© Коротаева М.А.2005-06
Все права защищены
 









Под редакцией О.А.Кожиной
Под редакцией Б.И.Орлова, К.А.Скворцова, О.А.Кожиной
Под редакцией И.А.Сасова, А.В.Марченко
Занимательные уроки технологии 5 класс
Занимательные уроки технологии 6 класс
Занимательные уроки технологии 7 класс
Обслуживающий труд для 5-6 кл
Кроссворды по теме "Обработка ткани"
Учебные игры в изучении технологии
Игры для проверки знаний
Формы и методы обучения учащихся по курсу "Технология обработки ткани"
Технология выполнения ручных и машинных швов, деталей и швейных узлов изделий
Творческий проект
Проведение занятий по теме "Обработка ткани" 5 кл
Изучение темы "Обработка накладных карманов" 5 кл
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

 Методические рекомендации 

Методика проведения занятий
по технологии обработки ткани
(5-й класс)

Содержание этого раздела программы обычно вызывает у пятиклассниц повышенный интерес, поскольку они понимают, что знания и умения, которые им предстоит получить на занятиях, потребуются в жизни. Чтобы облегчить усвоение школьниками излагаемых знаний, овладение ручными приемами шитья и приемами работы на швейной машине, силами преподавателей и студентов Курского госпедуниверситета разработан и изготовлен комплект из 53 учебных плакатов по технологии обработки ткани, пищевых продуктов и культуре дома для 5-го класса. Тематика плакатов отражает основное содержание программы. На каждом из них указан класс, название раздела и темы. Учебный материал представлен в виде цветных схем, рисунков, таблиц.

Ниже приведены несколько плакатов по технологии обработки ткани и методические рекомендации по их использованию на занятиях.

Беседы о назначении одежды, показ швейных изделий, выполненных старшеклассницами, призваны заинтересовать девочек, вызвать желание быстрее и лучше научиться изготовлению своего первого крупного швейного изделия (например, фартука). На этом этапе обучения методически оправданно не акцентировать внимание на неизбежных ошибках, а укреплять в ученицах уверенность, что они смогут успешно справиться со всеми операциями по выполнению работы.



Школьниц знакомят с классификацией рабочей одежды, показывая, как широк диапазон бытовых и производственных ее видов, какую важную роль в обеспечении комфортных условий для человека при работе играет продуманный выбор фасона, материала и применяемой фурнитуры.

Вместе с тем учитель должен осознавать, что у пятиклассниц не сформированы представления о построении чертежей. Их необходимо познакомить с наименованиями, графическим изображением и назначением линий чертежа, заложить у них понимание тех условных знаков, которые будут встречаться в технической документации на изготовление швейных изделий. При этом следует учесть, что в начальной школе дети получили лишь первоначальные сведения о геометрических фигурах, у них, как правило, слабо развито пространственное воображение.

Изготовление швейного изделия на первом этапе включает в себя создание эскиза и выполнение конструкции (чертежа). Выполняя под руководством учителя эскиз, а затем и чертеж изделия, учащиеся овладевают необходимыми для этого графическими знаниями и умениями. Следует также учитывать, что при изготовлении швейных изделий, в рукоделии применяются обозначения, присущие только этим работам (рис. 1). С ними надо обязательно познакомить школьниц.

Поскольку многие ученицы ранее не сталкивались со швейными работами, для них оказывается непросто справиться даже с легкими заданиями. Поэтому на занятиях основным дидактическим правилом должна стать постепенность в овладении приемами в сочетании с неизменной доброжелательностью учителя по отношению к учащимся. Медленное, но верное выполнение рабочих приемов на первых порах - залог правильной и проводимой в нужном темпе работы в дальнейшем.

Должное внимание на занятиях необходимо уделять терминологии. Термины машинных работ "стачать", "обтачать", "притачать", "отстрочить", "застрочить" и др. будут осмысленно восприниматься детьми только в сочетании объяснения их содержания с обязательным показом выполняемых при этом действий и практическим выполнением руками учеников.

Важным этапом является формирование у школьниц представления о видах машинных швов, их графических и условных изображениях и умения их выполнять (рис. 2). Здесь представляется методически оправданным использование для закрепления материала картонных карточек с прорезями для ответа, которые удобны как для контроля, так и для самоконтроля знаний (рис. 4,5). К каждой карточке прилагается подкладной трафарет.

Особое внимание следует также уделить обучению снятию мерок. Пояснение их обозначений, где буква С (полуобхват) наглядно изображает половину окружности (обхвата), уясняется, как правило, легко, если идет параллельно с конструированием чертежа на половину фигуры. Поскольку при этом происходит переход от пространственного представления к плоскостному изображению, желательно использовать манекен с нанесенными на нем тесьмой линиями, по которым осуществляется измерение. Нагляден и прием измерения сантиметровой лентой живой "модели" - сидящей рядом одноклассницы.

Запоминанию специальных терминов, связанных с влажно-тепловой обработкой изделия, в сочетании с правилами безопасной работы электрическим утюгом поможет плакат, показанный на рис. 3.

Подчеркнем важность дифференцированного подхода к подбору заданий по уровню сложности для каждой конкретной ученицы, что во многом предотвратит возможность неудачи, будет способствовать развитию интереса к работе, самостоятельности и веры в свои силы.

"Вверх"