Оглавление лекций | Глава 6. Обучение и труд учащихся в общеобразовательных учреждениях 6.1. Сущность труда как вида человеческой деятельности Среди различных видов деятельности - игровой, учебно-познавательной, спортивной, художественной и других, используемых для целей воспитания и обучения, в общеобразовательных учреждениях широко применяется трудовая деятельность. Осуществление учащимися процессов проектирования и изготовления изделий при изучении образовательной области "Технология" - характерный пример такого использования трудовой деятельности в целях обучения и воспитания. Для того, чтобы определить роль труда в системе общего образования молодежи, надо рассмотреть его сущность с этой точки зрения, с этих позиций, раскрыть механизм влияния труда на развитие личности. В обыденном понимании труд - это любая общественно-полезная деятельность, связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей. В более строгом научном понимании труд - это процесс взаимодействия человека с природой с целью получения жизненных благ. Труд включает в себя следующие элементы: собственно труд, или трудовая деятельность человека, средства труда и предмет труда. Трудовая деятельность - это деятельность, в которой человек воздействует на предмет труда с помощью различных средств, получает определенный результат или продукт труда. В качестве средств труда обычно выступают рабочие инструменты, приспособления, станки и другие орудия труда. Предметами труда являются самые различные материалы и объекты, то есть все то, на что направлен труд, на что воздействуют с помощью труда. Благодаря труду человек удовлетворяет свои потребности. Вместе с тем, в труде удовлетворяются и потребности других людей, то есть вообще социальные потребности. Любая трудовая деятельность включает в себя цель этой деятельности, то есть получение продукта труда, служащего удовлетворению потребностей. Цель в трудовой деятельности играет организующую и мобилизирующую роль. Для реализации цели трудовой деятельности выбираются соответствующие материалы или предметы труда, средства труда, планируется и организуется процесс трудовой деятельности. Здесь важно выделить два момента. Первый - формирование мысленного образа деятельности, то есть предвосхищение реального процесса этой деятельности. Второй - непосредственное исполнение трудового процесса. Если в первом случае главную роль играют знания предмета, средств, условий труда и т.д., то во втором случае необходимы конкретные умения и навыки, развитие конкретных способностей к труду. При реализации трудового процесса большую роль играют умения осуществлять контроль за ходом и результатами деятельности. Вместе с тем, исполнение трудового процесса требует определенной выдержки, умения преодолевать объективные и субъективные трудности, то есть проявления волевых качеств личности. В свою очередь, проявление волевых качеств тесно связано с установками, внутренними побуждениями к труду, то есть мотивами трудовой деятельности. Труд - это, практически всегда, в том или ином виде, совместная деятельность людей. В процессе труда осознается, что труд одних людей зависит от труда других и, в свою очередь, создает предпосылки для труда других. Для организации ведения совместного труда нужны определенные отношения между участниками трудового процесса, языковые средства общения. Здесь уместно вспомнить о чертеже как языке техники, как средстве передачи технической информации. Труд, с одной стороны, связан с физическими действиями, с другой стороны - с интеллектуальными действиями. Другими словами, труд - это, хотя и в разном сочетании, всегда и умственная, и физическая деятельность. В целом, труд можно охарактеризовать как универсальную деятельность, которая таит в себе богатые возможности для развития личности. 6.2. О необходимости участия школьников в различных видах труда Объективной основой необходимости участия детей в труде является закономерность, которая заключается в том, что развитие человека зависит от характера и содержания его жизнедеятельности. В жизнедеятельности человека труд, трудовая деятельность играет главную, ведущую роль. Более того, трудовая деятельность является генетической основой всех других видов деятельности человека: игровой, спортивной, художественной, учебно-познавательной, исследовательской и т.д. Следовательно, трудовая деятельность имеет такое же большое значение и для развития личности растущего человека. Участие школьников в труде необходимо для укрепления их здоровья, для нормального физического развития. По сравнению с физическими упражнениями и занятиями спортом, которые также направлены на физическое развитие детей, физический труд позволяет развивать точные дифференцированные и нормированные движения, а также точные усилия при этих движениях. Формирование умений выполнять эти движения важно не только для общего физического развития детей, но и для развития их способностей выполнять различные виды трудовой и другой деятельности. Труд необходим школьникам не только для укрепления их здоровья, развития работоспособности, но и для социального созревания. Поэтому нужна не просто трудовая практика детей, а практика, влияющая на социальные условия жизни, то есть более широкая социальная практика. Труд необходим для приобщения к производству. Участвуя в производительном труде, школьники осознают роль современной техники и технологии в производстве материальных ценностей. У них формируются отношения, которые возникают между людьми на производстве, отношения к материалам и средствам труда и т.д. Воспитывается общая трудовая и технологическая культура. Труд является средством практического включения школьников в экономические отношения, что важно для экономического воспитания. Труд является своеобразным практикумом для изучения основ наук: физики, математики, химии, биологии и др. В труде, как в фокусе, собираются и используются самые различные знания. Пример - изготовление обычного болта. Здесь и химия (материал болта - вещество, химический процесс получения этого материала - стали и т.д.). Здесь и физика (болт - это материальное тело, имеющее массу, другие физические свойства). Математикой изучается форма болта, его размеры и т.д. В черчении отражаются способы графического изображения болта. Здесь мы можем говорить и об общественной истории, связанной с историей развития орудий труда, развития техники. Применение знаний основ наук в труде закрепляет, углубляет и развивает их, делает знания более действенными, формирует потребность в новых знаниях. Труд является средством формирования определенного отношения к другим видам деятельности, в том числе и к учебе, к познавательной деятельности. Говорят, что учеба - это тоже труд. Это верно. В ней проявляются характерные для труда элементы: цель, мотивы, волевые усилия, затраты умственных и физических сил и т.д. Поэтому трудовые качества способствуют решению учебно-познавательных задач. Аналогично можно говорить и о связях труда со спортивной, художественной и другими видами деятельности. В целом, можно сделать вывод, что участие детей в труде -это незаменимое средство их развития и воспитания. 6.3. Связь между содержанием образования и знаниями о труде Для раскрытия этой связи необходимо сделать анализ понятий труд и содержание образования. Надо подойти к ним с широких философских позиций, чтобы выявить общность этих двух явлений. Философия рассматривает две формы объективного процесса преобразования материальной действительности. Первая - это естественные процессы преобразования материальной действительности. Сюда относят все изменения действительности, происходящие без влияния человека. Вторая форма - это труд, трудовые производственные процессы. Здесь рассматриваются процессы преобразования материальной действительности, которые целенаправленно осуществляются человеком. Вторая форма преобразования материальной действительности, или труд, возникает вместе с возникновением человечества. Общность этих двух форм преобразования действительности заключается в объективности их содержания. И естественный процесс, и трудовой процесс протекают в соответствии с естественными законами. Человек не добьется своих целей в труде, если его действия будут противоречить этим законам. Из рассмотрения указанных форм преобразования действительности можно сделать очень важный вывод. Если естественный природный процесс и процесс труда - это формы единого объективного процесса преобразования материальной действительности, то изучение естественного процесса есть в то же время и изучение содержания трудовых производственных процессов. Обратимся теперь к понятию содержания общего образования. Сюда относят все те знания, умения и навыки, которые подлежат усвоению учащимися. Основой этой системы знаний, умений и навыков являются знания о естественных процессах, об объективных законах преобразования действительности. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение, что такое труд? Из каких основных элементов состоит процесс труда? 2. Какую роль играют мотивы и цель труда в проектировании и деятельности по осуществлению трудового процесса? 3. Какие отношения возникают в процессе труда? 4. Назовите основные факторы, показывающие, что участие детей в труде - это незаменимое средство их развития и воспитания. 5. В чем заключается объективная основа связи обучения и труда в общеобразовательном учреждении? 6. Назовите основные виды труда, в которых участвуют учащиеся. 7. В каких формах организуется труд учащихся? 8. Сделайте подробный анализ одного из процессов труда, выполняемого учениками. При этом укажите цель, мотивы трудовой деятельности, материалы и инструменты, технологию производственного процесса, знания основ наук, которые применяются в этом трудовом процессе, возникающие в труде отношения. Глава 7. Общетехнические основы обучения технологии 7.1. Необходимость раскрытия общетехнических основ технологии Образовательная область "Технология" и отражавший эту образовательную область ранее учебный предмет 'Трудовое и профессиональное обучение" изучались и изучаются сейчас на примере конкретных видов труда, на примере конкретных технологических процессов, инструментов, приспособлений, станков и других технических устройств. С самого начала введения обучения ручному труду в общеобразовательных школах России оно строилось на примере изучения обработки бумаги, картона, тканей, древесины и металлов. С течением времени в содержание обучения труду вводилось изучение самых различных ремесел: столярное и слесарное дело, сапожное дело, плетение корзин и т.д. и т.п. Изучались отдельные виды работ: электротехнические работы, ремонтные работы в быту и др. В общеобразовательную школу вводилось и профессиональное обучение. В конце 50-х и начале 60-х годов, а также в середине 80-х годов XX века обучение по отдельным профессиям было обязательным. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях под общим названием образовательной области "Технология" могут изучаться самые различные технологии: обработка конструкционных материалов, обработка тканей, выращивание растений и др. Вместе с тем, общеобразовательный характер обучения требует не изолированного изучения одной или двух технологий, а получения общетрудовой подготовки, общетрудового развития учащихся, овладения ими общей технологической культурой. Возникает противоречие между указанным общеобразовательным характером обучения и изучением конкретной технологии, имеющей свои особенности и специфику. Это противоречие снимается с помощью так называемого политехнического принципа в обучении. 7.2. Политехнический принцип как способ раскрытия общетехнических основ технологии Под политехническим принципом в обучении технологии понимается принцип, согласно которому на примере конкретных объектов техники, технологических процессов и трудовых приемов изучаются общие научно-технические основы технологической деятельности. Например, при изучении широко распространенного способа обработки самых различных материалов резанием рассматривается конструктивное устройство и работа разнообразных режущих инструментов. К ним относятся простейший нож, ножницы, сверло, ножовка, резец и т.д. Но работа всех этих режущих инструментов имеет единую естественнонаучную основу - работу клина. Форма режущей части указанных инструментов, несмотря на кажущееся различие, представляет собой клин. Другой пример - изучение таких технических объектов, как токарный станок или швейная машина. Они рассматриваются как типичные представители широкого класса технологических машин, то есть машин, предназначенных для обработки материалов. Общность этого класса машин заключается в том, что все они имеют рабочие органы, то есть конструктивные части, которые непосредственно выполняют работу. Для этих машин характерно также наличие энергетических частей, передаточных механизмов и органов управления. И еще один пример на раскрытие общности в трудовых приемах - организация рабочего места. Практически в любой трудовой деятельности правильная, целесообразная организация рабочего места имеет исключительно большое значение. От того, как будут расположены на рабочем месте рабочие и контрольные инструменты и объект труда, какие будут созданы удобства для работы и т.д., будет зависеть и результат труда. Объективная потребность раскрытия и применения политехнического принципа в обучении технологии, как впрочем и при изучении основ наук: физики, химии, биологии и др., определяется самим характером научно-технических знаний. Кстати, само название принципа "политехнический" по всей очевидности произошло от термина "политехника", которым во второй половине XIX века обозначались научно-технические основы всех отраслей промышленности. Получение и развитие научно-технических знаний зависит от потребностей .технологической деятельности людей. Они служат этой деятельности. Поэтому недостаточно просто знать тот или иной закон физики, биологическую закономерность, химическую реакцию или техническое явление, надо знать, как они используются в практической деятельности, в жизни людей. Знания должны быть не только информацией об окружающем мире, а и руководством к деятельности. Как конкретно проявляется и реализуется политехнический принцип в обучении технологии? Здесь четко выделяются два направления: в отборе содержания и методах обучения. Отобранное на основе политехнического принципа содержание обучения технологии затем фиксируется в государственном стандарте образовательной области "Технология", а также в учебных программах, учебниках и учебных пособиях по технологии. Согласно этому принципу, для изучения отбираются наиболее распространенные и жизненно важные материалы: дерево, металлы и т.д. Для ознакомления с технологией обработки этих материалов выбирают также наиболее распространенные виды и способы обработки. Например, при изучении обработки конструкционных материалов выбирают, прежде всего, обработку дерева и металла резанием, в технологии обработки тканей - шитье и т.п. Это касается и выбора для изучения технологических обработочных, сборочных и отделочных операций. При отборе технических устройств для изучения в технологии учитывается их типичность для широкого круга аналогичных устройств. Например, токарно-винторезный станок -это типичный представитель металлорежущих станков, швейная машина - представитель машин для обработки тканей и др. Реализация политехнического принципа после отбора содержания обучения продолжается в методах изучения отобранного учебного материала. Если в соответствии с политехническим принципом для изучения отобраны операции по обработке материалов резанием, а их общей естественной основой является работа клина, то в методах обучения это раскрывается. Учащимся объясняется, как работает клин в ноже, ножницах, при пилении, строгании, сверлении и других операциях. Аналогично реализуется политехнический принцип и при освоении учащимися рабочих приемов и трудовых действий. При этом показывается общность этих приемов и действий в выполнении различных трудовых операций. Например, в строгании древесины и отпиливании металла приемы выполнения операций очень схожи и по форме, и по прилагаемым усилиям. В результате такого обучения формируется возможность переноса приобретаемых умений и навыков с одной операции на выполнение другой. А в целом формируются общетрудовые умения и навыки, которые могут использоваться в различных видах технологической деятельности. Как уже отмечалось, политехнический принцип реализуется не только в обучении технологии, но и при изучении основ наук. Знания, умения и навыки, отбор и усвоение которых осуществлялось на основе реализации политехнического принципа, приобретают функциональные характер, то есть возможность широкого применения в технологической деятельности. Такие знания, умения и навыки принято называть политехническими, а обучение, в результате которого они формируются, - политехническим обучением. В свою очередь, образование, которое получают учащиеся в процессе и результате политехнического обучения, называют политехническим образованием. 7.3. Понятие о производстве, технологическом и трудовом процессах Для раскрытия общетехнических основ технологии важно сделать анализ сущности технологической деятельности, в целом рассмотреть структуру и общие черты трудовых действий человека при выполнении конкретной технологии. Технологическая деятельность имеет смысл только тогда, когда она достигает своей цели. Поэтому первой существенной чертой любой технологической деятельности является ее сознательная целесообразность. Вторая существенная черта технологической деятельности состоит в том, что' основой ее содержания является производство конкурентоспособного товара или потребительской услуги. От того, что создается в процессе технологической деятельности, зависит ее характер, структура и содержание. Целесообразность технологической деятельности определяется, в первую очередь, потребностью в данном товаре или услуге, которые будут получены в результате этой деятельности. Это можно назвать потребительской целесообразностью. Вместе с тем, прежде чем предпринять ту или иную технологическую деятельность, необходимо учесть, как она повлияет на здоровье осуществляющих эту деятельность и окружающую среду. Другими словами, нужно оценить ее с точки зрения безопасности труда и охраны окружающей среды. Это будет определением экологической целесообразности. Наконец, нужно подсчитать все затраты, связанные с планируемой технологической деятельностью, и соотнести их с предполагаемыми доходами от реализации результатов этой деятельности. Соотношение затрат с доходами позволит судить об экономической целесообразности осуществления технологической деятельности. Окончательное решение о целесообразности того или иного вида технологической деятельности применяется с учетом всех рассмотренных факторов. Производственный процесс, определяющий содержание технологической деятельности, представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия. Во всяком процессе труда работающий с помощью средств труда (оборудования, инструментов, приспособлений) воздействует на предметы труда (исходное сырье, материалы, заготовки), превращая их в продукт труда. Производственный процесс имеет две стороны: технологическую и трудовую. С одной стороны, производственный процесс представляется как система последовательных изменений сырья и полуфабрикатов в специально созданных для этих изменений условиях. Здесь даются ответы на вопросы, что происходит с объектами труда при переходе их в продукты, и какие условия созданы для этого перехода. Производственный процесс определяется как сумма технологических процессов. С другой стороны, производственный процесс - это выполнение конкретной трудовой деятельности при определенной организации труда. Здесь даны ответы на вопросы, что делают работники для того, чтобы осуществить технологические процессы, и как при этом организован труд. С этой стороны производственный процесс определяется как сумма трудовых процессов. Рассмотрим технологическую сторону производственного процесса. Технологический процесс - это процесс изменений (формы, размеров, строения вещества и т.д.) исходных материалов на пути превращения в готовое изделие. Технологический процесс подразделяется на отдельные технологические операции. Операция - это часть технологического процесса, выполняемая одним рабочим или бригадой на одном рабочем месте при одной установке. Технологическая операция подразделяется на более мелкие элементы технологического процесса - переходы, которые характеризуются постоянством рабочих орудий и режимов работы. Трудовой процесс охватывает всю деятельность рабочего или бригады по производству определенного продукта труда. По аналогии с технологическим процессом его можно также подразделить на трудовые операции, то есть совокупности рабочих приемов по выполнению технологической операции. Рабочий прием- это отдельное законченное действие работающего внутри трудовой операции. Наконец, рабочие приемы можно подразделить на отдельные элементарные трудовые движения (взять, переместить, отпустить). 7.4. Производство как предметно-практическая деятельность, которую обслуживают технологические знания Представление об общетехнических основах конкретных технологий будет не полным, если не рассмотреть вопрос о характере технологических знаний, которые описывают производство как предметно-практическую деятельность. Производственный опыт людей передается из поколения в поколение. Вначале передача производственного опыта от старшего поколения младшему осуществлялась через непосредственное участие молодежи в совместной трудовой деятельности со взрослыми. Затем эта передача производственного опыта стала осуществляться через специальную деятельность - обучение. В содержание обучения включалось простое описание производственного опыта в виде рецептов, рекомендаций, советов, как выполнять ту или иную практическую деятельность. Это были донаучные технические знания, отражающие технологический опыт. Донаучные технические знания еще не могли служить общей технической основой для различных технологий. Знания конкретной технологии рассматривались как самостоятельная область, как знания того или иного ремесла. Например, столярного, кузнечного или гончарного дела. С течением времени, когда возникло экспериментальное естествознание, технический опыт стал соединяться с экспериментальными исследованиями в естественных науках, и возникло научное техническое знание. Технические науки явились результатом органического соединения технического опыта и естественно-математических наук. Естественнонаучное обоснование технического опыта, возникновение технических наук позволило вскрыть общие научно-технические основы различных технологических процессов. Например, знание такой научно-технической дисциплины, как сопротивление материалов, создает основу для овладения технологией обработки этих материалов и создания из них тех или иных конструкций. Из сказанного можно сделать следующие выводы: 1. Общетехнической основой конкретных технологий преобразования материалов, энергии и информации являются технические науки. 2. Естественно-математические науки применяются в производстве, в технологической деятельности не прямо, не непосредственно, а через технические науки, органически сливаясь с ними при раскрытии естественных процессов и явлений, происходящих в техническом объекте или технологическом процессе. 3. При раскрытии межпредметных связей в обучении технологии и основам естественно-математических наук необходимо учитывать то обстоятельство, что последние могут органически входить в состав научно-технического знания, и границы между технологией и основами наук будут проходить по несколько иным линиям (например, понятие скорости резания в технологии обработки конструкционных материалов и понятие скорости в физике). Контрольные вопросы и задания 1. Почему изучение конкретной технологии в общеобразовательном учреждении необходимо сопровождать раскрытием ее общетехнических основ? Ответ обоснуйте и приведите примеры. 2. Дайте определение понятию "политехнический принцип". 3. В чем состоит объективная необходимость реализации политехнического принципа в обучении технологии, а также основам наук? 4. Как, какими способами реализуется политехнический принцип при изучении технологии? 5. Дайте определение понятиям "производственный процесс" и "технологическая деятельность". 6. Дайте характеристику технологической и трудовой сторонам производственного процесса. 7. Попытайтесь объяснить, почему соединение технического опыта с естественными науками позволило выявить некоторые общие технические основы ранее казавшихся далекими друг от друга ремесел, например, столярного и ткацкого дела? 8. Какую особенность технических наук нужно учитывать при раскрытии межпредметных связей в изучении технологии и основ наук? 9. Сделайте анализ двух различных технологических процессов, выполняемых учащимися при изучении технологии в 5-9 классах, и выявите общие технические основы в предметах и орудиях труда, в технологических и трудовых операциях. Глава 8. Труд как средство воспитания и развития личности 8.1. Понятие о труде как средстве воспитания и развития личности Из обычной жизни, из практики воспитания детей и молодежи известно, что труд может иметь очень сильное и разностороннее воспитывающее влияние на развитие личности. Но для того чтобы использовать труд в воспитательных целях, нужно знать, каким образом труд воспитывает личность, каков механизм этого средства воспитания. Воспитание подрастающих поколений в целом осуществляется за счет освоения ими социального опыта людей путем выработки на этой основе опыта своей собственной жизнедеятельности Это происходит в процессе и результате включения их в общественные отношения, общение и общественно необходимую деятельность. Другими словами, суть воспитания заключается в деятельности, общении и тех общественных отношениях, в которые включается личность. С объективной необходимостью у нее будут формироваться и развиваться те качества и свойства, которые проявляются в этой деятельности, общении и отношениях. Обратимся теперь к понятию труда. Труд - это целесообразная физическая и интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Характерными чертами труда являются приспособление предметов внешнего мира, продуктов природы к потребностям человека; определенное отношение к природе и обществу в виде производственных и общественных отношений; отношение к предмету и результатам труда. Главная функция труда - утилитарно-практическая, создание материальных и духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека. Сознательным трудом людей создаются все общественные богатства. Но наряду с главной утилитарно-практической функцией труд, благодаря своему содержанию и характеру, выполняет функции воспитания, влияет на развитие личности. Труд - это поистине универсальная деятельность, включающая в себя вместе с деятельностью по преобразованию внешнего мира возникающие при этом трудовые и общественные отношения. Основой труда являются общетрудовые и профессиональные знания, умения и навыки. Трудовая активность невозможна без целеустремленной воли, без выдержки в напряженном труде, проявления настойчивости в преодолении трудностей и достижении необходимых результатов труда. В труде отражается личная заинтересованность и предприимчивость работающего, понимание им общественного значения, личного долга и ответственности за результаты своего труда, активное и творческое отношение к нему. В труде проявляется эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к его предмету и результатам. Сознание человека в процессе труда органично связано с чувством чести и достоинства, совести и гордости исполнителя жизненно важных дел. Таким образом, активное включение человека в трудовую деятельность приводит в действие все его сущностные силы. Развивается интеллект, рецепторы, мышцы, координированность и соразмерность движений и усилий в работе рук, эмоциональная и волевая сферы. В ходе трудового процесса у учащихся проявляются, развиваются и закрепляются социально значимые качества и свойства личности, нравственно-эстетическое отношение к жизни и деятельности. Следовательно, труд выступает как мощное средство воспитания и развития личности. 8.2. Труд, физическое воспитание и развитие личности Физическое воспитание - это целенаправленное и организованное осуществление системы физкультурной и спортивной деятельности детей. Цель физического воспитания заключается в гармоническом развитии тела ребенка в органическом единстве с интеллектуальным, эмоционально-нравственным и эстетическим воспитанием. Для достижения этой цели решается ряд задач. Главные из них следующие: укрепление здоровья, развитие двигательных навыков, приобретение знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта и др. Основным средством физического воспитания является физическая культура, то есть система специальных физических упражнений и спортивной деятельности, направленная на физическое и духовное развитие личности. Трудовая деятельность тоже включает в себя физические действия, которые влияют на развитие мышц, рецепторов, двигательных навыков, на здоровье и развитие организма ребенка в целом. Физические действия в труде объективно выступают в роли физических упражнений. Особенно показателен в этом плане ручной труд, ручные операции по обработке конструкционных материалов. При изучении технологии обработки древесины и металлов ученики выполняют самые различные обработочные, сборочные и отделочные операции с помощью многих ручных инструментов, а также некоторых деревообрабатывающих и металлорежущих станков. Ручные и машинные операции требуют выполнения целенаправленных физических действий, действий определенной формы с необходимыми и достаточными усилиями. Здесь как бы смыкается физическое развитие учащихся с развитием трудовой сноровки, с трудовым развитием. Но если в физической культуре физические упражнения (действия) специально направлены на развитие определенных групп мышц, двигательных навыков и т.д., то в трудовой деятельности физические действия, выступающие в роли физических упражнений, направлены на преобразование предмета труда. Поэтому возможно некоторое рассогласование, несоответствие целей и, соответственно, характера физических действий' в труде целям и характеру физических действий в физической культуре. Что в этом плане конкретно нужно иметь в виду учителям технологии при организации и проведении занятий? Прежде всего то, что трудовые физические действия вместо положительного влияния на физическое развитие учащихся могут вбздействовать на него и негативно. Например, чрезмерность усилий, неудобство рабочей позы при выполнении физических действий, длительные утомительные физические движения в работе и т.д. Кроме того, на физическое развитие и здоровье учащихся могут повлиять плохие гигиенические и санитарные условия труда. Особо отрицательно может повлиять на здоровье учащихся и даже привести к травмам несоблюдение требований техники безопасности и охраны труда при проведении занятий по технологии в учебных мастерских, в кабинетах и лабораториях. Здесь отрицательных примеров можно привести много: неисправность рабочих инструментов, приспособлений и станков, отсутствие ограждений вращающихся частей станков, несоблюдение требований электробезопасности и др. 8.3. Труд и интеллектуальное развитие Механизм влияния труда на интеллектуальное развитие личности ученика аналогичен тому, как влияет труд на физическое развитие. Только здесь на первый план выходит интеллектуальная составляющая трудовой деятельности, интеллектуальное содержание труда в целом. В интеллектуальное содержание труда, например, по обработке древесины и металлов при изготовлении изделий на занятиях в учебных мастерских, входят, в первую очередь, знания об этих конструкционных материалах, об их получении и свойствах. Затем основу труда, основу производственного процесса при изготовлении изделий составляют технологические знания, знание операций по преобразованию заготовки в готовое изделие. Технологические операции представляют собой взаимодействие инструмента и конструкционного материала. Поэтому технологический процесс изготовления изделий требует знаний о рабочих и измерительных инструментах, приспособлениях и станках, то есть конструктивно-технических знаний; умений их применения, то есть практических знаний. В целом интеллектуальное наполнение труда составляет система технических знаний, в которую входят материаловедческие, технологические, конструктивно-технические и практические знания. Вместе с тем, указанные технические знания органически связанны с естественнонаучными знаниями, знаниями математики и черчения. Например, при изучении материаловедческих знаний рассматриваются химический состав и физические свойства конструкционных материалов. Без этого рассмотрения нельзя понять механические и технологические качества материала, знания которых непосредственно необходимы при обработке материала. Разметка как технологическая операция всецело опирается на знания черчения и математики и т.д. В интеллектуальное содержание труда входят также некоторые организационно-технические, технико-экономические знания, знания психологии труда и др. Но для использования труда как средства интеллектуального развития личности учащегося важно не само по себе богатство интеллектуального содержания труда, в который включается ученик. Необходимо, чтобы ученик реально овладевал этим интеллектуальным содержанием. Что это значит? Например, ученик на уроках технологии обработки металлов изготовляет коробочку из листового металла. Ему выдана соответствующая заготовка. Он должен выполнить следующие технологические операции: разметку заготовки, разрезание листового интеллекта ученика. Это явление отражено в известном выражении - "руки учат голову". Конкретным проявлением интеллектуального развития учащихся при организации и осуществлении труда на занятиях по технологии является развитие технологического мышления. Под технологическим мышлением понимается такое мышление, в котором органически соединены между собой понятийный, наглядно-образный и практически-действенный компоненты. Технологически мыслящий человек, наблюдая какое-либо техническое явление, например, движение автомобиля, знает, какие процессы протекают при работе автомобиля (работа двигателя, передача крутящего момента на ведущие колеса и т.д.), из чего и как изготовлены детали и соединены между собой при сборке автомобиля, и образно представляет их, умеет практически влиять на это техническое явление. В данном примере - умеет управлять автомобилем, ремонтировать его и т.д. 8.4. Труд и нравственно-трудовое воспитание Нравственное и трудовое воспитание, как и другие стороны воспитания личности, органически связаны между собой. Более того, трудовое воспитание, по сути дела, является составной частью нравственного воспитания. Нравственное воспитание предполагает влияние на нравственное развитие личности учащегося, на его отношение к природе, обществу, другим людям и т.д., в том числе и на отношение к труду. Нравственность отдельной конкретной личности - это освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности. Мораль, в свою очередь, представляет собой форму общественного сознания, включающую в себя сумму правил, норм и требований, регулирующих взаимодействие между людьми и их отношения к вещам и явлениям внешнего мира. Механизм нравственно-трудового воспитания учащихся в процессе труда несколько иной, чем механизм физического и металла ножницами, сгибание листового металла и операцию контроля с помощью измерительной линейки и угольника. Но ученик не изучал, что такое листовой металл, каковы его свойства, в чем сущность операций разметки, разрезания, сгибания листового металла, как устроены инструменты и т.д. Во вводном инструктаже к этой работе учитель только сказал и показал, как делать. В этом случае, естественно, все богатство интеллектуального содержания труда пройдет мимо ученика и не окажет на его интеллектуальное развитие необходимого влияния. Что нужно делать, чтобы ученик реально овладевал интеллектуальным содержанием труда, и, чтобы это активно воздействовало на развитие его интеллекта? Во-первых, параллельно с организацией труда учащихся по изготовлению изделий или с некоторым опережением этой трудовой деятельности, необходимо изучение всей системы технических знаний, обслуживающих данную предметно-практическую деятельность: знаний материалов и их свойств, технологии обработки и т.д. Но этого недостаточно. Указанные знания могут быть невостребованными в процессе труда, если он организован как чисто исполнительский, по указке учителя. Поэтому, во-вторых, нужно в процессе труда учащихся включать задачи, решение которых вызывало бы необходимость активного применения технико-технологических знаний, активной мыслительной деятельности, а не только физических усилий. Этим требованиям отвечают задачи на конструирование изделий, выбор заготовок и планирование технологии и режимов их обработки, подбор необходимых рабочих инструментов и приспособлений, определение инструментов для контроля процесса изготовления и др. Вместе с тем, нельзя считать, что физическая деятельность учащихся в процессе труда не оказывает никакого влияния на их интеллектуальное развитие. Она представляет собой как бы "материализованное" мышление и тоже влияет на развитие интеллектуального воспитания в труде. Здесь на первый план выходят отношения, складывающиеся в процессе труда. В воспитании средствами труда можно четко выделить два взаимосвязанных механизма. Первый - это уже рассмотренный механизм влияния процесса труда на физическое и интеллектуальное развитие личности учащегося. Он проявляется в трудовой деятельности при решении трудовых задач физического и интеллектуального характера. Второй - это влияние отношений в труде на развитие личности. Они складываются из отношений к предмету, орудиям и результатам труда, отношений к людям труда и т.д. Хотя и в этом механизме влияния труда на развитие личности первоосновой является трудовая деятельность, в процессе и результате которой и возникают отношения нравственного характера. Рассмотрим эти отношения несколько подробнее. Отношение к предмету труда. Под предметом труда понимается то, на что направлен труд. Простой пример: в труде по изготовлению учащимися изделий из древесины и металлов предметом труда будут указанные материалы, заготовки из них. Если ученик изготовляет из этих материалов полезные вещи, нужные себе и другим, то у него, естественно, формируется убеждение в необходимости бережного, экономного к ним отношения. Через отношение к предметам труда у учащихся формируется более широкое нравственное отношение - отношение к природе. Например, древесина и металлы как материалы и как предметы труда учащихся на занятиях по технологии получены, соответственно, из леса и железной руды, то есть вещества природы. Нравственно-трудовое воспитание переходит в воспитание экологическое. Отношение к орудиям и средствам труда заключает в себе очень богатое содержание. Это знание материалов, из которых они изготовлены, знание конструкций орудий и средств труда и естественнонаучных законов, на которых они основаны, умения применять их в практической деятельности и т.д. Указанное отношение имеет и нравственную сторону. Через него проявляется отношение к природе и другим людям, так как орудия и средства труда изготовлены из природных материалов, они были изготовлены людьми и для людей, для применения в трудовой деятельности. Через отношения к предмету, орудиям и средствам труда у учащихся формируется общая трудовая и технологическая культура, которая заключается в умении и привычке рационально планировать и осуществлять свою работу, подчиняясь трудовой и технологической дисциплине. В собственно труде, или трудовой деятельности формируются межличностные отношения. Здесь возникают и развиваются деловые партнерские отношения, товарищеское сотрудничество и взаимопомощь, отношения технологической и трудовой дисциплины и другие. Отношение к результатам труда также имеет нравственную окраску, так как ими пользуются другие люди, то есть через продукт труда выражается отношение к другим людям. Труд - категория экономическая. Занимаясь трудом, школьники включаются в экономические отношения в обществе. Эти отношения создают основу, практическую базу для экономического воспитания. |
|||