You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player
Оглавление лекций  

Глава 9.

Системы технологического, трудового и производственного обучения

9.1. Понятие о системе технологического, трудового и производственного обучения

Системы технологического обучения заимствованы из систем трудового обучения, которые сами сформировались на основе систем производственного обучения.

Как уже отмечалось, производственный процесс, связанный с преобразованием материалов, имеет две стороны - технологическую и трудовую. Для того, чтобы раскрыть понятие о системе технологического обучения, рассмотрим несколько подробнее трудовую сторону этого процесса, ее составляющие. Любая практическая работа по преобразованию материалов осуществляется с помощью простейших, элементарных движений. Они носят название трудовых движений.

Умение правильно выполнять трудовые движения, называют культурой трудовых движений. Основными показателями этой культуры являются быстрота, точность, экономичность (то есть соизмерение усилий или "мышечное" чувство, отсутствие лишних движений), координированность движений, участие в работе обеих рук.

В практическом технологическом обучении очень важно формирование этой культуры как элемента общетрудовой культуры. Трудовые движения в общем трудовом процессе складываются в рабочие приемы, то есть отдельные законченные действия работающего по выполнению трудовой операции. Например, трудовая операция по выполнению чернового обтачивания цилиндрической поверхности заготовки на токарно-винторезном станке состоит из следующих рабочих приемов:

1) взять заготовку,

2) поднести ее к патрону,

3) вставить в патрон,

4) закрепить заготовку в патроне,

5) включить вращение шпинделя,

6) подвести резец к заготовке,

7) обточить заготовку с использованием ручной подачи,

8) отвести резец,

9) выключить вращение шпинделя,

10) разжать кулачки патрона,

11) вынуть деталь из патрона,

2) отложить ее.

Мы выделили три составляющие технологического процесса: трудовое движение, рабочий прием и трудовая операция. Овладение трудовым процессом в результате технологического обучения предполагает усвоение указанных составляющих этого процесса. То, как изучаются составляющие технологического процесса, что берется за объект изучения, в какой последовательности, в какой связи они изучаются, и представляет собой систему технологического обучения. Например, если в каком-либо виде труда выделить все технологические операции и последовательно изучать их, то мы получим операционную систему технологического обучения.

Система технологического обучения, положенная в основу учебного процесса, значительно влияет на содержание учебного материала и на методы обучения.

9.2. Предметная система производственного обучения

Предметная система производственного обучения является исторически первой системой практического обучения какому-либо виду труда в сфере материального производства, той или иной рабочей профессии. Она соответствовала ремесленному производству с нерасчлененной технологией, когда работник изготавливал изделие от начала до конца. Предметная система существовала до второй половины XIX века. В истории производственного обучения это был период ремесленного ученичества. Ученик-подмастерье, помогая мастеру, приглядывался к его работе и затем сам начинал изготовлять те изделия, которые делал мастер.

С возникновением ремесленных школ и училищ этот характер производственного обучения был упорядочен и превращен в систему, получившую название предметной. Суть этой системы заключается в следующем. Вначале устанавливается перечень изделий, которые должен уметь изготовлять работник данного вида труда, данной профессии. Затем устанавливается последовательность их изготовления с постепенным переходом ко все более сложным работам. Например, при подготовке сто­ляра использовался следующий перечень изделий и последовательность их изготовления:

1. простой инвентарь и мебель (полки, вешалки и т.д.);

2. коробки прямолинейные;

3. подоконники и поручни простого и круглого сечения;

4. изготовление . наличников, плинтусов, гладких профилей;

5. табуреты и т.д.

Достоинства предметной системы. Первое - она знакомит учащегося со всем процессом изготовления каждого вида изделий и дает навыки организации труда. Второе - поддерживает интерес к работе, так как учащийся постоянно видит по­лезные результаты своего труда. Третье - позволяет хорошо сочетать обучение с производительным трудом учащихся.

Основным недостатком предметной системы является то, что ученик овладевает всем трудовым процессом по изготовлению изделий сразу, без предварительного освоения входящих в этот процесс трудовых операций и рабочих приемов. Трудовые операции и рабочие приемы могут быть простыми и сложными, повторяться в разных трудовых процессах. Несмотря на повторение трудовых операций и рабочих приемов, пред­метная система ориентирует на изучение каждого трудового процесса как совершенно нового. Эта система недостаточно ориентирована на научно-технический прогресс.

Хотя предметная система практического обучения труду и устарела, но она может использоваться в отдельных видах внеклассной работы по технологии. Например, при изучении народных промыслов, изготовление изделий из бересты, плетение корзин, кружевоплетение, вышивка и т.д.

9.3. Операционная и операционно-предметная системы

Их появление связано с возникновением мануфактур, сразделением труда и дроблением технологического процесса на отдельные операции. Производство с расчлененной технологией требовало, чтобы рабочие хорошо умели выполнять отдельные технологические операции. Отвечая на эти потребности, группа сотрудников Московского технического училища (в на­стоящее время - Московский технический университет имени Н.Э. Баумана) во главе с Д.К. Советкиным в 60-х годах XIX века разработала систему производственного обучения, которая получила название операционной.

Название системы отражает ее суть. За главный объект изучения взята отдельная операция. Вначале выделяются технологические операции, которые составляют основное содержание технологических процессов. Их изучение выстраивается в определенную технологическую последовательность. Овладение технологическими операциями осуществляется на основе изготовления специальных учебных моделей. Например, последовательность изучения операций при подготовке столяра по операционной системе выглядела следующим образом:

1)   рубка и теска древесины;

2)   пиление древесины;

3)   строгание и фугование, торцевание, фигурное строгание;

4)   сверление и долбление;

5)   склеивание и обработка шипов и так далее.

После усвоения учащимися всех основных технологических операций они переходят к работе по применению их при изготовлении изделий.

Операционная система получила широкое распространение в России и в других странах. За рубежом она получила название русской системы.

К достоинствам операционной системы производственного обучения можно отнести следующее:

1. При обучении по данной системе более тщательно формируются умения и навыки в выполнении отдельных операций. Это происходит благодаря систематическим упражнениям по рациональному и экономному осуществлению каждой операции.

2.    Операционная система позволяет последовательно строить обучение, переходя от простых операций к бо­лее сложным, а также усложняя характер и способы выполнения этих операций.

3.   Данная система обучения готовит учащихся к выполнению любых работ по определенному виду труда или профессии, а не только к изготовлению конкретных изделий, что характерно для предметной системы. Она очень хорошо адаптируется к научно-техническому прогрессу.

Операционная система не лишена и недостатков. Прежде всего, она отрывает выполнение операций от изготовления законченного изделия. Длительное время работа учащихся носит не­производительный характер. Они не видят полезных результатов своего труда, что снижает их интерес к работе. Кроме этого, бесполезно расходуется значительное количество сырья и заготовок. Длительный период между освоением операций и их применени­ем к изготовлению полезной продукции приводит к потере некоторых умений и навыков в выполнении изученных операций.

Полный процесс изготовления изделия не является просто суммой операций. Его осуществление требует специальных организационно-технических и технико-экономических умений: организации труда, рационального планирования последовательности и сочетания операций и др. Формирование указанных умений остается как бы за рамками операционной системы.

Однако, и операционная система может в настоящее время применяться в практическом обучении технологии в общеобразовательном учреждении, особенно во внеклассной работе. Здесь можно сослаться на тот же пример изучения народных промыслов и старинных ремесел.

Операционно-предметная система представляет собой, как видно из названия, соединение операционной и предметной систем. При переходе от предметной системы производственного 1 обучения к операционной оказалось, что достоинства, которыми | обладала предметная система стали утрачиваться. В самом деле,

уделяя основное внимание изучению операций, операционная система обучения допустила отрыв обучения от процесса изготовления изделия в целом, от освоения целостного производственного процесса. Операционно-предметная система производственного обучения позволила устранить эти недостатки. Эта система предполагает предварительный отбор объектов труда (изготовляемых изделий и видов работ) таким образом, чтобы при их выполнении постепенно изучались и осваивались все операции, присущие данному виду труда.

Рассмотрим это на том же примере обработки древесины. При изучении операции пиления древесины подбирается такое изделие, которое можно изготовить с помощью этой операции. Это могут быть заготовки для каких-либо изделий в виде распиленных досок или брусков. Затем, допустим, изучается операция строгание. Для ее освоения тоже подбирается изделие, где нужно выполнять эту операцию. В нашем примере можно продолжить обработку строганием полученных с помощью пиления заготовок. Можно подобрать и изделие, для изготовления которого следует применить уже изученную операцию пиления и изучаемую -строгание.

Такое постепенное освоение все новых и новых операций с применением уже изученных операций на основе изготовления соответственно подобранных изделий и составляет суть операционно-предметной системы производственного обучения.

Рассмотренная система обучения широко применяется в практическом обучении технологии обработки конструкционных материалов, технологии обработки тканей и других технологий, изучаемых в общеобразовательных учреждениях.

9.4. Моторно-тренировочная система (система ЦИТа)

Второе название моторно-тренировочной системы - система ЦИТа - говорит о том, что она разработана Центральным институтом труда (сокращенно ЦИТ). Этот институт существовал в России в 20-30-е годы XX века и занимался проблемами производственного обучения рабочих.

 Развитие машинной промышленности, появление в содержании труда специфических приемов по обслуживанию машин и механизмов потребовало от рабочих умений и навыков в быстром (соответственно работе машин) и точном выполнении этих приемов. Это обусловило появление указанной системы обучения.

Характерной особенностью этой системы, по сравнению с предыдущими операционно-предметной, операционной и пред­метной системами, является то, что в качестве объектов изучения всего трудового процесса и отдельных операций, взяты и отдельные рабочие приемы.

При разработке моторно-тренировочной системы сделан тщательный анализ всех составляющих технологического процесса от технологических операций до отдельных рабочих приемов и трудовых движений. Изучены способы наиболее рационального выполнения этих трудовых движений и приемов. Затем определены комплексы упражнений и практических работ по освоению всех составляющих технологического процесса, разработаны необходимые тренажеры, модели, инструменты, специальные приспособления, а также дидактические средства и условия обучения (инструкции по выполнению упражнений и др.). В моторно-тренировочной системе выделяют четыре периода.

Первый период посвящался тренировочным упражнениям в трудовых движениях и рабочих приемах. Эти упражнения проводились обычно не на реальных объектах труда, а на учебных моделях. Моделировался и рабочий инструмент. Например, при освоении операции рубки металлов зубилом ученик упражнялся в выполнении ударов деревянным молотком по деревянной чурке. Если отрабатывался кистевой удар, то локоть руки закреплялся в специальном приспособлении, и, таким образом, движения локтя исключались из тренировочных упражнений. В упражнениях внимание учащихся отвлекалось от содержания конкретной технологической операции, сосредоточивалось только на выполнении трудовых действий. Считалось, что в начале упражнений все сознание ученика должно быть направлено на свою трудовую установку, как он держит инструмент, как выполняет трудовые движения, на усилия в этих движениях и их координацию. Проведение упражнений было строго регламентировано и выполнялось по команде инструктора. Для этого разрабатывались специальные инструкции. По мере проведения упражнений контроль сознания уменьшается и выполнение изучаемого трудового движения или рабочего приема доводится до автоматизма.

Во втором периоде обучения по моторно-тренировочной системе проводились упражнения в выполнении технологических операций. Здесь внимание учащихся сосредоточивалось, главным образом, на освоении совмещений и сочленений рабочих приемов в технологическую операцию. Сознательный контроль за своими трудовыми действиями также постепенно уменьшается и уже выполнение трудовой операции доводится до автоматизма.

В задачу обучения учащихся в третьем периоде ставилось сочетание технологических операций при изготовлении простейших изделий. Ученики усваивают простейшие, но целостные технологические процессы по изготовлению изделий.

Четвертый период - это период самостоятельного выполнения изделий, характерных для изучаемого вида труда.

Главным достоинством моторно-тренировочной системы или системы ЦИТа, является выделение в качестве объектов таких составляющих трудовой деятельности рабочего, как трудовое движение, рабочий прием, операция и технологический процесс в целом.

Однако, эта система просуществовала недолго, до 40-х го­дов. Причиной явилось то, что в ней много времени отводится механической тренировке, умаляется роль сознания в выработке трудовых умений и навыков.

9.5. Операционно-комплексная и другие системы технологического (трудового, производственного) обучения

При использовании моторно-тренировочной системы явно обнаружился разрыв между процессом обучения и производственным процессом. Поэтому при разработке новой системы трудового обучения моторно-тренировочную систему дополнили отдельными моментами операционно-предметной системы, так как в последней удачно сочетаются учебный и трудовой процессы. Объединив все положительное от моторнотренировочной и операционно-предметной систем, выработали новую - операционно-комплексную систему. От моторно-тренировочной системы взято детальное усвоение отдельных трудовых движений и рабочих приемов. А изучение операций взято из операционно-предметной системы, так как в ней изучение операций осуществляется на примере изготовления соответственно подобранных изделий, требующих при их изготовлении применения изучаемых операций. Но в отличие от операционно-предметной, в операционно-комплексной системе освоение операций строится таким образом, что ученик, освоив последовательно 2-3 операции, затем изучает их в комплексе, то есть при изготовлении изделия (детали), требующего их применения. Затем снова изучаются последовательно 2-3 операции. Далее следует второй комплекс, включающий в себя и операции первого комплекса. Так изучаются все последующие операции, характерные для данного вида труда (профессии), и их комплексы. Причем, каждый последующий комплекс операций включает все предыдущие комплексы. Вот почему эта система названа операционно-комплексной.

В операционно-комплексную систему производственного обучения входят следующие этапы учебной работы:

1)   тренировочные упражнения учащихся в выполнении отдельных трудовых движений и рабочих приемов, составляющих изучаемую операцию;

2)   упражнения в сочетании изученных трудовых движений и рабочих приемов, входящих в состав данной операции;

3)   последовательное изучение и усвоение нескольких основных операций, представляющих собой некоторую

ступень в изучении данного вида труда рабочего (профессии);

4)   комплексное применение изученных операций в изготовлении несложных, но типичных для данного вида труда изделий (первый комплекс);

5)   изготовление учащимися предметов (деталей) учебно-производственного характера с включением все большего количества изучаемых операций в более сложных их комплексах (последующие комплексы с включением в них предыдущих);

6)   совершенствование и специализация приобретенных умений и навыков на рабочих местах в цехах промышленного предприятия.

Осуществление указанных этапов учебной работы и всего процесса производственного обучения по рассматриваемой системе делится на 4 периода. Первый - вводный период, который посвящается рассмотрению вопросов организации рабочего места, охраны труда и техники безопасности. Второй период -период освоения основных операций и комплексных работ. Третий период посвящается совершенствованию умений и навыков, выполнению работ определенной квалификации. Четвертый - период, завершающий обучение. Он проводится на рабочих местах, в условиях реального производства.

Операционно-комплексная система позволяет проводить практическое обучение, при котором объектами изучения последовательно становятся трудовые движения, рабочие приемы, операции и технологические процессы в целом. Учащиеся овладевают прочными умениями и навыками.

Однако, эта система требует совершенствования. В операционно-комплексной, как и во всех предыдущих системах, главное внимание уделяется исполнительской части производственного процесса. А такие творческие элементы труда, как конструирование изготовляемых изделий и планирование технологического процесса, в систему обучения не входят. Поэтому в настоящее время в обучение, осуществляемое по операционно-предметной или операционно-комплекснои системам, включают и указанные творческие элементы.

Использование такой конструкторско-технологической системы развивает техническое мышление и конструкторские способности учащихся.

Кроме этих, в 60-90-х годах возникли технологическая, конструкторско-технологическая, предметно-комплексная, проблемно-аналитическая, предметно-функциональная системы. В середине 90-х годов В.Д. Симоненко начал разработку творческой проектно-технологической системы обучения учащихся технологии.     

Глава 10. Принципы обучения технологии

10.1. Система принципов обучения технологии

Принципы обучения- это исходные положения теории обучения, которыми руководствуются при организации и осуществлении учебного процесса. Они выработаны в ходе педагогической практики и отражают закономерности процесса обучения. Принципы обучения определяют его содержание, формы организации и методы. Они имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных наук действуют не стихийно, а должны быть реализованы в учебном процессе учителем.

Принято выделять обще дидактические принципы, которые являются общими для преподавания всех учебных предметов. Они рассматриваются дидактикой или общей теорией обучения. Но каждый учебный предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения этому предмету. Поэтому общедидактические положения в преподавании различных учебных дисциплин приобретают соответствующую специфику. Кроме этого, вырабатываются и свои, характерные только для данного учебного предмета принципы. На основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований в области обучения технологии в общеобразовательных учреждениях сформулирована целая система принципов обучения. Все они взаимосвязаны между собой и относятся ко всему процессу обучения технологии в целом.

10.2. Принцип связи теории с практикой в обучении технологии

Связь теории с практикой в обучении технологии играет исключительно важную роль, так как технологическое обучение, по своему характеру, - обучение практическое. Практические методы обучения, практические работы учащихся занимают в нем около трех четвертей учебного времени.

При раскрытии этого принципа нужно иметь в виду, что здесь речь идет не о связи обучения и труда, а о соотношении теории и практики в самом процессе обучения. Вместе с тем, в обучении технологии очень часто, почти постоянно, практика в учебном процессе выступает в виде производительного труда по изготовлению изделий. Но этот труд носит все-таки учебный характер, подчиняется учебным целям. Его нельзя считать пол­ностью экономической категорией.

Для понимания связи теории с практикой в учебном процессе обратимся к методологическим основам учебного познания. В основе учебного познания лежит процесс научного познания окружающего мира. А процесс научного познания всегда связан с практикой. Он включает в себя практику как критерий истинности наших знаний о внешнем мире. С практикой связана и первая ступень научного познания - чувственное познание. Таким образом, принцип связи теории с практикой в обучении отражает характер научного познания.

Однако, практика в процессе обучения или учебном познании становится в меньшей степени критерием истинности знаний, а используется, прежде всего, как средство познания. На ней основываются практические методы обучения - упражнения, лабораторные и практические работы. В обучении технологии практические работы могут выступать в виде производительного труда, творческих работ, творческих проектов.

Научно-технические знания, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения технологии, возникли на основе потребностей производственной деятельности людей и обслуживают эту деятельность. Поэтому ученики должны не только усвоить содержание научно-технических знаний, но и научиться применять эти знания на практике. Здесь это следует особо подчеркнуть, так как технологические знания, в сравнение со знаниями по основам наук, обслуживают производственную деятельность непосредственно.

Следовательно, принцип связи теории с практикой в обучении технологии отражает закономерность того, как овладевать технологическими знаниями, и отвечает на вопрос, зачем эти знания ученику, то есть отражает другую закономерность -необходимость овладения функциональной природой знаний.

Как реализуется принцип связи теории с практикой в обучении технологии? Главным средством реализации принципа связи теории с практикой в обучении технологии является соединение теоретического обучения с практической деятельностью и трудом учащихся. Это позволяет формировать у учащихся убеждение в необходимости технологических знаний как руководства к деятельности, порождает потребность в знаниях. В процессе выполнения практических работ ученики овладевают конкретными представлениями о технических явлениях и объектах для последующего научного обобщения и формирования научно-технических понятий. Во время практи­ки проверяется достоверность знаний, производится закрепление и углубление технологических знаний, формируются технологические умения и навыки.При реализации принципа связи теории с практикой в обучении технологии необходимо соблюдать ряд педагогических требований.    Во-первых, изложение теоретических технико-технологических сведений должно сохранять систему и логику технических наук. Практические примеры и иллюстрации при этом следует подчинять этой же логике. Например, при изучении токарно-винторезного станка или швейной машины мы рассмат-\. риваем их как технологические машины. При этом опираемся , на понятия деталей машин и их соединений, на понятие механизмов и т.д.|          Во-вторых, при организации практической работы учащихся теоретические сведения должны подчиняться уже логике 4 производственного процесса, технологической последовательности его выполнения. Например, при выполнении какой-либо технологической операции на том же токарно-винторезном станке или швейной машине нам важны уже сведения не вообще об устройстве и управлении машиной, а о том, как с ее по­мощью осуществить данную технологическую операцию.

В-третьих, трудовые действия учащихся во время практических работ должны опираться на научно-технические знания и обосновываться ими. Простое подражание в практической деятельности учащихся действиям учителя ведет к узкому ремесленничеству.

10.3. Принцип научности

Сущность принципа научности в обучении технологии заключается в том, что учащиеся должны овладевать научно достоверными знаниями, которые объективно правильно отражают предметно-практическую деятельность людей. Несоблюдение этого принципа в обучении технологии сразу же сказывается при практическом освоении технических знаний. Если, например, ученик получил неправильные или неточные знания о том, как выполняется та или иная технологическая операция, то он или не сможет ее выполнить, или выполнит с ошибками, допустит брак в работе.

Каковы пути реализации этого принципа? Первый - это соблюдение технической и технологической терминологии, исключение, так называемого, заводского жаргона. Известно, что в технологии используется очень много самых различных требований. Это названия технологических операций и рабочих приемов, названия рабочих и измерительных инструментов и приспособлений, названия конструкционных материалов и т.д. Некоторые из них перешли в российскую действительность из других стран, заимствованы из других языков. Поэтому важно раскрывать не только смысл каждого термина, но и его произношение и написание.

Второй путь - раскрытие естественнонаучных основ технических явлений, технических устройств и технологических процессов. Это показывает объективную научную доказательность изучаемых явлений и процессов.

Третий путь реализации принципа научности - ознакомле­ние учащихся с историей изучаемых технических явлений и законов, методами их исследования и внедрения в производство.

10.4. Принцип доступности в обучении технологии и посильности труда для учащихся

Этот принцип говорит о том, что учебный материал по своему объему и научной глубине должен соответствовать познавательным возможностям учащихся, а практические задания, производительный труд, выполняемые учащимися на занятиях по технологии, определяться исходя из уровня предшествующей трудовой подготовленности и физических возможностей учащихся. А физические возможности учащихся очень различны. Различна и их трудовая подготовка. Последняя во многом зависит от участия учащихся в трудовой деятельности вне занятий по технологии. Сделать обучение технологии доступным -это не значит сделать его очень легким. Такое обучение не будет способствовать развитию умственной активности и познавательных возможностей учащихся. Доступность в обучении технологии, как и в изучении других учебных предметов, определяется наивысшей границей познавательных возможностей учащихся с постепенным повышением этой границы.

Реализация принципа доступности в обучении технологии и посильности труда для учащихся осуществляется, прежде всего, с использованием самых современных активных методов и приемов обучения. Например, если мы при изложении нового учебного материала не будем иллюстрировать его показом реальных объектов или их изображений, демонстрацией приемов работы и т.д., то материал может оказаться недоступным для учащихся. И наоборот -применение указанных наглядных методов обучения сделает учебный материал доступным для учащихся.

Другой путь - учет индивидуальных познавательных возможностей учащихся, дифференциация в подборе трудовых заданий. Большую роль в доступности учебного материала играет правильное его дозирование. Ведь даже сравнительно несложный учебный материал, предложенный учащимся сразу в большом объеме, может оказаться для них недоступным.

На доступность овладения технологическими умениями и навыками значительно влияет чередование учебного труда и отдыха учащихся. Доступность учебного материала по технологии может достигаться также через реализацию других принципов обучения и соблюдением таких правил обучения, как от простого к сложному, от известного к неизвестному и другим.

10.5. Системность и последовательность в обучении технологии

Суть данного принципа обучения заключается в изучении учебного материала в последовательности, отражающей логику технических наук, ход технологического процесса, закономерности формирования технологических умений и соблюдении навыков и некоторых других педагогических требований. Изучение последующего учебного материала должно строиться на основе усвоения предыдущего.

Принцип систематичности и последовательности воплощается в самом содержании учебного материала по технологии и находит свое отражение в структуре учебных программ и учебников по этому предмету. Пути его реализации в учебном процессе:

1)   учитывать принцип систематичности и последовательности при планировании учебного процесса, располагать учебный материал в соответствии с логикой науки, ходом технологического процесса и т.д.;

2)   систематически повторять и обобщать изученный учебный материал после усвоения отдельных тем и разделов курса технологии;

3)   постепенно усложнять практические работы учащихся;

4)   раскрывать межпредметные и внутрипредметные связи курса технологии.

10.6. Сознательность и активность учащихся при обучении технологии

Сознательность в обучении означает ясное понимание уча­щимися конкретных целей учебной работы, осмысленное усвоение изучаемых явлений и фактов, умение применять знания в практической деятельности.

Сознательность - антипод формализма в обучении. Послед­нее означает простое запоминание учащимися определенных технических понятий, описаний технических явлений и процессов вне связи с другими понятиями и представлениями, без умения оперировать ими и применять на практике.

Одной из причин формализма является догматическое, часто в виде диктовки, изложение учебного материала учителем и запо­минание его учащимися без мыслительного анализа.

Активность в обучении предполагает большую учебную работу учащихся, стремление к овладению знаниями и т.д. Активность тесно связана с развитием самостоятельности учащихся в учебной и трудовой деятельности.

Главным средством реализации принципа сознательности и активности в обучении технологии является формирование у учащихся мотивов учения. Если у учащегося нет стремления, нет желания, нет интереса выполнять ту или иную учебно-трудовую задачу, то ни о какой его активности в учебной работе нельзя говорить. Если учащийся не понимает, для чего ему нужны приобретаемые знания и умения, то о какой сознательности в овладении этими знаниями и умениями может идти речь.

Для реализации рассматриваемого принципа обучения необходимо постоянно раскрывать учащимся конкретные цели обучения, цели решения учебно-технологических задач.

Большую роль в развитии сознательности и активности учащихся играет обучение их Правильной организации рабочего места, планированию своего труда, самоконтролю в процессе учебно-технологической деятельности.

Необходимо так строить процесс обучения технологии, чтобы ученики участвовали в конструировании и составлении чертежей изготовляемых изделий и разработке технологической документации. Тогда овладение технологическими умениями и навыками при изготовлении изделий не будет только механическим воспроизведением показанных учителем приемов работы. Ученики будут изготовлять изделие с полным пониманием всего технологического процесса и представлением его результата, то есть образца изготовляемого изделия. Такая организация учебного процесса создаст необходимые условия для развития сознательности и активности учащихся в обучении технологии.

10.7. Прочность усвоения учащимися технико-технологических знаний, умений и навыков

Суть принципа прочности состоит в закреплении усвоенных учащимися знаний в их памяти и в возможно длительном сохранении приобретенных технологических умений и навыков.

Приобретаемые учащимися в процессе изучения технологии знания, умения и навыки выполняют различные функции.

Во-первых, усвоение этих знаний способствует развитию памяти, мышления учащихся, воспитанию различных качеств, то есть развитию личности в целом.

Во-вторых, усвоенные знания, умения и навыки составляют базу, опору для овладения в процессе обучения новыми знаниями, умениями и навыками.

В-третьих, усвоенные технологические знания, умения и навыки нужны учащимся для будущей трудовой деятельности.

Чтобы приобретенные знания, умения и навыки выполняли указанные функции, они должны быть хорошо усвоены, основательно закреплены и длительное время сохраняться в памяти учащихся.

Для реализации принципа прочности применяются специальные дидактические средства. К ним относятся;

1) закрепление изложенного на уроке учебного материала. Оно проводится обычно путем беседы с учащимися по изучаемому материалу, организации упражнений, реше­ния технических задач и т.д.;

2)   регулярное проведение различных видов повторений учебного материала (на каждом уроке, в конце изучения темы или раздела) с целью предупреждения забывания материала, восстановления в памяти забытого;

3)   требование осмысленного запоминания учащимися учебного материала, которое предполагает установление логических связей между усвоенным и новым учебным материалом, между назначением изучаемых инструментов, приспособлений, станков и других технических устройств и их конструкций и применением. Учет при этом типа па­мяти учащихся: образной, логической, эмоциональной.

10.8. Наглядность в обучении технологии

Наглядность в обучении технологии играет исключительно важную роль. Она выступает и в качестве принципа обучения, и как метод обучения (демонстрация приемов работы и др.), и как средство обучения (плакаты, модели, реальные предметы и т.д.). Роль наглядности в обучении технологии обусловлена во многом практическим характером содержания этого обучения.

Для того чтобы ученики могли овладевать технологическими умениями и навыками, они должны образно и конкретно представлять конструкцию трудовых движений и рабочих приемов, по которым эти умения формируются.

Суть принципа наглядности заключается в построении учебного процесса с опорой на чувственно-практический опыт учащихся, на непосредственное восприятие технических устройств и технических явлений или их моделей, макетов, а также образов в виде реальных (рисунка, фотографии, картины) и условных (чертежа, эскиза, схемы) изображений.

Каковы же пути реализации этого принципа в обучении технологии?

Первый - обязательная демонстрация учителем рабочих приемов и трудовых движений при инструктировании учащихся по выполнению практических работ.

Второй - использование в процессе обучения самых различных средств наглядности: натуральных объектов, моделей, макетов, плакатов и т.д., то есть применение так называемой внешней наглядности.

Третий - опора в учебном процессе на образное представление учащимися технических объектов, явлений и процессов, которые они уже наблюдали ранее. Эти представления называют внутренней наглядностью.

В использовании наглядности в процессе обучения технологии важно правильное сочетание слов и образа. Образ должен получать точное словесное выражение.

10.9. Воспитывающий характер обучения технологии

Этот принцип вытекает из известного педагогического положения об единстве обучения и воспитания. Сущность принципа заключается в том, что сам процесс обучения технологии, его организация и содержание формируют у учащихся различные качества личности. Если, например, учащийся при изучении технологии правильно организует рабочее место, самостоятельно планирует и контролирует свою учебно-трудовую деятельность, со­блюдает технологическую дисциплину и т.д., то у него формируется трудовая и технологическая культура, самостоятельность, дисциплинированность, ответственное отношение к труду, и т.д.

Реализации принципа в учебном процессе осуществляется, прежде всего, хорошей организацией учебного процесса, в котором учащиеся проявляют умственную и физическую активность, положительное отношение к учебе и труду.

Для воспитания учащихся на занятиях по технологии очень важен правильный отбор содержания обучения, которое бы оказывало воспитывающее влияние на учащихся. Имеет значение в плане воспитания общественно-полезный характер труда, который организуется на уроках технологии. Кроме того, на занятиях по технологии целенаправленно воспитывается общетрудовая и технологическая культуры.

Все рассмотренные принципы обучения технологии, как уже указывалось, представляют собой систему и взаимосвязаны между собой. Например, на реализацию принципа доступности существенное влияние имеет принцип наглядности, а также систематичности и последовательности в обучении и т.д.