Правила выполнения практических занятий |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ. ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
Цели работы: • получение первоначальных умений определения структуры занятия; • ознакомление с порядком составления плана-конспекта урока. Справочно-информационный блок Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учителем. В значительной степени на достижение результата влияет функционирование различных форм деятельности учителя и учащихся на уроке. А все формы взаимодействия на занятиях технологии отражены в структуре комбинированного урока - наиболее распространенного типа урока, лежащего в основе конструкции всех остальных типов уроков. Все чаще в научной и методической литературе упоминают о разновидности комбинированного урока, названного синтетическим. В учебнике «Педагогика школы» под редакцией профессора И. Т. Огородникова ему дается следующее описание: «Под синтетическим подразумевается такой урок, на котором решаются различные дидактические задачи: ознакомление учащихся с новыми знаниями, умениями и навыками, их закрепление и повторение ранее пройденного. В отличие от так называемого комбинированного урока синтетический урок в зависимости от дидактической цели и специфики учебного материала строится по-разному. На этих уроках нередко изучение нового материала органически объединяется с его закреплением, повторение ранее пройденного опирается на известные учащимся знания и проводится не только в форме изложения и объяснения учителем, но и в разнообразной самостоятельной работе учащихся». Академик М. И. Махмутов выделил главную сущностную черту синтетического урока - в его основе лежит чаще всего самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это обстоятельство в полной мере характерно для занятий по технологии с использованием проектно-творческого метода обучения, а поэтому должно быть отражено в составлении планов уроков, т.е. при текущем планировании своей работы. Вместе с тем ряд ученых (Ю.А.Конаржевский, И.Ф.Харламов и др.), рассматривая все типы уроков, полагают, что все они ни что иное, как различные структурные сочетания этапов комбинированного урока. Естественно, у каждого типа урока имеются различия по его построению, поэтому ниже приведена структура занятия по трудовому обучению для общего случая. 1. Организационно-подготовительная часть: а) контроль посещаемости и подготовки к уроку; б) раздача инструментов и заготовок или (при необходимости) распределение по рабочим местам; в) здесь же могут быть доведены до школьников порядок работы, ход урока и т. п. 2. Теоретическая часть: а) подготовка учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний (повторение пройденного материала, постановка задачи, проблемы и т.п.); б) обобщение изученного материала, разъяснение нового материала; в) контроль теоретического усвоения учащимися нового материала. 3. Практическая часть: а) вводное инструктирование учащихся, выдача заданий; б) обобщение и анализ ошибок, допущенных на прошлых занятиях, установление причин и путей их устранения; в) формирование умений и навыков учащихся в процессе самостоятельной работы под контролем и наблюдением преподавателя; г) текущее инструктирование (целевые обходы), контроль понимания учащимися нового материала. 4. Организационно-заключительная часть: а) оценка результатов работы учащихся, заключительный инструктаж, подведение итогов урока; б) установка на следующее занятие; в) уборка рабочих мест и мастерской. План урока удобнее составлять на отдельных листах. На первом - тема, цели (обучающая, воспитательная, развивающая, профориентационная), методы проведения, материальное обеспечение и т.д. На втором - ход урока с указанием этапов, решаемых вопросов, проблемных и поисковых ситуаций и т. п. Третий лист - только для краткого конспекта, который дается учащимся для записи на уроке. Времени на длительное конспектирование не выделяется, поэтому сжатости и продуманности таких записей учитель должен уделять достаточно внимания. При этом может оставляться место для рисунков, схем и др., что может быть перенесено на домашнее задание. В зависимости от опыта запись этапов и элементов урока может быть более или менее подробной. Канонизированной формы планов урока нет, но при разнообразии форм план-конспект урока обязательно должен отражать тему, цель, оснащение, ход. Наличие плана перед началом занятия - обязательное и непременное условие работы учителя технологии. |
|||