Цель:дать первоначальные представления о контроле качества продукции на промышленном предприятии, оценить конечный результат труда школьников, проверить знания и умения их; научить приемам окончательной влажно-тепловой обработки; повторить условия подготовки рабочего места для утюжки и правила работы утюгом.
Наглядные пособия: иллюстрации швейной продукции; образцы объектов труда и их поузловой обработки.
Оборудование и материалы: технические условия (ТУ) на изготовление выбранных объектов труда; изделия учащихся: фартук (полотенце, мешочек).
Ход урока
I. Сообщение познавательных сведений и повторение.
На швейном предприятии контроль за качеством изготовления готового изделия и промежуточных операций (качество ткани, отделки, раскроя, настила), осуществляется ОТК (отделом технического контроля).
Каждое готовое изделие проверяет контролёр. Он следит за качеством готового изделия и промежуточных операций, замеченный брак возвращается виновнику: "Какие труды, такие и плоды".
Высокий конечный результат труда швейников зависит не только от работы непосредственно участвующих в производстве (настильщики, раскладчики-обмеловщики, раскройщики, швеи, утюжильницы), но и работников, обслуживающих производство (ремонтно-наладочные службы, ОТК, транспорт и др.)
Школьникам показывают разницу между коллективным изготовлением одежды (па промышленном предприятии) и индивидуальным (в школе). Учитель предлагает школьникам положить перед собой готовые изделия. Фронтально повторяют последовательность изготовления фартука и одновременно определяют критерии качества поузловой обработки изделия в целом - соответствие эстетическим, санитарно-гигиеническим и практическим требованиям.
Текущий инструктаж.
Учащимся напоминают требования охраны труда при работе с утюгом, значение термина "проутюжить", приемы проутюживайия тканей.
Требования к качеству готового изделия.
1. Внешний вид готового изделия должен соответствовать выбранной модели, эстетическим и гигиеническим требованиям.
2. Готовое изделие должно быть хорошо отутюжено.
3. Парные детали должны быть одинакового размера и симметрично расположены.
4. Ручные и машинные строчки должны соответствовать техническим условиям на выполнение ручных и машинных работ.
II. Практическая работа.
Окончательная обработка изделия и влажно-тепловая обработка.
Бригадиры и учащиеся, выполнившие все работы на "отлично", производят согласно техническим условиям проверку качества швейных изделий своих одноклассников. Рекомендуют их лучшие изделия и комплекты на школьную выставку. Остальные учащиеся выполняют небольшие практические задания: подготовка швейной машины к работе с учетом образца ткани, определение доле вой нити и лицевой стороны образцов тканей, выполнение ручных и машинных работ и т. д.
1. Проверить качество готового изделия.
Сложить фaртук.
III. Заключительная, часть.
Обобщая и систематизируя знания учащихся по разделу в целом, учитель заостряет их внимание на том, что при изготовлении любых изделий (одежды, предметов) необходимо:
1. Хорошо представлять себе конструкцию изделия и его развертку (фартук на манекене или фигуре, чертеж выкройки основы фартука).
2. Знать назначение изделия и отдельных деталей его (фартук для работы с пищевыми продуктами, пояс и бретели подвергаются большому натяжению).
3. Знать свойства материалов (ткань, нитки, отделочные материалы), уметь выбирать их в соответствии с назначением изделия.
4.Уметь разнообразить изделие одинаковой конструкции за счет величины и расположения накладных деталей, отделочных материалов (накладные карманы, шитье, тесьма и др.)