Знаки и символы при конспектировании текста
Полущенко Светлана Антоновна
Статья отнесена к разделу: Преподавание
технологии
Для эффективной организации учебно-воспитательного процесса
необходимо добиваться оптимального сочетания классических и
нетрадиционных методов и приёмов обучения, выбираемых с учётом
развития способностей уч-ся 5-х - 9-х классов. При изучении курса
технологии должна быть обеспечена преемственность с учебным
материалом других предметов (математики, геометрии, черчения и др.).
Учитель стремится к индивидуальному подходу, чтобы практические
работы приносили удовлетворение учащимся. Занятия проводятся в виде
лекций и практических работ. Обязательно ведение конспекта, также
придаётся большое значение развитию самостоятельности учащихся в
приобретении знаний и умений, и применение их на уроках.
Рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих
правильность выполнения работы, теоретическое знание терминов, а
также качественное оформление. В процессе изучения технологии
рекомендуется широко пользоваться учебным и наглядным пособием:
плакатами, таблицами, моделями, образцами, чертежами.
Для быстрого конспектирования текста мною была предложена новая
методика употребления знаков и символов при написании текста быстро
и кратко. При разработке “азбуки быстрого писания” я обратилась к
знакомым учащимся символическим знакам, которые уже применяются при
оформлении задач по математике, геометрии, черчении и другим
предметам. Запись текста знаками экономит время и бумагу. А самое
главное, печатая тексты на компьютере, при оформлении проектов
учащиеся применяют знаки, находящиеся на клавиатуре. Ориентируясь в
современном пространстве знаков и символов, учащиеся без особых
усилий применяют “азбуку быстрого писания” при конспектировании
текста по технологии. Этот метод применяется мною с 1999 года
успешно.
Переходя в 5 класс, девочки встречаются с новыми методами в
оформлении конспектов (не нарушая общего орфографического режима),
но после постоянного напоминания и наглядного оформления текстов на
доске, они постепенно приобретают навыки “азбуки быстрого писания ”.
В помощь учащимся разработаны инструкционные карты, где отражены
знаки и их значение в тексте, особенно применяемые в
последовательном описании построения чертежа с применением краткого
обозначения мерок, а также их графического изображения.
Инструкционная карта. “Азбука быстрого писания”.


Например: Построение чертежа прямой юбки (фрагмент из
учебника Технология 6 кл).
1. Построить прямой угол с вершиной в точке Т. Отложить
расстояние до линии бедер ТБ = Дст : 2 . Отложить длину юбки ТН =
Ди. Через точки Б и Н провести горизонтальные линии бедер и низа
юбки. Расчёт по своим меркам: ТБ = ….: 2 = ……см, ТН = ….см.
2. Отложить ширину юбки по линии бедер ББ = Сб + Пб = ….см, через
точку Б провести вертикальную линию, точку пересечения которой с
линией талии обозначить Т , а с линией низа - Н . Расчет по своим
меркам: ББ = …. + 3,0 = ….см.
3. Отложить ширину заднего полотнища ББ = Сб : 2 =….см. Провести
вертикаль через точку Б . Точку пересечения её с линией талии
обозначить Т , а с линией низа - Н . Расчёт по своим меркам: ББ =
…..: 2 =….см.
Этот же фрагмент можно записать очень кратко по разработанной
методической рекомендации). Фото страницы из рабочей тетради ученицы
прилагается.

|