Главная страница    ИД «Первое сентября»
Проверка заявки
ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕСТИВАЛЕ
УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ
Выберите первую букву фамилии
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
УЧРЕЖДЕНИЯ–УЧАСТНИКИ
РАЗДЕЛЫ ФЕСТИВАЛЯ
Раздел Статьи
Преподавание математики 4221
Преподавание физики 1619
Преподавание астрономии 68
Преподавание химии 1113
Преподавание биологии 1596
Преподавание географии 1122
Преподавание экономики 240
Преподавание экологии 471
Преподавание истории 1718
Преподавание русского языка 1987
Преподавание литературы 2632
Преподавание информатики 2165
Преподавание ОБЖ 239
Преподавание в начальной школе 7910
Преподавание иностранных языков 3317
Преподавание технологии 980
Преподавание музыки 569
Преподавание МХК и ИЗО 842
Спорт в школе и здоровье детей 785
Работа с дошкольниками 2317
Общепедагогические технологии 1523
Администрирование школы 802
Организация школьной библиотеки 144
Внеклассная работа 5237
Классное руководство 1092
Работа с родителями 629
Школьная психологическая служба 995
Социальная педагогика 286

Всего статей: 38459
Рейтинг@Mail.ru

Экологические проблемы. Природоохранные технологии, вторичное использование промышленных и бытовых отходов.

Яценко Евгения Леонидовна, учитель технологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии, Администрирование школы


Объявление

С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем сайте.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их закрепление и применение, формирование умений по проектированию и оформлению работ)

Форма урока: творческая научно-практическая лаборатория.

Форма организации деятельности учащихся: совместно-индивидуальная, коллективная, групповая.

Цель урока: Создание условий для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности путем реализации образовательных, креативных, компенсационных. профориентационных, социальных задач - раскрыть и показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя (самореализоваться) и добиться успеха.

Образовательный аспект:

- выявлять экологическую проблему и предлагать пути ее решения при анализе конкретной жизненной ситуации;

- проводить экспертизу экологического материала, экологический мониторинг, исследование;

- учить применять наиболее современные (экономичные, экологичные) способы и приемы обработки материалов;

- ознакомление с многообразием, особенностями и возможностями вторичного использования промышленных и бытовых отходов;

- пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной обработки материалов;

- использовать различные технологии для создания изделий;

- выполнять самостоятельно изделия декоративно- прикладного творчества в доступных техниках;

- проектировать и создавать изделия с учетом закономерностей дизайна;

- работать на компьютере по воссозданию идей;

- оценивать и защищать выполненный проект;

- формирование умений работать с информационными ресурсами (журналами мод, рукоделие, работа с Internet, компьютерными и телекоммуникационными средствами);

Развивающий аспект:

- совершенствование умений и навыков расширение представления учащихся о дизайне;

- способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать;

- способствовать развитию образного мышления, воображения, художественного вкуса, фантазии;

- совершенствовать навыки культуры труда;

- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;

Воспитательный аспект:

- развитие интереса к изучению народных традиций, художественных ремёсел России, Кубани;

- способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства сплоченности и - взаимопомощи, ответственности;

- продолжить воспитание интереса к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества; аккуратности, самостоятельности, желания создавать красивые изделия;

- способствовать профессиональному самоопределению.

Профориентационные задачи:

Развивать представления учащихся о характерных особенностях труда людей разных профессий: эколог, дизайнер интерьера, художник-оформитель, художник-декоратор.

Межпредметные связи: экология, информатика, изобразительное искусство, физика, химия

Материально-техническая база: 3 компьютера, мультимедийный проектор

Дидактическое обеспечение:

1) учебно-техническая документация: инструкционно- технологические карты для работы

2)материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания , тесты, кроссворды, рисунки, карандаши, фломастеры, дидактический раздаточный материал по разделу

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Проектные. Вербальные. Проблемные. Исследовательские. Совместный поиск Эвристические. Мозговой штурм. Креативные. Когнитивный. Дифференцированные наглядные (демонстрация, презентация в программе Power Point), практические (тестирование на компьютере, зарисовка эскизов, работа с дидактическим материалом.),

Оформление кабинета: творческие проекты выполненные учащимися, выставка готовых работ; образцы материалов и инструментов; раздаточный материал.

Оформление доски: тема урока,

  • Пословица “Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”,
  • “Красота спасет мир”. Ф.М.Достоевский

Для лабораторно-практической работы:

  • клей “Дракон”,
  • декоративные шнуры,
  • бисер,
  • бусы,
  • пластиковые баночки,
  • металлические коробочки,
  • ножницы,
  • кисти,
  • перчатки.

Ход урока

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Активизация знаний учащихся по теме урока.

Сегодня почти в каждом доме, в каждой Кубанской есть произведения народных мастеров - ковры, изделия из дерева, керамики, кожи. Они входят в нашу жизнь, в первую очередь, как художественные изделия, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением нашего жилья.

На протяжении всей своей истории человек постоянно ощущал потребность в красоте, желание видеть вокруг себя неповторимые рукотворные предметы декоративно-прикладного искусства, воплощающие вековой опыт художественного вкуса народа.

“Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”, - говорится в пословице. Любая работа, выполненная своими руками, несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку, которому предназначен подарок.

Вопрос: Где же взять этот замечательный материал для поделок?

- Давайте мы обратимся к природе и посмотрим , что нас окружает?

- А в каком состоянии находиться местность вокруг нас?

- Чем мы можем помочь ей?

III. Формулировка темы. Постановка учебной задачи.

- А как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока, если мы говорим о состоянии окружающей среды и о подарках выполненных своими руками.

Ответы уч-ся:

Сообщение темы и целей учителем:

Презентация.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим и исследуем экологические проблемы города, природоохранные технологии и как вторично мы можем использовать промышленные и бытовые отходы. Слайд №1

1V. Обобщение и систематизация знаний .

1 .Экологический мониторинг

- За это дело взялись наши Экологи, Эксперты, Исследователи. (таблички)

Проведя экологический мониторинг, а он включает в себя три основные процедуры: наблюдение, оценка состояния и прогноз возможных изменений Слайд №2

Вывод: сообщения экологов, исследователей, экспертов.

Бытовой мусор в лесу, парках, на улицах.

Оставленный мусор – показатель степени культурности человека.

Брошенные банки и бутылки – смертельные ловушки для многих насекомых, кроме того, они будут очень долго (несколько лет) ржаветь. Для того, чтобы ускорить этот процесс, банки необходимо обжечь в костре, потом закопать (обожженная жесть распадается очень быстро).

Бытовое название всех видов пакетов из пленки – полиэтиленовые. Действительно, существуют пленки, изготовленные путем полимеризации полиэтилена и они практически безвредны для живых организмов. Но есть еще пленки из поливинилхлорида, и отличить их от полиэтиленовых крайне сложно. Как те, так и другие очень стойкие, сами они не исчезнут. Сжигать поливинилхлоридные пленки крайне опасно – при горении этих пленок выделяются диоксины, хлороводород, кадмий (одни из этих веществ являются канцерогенами, другие едкие).

Рекомендации

Поэтому не уничтожайте “полиэтиленовые” пакеты, сжигая их, но и не разбрасывайте Рядом с местом для пикника или туристической стоянки обязательно должна быть выкопана яма для мусора; после её заполнения или перед уходом с места стоянки яму надо аккуратно закопать.

Переработка бытового мусора и промышленных отходов

Большую проблему с точки зрения экологии представляет утилизация бытовых и промышленных отходов. В России на санкционированных и несанкционированных свалках, хранилищах, полигонах скопилось около 86 млрд. т твердых отходов производства и потребления, или более 530 т на каждого жителя страны. Из этой массы на мусоросжигательные заводы поступает приблизительно 5%, остальное идет на полигоны и свалки.

Кроме того, на территории России накоплено 1,1 млрд. т опасных отходов. К ним относятся радиоактивные отходы, пестициды, запрещенные к употреблению или пришедшие в негодность запасы химического оружия, диоксины, которые содержатся в отходах хлорного производства и целлюлозно-бумажных комбинатов. Слайд №3

В то же время в бытовом мусоре содержится много ценных веществ: органические соединения, годные для удобрения, бумага и картон, стекло, пластмасса, кожа, дерево, металлы. Поэтому разрабатываются проекты и строятся специальные заводы по переработке мусора. Они более безопасны для окружающей среды и одновременно более экономичны, чем мусоросжигательные установки. Сократить накопление отходов позволяет многоразовое использование стеклянных бутылок, сбор пластмассовых бутылок и полиэтиленовых пакетов для переплавки и т.д.

Поэтому сейчас много внимания уделяется безотходным технологиям.

Безотходная технологияэто такой способ производства продукции, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле: сырьевые ресурсы — производство — потребление — вторичные сырьевые ресурсы. Это позволяет сделать минимальным воздействие на окружающую среду и не нарушать ее нормального функционирования.

3. О Концепции краевой целевой программы “ОТХОДЫ”(Приложение №1) http://tiss-eco.narod.ru/doc1/p1_3.html Слайд №4

4. Экспертиза экологического материала

Экспертиза материала для работы показала, что все чаще технически “здоровые” изделия и материалы оказываются на свалке. Но ведь можно их использовать как сырье для новых изделий

Показ материала для работ (пластиковые и металлические баночки, коробочки, и т.д.)

1V. Обобщение и систематизация знаний .

1. Повторение (компьютерный тест)- оценка “жетоны”-

Давайте мы с вами, посмотрим на эти материалы глазами дизайнера Кто такой дизайнер? Этапы развития дизайна в России? Виды дизайна?

Тестирование Алгоритм работы с “тестером” Приложение2 Слайд №5

ОБЗОР

  • файл “дизайн”
  • открыть

СТАРТ

  • регистрация (пишем фамилию или имя) - ОК
  • высветился вопрос – нажми правильный ответ из предложенных вариантов
  • тест закончили на ? ответ НЕТ
  • читаете свою оценку

ОЧИСТИТЬ

  • Закрыть тест
  • Оценивание жетонами.

2. “Дизайн” – лаборатория (проектная деятельность)

Определение перечня критериев - правила проведения экспертизы и оценки изделия.

Повторив о дизайне, мы с вами в нашей “Дизайн-лаборатории” освоим и другие профессии, знаниями которых должен владеть дизайнер.

Что в дальнейшем нам поможет при определении перечня критериев, которому должно удовлетворять сделанное вами проектное изделие

Кроссворд по экспертизе и оценке изделия Слайд №6

Люди какой профессии отвечают за:

1.Техническое совершенство- Инженер

2. Общественная потребность – Социолог

3. Эстетические достоинства – Художник

4. Удобство пользования - Эргономист

5. Затраты, прибыль - Экономист

Выработка идей, поиск возможных решений, планирование изготовления изделия Ведь скоро Новый год, Рождественские каникулы. Слайд№7 образцы идей

(Оценивание идей с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи отличной от других и соответствующих всем критериям)

V. Применение знаний, формирование умений.

Перед каждым стоит сегодня задача: проявить свою фантазию и воображение, сделать красивое изделие и продемонстрировать его.

1. Инструктаж по технике безопасности, правила работы

2. Демонстрация основных этапов технологической последовательности изготовления изделий Слайд № 8,9,

3. Индивидуальная работа учащихся: выполнение практического задания по технологической карте

4. Работа с картой индивидуального маршрута. (Приложение №3)

Карта индивидуального маршрута представляет собой таблицу с вариантами практического задания. Задания разного уровня и учащиеся самостоятельно выбирают свой вариант задания. В конце урока в последнем столбце результат проставляется учителем или, в зависимости от целей урока, самими учащимися.

Физминутка

Во время практической работы учитель контролирует положение головы, тела, проводит упражнения на релаксацию шейно-плечевого пояса

(Здоровьесберегающие технологии).

VI. Контроль и рефлексия.

Выставка практических работ. (Презентация раннее выполненных) Слайд №10

Учащиеся представляют работы сделанные на уроке

Испытания в процессе использования. Самооценка. Трудности.

Анализ, комментарий учителя к каждой работе.

VII. Подведение итогов.

Примерные вопросы беседы:

  • Нравятся ли Вам работы, представленные на этой мини-выставке?
  • Есть ли в ваших домах такие работы?
  • С какими работами приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками?
  • Как Вы думаете, актуальны ли эти работы в наши дни?
  • Хотите Вы сделать такие же работы для своих друзей и близких?
  • Украсят ли такие работы Ваш дом?
  • Где может найти практическое применение ваша работа?
  • Какие технологические операции нам еще предстоит сделать, чтобы изделие стало функциональным?

Чем помогли вы окружающему миру?

Умейте видеть красоту в жизни, созидать ее, ведь как сказал писатель Ф.М.Достоевский: “Красота спасет мир”. Слайд №11

VIII. Домашнее задание.

Подготовить технологическую карту изготовления своего изделия и эколого-экономическое обоснование. Спасибо за урок

Оценивание в “Открытом журнале”

  Ф. И. ученицы теория тест практика итог
О

Т

К

Р

Ы

Т

Ы

Й

         
         
         
         
         
         
         
         
           
5 4 3 2 Ж У Р Н А Л

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Детская энциклопедия 2005г.
  2. Электронный учебник “Экология” 10-11 класс
  3. Учебник технологии10-11 класс Вентана-Графт
  4. Ресурсы сети Интернет http://tiss-eco.narod.ru/doc1/p1_3.html
  5. Сайт города Кропоткин
  6. Дополнительные ЦОРы:
  • Экскурсии по микрорайону для фоторепортажа.(обучение по применению с цифрового фотоаппарата)
  • Изделия подготовленные руками учащихся из материалов собранных на близлежащей территории МОУ СОШ №17 (Творческие проекты) – безотходные технологии.

© 2003—2008 Издательский дом «Первое сентября»
Адрес: 121165, ул. Киевская, 24, Москва, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Телефон: (499) 249-52-53   Эл.почта: festival@1september.ru