, лицей и т. д Общий учебно-воспитательный процесс включает в себя отдельные учебно-воспитательные процессы, связанные с изучением различных предметов или образовательных областей: математики, физики, биологии, технологии и других. Образовательная область "Технология" охватывает отдельные варианты учебных блоков-модулей, составляющих содержание обучения по трем основным направлениям: технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Технический труд изучается мальчиками городских общеобразовательных учреждений. Он включает в себя следующие блоки-модули: технология ручной и машинной обработки конструкционных материалов; строительные, ремонтно-отделочные и санитарно-технические работы; техника (элементы машиноведения); электротехника и электроника; информационные технологии; художественная обработка материалов; экономика семьи; основы предпринимательства; основы проектирования; профессиональное самоопределение. Обслуживающий труд изучают девочки городских школ. В него входит: технология обработки тканей и пищевых продуктов; культура дома; техника (элементы машиноведения); электротехника и электроника; художественная обработка материалов; информационные технологии; экономика семьи; основы предпринимательства; основы проектирования; профессиональное самоопределение. Сельскохозяйственный труд изучается в сельских общеобразовательных школах в двух вариантах. Вариант 1 (для мальчиков) включает в себя: технологии сельскохозяйственного производства; технологию ручной и машинной обработки конструкционных материалов; строительные, ремонтно-отделочные и санитарно-технические работы; технику (элементы машиноведения); электротехнику и электронику; информационные технологии; художественную обработку материалов; экономику семьи; основы предпринимательства; основы проектирования; профессиональное самоопределение. Вариант 2 (для девочек) охватывает следующие учебные блоки: технологии сельскохозяйственного производства; технологию обработки тканей и пищевых продуктов; культуры дома; техники (элементы машиноведения); электротехники и электроники; художественной обработки материалов; информационные технологии; экономику семьи; основы предпринимательства; основы проектирования; профессиональное самоопределение. Каждое из указанных направлений и вариантов учебных блоков-модулей дополняется относительно самостоятельным учебным предметом "Черчение и графика". В лицеях и гимназиях могут изучаться курсы "Основы технологической культуры", "Имидж делового человека", "Дизайн изделий" и др. Заслуживает внимания рассмотрение блок-модуль образовательной области "Технология", состоящий из пяти базовых элементов. • Деятельность человека по непосредственному преобразованию материалов. Эта деятельность обусловливается практическими техническими знаниями. • Собственно технологии преобразования (изменения) материалов. Они отражаются в конкретных технологических знаниях. • Функционирование техники, как средства технологической деятельности. При этом осуществляется преобразование энергии. Сведения о технике и ее функционировании закреплены в конструктивно-технических знаниях. • Получение, хранение и преобразование информации о технологических процессах, которые заключены в информационнотехнических знаниях. • Социально-техническое и технико-экономическое обоснование технологической деятельности, что обеспечивается социально-техническими знаниями, знаниями основ предпринимательства. Логической связкой, объединяющей все пять базовых элементов, является проектирование полного преобразовательного технологического процесса от идеи или замысла до их реализации. Технология включает в себя также внеклассную работу по технике и труду, организацию различных видов труда учащихся, учебно-воспитательную работу по их профессиональной ориентации. В рамках образовательной области в старших классах может быть организовано начальное профессиональное обучение, то есть подготовка учащихся по отдельным специальностям и профессиям. Образовательная область "Технология" играет исключительно важную роль в разностороннем развитии личности учащихся: интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом. Эта образовательная область вместе с технологической направленностью изучения основ наук, то есть показом применения их законов в практической деятельности людей вообще, составляют целую систему трудового становления учащихся. 1.2. Работа учителя технологии по подготовке учебно-воспитательного процесса Всю деятельность учителя технологии, как и учителя любого другого учебного предмета, можно разделить на две части. Первая - подготовка, планирование, предварительное построение всего хода учебно-воспитательного процесса. Вторая -осуществление этого процесса, то есть его выполнение с заранее продуманным и отобранным содержанием обучения и воспитания, методами, средствами и условиями воспитывающе-познавательной деятельности учащихся. В необходимости предварительного продумывания и проектирования учебно-воспитательного процесса, который только еще предстоит выполнить, проявляется специфика учительской профессии, ее особо творческий характер. Это обусловлено двумя основными причинами. Первая - учебно-воспитательный процесс зависит от конкретных учеников, на обучение и воспитание которых он направлен, от их познавательных возможностей, личных качеств и т.д. Поэтому несмотря на имеющиеся учебные программы, учебники, многочисленные рекомендации ученых и учителей-практиков по осуществлению учебно-воспитательного процесса, конкретный процесс обучения и воспитания для конкретных учеников разрабатывает в конечном итоге сам учитель. Вторая причина - учебно-воспитательный процесс протекает в конкретных условиях, в определенной социальной и культурной среде. Для изучения технологии очень важно производственное окружение общеобразовательного учреждения, его учебно-материальная база и т.д. Все это учитывается при организации учебно-познавательной и воспитательной деятельности учащихся при изучении технологии. Характерной особенностью профессионально-педагогической деятельности учителя технологии является то, что она включает в себя организацию и руководство практическими работами учащихся в виде производственного труда по изготовлению изделий. Отсюда и существовавшее ранее название учебного предмета - "Трудовое обучение" или просто "Труд". На труд по изготовлению изделий по учебной программе отводится больше половины (до 75%) учебного времени. Учитель технологии проектирует не только собственно учебно-воспитательный процесс, но и включает в него производственный процесс по изготовлению изделий из различных материалов, технологию этого процесса, необходимые рабочие и измерительные инструменты и т.д. Готовя учебный процесс, учитель выполняет следующую работу: • Отбирает учебный материал для изучения школьниками. Опираясь на учебные программы, учебники и учебно-методические рекомендации и учитывая познавательные возможности учащихся, определяет его содержание и объем и распределяет по урокам и другим занятиям (кружкам, факультативам и т.д.), то есть планирует изучение учебного материала по времени и формам обучения. • Определяет структуру планируемых методов обучения, содержание и характер познавательной деятельности учащихся. • Определяет и готовит различные средства обучения: плакаты, таблицы, модели, макеты, реальные объекты, чертежи, эскизы, технические рисунки и другие средства наглядности. Подбирает необходимые средства обучения, в том числе программированного обучения и контроля и т.д. • Производит отбор объектов труда учащихся. Определяет необходимый материал для изготовления изделий, выполняет заготовки, подбирает рабочий и измерительный инструмент и приспособления. Затем, как правило, прежде чем дать задание изготовлять эти изделия учащимся, сам выполняет его. Это позволяет уточнить технологию изготовления изделия и изготовить его образец, который будет служить средством наглядности для учащихся. • Планирует весь ход каждого предстоящего учебного занятия, разрабатывая сценарии их проведения и фиксируя это письменно в планах-конспектах уроков. • Вместе с проектированием и планированием учебного процесса определяется содержание, методы и средства воспитывающей деятельности. Для чего определяется уровень воспитанности отдельных учащихся и классных коллективов в целом. На этой основе подбираются различные виды воспитывающей деятельности, с помощью которых развиваются интеллектуальные, духовно-нравственные, физические и другие качества личности. Затем планируются и непосредственно организационно готовятся воспитательные приемы и ситуации. Обобщая характер и содержание работы учителя технологии по подготовке учебно-воспитательного процесса, можно заключить, что вся она направлена на создание реального проекта учебно-воспитательного процесса с учетом всех обучающих и воспитывающих влияний на учадцихся. 1.3. Работа учителя технологии по осуществлению учебно-воспитательного процесса Реализуя заранее спланированный учебно-воспитательный процесс, учитель технологии выполняет следующую работу: • Систематически излагает учебный материал, используя для этого различные методы обучения: рассказ, объяснение, беседу и другие. Излагая учебный материал, учитель руководит вниманием учащихся, постоянно активизируя его. Иллюстрирует материал примерами, фактами, применяя различные средства наглядности. • Руководит познавательной деятельностью учащихся, работой по применению и закреплению знаний, по формированию умений и навыков. • Значительное место в работе учителя технологии занимает деятельность по непосредственной организации и руководству практическими работами учащихся. • Учитель постоянно контролирует всю учебно-познавательную деятельность учащихся и оценивает ее результаты. • Руководит воспитательной деятельностью учащихся, в которой формируются и закрепляются социально значимые качества личности и мировоззрение учащихся. • В воспитании учащихся в процессе обучения и в специально организованной воспитательной деятельности учитель также постоянно контролирует, как формируются те или иные качества личности учащихся, оценивает результаты воспитания. 1.4. Характеристика отдельных аспектов целостной педагогической деятельности учителя Деятельность учителя технологии, как и деятельность учителя других предметов, отличается высокой мыслительной активностью и эмоциональной напряженностью. Сложен и многообразен учебно-воспитательный процесс, который разрабатывает, планирует и осуществляет учитель. Поэтому трудно описать деятельность учителя с помощью внешнего наблюдения. Нужен анализ этой деятельности, выделение отдельных аспектов, составляющих ее в целом. Рассмотрим основные аспекты этой деятельности. • Целевой аспект. Учитель постоянно определяет цели обучения и воспитания, цели своих обучающих и воспитывающих воздействий, цели познавательной и воспитательной деятельности учащихся. В целевой аспект деятельности входит: определение целей обучения и воспитания учащихся на каждом уроке или другом занятии, при изучении той или иной темы учебного материала и всего учебного предмета в целом; определение целей воспитания в создаваемых воспитывающих ситуациях и осуществляемых коллективных воспитательных актах; определение целей обучения и воспитания каждого конкретного ученика. Содержательный аспект, то есть владение и использование учителем содержания учебного материала учебников, учебных пособий, опыта высококвалифицированных учителей, учителей-новаторов. Диагностический аспект деятельности учителя. Само название этого аспекта деятельности говорит о том, что учитель постоянно определяет уровень обученности и воспитанности учащихся, устанавливает результативность влияний на учащихся, выявляет причины и факторы, воздействующие на этот уровень, то есть ставит диагноз каждому педагогическому явлению. В указанный аспект входит: изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, изучение их познавательных возможностей, изучение и определение воспитательных возможностей классного коллектива, выявление причин неуспеваемости и невоспитанности учащихся, анализ педагогических ситуаций. Диагностический аспект деятельности создает основу для выбора средств педагогического воздействия на учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса. Организационно-методический аспект педагогической деятельности. Он включает в себя: составление тематических и поурочных планов, выбор методов и средств обучения на уроке, организацию познавательной деятельности учащихся на уроках и других учебных занятиях, организацию собственной деятельности учителя на уроке и т.д. • Общение в педагогической деятельности. Все обучающие и воспитывающие воздействия учителя на учащихся осуществляются через общение между ними. Здесь главную роль играет речь учителя как основное средство общения. Общение в педагогической деятельности предполагает: создание благоприятной морально-психологической атмосферы в процессе обучения, установление доброжелательных отношений между учителем и учащимися в процессе обучения и во внеурочное время, предупреждение и тактичное разрешение возникших негативных конфликтных ситуаций, создание хорошего ученического коллектива и использование его воспитательного влияния на учащихся. • Стимулирующе-регулировочный аспект деятельности учителя заключается в использовании в качестве стимулирующих учебно-воспитательный процесс средств: предъявление к ученику педагогических требований, порицание негативных поступков учащихся, поощрение положительных действий учеников, развитие познавательных интересов и других мотивов воспитывающе-познавательной деятельности учащихся. Кроме этого, в указанный аспект работы учителя входит получение сведений о процессе обучения и воспитания и его регулирование на основе полученной информации. • Контрольно-оценочный аспект деятельности, который заключается в систематическом контроле и оценке успеваемости и поведения учащихся. 1.5. Требования к общей психолого-педагогической подготовке учителя Педагогическая работа основывается на знаниях закономерностей развития детей, их возрастных особенностей, которые исследует психология. Следовательно, учителю технологии необходимы знания общей психологии и психологии детей и юношества. Обучение и воспитание учащихся осуществляется в самых различных видах деятельности. При овладении образовательной областью "Технология" ученики так или иначе включаются в трудовую деятельность, связанную с обработкой материалов, в инженерную деятельность по конструированию технических объектов и разработке технологии их изготовления, в предпринимательскую деятельность и др. Следовательно, учителю технологии вместе со знаниями психологии обучения и воспитания необходимы знания психологии трудовой деятельности, инженерной психологии и т.д. Организация и руководство учебно-воспитательным процессом по технологии требует знаний физиологии труда, школьной гигиены, производственной санитарии, охраны труда и техники безопасности. Естественно, что деятельность учителя технологии немыслима без знания форм организации, методов и средств обучения и воспитания, то есть без знания педагогики, общей теории обучения и воспитания. Психолого-педагогические знания являются основой для методической подготовки учителя и его практической профессионально-педагогической деятельности. 1.6. Требования к специальной подготовке учителя . Специальная подготовка учителя технологии формирует его способности осуществлять ту деятельность, из которой он будет черпать содержание обучения и воспитания своих будущих учеников. Способность осуществлять определенную деятельность включает в себя знания, умения, навыки, специальные качества личности, ее убеждения, отношения к внешнему миру и т.д. Все это формируется в определенной системе на основе изучения целого комплекса научных дисциплин. * Комплекс научных дисциплин, определяющий специальную подготовку учителя технологии, можно разделить на три блока: общенаучные, общетехнические дисциплины и дисциплины, связанные с конкретной технологией, по которой он будет вести обучение в общеобразовательной школе или другом общеобразовательном учреждении. В блок общенаучных дисциплин входят физика, математика и другие науки. Они являются естественнонаучным и математическим аппаратом для овладения последующими двумя блоками дисциплин. Блок общетехнических дисциплин составляет техническая механика, машиноведение, черчение. Общетехнические дисциплины, в свою очередь, создают основу для изучения специальных технологических дисциплин. Специальные технологические дисциплины при подготовке учителя к преподаванию, например, технологии обработки древесины и металлов, - это технология конструкционных материалов, практикум, в учебных мастерских по обработке древесины и металлов, резание металлов, станки и инструменты, учебные технологические практики и т.д. Особая тщательность изучения этих дисциплин очень важна для методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. 1.7. Требования к методической подготовке учителя Методическая подготовка учителя технологии как бы объединяет и интегрирует общую психолого-педагогическую и специальную подготовку. Общая психолого-педагогическая подготовка создает общую основу профессионально-педагогической деятельности учителя, дает общие подходы к определению методов и средств обучения технологии. Специальная подготовка позволяет наполнять эту основу определенным содержанием, придает специфику методам и средствам обучения технологии. Методическая подготовка складывается из знания целей и задач обучения технологии в общеобразовательном учреждении, знания и безукоризненного владения содержанием обучения технологии, знания и умений осуществления различных методов обучения и т.д. В нее входят также знания и умения организовать учебно-материальную базу обучения. Другими словами, методическая подготовка - это такая система знаний, умений, навыков и т.д., которая обеспечивает учителю возможность предварительно проектировать, а затем осуществлять учебный процесс по определенному учебному предмету, в данном случае по технологии. 1.8. Качества личности учителя технологии Учителя вообще, и учителя технологии в частности, должно отличать высокое чувство ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения, за развитие личности каждого ученика, подготовку его к жизни, к трудовой деятельности. Чтобы воспитывать других, учитель технологии сам должен быть безукоризненным в поведении, общении с людьми, в любой деятельности. Чтобы иметь моральное право учить, учитель должен быть сам высокообразованным, эрудированным человеком. В профессионально-педагогической деятельности личные качества учителя становятся профессиональными качествами. Это обусловлено самим характером учебно-воспитательного процесса, в котором пример учителя становится методом воспитания. Личность учителя настолько влияет на процесс обучения и воспитания, что это позволяет утверждать: личность воспитывает личность. Качества личности учителя, особенно важные в профессиональной деятельности, можно свести в несколько групп. • Отношение к людям: общительность, отзывчивость, доброжелательность, тактичность, вежливость, любовь к детям. • Отношение к труду: целеустремленность, ответственность, добросовестность, трудолюбие, увлеченность. • Отношение к природе, технике и технологиям: любовь к природе и стремление приумножать ее богатства, бережное использование технических устройств, оптимальное применение различных технологий. Отношение к себе: чувство собственного достоинства, самокритичность, требовательность, стремление к самосовершенствованию. Интеллектуальные качества: самостоятельность и творческий характер мышления, умение выделять главное, логика мышления. Специфично для учителя технологии - техническое мышление и пространственное представление предметов, технологическая культура и образованность. Качества речи: убедительность, логическая стройность, культура речи, доступность. Морально-волевые качества: гражданский долг, дисциплинированность, честность, справедливость, умения преодолевать трудности и т.д. Контрольные вопросы и задания 1. Какие учебные предметы и виды учебной деятельности охватывает образовательная область "Технология"? 2. Как влияют отдельные составляющие образовательной области "Технология" на трудовое становление личности учащегося? 3. Чем обусловлена необходимость предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса учителем? 4. В чем заключается непосредственная работа учителя в обучении и воспитании учащихся? 5. Анализ целостной педагогической деятельности учителя показывает ее многоаспектность. Объясните, почему объективно необходим каждый из рассмотренных аспектов этой деятельности? 6. Иногда можно слышать утверждение, что главное для учителя - хорошо знать свой учебный предмет, а знание педагогики и методики мало что дает для преподавания предмета. Докажите ошибочность этого утверждения. 7. Объясните, почему личные качества учителя в процессе осуществления профессионально-педагогической деятельности становятся профессиональными качествами? 8. Сформулируйте для себя представление, образ лучшего учителя технологии и разработайте с учетом психических свойств и качеств своей личности программу действий по достижению этого образа. Глава 2. Предмет и задачи методики преподавания технологии 2.1. Понятие о методике преподавания технологии как отрасли педагогических знаний Методика преподавания технологии входит в состав обширных педагогических знаний. Она как бы ответвляется от дидактики или общей теории обучения. В свою очередь дидактика входит составной частью в педагогику как науку о воспитании. Таково, в целом, место методики преподавания технологии, как и методик других учебных предметов, в общей системе педагогической науки: педагогика - дидактика - методика преподавания. Ответвляясь от дидактики, методика преподавания технологии берет себе на вооружение те организационные формы, методы и средства обучения, которые выработаны общей дидактикой, общей теорией обучения. Впитывая в себя указанные общедидактические положения, их суть, структурные характеристики и т.д., методика видоизменяет эти положения применительно к целям и содержанию учебного материала "своего" предмета, предмета технологии. При применении метода объяснения, например, в физике раскрывается суть какого-либо физического явления или закона, а в технологии - устройство станка, сущность технологической операции по обработке того или иного конструкционного материала и т.д. Другими словами, в методике преподавания технологии отражаются конкретные особенности проявления общих закономерностей обучения. В свою очередь сама дидактика как общая теория обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических особенностей обучения всем учебным предметам, в том числе и технологии. Таким образом, методику преподавания технологии можно определить как предметную дидактику, как теорию обучения, раскрывающую закономерности процесса обучения технологии. 2.2. Что изучает методика преподавания технологии? Любая наука имеет свой предмет исследования. Для методики преподавания технологии предметом исследования является изучение закономерностей процесса обучения технологии. То же самое можно сказать о методиках преподавания физики, математики, других учебных предметов - они изучают закономерности процессов обучения этим учебным предметам. Предмет методики преподавания технологии включает в себя: - изучение социально-педагогических основ обучения технологии; - общую и частную (конкретную) методику обучения технологии; - определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса. Изучение социально-педагогических основ процесса обучения технологии диктуется тем, что задачи и содержание обучения обусловлены требованиями социального развития, развития производства, а также общепедагогическими требованиями. Социально-педагогические основы обучения технологии содержат целый круг вопросов:
Известно, что технология как предметная образовательная область включает в себя различные образовательные модули, или блоки, с определенным содержанием обучения: технология конструкционных материалов, электрорадиотехника, технология обработки тканей и т.д. Организационно-технические условия осуществления учебно-вспитательного процесса определяются, прежде всего, учебно-материальной базой обучения технологии: инструментами и приспособлениями по обработке материалов, лабораторным и учебно-производственным оборудованием и др. К организационно-техническим условиям обучения технологии относятся также применение учебно-технической документации (чертежей, эскизов и др.), средств наглядности и технических средств обучения. Методика преподавания технологии определяет эти условия, разрабатывает требования к учебно-материальной базе, средствам наглядности и т.д. 2.3. Какие задачи решает методика преподавания технологии Методика преподавания технологии, исследуя закономерности процесса обучения технологии, разрабатывает теорию этого процесса и призвана ответить на следующие вопросы: 1. Для чего учить (то есть определять цели и задачи обучения технологии). 2. Чему учить (то есть разрабатывать содержание обучения). 3. Как учить (то есть исследовать процессы преподавания и учения, разрабатывать формы, методы и средства обучения). 4. Каковы должны быть условия обучения (то есть определять эти условия, требования к ним и т.д.). Детализируя эти общие задачи методики преподавания технологии, можно выделить ряд конкретных задач, к которым относятся следующие: 1. Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих целей и задач обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении, с учетом специфики изучаемого учебного предмета. 2. Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по разработке государственного стандарта образовательной области "Технология", учебных программ, учебников и учебных пособий. Проведение проверки этих рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы в школе. 3. Отбор наиболее целесообразных форм учебно-воспитательной работы, методов и приемов обучения технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д. 4. Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с основами наук: физикой, математикой, и т.д. 5. Разработка принципов организации, содержания и методов внеклассной и внешкольной работы учащихся по технике и труду, исследование возможностей этой работы в удовлетворении интересов и склонностей учащихся, в развитии их творческих способностей и технического мышления. 6. Разработка материального оснащения процесса обучения технологии, требований к лабораториям, техническим кабинетам, учебным цехам, инструментам, приспособлениям и другому оборудованию для проведения уроков и внеклассных занятий. 7. Выработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса, выбору форм организации учебной деятельности учащихся. 8. Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями этих уроков. Все указанные задачи методики преподавания технологии и связанные с ними проблемы решаются на основе теоретических и экспериментальных исследований и изучения передового педагогического опыта. 2.4. Связь методики преподавания технологии с другими науками Методика преподавания технологии связана, с одной стороны, с педагогикой, психологией, с социально-гуманитарными науками в целом, с другой стороны, с техническими науками. Естественно, что методика преподавания технологии как отрасль педагогических знаний связана, причем "кровно", с педагогическими науками и, прежде всего с дидактикой. Как уже отмечалось, она вырастает из дидактики и опирается на ее основные положения. В свою очередь, дидактика использует результаты исследований в методических науках, обобщая их, устанавливает общие закономерности процессов обучения. Методика преподавания технологии связана и с общей теорией и методикой воспитания. Проблемы воспитания методика рассматривает на примере исследований воспитательного аспекта, воспитательного влияния процесса обучения технологии на развитие личности учащегося. Большую роль в развитии методики преподавания технологии играет ее связь с психологией. Она проявляется в отношениях с целой совокупностью психологических наук. Методика преподавания технологии связана с общей психологией. Последняя раскрывает природу и сущность психической деятельности, ее основные формы, законы ее возникновения и развития. Общая психология является естественнонаучной основой, определяющей воспитательные влияния на развитие личности ученика, которые осуществляются в процессе обучения технологии. Для методики преподавания технологии очень важна опора на особенности психического развития детей и молодежи, то есть на возрастную психологию. При разработке форм и методов обучения технологии нельзя не учитывать вопросы психологии обучения и воспитания. Здесь проявляется связь методики с педагогической психологией. Определяя содержание обучения, в которое входят знания и умения по технологии обработки материалов, энергии и информации, методика устанавливает связи с психологией труда и инженерной психологией. Связь методики преподавания технологии с другими социально-гуманитарными науками и, прежде всего, с культурологией позволяет ей решать проблемы воспитания в процессе обучения технологии, развития социально значимых качеств личности учащегося. Другая сторона связей - связи с техническими науками. Они позволяют методике решать проблему разработки содержания обучения технологии. Содержание обучения, то есть тот учебный материал, который отбирается для изучения в школьном курсе технологии, черпается из технологии конструкционных материалов, машиноведения, технической механики, электрорадиотехники и других общетехнических и специальных технических дисциплин. Через технические науки методика преподавания технологии связана с естественнонаучными дисциплинами, в первую очередь с физикой, а также математикой. Это обусловлено тем, что технические науки органично включают в себя физические и другие естественнонаучные понятия, а также математический аппарат. Поэтому изучение технических наук вне связи с физикой, математикой и другими дисциплинами невозможно. Такова система связей методики преподавания технологии с другими науками. Здесь очень важно отметить, что рассмотренные связи методики преподавания технологии с социально-экономическими и техническими науками лежат в основе всей системы профессионально-педагогической подготовки учителя технологии. А методика преподавания технологии является системообразующим элементом этой подготовки. Контрольные вопросы и задания 1. Какое место занимает методика преподавания технологии среди других отраслей педагогических знаний? 2. Дайте определение понятию методика преподавания технологии. 3. Что является предметом изучения методики преподавания технологии? 4. Что конкретно изучает методика преподавания технологии? 5. Какие основные задачи решает методика преподавания технологии как наука? 6. Раскройте характер связей методики преподавания технологии с социально-гуманитарными и техническими науками. 7. Объясните, почему методика преподавания технологии является системообразующим элементом всей системы профессионально-педагогической подготовки учителя технологии. Глава 3. Методы научно-педагогических исследований образовательной области "Технология" 3.1. Многообразие методов исследования и комплексность из применения Любая наука, в том числе и методика преподавания технологии, имеет свой предмет изучения, использует и свои присущие ей методы исследования. Специфика и своеобразие этих методов зависит от предмета науки, его содержания и характера. Как уже отмечалось, предметом методики преподавания технологии является изучение закономерностей процесса обучения технологии в общеобразовательном учреждении. В предмет методики входит определение целей, задач, содержания, форм, методов и средств обучения технологии. Среди этих составляющих предмета методики преподавания технологии наиболее специфичным является содержание обучения, отражающее технологии обработки материалов, энергии и информации. От него зависят и им определяются формы, методы и средства обучения технологии. Все это накладывает свой отпечаток на методы научного педагогического исследования образовательной области технологии, их выбор и применение. Педагогическое исследование - это сложная деятельность по установлению закономерностей учебно-воспитательного процесса, связанная с нахождением, формулированием и проверкой этих закономерностей с помощью самых различных методов. Процесс педагогического исследования условно можно разделить на ряд этапов. Первый этап - определение конкретной области исследования, выбор темы, постановка целей и задач исследования. Это связано с изучением литературы и состояния учебно-воспитательной практики по выбранной теме. Второй этап - построение гипотезы, то есть предположения о характере и формах связи исследуемых педагогических явлений, о причинах этих явлений. Гипотеза строится на основе научного материала, полученного в процессе ознакомления с теорией и историей вопроса, изучения педагогической практики. Третий этап - проверка гипотезы с помощью эксперимента или дополнительного изучения практического опыта. Четвертый этап - оформление результатов исследования. И, наконец, пятый этап - пропаганда результатов исследования и внедрение их в практику. На разных этапах исследования используются различные методы. То есть при проведении научно-педагогического исследования применяется сразу комплекс методов. Широкое применение в научно-педагогических исследованиях получили: теоретический и исторический методы, педагогическое наблюдение, метод беседы, анкетный опрос, изучение учебной документации и продуктов обучения, педагогический эксперимент. 3.2. Теоретический и исторический методы исследования Начало любого педагогического исследования связано, как правило, с изучением литературных источников, ознакомлением с теорией исследуемого вопроса. Этот метод так и называется - теоретический. С его помощью определяется область неисследованного в науке, формулируется гипотеза, решаются другие задачи исследования. При выборе научной темы знакомятся с новейшими исследованиями по методике преподавания технологии и смежным с ней наукам. На пограничных областях наук часто и выявляются островки неизученного. Богатый материал для педагогического исследования имеет литература, обобщающая школьную практику, педагогический опыт учителей технологии, а также произведения крупных отечественных и зарубежных ученых-педагогов. Ориентиром в поиске необходимой литературы служит библиография. Основную литературу можно найти в справочных изданиях. Списками литературы заканчиваются крупные статьи в педагогических словарях и энциклопедиях. Большую помощь в подборе литературы оказывает справочно-библиографический аппарат библиотек - каталоги, картотеки и т.д. Самую полную информацию о новой литературе дают издания "Книжная летопись" и "Книжное обозрение". Наряду с теоретическим методом в научно-педагогическом исследовании применяется и исторический метод. Предварительное ознакомление с историей вопроса очень важно для проведения серьезного и глубокого исследования. Критическое использование исторически сложившегося опыта прошлого предостерегает от ненужных увлечений и ошибок, от открытия давно открытого. Исторический метод исследования связан с изучением историко-педагогической литературы и архивных материалов. Среди архивных историко-педагогических источников очень важно изучение первичных документов учебно-воспитательных учреждений и органов образования (классные журналы, протоколы и стенограммы ученических и учительских собраний, конференций и т.д.). 3.3. Метод педагогического наблюдения Метод наблюдения - это систематическое целенаправленное изучение того или иного вопроса методики преподавания технологии путем непосредственного восприятия педагогических явлений. Объектами педагогического наблюдения могут быть поведение, поступки и действия учащихся, деятельность учителя технологии, применяемые им методы, приемы и средства обучения; характер отношений между учителем и учащимися в процессе обучения технологии, состояние учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования, инструментов и приспособлений; формы организации производительного труда учащихся и другие вопросы. Цель наблюдения - установление и накопление педагогических фактов. Затем эти факты, как правило, подвергаются проверке другими методами. После этого анализ и обобщение достаточного количества установленных и проверенных педагогических фактов позволяет установить закономерность того или иного методического явления. Основные требования к проведению педагогического наблюдения: целенаправленность, четкая постановка задач и определение подлежащих наблюдению сторон учебно-воспитательного процесса, тщательная подготовка к наблюдению. Наиболее объективные результаты дает наблюдение в естественных условиях обучения. При этом ученики, как правило, не должны знать, что их специально наблюдают и изучают, иначе они могут вести себя нарочно так, как им хотелось бы показать себя наблюдателю. При подготовке к наблюдению необходимо разработать план, продумать средства фиксирования и оформления результатов наблюдения (ведение протокола, дневника наблюдения и т.д.). Наблюдения могут быть зафиксированы с помощью различных технических средств (фото- и киноаппаратов, магнитофонов, видеокамер и др.). Наблюдения могут быть открытыми (прямыми) и скрытыми, непосредственными и опосредованными, постоянными и прерываемыми. 3.4. Метод беседы Беседы как метод исследования методики преподавания технологии могут проводится с учащимися, учителями технологии, родителями учащихся и другими лицами, имеющими информацию об исследуемых явлениях. Цель этих бесед - выяснение отношения собеседников к тому или иному педагогическому явлению. Беседы, так же как и наблюдения, готовятся заранее. Составляются планы бесед, формулируются вопросы. Результаты бесед тщательно фиксируются с помощью протокола, стенограммы или магнитофонных записей. Информация, полученная в этих беседах, в сочетании с информацией, полученной другими методами, затем подвергается анализу. Это служит основой для получения определенных выводов и обобщений. 3.5. Анкетный опрос Для того чтобы получить достаточно большое количество сведений о процессе обучения технологии, можно использовать метод анкетного опроса участников этого учебного процесса. Метод анкетного опроса, или анкетирование, представляет собой применение специально разработанных анкет с вопросами. Ответы на эти вопросы дают значительный материал об исследуемых явлениях. Анкетирование, так же как и метод беседы, дает информацию об отношении участников учебного процесса к тому или иному педагогическому явлению. Но, в отличие от беседы, с помощью анкет можно собрать значительно больший материал, который можно подвергнуть математической обработке. Главным в анкетировании является подбор и формулирование вопросов, включаемых в анкеты. К этим вопросам предъявляются следующие требования. Спрашивать лишь минимум информации, необходимый для данного случая. Вопросы нужно формулировать так, чтобы отвечающий мог на них ответить чаще всего однозначно - "да" или "нет". Это важно для последующей математической обработки результатов анкетирования. В этих же целях при анкетировании можно использовать заранее сформулированные группы ответов на вопросы анкеты. Отвечающий выбирает из них нужный с его точки зрения ответ и отмечает это подчеркиванием данного ответа или вычеркиванием других ответов. Вопросы должны быть такими, чтобы ответы на них были искренними и неуклончивыми. В вопросах не должно быть неуместного любопытства. 3.6. Изучение учебной документации и продуктов обучения Значительное количество сведений о процессе обучения технологии в общеобразовательных учреждениях можно получить, знакомясь с учебной документацией и, так называемыми, продуктами обучения. К учебной документации обычно относят классные журналы, учебные программы, календарно-тематические планы, инструкции к лабораторным и практическим работам и т.д. К продуктам обучения при изучении технологии можно отнести, прежде всего, те изделия, которые изготавливают ученики при изучении технологии обработки материалов, а также результаты различных контрольно-проверочных работ учащихся и др. Знакомясь с классным журналом, например, можно увидеть тематику проводимых уроков, успеваемость учеников по этим темам, посещаемость занятий по технологии и другие вопросы. Если посмотреть выставку изделий, изготовленных учениками на уроках технологии и внеклассных занятиях, то можно определить и содержание обучения технологии, и уровень технико-технологических знаний, умений и навыков учащихся. Много сведений о содержании учебного процесса по технологии дают календарно-тематические планы учителей и составляемые ими планы-конспекты отдельных уроков. 3.7. Педагогический эксперимент Сущность эксперимента по методике преподавания технологии заключается в том, что, изменяя условия, содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в различных направлениях, проверяется та или иная гипотеза, тот или иной вариант построения процесса обучения. Эксперимент проводится путем сравнения результатов по-разному построенных процессов обучения, поэтому важно, чтобы эти результаты были сопоставимы. С этой целью подбираются два или несколько параллельных классов или групп учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень подготовки. В одних классах (группах) обучение ведется с применением методов, средств обучения и т.д., предлагаемых исследователем. Эти классы называются экспериментальными. В других классах обучение проводится без указанных изменений, по обычной традиционной методике. Такие классы при проведении эксперимента называют контрольными. Перед началом эксперимента, а также на промежуточных его этапах и в конце проводятся проверки полученных знаний, умений и навыков учащихся. Сравнением показателей результатов обучения учащихся в экспериментальных и контрольных классах, устанавливается влияние предлагаемых условий, методов и средств на процесс обучения, определяется их эффективность, подтверждается или отвергается выдвинутая гипотеза. В педагогическом исследовании эксперимент обычно завершает его, являясь, как и вообще практика, критерием истинности полученных знаний. 3.8. Обработка результатов экспериментального исследования При обработке результатов экспериментальной работы, прежде всего, очень важно правильно определить уровни знаний и умений учащихся, достигаемые в организованных в экспериментальной работе учебно-воспитательных процессах. Здесь нужно иметь в виду, что оценивать уровень сформированное™ тех или иных знаний и умений, каких-либо качеств личности учащихся можно лишь в процессе соответствующих действий, совершаемых этими учащимися, когда они могут проявить эти знания, умения и качества личности. Для любого экспериментального педагогического исследования, пожалуй, самым сложным является вопрос об оценке педагогических явлений и процессов, о критериях их эффективности. Оценки педагогических явлений могут быть качественными и количественными. Качество - это совокупность свойств, что представляет собой предмет или явление, чем он является. Качество педагогических явлений и процессов обычно раскрывается с помощью описания признаков этих явлений и процессов. С помощью качественного анализа исследователь устанавливает к какому классу уже известных педагогических явлений относится исследуемое явление, каковы его причинноследственные связи с другими явлениями и т.д. Однако только с помощью качественной оценки педагогических явлений в настоящее время нельзя добиться достаточной глубины и объективности исследования. Поэтому исследователь обычно не ограничивается только качественным анализом явлений и стремится применить количественные оценки. Для этого широко используются различные методики математической обработки результатов педагогических исследований. Среди них простейшей является методика регистрации. Она представляет собой выделение определенного качества у некоторой группы явлений и подсчет количества этих явлений. Например, подсчитывается количество успевающих учеников или, наоборот, - неуспевающих. При обработке результатов экспериментального исследования широко применяется методика ранжирования. Ее суть заключается в расположении собранных данных в определенной последовательности (нарастания или убывания зафиксированных параметров явления). Это позволяет определить место изучаемых явлений в данном ряду. Например, составление списка учеников в зависимости от того, на сколько вопросов при контрольном опросе они ответили. Достаточно сложной при обработке результатов экспериментального исследования является методика шкалирования. Шкалирование - это присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам педагогических явлений. В основе этой методики лежит применение измерительных шкал, позволяющих с большой определенностью и точностью судить о качестве и количестве изучаемых характеристик явлений. Шкала измерения -это числовая система, в которой отношения между различными свойствами изучаемых- явлений или процессов переведены в свойства того или иного числового ряда. В методике шкалирования в большинстве случаев используют шкалу отношений и шкалу интервалов. Шкала отношений позволяет оценивать, во сколько раз один измеряемый объект больше или меньше другого объекта, принимаемого за единицу измерения. Применяя шкалу отношений можно также сравнивать, на сколько один объект больше или меньше другого. Шкалы отношений пришли в педагогику из естественных наук, где они широко используются. Например, в измерении таких физических величин, как линейные размеры, время, объем и т.д. В экспериментах по технологическому обучению могут использоваться оценки и в мерах указанных физических величин. Например, допускаемые величины ошибок в миллиметрах при слесарной или токарной обработке деталей или соблюдение норм времени при выполнении того или иного практического задания учащимися по изготовлению изделия. Шкала интервалов предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале. В педагогических исследованиях часто применяется, так называемая, дихотомическая шкала, которая имеет только два значения: да - нет, лучше - хуже и т.д. Она содержит один интервал деления (0-1 или 1-2 и др.). При обработке результатов экспериментальных педагогических исследований необходимо соблюдать определенные требования к критериям эффективности педагогических инноваций. 1. Критерии должны быть объективными, позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать различных толкований их разными людьми. 2. Критерии должны быть адекватными или, как говорят ученые, валидными, то есть оценивать именно то, что предлагает оценить исследователь. 3. Совокупность критериев должна с достаточной полнотой охватывать все существенные характеристики исследуемого педагогического явления или процесса. 4. Критерии должны быть надежными. |
|||