© Коротаева М.А.2005-06
Все права защищены
 









Под редакцией О.А.Кожиной
Под редакцией Б.И.Орлова, К.А.Скворцова, О.А.Кожиной
Под редакцией И.А.Сасова, А.В.Марченко
Занимательные уроки технологии 5 класс
Занимательные уроки технологии 6 класс
Занимательные уроки технологии 7 класс
Обслуживающий труд для 5-6 кл
Кроссворды по теме "Обработка ткани"
Учебные игры в изучении технологии
Игры для проверки знаний
Формы и методы обучения учащихся по курсу "Технология обработки ткани"
Технология выполнения ручных и машинных швов, деталей и швейных узлов изделий
Творческий проект
Проведение занятий по теме "Обработка ткани" 5 кл
Изучение темы "Обработка накладных карманов" 5 кл
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

 Дидактический материал 

Учебные игры в изучении технологии

Опыт показывает, что при изучении технологии обработки ткани учащиеся испытывают трудности. Чтобы активизировать их учебную работу, я использую различные игровые приемы.

Игровые приемы на уроке

Эстафета


Учащиеся поочередно высказывают суждения по предложенному вопросу. Причем необходимо уложиться в одно предложение, повторения недопустимы. Учитель поддерживает ход дискуссии, пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны.

Другой вариант: партнерами становятся две бригады учащихся, расположившиеся друг против друга. В течение 1 мин они обсуждают поставленный вопрос, а потом представители каждой поочередно дают ответы.

Предметом обсуждения могут быть основные правила обработки ткани, техника безопасности труда при различных видах работ и т.д.

"Дежурный" по словарю


Этот прием я использую с целью расширения кругозора учащихся. Они поочередно получают задание найти в словаре русского языка слово, относящееся к изучаемой теме. В конце каждого урока "дежурный" объясняет его смысл.

Найди пару


Каждая ученица получает конверт с десятью карточками. Одна половина из них включает термины, описание ручных и машинных операций, названия узлов швейной машины и т. д., а другая - их определения, примеры применения. Необходимо за 2 мин подобрать к каждой карточке пару. Проверка и оценивание производятся в форме взаимоконтроля.



Лото


Данный прием используется для формирования образно-пространственного мышления и закрепления полученных знаний и умений. В игровой комплект входят перфокарта с вырезанными окошками и несколько карточек к ней. Работа в три этапа:

1-й - разложить карточки в последовательности выполнения данной технологии;

2-й - в специальных тетрадях заполнить перфокарту, вписать недостающую операцию;

3-й - выполнить контрольный образец шва.

Поскольку изготовление этого дидактического материала требует значительного времени, советую привлекать к работе учащихся.

Игровые приемы на внеклассных занятиях

-интеллектуальные марафоны, турниры, праздники труда. (Вопросы, подобные предлагаемым ниже, можно использовать в работе и на уроках.)

Блицтурнир


Учащиеся группы делятся на три бригады. Учитель задает им по семь вопросов. Для ответа на каждый отводится по 1 мин.

1-я бригада:

1. Какая деталь приводит в движение все рабочие органы швейной машины? (Главный вал.)

2. В каком положении должна находиться игла при заправке верхней нити? (В крайнем верхнем.)

3. К каким швам относят шов вподгибку? (К краевым.)

4. Какими нитками выполняют копировальные стежки? (Контрастными.)

5. Сметочные стежки - временного или постоянного назначения? (Временного.)

6. Как называют нити, идущие поперек кромки? (Уточные.)

7. Для чего даются припуски? (На выполнение швов.)

2-я бригада:

1. С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине? (Слева, спереди.)

2. В каком положении должна находиться лапкапосле работы на швейной машине? (Опущена.)

3. К каким швам относится настрочный шов? (К соединительным.)

4. Что образуется по краям ткани в процессе ткачества? (Кромка.)

5. По какой стороне фигуры снимают мерки? (По правой.)

6. Для чего дается прибавка? (На свободу облегания одежды.)

7. От чего зависит выбор ткани на изделие? (От сезонности и назначения.)

3-я бригада:

1. На каком ходу должна стоять швейная машина при заправке нитки? (На холостом.)

2. В какую сторону надо вращать маховое колесо? (На себя.)

3. Какая мерка определяет размер плечевого изделия? (Обхват груди.)

4. Как называется шов, используемый для сметывания деталей? ("Вперед иголку".)

5. На какой стороне ткани напечатанный рисунок ярче? (На лицевой.)

6. Какие детали кроят первыми: большие или маленькие? (Большие.)

7. Каково название самых необходимых в любой одежде деталей (они бывают накладные, внутренние, прорезные, застегивающиеся на молнии, располагаются чаще всего на брюках, фартуках, юбках)? (Карманы.)

"Черный ящик"


Бригады поочередно получают задание в течение 1 мин отгадать, что лежит в закрытом ящике. Это может быть, например, какая-либо деталь швейной машины.

Даются следующие подсказки: она называется так же, как одна из деталей велосипеда (педаль); имеет такое же название, что и одно из дополнений к мужской и женской одежде (ремень); одна из частей этой детали называется так же, как предмет зимней спортивной игры (шайба); эта деталь имеет такое же название, что и деталь авторучки (стержень).

Эрудит


Предлагаю учащимся зашифрованные названия различных терминов по швейному делу. Необходимо их расшифровать и объяснить значение. В приведенной ниже таблице закодированы слова: шов, стежок, строчка, кромка, основа, уток, изнанка, хлопок, шелк, шерсть, лен, нитка, игла.

"Древние письмена"


Предлагаю учащимся ознакомиться с так называемыми "древними письменами", в которых отсутствуют гласные буквы. Необходимо их определить.

Например: в-л-кн- тк-ч-ств- п-р-пл-т-н~пр-д-н- п-п-р-чн- д-л-в--т-г б-л-вк- тк-нь

Ответ: волокно, ткачество, переплетение, прядение, поперечная, долевая (нить), утюг, булавка, ткань.

Колесо истории


Участники крутят "колесо", вокруг которого расположены вопросы. Остановившаяся стрелка указывает на один из них.

Вопросы:

1. Легкая обувь без каблуков с ремешками, оплетающими ноги, впервые появившаяся в Древней Греции. Ее можно считать родоначальницей босоножек (сандалии).

2. Головной убор, имеющий многовековую историю, был моден еще в XV в.; это шапочка, которую носили кардиналы, доктора, женщины и мужчины, иногда украшенная перьями и драгоценными камня ми (берет).

3. Необходимая форма обуви, появившаяся в эпоху Ренессанса и дошедшая до наших дней (на платформе).

4. Почему в 70-х гг. XVIII в. возникла необходимость в изобретении палочек для чесания в волосах? (Вошли в моду очень высокие прически, а услуги парикмахера стоили так дорого, что их сохраняли не тронутыми как можно дольше к немалому удовольствию вшей.)

5. Объясните, почему на протяжении всего XIX в. женская мода была нелепой и к тому же вредной для здоровья? (Тугие корсеты сдавливали внутренние органы);

6. В1850 г. с изобретением швейной машины появилась возможность... (массового производства недорогой, но модной одежды.)

7. Объясните, почему в начале нашего столетия (1910 г.) дамам приходилось связывать себе ноги специальными подвязками? (Юбки стали такими узкими, что дамам приходилось связывать себе ноги, чтобы ненароком не шагнуть слишком широко и не разорвать шов на платье.)

8. Как называется запатентованная в 1892 г. в Чикаго первая "обувная застежка", призванная заменить шнурки на ботинках? ("Молния".)

9. Как называется самая короткая женская юбка? (Мини.)

10. Какой головной убор носят женщины с давних времен до наших дней? (Платок.)

Выберите правильный ответ

Учитель зачитывает вопрос и дает на него три варианта ответов. Вопросы по пройденным темам могут подготовить и сами ученики. Приведем примеры (правильный ответ подчеркнуть.):

1. Пике - это ткань с выпуклым рисунком. Где ее впервые выработали? Ответы: Англия, Франция, Германия.

2. Как измерялись ткани на Руси? Ответы: локтями (0,5 см), пядями (расстояние между большим и указательным пальцами -15 см), саженями - 1,5 м.

3. Куда в Древней Руси складывали деньги и мел кие вещи? Ответы: завязывали в платок и носили за пазухой, подвешивали к поясу в специально сшитых мешочках-"калитах", прятали за щеку, как Буратино.

4. Какой тип мебели на Руси являлся одновременно кроватью, хранилищем для платья, посуды, денег? Ответы: шкаф, сундук, комод.

5. Когда впервые в России вошла в обиход вилка? Ответы: при Иване Грозном, при Алексее Михайловиче, при Петре I.

6. Какая посуда использовалась на Руси до Монгольского ига в XIII в.? Ответы: глиняная, стеклянная, деревянная.

7. Откуда в России впервые появился чай? Ответы: из Индии, из Китая, из Грузии.

8. Где были изобретены суп, пюре, рулет, фарш? Ответы: Франция, Россия, Италия.

9. Из какого языка заимствовано слово "кухня"? Ответы: французский, немецкий, русский.

Объясните выражения: умывать руки; положа руку на сердце; волчий аппетит; манна небесная; первый блин комом; язык проглотишь; спустя рукава; дорого яичко ко Христову дню; не все коту Масленица.

"Верите ли вы, что..."


1. Кринолин - это заключительный танец бала? (Нет, это женская юбка на обручах из проволоки, придающая пышность платью; а заключительный танец бала назывался - котильон.)

2. Помаду первоначально использовали для волос, как пудру? (Да.)

3. Капор - мужская шляпа, котелок - женский головной убор? (Нет, наоборот.)

4. Панталоны - мужские длинные штаны со штрипками внизу? (Да.)

5. Дамы, подавая руку мужчине для поцелуя, обязательно снимали перчатки? (Нет.)

6. Для того чтобы научиться делать поклоны, нанимали специально учителей танцев? (Да.)

7. Тарелки на Руси в XVI в. служили не для еды? (Да, в них бросали кости.)

8. Слово "кухня" в русском языке не упоминалось до конца XVII в., так как специального помещения для приготовления пищи не было? (Да, для этого служила русская печь, которая одновременно обогревала дом.)

9. Сырники первоначально готовили из сыра? (Нет, сыром называли в старину творог.)

10. Ложка появилась 2 тыс. лет назад? (Да, Лаврентьевская летопись 966 г. рассказывает, что дружина князя Владимира ела деревянными ложками.)

11. Сбитень - это мед, прокипяченный в воде с различными пряностями? (Да.)

12. Вилки в России во времена Петра I использовали для десерта, а остальную пищу ели руками или при помощи ложки? (Да.)

13. Первый блин всегда комом? (Нет, так бывает, когда сковорода недостаточно прогрета или плохо смазана маслом.)

"Вверх"