© Коротаева М.А.2005-06
Все права защищены
 









Стандарты образования
Рабочий учебный план
Рабочая учебная программа
Календарно-тематический план
План самостоятельной работы студентов по ОТШИ
Техника безопасности

 Стандарты образования 
  • Общая характеристика специальности 0309 Технология

  • Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 0309 Технология

  • Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 0309 Технология





  • Министерство образования Российской Федерации
    Институт проблем развития среднего профессионального образования




    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
    к минимуму содержания и уровню подготовки
    выпускников по специальности
    0309 Технология
    (повышенный уровень среднего профессионального образования)


    Квалификация- учитель технологии


    Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.


    Москва - 2002 г.




    1. Общая характеристика специальности 0309 Технология

      1.1. Специальность 0309 Технология утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 "Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования".
      1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0309 Технология:
  • очная,
  • очно-заочная (вечерняя),
  • заочная,
  • экстернат.
    • 1.3. Нормативные сроки обучения го специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.

      Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

    • на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев / 4 года 10 месяцев ;
    • на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев.

    • Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
    • аттестат о среднем (полном) общем образовании;
    • аттестат об основном общем образовании;
    • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
    • документ об образовании более высокого уровня.
      1.4. Квалификация выпускника - учитель технологии.
      1.5. Квалификационная характеристика выпускника.Выпускник готовится к работе в качестве учителя технологии в основной общеобразовательной школе, а также к выполнению педагогичен функций в других воспитательно-образовательных учреждениях со школьниками данного возраста.

    Основные виды деятельности учителя технологии:

    образовательно-воспитательная - осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами основной школы; обеспечение уровня подготовленности учащихся в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования в области технологии; создание гуманистической педагогической среды как условия успешного развития подростка; организации внеучебной воспитательной работы; осуществление личностно ориентированного подхода в работе с учащимися;

    учебно-методическая - планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний умений школьников) на основе образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы; отбор содержания и выбор технологии обучения и воспитания;

    социально-педагогическая - осуществление связи с родителями, ознакомление учащихся со сферами профессиональной деятельности с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении и социализации личности.

    Выпускник должен уметь: планировать, методически организовывать и осуществлять педагогический процесс по разделам образовательной области "Технология" с учетом их специфики; обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания учащихся основной общеобразовательной школы; взаимодействовать (сотрудничать) с подростком, рук водить коллективной работой учащихся.

    Выпускник должен знать: основные документы о правах ребенка обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человек; Конституцию Российской Федерации; Федеральный закон "Об образовании"; решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования в образовательной области "Технология"; основы общетеоретических, общетехнологических предметных дисциплин по специализации; цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания учащихся; основы психологии человека и психологические особенности подростка; методики преподавания разделов образовательной области "Технология"; особенности анатомии и физиологии подростка, требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; основы организации деятельности образовательного учреждения.

    2. Требования к уровню подготовки выпускника
    по специальности 0309 Технология

      2.1. Общие требования к образованности выпускника

    Выпускник должен:

      - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
      - иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
      - знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
      - знать государственный язык Российской Федерации - русский; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание;
      - обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
      - обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
      - быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
      - быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
      - быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм;
      - владеть профессиональной лексикой;
      - быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
      - быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
      - обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;
      - знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
      - иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями физического совершенствования.

      2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

    По дисциплинам предметной подготовки выпускник должен:

      ! иметь представление о происхождении, свойствах и сферах применения наиболее распространенных материалов;
      ! иметь представление о современных и перспективных технологиях преобразования материалов, энергии, информации с учетом экономических и экологических требований;
      ! иметь представление о структуре и особенностях функционирования современного производства;
      ! знать содержание основных разделов образовательной области "Технология", обеспечивающих выполнение требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования;
      ! знать методики преподавания разделов образовательной области "Технология";
      ! знать вариативные программы, реализуемые в основной школе; знать методику профессионального самоопределения;
      ! знать задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания школьников;
      ! знать основные понятия технической механики;
      ! знать основы материаловедения и машиноведения;
      ! знать особенности применения компьютерной техники в сфере образования и применения новых информационных технологий в учебном процессе;
      ! знать основы проектной деятельности;
      ! знать основы ведения домашнего хозяйства;
      ! уметь планировать образовательно-воспитательную работу по разделам образовательной области "Технология", формулировать цели учебных занятий;
      ! уметь выбирать формы, методы и средства обучения, определять структуру урока;
      ! уметь планировать и организовывать работу со школьниками по профессиональному самоопределению с учетом состава коллектива и региональных условий;
      ! уметь планировать и организовывать внеучебную работу со школьниками, способствовать развитию творчества и изобретательства;
      ! меть проводить инструктаж школьников по конкретным заданиям;
      ! уметь читать и выполнять комплексные чертежи (эскизы) и наглядные изображения предметов в соответствии со стандартами;
      ! уметь пользоваться школьным учебным оборудованием, применяемым в образовательной области "Технология";
      ! уметь разрабатывать и выполнять учебные проекты;
      ! уметь использовать компьютер в профессиональной деятельности как в части разработки проектов, так и в организации учебного процесса в школе, пользуясь готовым программным обеспечением;
      ! уметь оформлять интерьер жилых помещений, осуществлять простейшие ремонтно-строительные работы.

    По специализации "Обслуживающий труд" выпускник должен:

      ! знать общие сведения о волокнистых материалах и технологии получения тканей;
      ! знать особенности и приемы конструирования и моделирования одежды;
      ! знать основы технологии изготовления женской и детской легкой одежды, методику обучения школьников приемам обработки швейных изделий;
      ! знать основы технологии приготовления пищи, товароведение пищевых продуктов и методику обучения школьников приемам приготовления пищи;
      ! знать основы физиологии, санитарии и гигиены питания; знать виды, назначение и правила эксплуатации современных электробытовых приборов для обработки тканей и приготовления пищи; знать основы черчения, рисования, лепки и их применение при обучении школьников изготовлению одежды, приготовлению пищи, художественной обработке материалов;
      ! знать особенности технологии художественной обработки материалов и отдельных видов декоративно-прикладного искусства;
      ! уметь определять вид ткани, ее свойства и возможности применения;
      ! уметь выполнять различные швейные операции на швейных машинах (в том числе и с программированным управлением), применять средства малой механизации, разрабатывать и реализовывать технологические процессы изготовления швейных изделий (женской и детской легкой одежды), владеть приемами и обучать им школьников;
      ! уметь реализовывать технологический процесс приготовления пищи с соблюдением правил санитарии и гигиены, приготавливать пищу на основе готовых рецептов, самостоятельно разрабатывать рецепты блюд, владеть приемами обучения приготовлению пищи школьников;
      ! владеть приемами технического рисования и лепки из пластилина для изображения плоских и объемных форм при изготовлении наглядных пособий, образцов, моделей, элементов оформления;
      ! уметь разрабатывать и выполнять проекты изделий декоративно-прикладного искусства.


    3. Требования к минимуму содержания
    основной профессиональной образовательной программы
    по специальности 0309 Технология

    ДПП. ДС.ОО Дисциплины специализации
    ДПП. ДС.01 Специализация "Обслуживающий труд"
    ДПП. ДС.01 .03 Основы технологии швейных изделий:
    классификация одежды; виды производства одежды; этапы и виды работ при производстве одежды; современное состояние и пути развития отрасли; нормативно-техническая документация; основы швейного производства: классификация ручных и машинных стежков и строчек; виды ручных и машинных работ; влажно-тепловая обработка швейных изделий; организация рабочего места, правила безопасности труда; оборудование по технологическому назначению,
    Приспособления к швейным машинам; общие сведения о клеевых соединениях деталей, сваривание деталей одежды из термопластичных материалов; нормирование расхода ткани и материала, их настилание и рациональный раскрой; обработка отдельных деталей и узлов швейных изделий; технология обработки и сборки верхней женской и детской одежды: заготовительные операции (первоначальная обработка деталей, временная сборка изделия, примерка, обмеривание деталей), сборочные (монтажные) операции, отделочные операции; показатели качества, порядок оценки качества одежды; особенности обработки изделий из трикотажных полотен и современных материалов; особенности технологии ремонта и обновления одежды; методика обучения школьников приемам изготовления швейных изделий
    "Вверх"