Оглавление лекций | Часть III. Общие вопросы методики обучения технологии Глава 11. Урок как основная форма организации обучения технологии 11.1. Понятие об уроке технологии Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем, урок - это относительно самостоятельный и логически завершенный этап на пути овладения учащимися знаниями, умениями и навыками. Урок технологии - очень сложное педагогическое явление. С одной стороны - это организованная активная учебно-познавательная деятельность учащихся. С другой - управление этой деятельностью учителем. На уроках технологии учитель систематически излагает учебный материал, организует восприятие этого материала и практическую деятельность учащихся по применению, усвоению и закреплению технологических знаний, по формированию практических умений и навыков. Урок состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Наиболее общими элементами различных уроков технологии являются:
Она включает в себя прием учителем выполненных учащимися работ и заключительный инструктаж (итоги практической работы, анализ типичных ошибок учащихся, раскрытие причин этих ошибок, дополнительные объяснения и показ приемов работы и т.д.), а также подведение общих итогов урока и уборку рабочих мест и всего кабинета (мастерской). Уроки технологии проводятся по расписанию в специально отведенное и четко организованное время. Продолжительность урока может быть различной - один академический час (45 минут), два часа и более. В практике обучения технологии Щучащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений приняты уроки по 2 академических часа. Урочная система позволяет правильно нормировать учебный труд и отдых учащихся и ''создает организационную четкость всей деятельности образовательного учреждения. На теоретических уроках учащиеся учатся чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, а также знакомятся с вопросами организации труда, общими правилами техники безопасности и охраны труда, требованиями гигиены труда и производственной санитарии. Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учебного года или при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой. Например, при переходе от изучения технологии обработки древесины к изучению технологии обработки металлов от изучения технологии обработки тканей к изучению кулинарии. Применяются теоретические уроки в начале изучения отдельной темы или раздела учебного материала. Другими словами, теоретические уроки проводятся в тех случаях, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала. Структура теоретического урока может включать в себя организационную часть, сообщение темы и цели урока, изложение теоретического материала учителем, закрепление изложенного учебного материала путем краткого опроса учащихся, работу по усвоению теоретических задач и упражнений, итоги урока, задание на дом. Практические уроки. Они ставят целью практическое усвоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование технологических умений и навыков. Практические уроки занимают значительное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. На этих уроках ученики овладевают практическими умениями и навыками правильной организации рабочего места, пользования рабочими и измерительными инструментами, управления деревообрабатывающими и металлорежущими станками, швейными машинами, другой техникой. Большую роль практические уроки играют в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры. Примерная структура практического урока: 1. Организационная часть. Она обычно несколько сложнее, чем у теоретического урока, так как здесь, кроме собственно учебного процесса, организуется и трудовой производственный процесс. Это значит, что при организации урока нужно выдать учащимся заготовки, рабочие чертежи, технологические карты, рабочие и измерительные инструменты и т.д.; выделить им время для подготовки к работе своих рабочих мест. 2. Сообщение темы и целей урока. Мотивировка целей обучения, то есть обоснование того, для чего необходимо выполнение предстоящей учебно-практической работы и с точки зрения учебно-познавательной (чему научатся ученики, какие умения и навыки приобретут), и с практической точки зрения (какая будет практическая польза от того изделия, которое изготовят ученики при выполнении практической работы). 3. Вводный инструктаж, то есть объяснение порядка выполнения практической работы, демонстрация рабочих приемов выполнения отдельных технологических операций, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля во время изготовления изделия и т.д. 4. Пробное выполнение приемов работы учащимися. Этот элемент включается в структуру практического урока в тех случаях, когда ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы, с которыми они не встречались в практической деятельности. После вводного инструктирования, чтобы убедиться, что ученики правильно восприняли показанный учителем новый рабочий прием, учитель предлагает одному из учеников повторить действия по выполнению рабочего приема. Если ученик выполняет их правильно, то можно переходить к самостоятельной практической работе учащихся. 5. Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя. По времени это самая большая часть урока. Текущий инструктаж учителя заключается в обходе рабочих мест учащихся и контроле за их работой. При этом учитель отмечает правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, показывает правильные приемы и т.д. Если многие ученики допускают одни и те же ошибки, то учитель может остановить работу всех учащихся и частично повторить вводный инструктаж, снова показать приемы работы и т.д. 6. Итоговая часть урока. Она посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и заключительному инструктажу. В заключительном инструктировании учитель подводит итоги практической работы учащихся, анализирует типичные ошибки и т.д. Завершается урок уборкой рабочих мест учащихся и всего помещения. Урок - лабораторная работа. Эти уроки являются разновидностью- практических уроков, так как на них учащиеся занимаются, в основном, самостоятельной практической деятельностью. Однако, в отличие от практических уроков, здесь ученики не занимаются производительным трудом, не осуществляют производственный процесс, хотя бы и в учебном плане, а выполняют лабораторные работы. Лабораторные работы по технологии связаны обычно с практическим изучением материалов (древесины, металлов, тканей и др.), исследованием механических, технологических и других свойств этих материалов, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений, станков, других технологических, энергетических транспортных машин. Лабораторные работы не всегда требуют длительного времени, поэтому проводятся часто в течение одного академического часа. Примерная структура урока - лабораторной работы: организационная часть; сообщение целей и темы урока; изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа, закрепление теоретического материала; выдача задания на лабораторную работу; выполнение лабораторной работы учащимися; итоги лабораторной работы и всего урока в целом. Урок по решению технических задач. Этот тип урока занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими уроками. С одной стороны, на них ученики решают задачи производственного характера, с другой стороны, эти задачи решаются в расчетно-техническом плане, в плане конструкторской и технологической подготовки производственных процессов. Данные уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из древесины, металлов, тканей и других материалов; составлению чертежей и эскизов на эти изделия; планированию технологических процессов изготовления изделий и разработке технологических карт; решению других технических задач, например, расчету режимов машинной обработки материалов и др. Примерная структура урока решению технических задач: организационная часть; сообщение целей и темы урока; изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач; закрепление теоретического материала; решение технических задач; итоговая часть урока. Комбинированные уроки. Они представляют собой как бы соединение элементов теоретического и практического уроков. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем теоретических технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу учащихся по применению этих знаний и формированию практических умений. Организованно эти задачи позволяют решать комбинированные уроки. Как уже отмечалось, в обучении технологии используется операционно-предметная система (постепенное изучение технологических операций на примере изготовления предметов, требующем применения изученных операций). Возможность применения этой системы, то есть сочетания изучения операций и изготовления предметов, создают комбинированные уроки. Структура комбинированного урока: организационная часть; сообщение целей и темы урока; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала; закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя; итоговая часть урока. Контрольно-проверочные уроки. Их цель - получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, о степени прочности усвоения технических знаний, умений и навыков. Контрольно-проверочные уроки проводятся, обычно, в конце четверти, полугодия, учебного года. Это позволяет осуществлять необходимую периодическую аттестацию учащихся по технологии. По сравнению с аналогичными проверочными уроками по основам наук (физики, химии, истории и др.), контрольно-проверочные уроки технологии отличаются практическим характером проверки знаний, умений и навыков. Учащимся выдается задание на контрольную практическую работу, и по результатам этой работы (качеству, затраченному времени и т.д.) судят о наличии и уровне соответствующих технических знаний, умений, навыков. Примерная структура контрольно-проверочного урока: организационная часть; сообщение целей и темы урока; выдача заданий на контрольную практическую работу; выполнение контрольной работы; итоги контрольной работы и урока. 11.3. Организация работы учащихся на уроке Обучение технологии в общеобразовательных учреждениях - это обучение, главным образом, практическое. Большая часть учебного времени отводится на практические работы учащихся. Поэтому очень важно на уроках технологии организовать самостоятельную практическую учебно-трудовую деятельность учащихся, чтобы эта работа была целесообразной и эффективной с учебно-познавательной, организационно-технической и экономической точек зрения. Это позволит учащимся успешно овладевать опытом технической деятельности людей. На основе этого опыта у учеников будет формироваться свой опыт в области технологии, осуществляться развитие личности ученика. В практике обучения технологии получили распространение следующие формы организации учебной работы учащихся на уроке: фронтальная, бригадно-звеньевая, индивидуальная. При фронтальной форме организации учебной работы все ученики выполняют одинаковые учебно-трудовые задания, продвигаются по учебному процессу как бы единым фронтом. Инструктирование учащихся (вводное, текущее и заключительное) и контроль за их работой осуществляется учителем одновременно для всех учеников. Эта организация учебной работы используется обычно в начальный период освоения новых рабочих приемов и трудовых операций. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всей группы одновременно занимающихся учащихся. Например, если в кабинете обслуживающего труда 3-4 швейные машины или в учебной мастерской по деревообработке также 3-4 токарных станка, то организовать фронтальную работу группы учащихся на этих машинах и станках нельзя объективно. В этих случаях обычно организуется работа учеников на станках или машинах звеньями по графику. Положительной стороной фронтальной организации труда учащихся на уроке является то, что ученик, работая в коллективе, в то же время выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца сам, видит результаты своей работы. Он осваивает при этом все технологические операции, овладевая всем кругом соответствующих умений и навыков. Вместе с тем, фронтальная организация работы учащихся на уроке имеет свои трудности и недостатки. Как уже отмечалось, ее нельзя организовать, если нет возможности обеспечить всех учащихся на уроке необходимым оборудованием и инструментами. Во-вторых, индивидуальные особенности и различные познавательные возможности учащихся требуют диффе. ренциации учебно-трудовых заданий, что нарушает фронтальность учебной работы учащихся. Бригадно-звеньевая организация учебной работы предполагает деление группы занимающихся на уроке учащихся на отдельные звенья или бригады, и выдачу каждому звену или бригаде своих учебно-трудовых задач. Внутри звена ученики могут выполнять одинаковые задания. Например, на занятиях по технологии обработки тканей, звено учеников в составе 3-4 человек работает на швейных машинах, а остальные учащиеся занимаются обработкой тканей вручную. В бригадах ученики обычно выполняют работу с разделением труда, то есть каждый ученик делает только часть своей работы. Например, бригада учеников может выполнять ремонт мебели или изготовлять какое-то достаточно сложное изделие и т.д. Разделение труда может быть не только внутри бригады, но и внутри класса и между классами. Индивидуальная форма организации учебной работы. Она широко практикуется на занятиях по технологии. Если учитель хорошо изучил своих учеников, знает их способности, интересы и отношение к работе, то он может давать ученикам индивидуальные задания. Эти задания могут выполняться учениками как на уроках, так и во внеурочное время. Индивидуализация технологического обучения создает благоприятные возможности для развития личности каждого отдельного ученика. Однако, достичь целей развития личности каждого ученика возможно при обеспечении определенных требований к уроку, среди которых:
|
|||