You need to upgrade your Flash Player or to allow javascript to enable Website menu.
Get Flash Player
Оглавление лекций  

Глава 14.

Применение в обучении технологии метода творческих проектов

14.1. Понятие о методе творческих проектов

Метод проектов (от греческого "путь исследования") -это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услугу) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.

Проектность - определяющая черта современного мышления. Проектное мышление - процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого учащийся использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до ее реализации.

Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проективное образование - это образование, предпола­гающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Это новейшее образова­ние.

Значительный вклад в научное обоснование метода проектов внесли американские педагоги УХ. Килпатрик, Э. Коллингс; отечественные педагоги Л.Э. Левин, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, СТ. Шацкий и многие другие.

Важной задачей обучения методом творческих проектов в рамках образовательной области "Технология" является формирование у учащихся:

-  технологической грамотности, то есть сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества; умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности;

-  технологической образованности, понимая ее как необходимый и достаточный объем знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождения в будущую профессиональную деятельность;

- стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, позволяющее человеку всегда быть в "деловой" форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материи, энергии и информации в интересах человеческого общества и природной сферы с учетом техноэтики.

Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей ; среде, усилению "Я сам", "Я сделаю", "Я умею". Сохранение и приумножение врожденной "самостоятельности" ребенка - это ; важнейшая задача образования подрастающего поколения. Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением обучающимися необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Важно сформировать способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, научиться выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна и потребностям школы или рынка вариант их реализации.

Основу метода проектов составляет гуманистический подход к технологии и творческая проектно-технологическая система обучения школьников. При этом подходе техника создается не для побед, а для разрешения технологических проблем, улучшающих жизнь человека, обеспечивающих счастливое долголетие ребенка, сохраняющих и умножающих среду обитания человека, космическое пространство.

Созданная своим разумом и изготовленная своими руками вещь с учетом достижений научно-технического прогресса, требований дизайна и техноэтики делает человека добрее, гуманнее, бережливее. Трудовая воспитанность учащихся возрастает в процессе постижения технологической культуры, проектно-технологической деятельности через учебно-игровую, учебно-экспериментальную и учебно-производственную деятельности.

Освоение эволюции техносферы, средств и приемов преобразования первичных ресурсов в нужный продукт для определенного уровня развития общества, создание красивых вещей с учетом дизайна, технологии способствуют эстетическому воспитанию школьников. В настоящее время заметен всплеск народного творчества и ремесел. Это не ностальгия о прошлом и не наша бедность. Просто потребность создать красивую вещь, спроектировать красивую траекторию жизни и карьеры -все это содержится в генах большинства юношей и девушек, и "технология" усиливает их возможности, способствует выявлению и развитию задатков и способностей личности. При этом следует учитывать то, что современная техника способна повысить некогда архаичные технологии народных ремесел до уровня высоких. Так, ручное вышивание с успехом заменяется машинным и даже в автоматическом режиме, то есть управляемое с помощью компьютера.

Выполнение проектов вообще начинается со сбора, накопления и переработки информации. А для этого необходимо использовать возможности различных источников информации: журналов и газет, книг, радио и телевидения, ПЭВМ. Таким образом, образовательная область "Технология", при ее умелом освоении, поможет снять с многих подростков ярлык "второсортности", создать комфортную среду в триаде "ученик - учитель - родители", сформировать в будущем полноценное общество реально мыслящих людей.

Защита проектов требует постановки голоса: дикции, интонации, чистоты речи; умения пользоваться своими функцио­нальными средствами (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.).

14.2. Методика выполнения творческих проектов

  • Как определить сферу деятельности
  • Как выбрать модель, конструкцию изделия ф
  • Как разработать технологию изготовления изделия
  • Как провести экономический расчет изделия
  • Как оформить отчет по проекту

Последовательность (этапы) выполнения творческого проекта

Название этапа

Содержание работы

Постановка проблемы

Учитель ставит перед учащимися проблему; предлагает банк проектов; раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и критерии оценивания

Исследование, заимствование идей

Обоснование темы проекта

Опираясь на собственные знания и анализируя источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, теле-видео-радиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), учащиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах для дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т.д.; проводят мини-маркетинговые исследования Определение темы проекта. Анализ предстоящей деятельности - составление "опорной схемы раз­мышления" (схематичное изображение составляющих творческого проекта)

Исследование объекта проектирования

Исследование истории проекта, конспектирование. Художественное моделирование: выполнение набросков, эскизное проектирование (эскизы альтернативных моделей изделий), изготовление нагляд­ных рисунков, чертежей. Дизайн-анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и вариантов

Развитие идей

Анализ и синтез лучших идей. Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего решения (модели). Разработка рабочего эскиза модели с описанием. Детальное исследование и оценка возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых):

 

Название этапа

Содержание работы

-    выбор материалов, инструментов, оборудования,

-    предварительные экономические расчеты себестоимости;

-    минимаркетинговые исследования (если изделие производится с целью реализации);

-    экологические ограничения и достоинства проекта, безопасность труда и т.п.

Конструирование, техническое моделирование, изготовление выкроек

Планирование

Разработка рациональной технологии изготовления с учетом требований дизайна. Уточнение и построение четких планов. Определение критериев контроля. Разработка технологических карт

Организация и технология изготовления изделия

Организация рабочего места. Раскладка, раскрой, технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности. Рассмотрение дизайна в качестве улучшения проекта в процессе обработки, примерок

Эколого-экономическое обоснование

Проведение экологической экспертизы изделия. Подсчет себестоимости изготовленного изделия, предполагаемых прибыли и сроков окупаемости. Разработка (при необходимости) бизнес-плана, рекламы, товарного знака изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта. Возможные идеи дальнейшего совершенствования

Подведение итогов

Подготовка документации к защите. Самооценка проекта (достоинства и недостатки, самооценка результатов). Перспективы производства

Защита проекта

Доклад и демонстрация; ответы на вопросы

В выполнении творческих проектов учащимися понадобятся знания из других школьных дисциплин.

  • Из антропометрии - измерение человеческого тела и его частей при снятии мерок, выявление соответствия изделия размерам и форме человека.
  • Из безопасности жизнедеятельности - система мер по ох­ране труда, производственной санитарии, гигиене и т.д.
  • Из биологии - строение тела человека, особенности его телодвижений.
  • Из географии - климатические условия различных регионов, пределы температур в данном климатическом регионе.
  • Из истории костюма - сведения об истории развития, видоизменения определенных видов одежды.
  • Из математики - расчет формул для построения выкройки, расчет расхода материалов, денежных средств, математические зависимости.
  • Из материаловедения - изучение свойств материалов для правильного выбора соответствующих для данной модели изделия.
  • а Из механики, элементов машиноведения - простейшая наладка (ремонт) оборудования, .на котором производятся работы.
  • Из моделирования (техническое моделирование) - изменение чертежа выкройки с целью получения желаемой модели изделия.
  • Из профориентации - информация о профессиях, приобретение профессиональных знаний и умений.
  • Из психологии - особенности восприятия человека, например, законы зрительной иллюзии в цвете, в художественном моделировании.
  • Из рисования - разработка эскизов альтернативных моделей (элементы художественного моделирования), законы композиции, рисунка.
  • Из технологии - раскрой, работа с тканью, технологические процессы при изготовлении изделия.
  • Из химии, физики - физико-химические свойства материалов, красители, различные добавки в состав ткани, информация о производстве тканей.
  • Из цветоведения - выбор цвета как важного информационного качества костюма: влияние различных цветов на особенности данной фигуры и в целом внешности (умения подчеркивать достоинства и скрывать недостатки), гармоническое сочетание цветов, закономерности цветовых сочетаний, символика цвета и назначение костюма.
  • Из черчения - построение чертежа выкройки.
  • Из экологии - экологичность материалов, влияние вредных красителей и прочих компонентов, входящих в состав тканей.
  • Из экономики, основ предпринимательства - расчет себестоимости изделия, экономика семьи, мини-маркетинговые исследования, изучение конъюнктуры рынка (ассортимент аналогичных изделий, соответствие качества изделий и цен на них, т.е. спрос и предложение), планирование возможных путей реализации своей продукции.
  • Из эстетики - воплощение в костюме желаемой эстетической идеи (вкус, эстетическое чутье, интуиция, чувство цвета и формы, чувство меры, понимание ритма и композиции в костюме).
  • Из математики и физики.

Основные требования к проектированию изделия

1.   Посильностъ. Следует учитывать возможности ученика (физические, интеллектуальные, материальные), школы и учителя.

2.   Преемственность. Содержание проектной деятельности школьника должно учитывать знания и умения освоенных ранее разделов.

3.    Технологичность. Заключается в возможности максимально простого изготовления изделия, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда, т.е. выбор наиболее рациональной технологии.

4. Экономичность. Экономичность требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации или эксплуатации изделия.

5.    Экологичностъ. Состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделий не повлекут за собой существенных изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.

6.   Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной и т.д. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.

7.    Эргономичность. Тесно связана с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.

8.    Системность. Содержание работ по выполнению проекта должно комплексно отражать изученный материал в течение года, быть политехнически направленым.

9.    Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учет интересов детей.

10. Посильность. Предполагает соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологиче­ским возможностям.

11.  Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, должны гармонично сочетаться все детали и цветовая гамма, а также быть практичным, функциональным.

12.  Общественно-личностная значимость. Изготовленное изделие должно иметь определенную ценность, полезность для общества или конкретной личности.

13.   Безопасность. Речь идет о соблюдении правил техники безопасности и охране, и создания изделий (услуг) безопасных для себя и окружающих.

Экономическое обоснование проекта

Перед тем как что-либо изготовить, надо взвесить, во что обойдется предлагаемая работа. Какая будет выгода или убыток? Ответы на эти вопросы дают экономические расчеты. Таким образом, необходимо учить школьников поступать рационально, проявлять предприимчивость, находчивость, смекалку, чтобы изготовить полезную вещь с минимальными материальными затратами, из недорогих материалов (или даже из их отходов, "утиля", обрезков) и, вместе с тем, наделив ее целым рядом достоинств.

В проспекте творческого проекта в данном разделе необходимо дать:

- обоснование расхода необходимых материалов, средств, энергии для изготовления изделия;

- определение себестоимости изготавливаемого изделия;

-  определение цены изделия, предполагаемых прибыли и сроков реализации;*

-   мини-маркетинговое исследование для определения возможных способов реализации изделия, бизнесплан, рекламу (или рекламный проспект изделия), товарный знак изделия (услуги). Выбор рынка для реализации проекта;

-  планирование использования отходов. (Например, остатки ткани после раскроя можно использовать для изготовления кухонной прихватки, декоративной грелки на чайник, сумки для ванной, изготовленных с помощью лоскутной техники, или для выполнения аппликации и пр.)

Рекламный проспект изделия

Рекламный проспект включает в себя:

1.  Товарный знак фирмы (производителя).

2.  Наименование изделия, его назначение.

3.  Несколько рекламных фраз.

* Эти данные приводятся в случае, если проект изготавливался с целью реализации, для организации производства.

 Товарный знак представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов, рисунков или их комбинации. Буквы могут быть начальными буквами фамилии или имени. Рисунок может оп ределять характер деятельности фирмы, а слово - наименование  продукции.

Название изделия может отражать его назначение и область применения, а может быть не связано с ним. Описание использования товара должно быть кратким и содержать только необходимые основные факты. Ориентировочно 20 - 30 слов.

*  Рекламные фразы должны привлекать внимание и выражать основное назначение изделия.

                       Оформление творческого проекта с помощью ЭВМ

С помощью компьютерной техники можно быстро, качественно и эффектно оформить задуманный творческий проект. Для этого могут быть применены следующие устройства: 1. Персональный компьютер типа 1ВМ РС с установленным на нем программным обеспечением (например, \У1пс1о^5, \Уогд Гог Шт-с1о\У5 - текстовый редактор). С помощью текстового редактора набирается и форматируется текст, вставляются рисунки, отсканированные или выполненные в специальном графическом редакторе (например, РатпзгизЬ, СогеЮгаш, Рпо1о8пор или др.). 2. Сканер. 3. Принтер.

Оценка творческого проекта

В отличие от ранее существовавшей практики единоличного оценивания успехов только учителем, выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя и учащихся или учителей.

Критерии оценивания выполненных проектов

1. Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

2.   Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта.

3.   Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.

4.   Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта.

5.  Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

6.  Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

Критерии оценивания защиты выполненного проекта

1.  Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность и убежденность.

2.  Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

3.  Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.

4.   Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

5.  Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность

Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут быть от 3 - 4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.

Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления. Она является определяющей при выставлении годовой оценки, так как при выполнении проекта учащиеся используют знания, умения и навыки, полученные в течение всего учебного года. Та­ким образом, в программе проекты выступают как итоговые задания, в результате которых учителю предоставляется возможность произвести обобщенную оценку знаний, умений и навыков школьников, усвоенных на протяжении всего учебного года.

Функции учителя при выполнении проекта учащимися:

  • помощь в подборе проектов,
  • наблюдение за ходом работы учащихся,
  • оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности;
  •  поддержание рабочей обстановки в классе;
  • оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе;
  • нормирование труда школьников;
  •  анализ и обобщение работы отдельных учащихся и группы в целом.

РЕЗУЛЬТАТЫ обучения методом проектов

  • Адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни
  • Развитие разносторонних качеств личности
  • Физическое и психическое развитие
  • Интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие
  • Профессиональное самоопределение
  • Повышение имиджа учащихся и учителя
  • Рост творческой активности

Контрольный лист проекта

Этапывыполнения проекта

Отчетнаядокумен-тация

Нормавремени

Степень самостояте-льности (высокая, средняя, низкая)

Организационно - подготовительный

1. Выбор и обоснование проекта.

2. Анализ конструкций и выбор оптимальной.

3. Разработка технологического процесса изготовления изделия.

Проспект Рисунки, эскизы, чертежи Техноло-гические карты

Технологический

1. Соблюдение требований культуры труда.

2. Выполнение трудовых операций.

Заключительный

1. Защита проекта

Выполненный проект, проектная документация

Итоговая оценка за проект

Примерные направления творческих проектов учащихся 5-9 классов

Сфера деятельности

Примерные направления творческих проектов

Школа

Оформление классных уголков; изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов; изготовление действующих моделей и макетов

Индустрия

Заказы предприятий, организаций, фирм

Досуг

Изготовление игрушек, действующих моделей; изготовление инвентарного материала для подвижных и логических игр; изготовление сувениров (ювелирные изделия, подарочные наборы)

Дом

Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни; изготовление книжных, туалетных полок, подставок под телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; изготовление специальных инструментов и приспособлений для садово-огородных работ; изготовление рабочих инструментов и приспособлений для обработки различных материалов; дизайн рабочего уголка

Перечень предлагаемых творческих заданий

5 класс

Сконструировать и изготовить; кормушку для птиц, скамеечку для малыша, домик для птиц, кашпо, разделочную доску, набор детских игрушек, полку для цветов, приспособление для пропиливания лобзиком.

6 класс

Сконструировать и изготовить: складной стульчик, набор разделочных досок, светильник, полку для телефона, полку для обуви, лопату для уборки снега, вешалку для одежды, подставку для инструмента к токарному станку.

класс

Сконструировать и изготовить: приспособление для центровки отверстий, банкетку, набор кухонной утвари, набор садового инвентаря, шкатулку, подставку для кассет, полку для аудиотехники, почтовый ящик.

8 класс

Сконструировать и изготовить: переключатель елочных гирлянд, модель светофора, стенд для изучения ПДД, станок для намотки катушек электромагнитов, тумбочку для аудиотехники, сторожевое устройство, настенный светильник, подсвечник.

9 класс

Сконструировать и изготовить: уголок для аудио- и видеотехники, детскую игрушку с ДУ, электронный вариант игры "Морской бой", кресло-качалку, журнальный столик, хлебницу.

Достоинства метода проектов

¦       Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которой он могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвышает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

¦       Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.

¦       Профессиональное самоопределение - именно при выпол­нении творческого проекта учащиеся задумываются над во­просами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

¦            При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися - это и познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

¦       Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые зна­ния и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

14.3. Банк проектов и творческих заданий

Классификация проектов по содержанию:

1.  Интеллектуальные. Описание модернизированных, оригинальных новых технологий обработки материалов, продуктов, почвы; программы для ЭВМ; дизайнерские обработки учебных, жилых и производственных помещений и т.п.

2.  Материальные. Изготовление инструментов, приспособлений, бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации, учебно-наглядных пособий.

3.   Экологические. Очистка загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, водоемов; сбор и использование вторичного сырья для изготовления объектов труда учащимися.

4.  Сервисные. Сбор, оформление и представление информации; обслуживание и ремонт оборудования, ремонт и благоустройство жилья.

5.  Комплексные, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.

Например, в машинописи - разработка машинописных версий визитных карточек, оформление текста писем, деловых бумаг; в кулинарии - сервировка стола, оформление блюд, ин­терьера квартиры, реклама продуктов и кулинарной продукции; в парикмахерском деле - моделирование причесок, реклама косметических средств, совершенствование парикмахерских инструментов, рабочего места; в автоделе - организация гарантийного ремонта, совершенствование приспособлений и инст­рументов автослесаря и т.д.

Следует обратить внимание на то, что приведенная тематика проектов, в основном, направлена на повышение интеллектуализации трудового образования, на стимулирование любознательности, на установление межпредметных связей. Именно поэтому ожидаемое выполнение проектов носит интегративный характер, включающий материализацию идей и предложений.

Творческие проекты могут выполняться для школы, дома, досуга, в виде заказов предприятий (фирм).

14.4. Методика оформления и разработки "уголка проектов"

Общие сведения об уголке проектов

Выполнение школьниками различных по своей сути и сложности творческих проектов, работа над которыми предполагает не только применение знаний, умений и навыков, уже полученных учащимися на уроках технологии, но и приобретение новых, проведение различного рода исследовательских работ в процессе выбора, анализа, реализации проекта связано с решением ряда проблем:

- где получить информацию о проектах;

- как определить сферу деятельности;

- как выбрать проект;

- как выбрать модель, конструкцию изделия;

-  как разработать технологический процесс изготовления изделия;

- как провести экономический расчет изделия;

- как оформить отчет по проекту и т. д.

В связи с отсутствием систематизированной информации по этим вопросам необходимо в учебных мастерских создать "Уголок проектов". В "Уголке проектов" ученик сможет самостоятельно найти информацию, необходимую на любом этапе разработки проекта: начиная с определения проблемы и завершая анализом проделанной работы, оценкой и защитой проекта; подобрать необходимую литературу; познакомиться с отчетной документацией, с образцами проектов; воспользоваться банком проектов и даже дополнить его.

"Уголок проектов" должен содержать в себе следующие основные информационные разделы:

-   основные сведения о проектах;

-   методика выполнения проектов (общий план проектировочной, конструкторской, технологической деятельности);

-   сведения о выборе и обосновании проекта,

-   последовательность выполнения проекта;

-   банк проектов, методика формирования банка идей и предложений;

-   образцы проектов;

-   сведения о возможности применения ЭВМ при выполнении проектов;

-   методику расчета стоимости (себестоимости) различных изделий;

-   рекомендуемая литература.

Используя таблицу морфологического анализа, разрабатываем несколько вариантов "Уголка проекта"

Морфологический анализ стенда "Уголок проектов"

Признаки

Альтернативные варианты

Материал стенда

ДСП

двп

фанера

Металл

Конструкция стенда

Моно-литная

рамная

модульная

Стенд- "книжка"

Способы оформления

Тушью, красками, эмалями

наклейка печатной информации

информация располагается в прозрачных карманах

Магнитная доска

Расположение в классе (лаборатории)

обосо-блено

возле рабочих мест учащихся

в комплексе методических пособий

в комплексе с другими наглядными пособиями

Стенд рамной конструкции, облицован фанерой

Оформление: весь фон окрашен, информация выполнена художественными шрифтами (тушью, эмалями). Стенд располагается обособлено (на фронтальной стене класса). Размеры стенда: 2500 х 1300 мм

Для всех вариантов нумерация разделов:

1)  общие сведения о проектах;

2)  общая логика проектирования;

3)  выбор и обоснование проекта;

4)  последовательность выполнения проекта (алгоритм дизайна);

5)  банк проектов;

6)  методика формирования банка идей и предложений;

7)  образцы объектов;

8)  методы решения конструкторских задач,

9)  возможности использования ЭВМ при разработке проектов и методика расчета стоимости различных изделий;

10) рекомендуемая литература.

2. Стенд рамной конструкции, облицован ДВП

Оформление, оформлен красками, тушью (подложка); информация, распечатанная на листах формата А4 располагается в прозрачных карманах. "Уголок проектов" помещен на рабочее место конструктора. Размеры: 1300 х 950 мм.

3. Стенд модульной конструкции

УГОЛОК ПРОЕКТОВ

Каждый раздел стенда расположен на отдельном планшете, которые скомпонованы на одном основании. Информация распечатана на листах формата А4 и наклеена на планшет, сам уголок находится в комплексе методических пособий. Размеры: 4000 х 1000 мм.

4. Уголок-"книжка" - вся информация по разделам располагается на листах формата А4, которые помещены между двумя листами оргстекла, собранными в "переплет" (листы "книжки" могут быть съемными). Расположение уголка в классе - обособленное (например, в простенке между окнами)