© Коротаева М.А.2005-06
Все права защищены
 









Под редакцией О.А.Кожиной
Под редакцией Б.И.Орлова, К.А.Скворцова, О.А.Кожиной
Под редакцией И.А.Сасова, А.В.Марченко
Занимательные уроки технологии 5 класс
Занимательные уроки технологии 6 класс
Занимательные уроки технологии 7 класс
Обслуживающий труд для 5-6 кл
Кроссворды по теме "Обработка ткани"
Учебные игры в изучении технологии
Игры для проверки знаний
Формы и методы обучения учащихся по курсу "Технология обработки ткани"
Технология выполнения ручных и машинных швов, деталей и швейных узлов изделий
Творческий проект
Проведение занятий по теме "Обработка ткани" 5 кл
Изучение темы "Обработка накладных карманов" 5 кл
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

 Занятие 5 

Обработка изделия после первой примерки


Начать занятие целесообразно с повторения предыдущего материала. Учащимся можно предложить подготовить ответы по карточкам. На каждой карточке дается эскиз платья или халата, на котором указан тот или иной дефект. Под рисунком написано название дефекта. Вверху задание: "Определите причину дефекта и предложите способ устранения". Для изготовления таких карточек можно воспользоваться материалами таблицы 7 "Дефекты в плечевом изделии и их устранение" учебного пособия. При подготовке к ответу учащиеся могут воспользоваться учебным" пособием.

Затем учитель проводит вводный инструктаж по теме урока - обработка изделия после первой примерки, обработка плечевых и боковых швов, разметка петель в халате.

Для подготовки учащихся к предстоящей работе целесообразно повторить с ними правила безопасности труда при работе на швейной машине с электроприводом, с утюгом. Вспомнить с учащимися приемы подготовки машины к работе: намотку ниток на шпульку, заправку ниток, регулирование натяжения верхней и нижней ниток, длины стежка.

На примере тканей, принесенных учащимися, можно повторить свойства тканей выбрать режимы влажно-тепловой обработки, подобрать номера ниток и игл. Повторить правила выполнения стачного шва.

Объяснение приемов сметывания, стачивания и влажно-тепловой обработки плечевых и боковых швов учитель сопровождает показом образцов по стадиям, а также практическим показом на одной из работ учащихся или на специально подготовленном образце.

На примере соединения плечевых срезов учитель знакомит учащихся с правилами сметывания и стачивания двух деталей, одна из которых имеет посадку или вытачку. Обращает внимание на то, что сметывают плечевые срезы со стороны спинки, совмещая копировальные строчки и делая посадку спинки, отступив от горловины на 1,5...2 см и не доходя до среза проймы на 3...4 см. Величина посадки зависит от особенностей фигуры человека и свойств тканей. Здесь уместно вспомнить, что нитки копировальных строчек необходимо удалить из шва до стачивания, чтобы они не попали под машинную строчку.

Стачивание плечевых срезов осуществляется со стороны полочки, с учетом следующего свойства швейной машины -зубцы рейки двигателя ткани лучше продвигают ткань с посадкой, чем лапка. Здесь же следует объяснить учащимся, что для предохранения плечевого шва от растяжения и придания ему большей износоустойчивости при стачивании под строчку можно подложить тесьму или проложить по плечевому шву две строчки с расстоянием между ними 1...2 мм. Боковые срезы сметывают по копировальным строчкам расположив изделие на столе срезами к работающему, удаляют стежки копировальных строчек и стачивают со стороны полочек.

Далее учитель может напомнить учащимся различные способы обработки в изделиях, выполненных из разных тканей: обметывание зигзагообразной строчкой, петельными или косыми ручными стежками, на краеобметочной машине 51-А кл. ПМЗ, застрачивание каждого среза отдельно краевым швом вподгибку с открытым срезом. В зависимости от имеющегося оборудования, способа влажно-тепловой обработки (взаутюжку или разутюжку), свойств ткани учащиеся выбирают один из способов обработки срезов швов; Большое внимание следует обратить на влажно-тепловую обработку плчевых и боковых швов, так как от выполнения этой операции во многом зависит качество дальнейшей обработки изделия.

По инструкционной карте или рисунку на доске учитель разбирает правила разметки петель на халате, а потом на одной из работ показывает эту работу практически. Следует обратить внимание на точность наметки меловых линий, перпендикулярность их, линий полузаноса и параллельность между собой. Работу необходимо выполнять тонко заточенным мелом по линейке. По намеченным линиям следует проложить строчки прямых стежков.

В заключение вводного инструктажа можно провести закрепление нового материала устно или письменно по карточкам, провести пробный показ приемов выполнения работ учащимися, предложив одной из них показать прием и правила сметывания плечевого шва, другой - бокового шва, третьей - влажно-тепловой обработки швов.

Проведение пробного показа приемов позволяет закрепить знания, сделать вывод о правильности усвоенных приемов и перейти к формированию умений выполнять эту работу.

Контрольные вопросы:

Правила сметывания плечевых срезов.

Что можно сделать для предохранения плечевого шва от растяжения?

Какими способами можно обработать срезы плечевого и бокового швов?

Перечислите термины ручных, машинных и влажно-тепловых работ при выполнении плечевых и боковых швов.

Как разметить места расположения петель в халате с застежкой до верха и с отворотами лацканов?

Получив задание - обработать плечевые и боковые швы, разметить места расположения петель, учащиеся приступают к практической работе.

Во время обходов рабочих мест учащихся учитель обращает внимание на качество ручных и машинных строчек, правильность приемов выполнения ручных, машинных и влажно-тепловых работ, организацию рабочего места и соблюдение правил безопасности труда.

По результатам занятия подводятся итоги.

"Вверх"