© Коротаева М.А.2005-06
Все права защищены
 









Рекомендуемая литература
А - Е
Ж - М
Н - Т
У - Я
Виды и обработка кокеток
Кокетки с разного вида отделкой
Неотрезные кокетки
Воротники с отделкой бейками
Полет Годе
Шире шаг!
Розетка
Карман или сумка?
Клейкое дело
Унифицированная технология обработки швейных изделий

 Ж - М 
-Ж- -З- -И- -К- -Л- -М-


ЖАБО
(франц.) - 1) кружевные или кисейные оборки вокруг ворота или на груди мужской сорочки, модные в XVIII веке; 2) стоячий воротник мужской сорочки, выходящий из-за галстука по обе стороны подбородка; был распространен в XIX веке; 3) отделка из кружев или легкой ткани в сборку на груди, обычно у женской блузки или платья.

ЖАКЕТ
(франц.) - первоначально верхняя распашная мужская одежда, вошедшая в моду в середине XIV века во Франции. Прилегающая форма жакета моделировалась вытачками, направлениями линий стежки и специальным кроем спинки, полочек и рукавов, зрительно расширяющими плечи и создающими впечатление тонкой талии. Длина жакета достигала середины бедра, а тканями для него служили сукна разных сортов и расцветок, плотные шелка, бархат. Жакет сохранялся в моде до конца XV века. В этот же период он существовал и в женском костюме как облегающая фигуру верхняя одежда, повторяющая линии сюрко. Вновь название "жакет" пришло в мужскую моду в 1850-1870 годах и относилось оно к разновидности сюртука с открытой грудью, лацканами и сильно закругленными полами. Такой сюртук назывался визиткой.

ЖИЛЕТ
(франц.) - мужская и женская одежда без рукавов. Термин "жилет" появился во Франции в XVII веке как производное от имени персонажа комического театра Жиля, частью костюма которого он был. Тип одежды без рукавов и с застежкой спереди появился в женской одежде во времена средневековья, в конце XI - начале XII века (в таком виде он сохранился в традиционном женском костюме многих народов), а близкий к современной конструкции длиной до талии или чуть ниже мужской - только в середине XVIII века. Шили его из дорогих тканей, украшали вышивкой, дорогими пуговицами. В эпоху рококо вошел в моду так называемый английский жилет из белого пике с пуговицами; из драгоценных камней. Спинку жилета с этого времени шили из более дешевой ткани. В эпоху Французской революции и в начале XIX века тканью для жилетов служат парча и бархат, в эпоху бидермейер -шерстяная или шелковая ткань в полоску, клетку, мелкие цветы. В 70-х годах XVIII века короткие жилеты начинают носить с фраком, в первой половине XIX века надевают по два-три жилета одновременно, например, из белого пике и верхний бархатный с выпущенным поверх него пикейным воротником нижнего жилета. За время существования этой части костюма ее крой и детали менялись множество раз. Жилеты кроили двубортными и однобортными, с глубоким вырезом горловины разной формы и закрытые, с воротниками, несколькими карманчиками и без них, с карманами для часов, цепочку которых пускали от карманчика до одной из пуговиц застежки. Жилет попадал в опалу - так, в правление императора Павла (1796-1801) он был запрещен как проявление французского революционного духа в России. Вместе с галстуком жилет до нового времени оставался одной из наиболее ярких и подверженных изменениям моды частей мужского костюма. С XIX века он прочно вошел в женскую моду.




ЗАДРАПИРОВАТЬ
- украшать какими-нибудь тканями; окутывать, собирая одежду, ткани в красивые складки.

ЗАКРОЙЩИК
- мастер по закрою материала для шитья платья, обуви.

ЗАМЕТЫВАНИЕ
- временное ниточное закрепление подогнутого края, детали, складок и вытачек.

ЗАПОНКА
- застежка, вдеваемая в петли воротника и манжет мужской рубашки.

ЗАРУКАВЬЯ
(рус.) -- в Древней Руси неширокие продолговатые куски ткани, надетые на рукава вокруг кистей рук, вышитые или сделанные из более дорогой ткани, чем сама рубаха; прототипы манжет.

ЗАСТЕЖКА
- приспособление (петля с пуговицей, пряжка и т.п.) для застегивания.

ЗАСТРАЧИВАНИЕ
- машинное ниточное закрепление строчки любого шва, подогнутого края детали или изделия.

ЗАУТЮЖИВАНИЕ
- процесс утюжки припусков швов или складок в одну сторону и закрепения их в таком состоянии. Заутюжить припуски на швы, вытачки или запас на глубину складки.

ЗАПАС ШВА
- технологический припуск материал по краю детали для выполнения шва. В зависимости о' степени осыпаемости материала по обрезным краям за пас шва имеет различную величину: для хлопчатобу мажных тканей - 0,7-1 см; для пальтовых тканей и дра пов - 1 см; для шерсти и шелка - 1,5-2 см.

ЗАШТОПАТЬ
- заделать дыру в какой-нибудь ткани, переплетая нити.

ЗАПЛАТА
- кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место для починки.

ЗАПОНА
(рус.) - в Древней Руси девичья холщовая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного




ИГЛА
- заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нити, упор для шитья. Другие разновидности игл: гравировальные для создания офортов, медицинские (полые внутри), граммофонные.

Первые иглы были не стальные. Они изготовлялись из рыбных и других костей. Археологи еще и сейчас находят их при раскопках поселений, относящихся к каменному веку. С помощью заостренного кремня наш далекий предок проделывал в костяной игле небольшое отверстие - ушко и сшивал шкуры нитками из жил. На смену костяным пришли бронзовые, затем железные, а в домах богатых людей имелись серебряные иглы. Пер вые стальные иглы завезли в Европу в XIV веке арабы.

Долгое время иглы изготавливали вручную. Сначала ковали тонкий стержень, один конец которого загиба ли (ушко еще не умели делать), а другой затачивали. Но когда была придумана волочильная доска, иголки ста-ли гораздо более изящными, гладкими, а главное, прочными.

В Россию металлическая игла была завезена из Гер мании в XVII веке. Но вскоре русские мастера раскрыли секрет изготовления столь необходимой в быту вещи. В 1677 году только в одной Мещанской слободе в Москве насчитывалось пять игольных мастеров, освоивших ювелирную ковку игл. В XVIII веке в Европе началось бурное развитие булавочного производства. Появились различные механические приспособления, станки, на которых и стали штамповать булавки и иглы. Сегодня их делают из специальной стали.

ИЗНАНКА
- внутренняя сторона ткани, одежды.




КАЙМА
(ар.) - край платка, платья и других деталей одежды, отличающийся узором от основного узора ткани.

КАНТ
(нем.) - узкий цветной шнурок, оторочка по краю или шву одежды.

КАП
- у античных греков шерстяной плащ, который надевался поверх хитона. Накидка долго сохраняет свой традиционный покрой несшитого куска материи.

КАПОР
- детский, а также женский головной убор с завязываемыми под подбородком лентами.

КАРДИГАН
(англ.) - длинный прямой жакет без воротника и лацканов, введенный в моду лордом Кардиганом в начале XIX века. Английская мужская одежда для досуга. В современную моду пришел в 60-е годы XX века. Позднее так стали называть вязаный шерстяной джемпер в спортивном стиле. Термин вновь вошел в лексикон моды в связи с появлением швейных и трикотажных изделий, сохраняющих форму такого жакета. В наши дни кардиганы носят и мужчины, и женщины.

КАРКАСНАЯ НИТЬ
- утолщенная нить, придающая шву рельефность, выпуклость и повышающая прочность краев петли, обметанных нитками.

КАРМАН
- деталь верхней одежды в нашем понимании вошла в мужскую моду только в последней трети XVII века. Впервые карманы появились на камзоле Людовика XIV. Позднее стали делать карманы в жилетах, а затем в брюках и других видах одежды. Карманы делятся на накладные и прорезные, последние в зависимости от положения разреза - на вертикальные, горизонтальные и наклонные. Накладные карманы могут быть оформлены клапаном, прорезные - клапаном, листоч-кой, бейками и "в рамочку" (карман жилетный). С упрощением моды в XX веке карман стал одним из основных декоративных элементов одежды.

КАФТАН
(перс.) - верхняя распашная одежда, впервые появилась в Древней Персии в середине VI века до н.э. Имел широкие рукава со складками в нижней части из подрезов ткани в боковых частях кафтана. На Руси в XVI-XVII веках существовало несколько видов кафтанов. Знатные и пожилые люди носили кафтаны дома, а молодежь надевала их на улицу поверх зипуна. С XVII века кафтан украсил высокий стоячий богато декорированный воротник-козырь.

КИЛТ, или КИЛЬТ
- клетчатая юбка, запахивающаяся спереди, со складками сзади и по бокам. Форма этих юбок заимствована из национальной одежды горцев Шотландии, поэтому их называют еще юбками-шотландками. Наиболее распространенные виды их отделки: бахрома по вертикальному краю запахивающегося полотна; плиссировка сзади и по бокам или только сзади; застежка на 3-4 некрупные металлические пряжки, закрепленные на тонких кожаных ремешках, на пуговицы или (как в подлинном народном костюме) на крупную декоративную булавку.

КИМОНО
(яп.) - 1) японская мужская и женская одежда, наподобие халата с очень широкими рукавами; 2) покрой одежды с цельновыкроенными рукавами. Заимствован из национальной японской одежды.

КИТЕЛЬ
(нем.) - форменная куртка военного покроя.

КЛАПАН
(нем.) - деталь из основного или отделочного материала, закрывающая вход в карман или служащая отделкой (например, боковые прорезные карманы с клапанами).

КЛАССИФИКАЦИЯ ОДЕЖДЫ
распределение одежды в зависимости от сезона (летняя, демисезонная, зимняя), половозрастного признака (женская, мужская, детская), назначения (бытовая, спортивная, производственная, специальная, форменная), а также по признаку: верхняя - пальто, полупальто, накидка, плащ, жакет, пиджак, куртка, юбка, брюки, шорты, жилет, костюм, комбинезон, полукомбинезон, блуза; легкая платье, платье-костюм, халат, блузка, верхняя сорочка, фартук; нательная - нижняя сорочка, ночная сорочка, трусы, пижама; пляжная - плавки, купальный комплект, купальник; постельная - простыня, наволочка, пододеяльник; головные уборы - шапка-ушанка, фуражка, шляпа, берет, кепи, бескозырка, шлем, пилот.

КОКЕТКА
- конструктивный и отделочный элемент одежды; верхняя отрезная часть спинки или полочки, доходящая примерно до линии груди (или выше этой линии).

КЛЕШ
(франц.) - расширение, широкий раструб внизу (у юбок, брюк).

КЛИН
- кусок ткани треугольной или трапециевидной формы, применяемый в качестве надставки к деталям; деталь юбки, платья или пальто с отрезным лифом. Иногда некоторые детали одежды раскраивают клиньями, чтобы уменьшить расход ткани на изделие.

КОМБИНЕЗОН
- цельновыкроенный костюм с брюками. Он возник как специальная рабочая одежда. Одна ко лет пятнадцать тому назад мода, использовав соответствующие ткани, предложила его в качестве повседневной и даже нарядной одежды для молодежи. Повседневные комбинезоны имеют подчеркнуто спортивный стиль; многочисленные карманы, хлястики, молнии, кнопки, пуговицы, пояса. Брюки могут заканчиваться притачными манжетами, сборкой на резинке, застежкой на пуговицы или кнопки. Нарядные комбинезоны, в отличие от повседневных, шьют из тонких тканей, шелка или трикотажа с множеством сборок, складок, часто без рукавов. Для подростков мода предлагает полукомбинезон -брюки с грудкой или широкими бретелями.

КОМПЛЕКТ
- набор швейных изделий определенного назначения, объединенных единым художественным замыслом и выполненных из одного или различных материалов. Может состоять из платья и пальто, костюма и пальто, домашнего платья и фартука.

КОМПОЗИЦИЯ ОДЕЖДЫ
(лат. compositio - составление, связывание) - сочетание и взаимосвязь силуэта, форм, линий, пропорций, цвета материалов, создающих органическое единое целое одежды.

КОПИРОВАЛЬНЫЕ СТЕЖКИ
- незатянутые сметочные стежки временного назначения. Служат для перенесения линий с одной детали на другую. Копировальные стежки прокладывают мягкими тонкими нитками контрастного оттенка точно по меловым линиям. Частота их - 4-5 в 5 см, длина 0,7-1,5 см. После прокладывания стежков детали, сложенные вдвое лицевой стороной внутрь, раздвигают, натягивая стежки, затем нитки разрезают посередине. Оставшиеся в ткани концы ниток создадут контуры нанесенных линий.

КРАЙ
(рус.) - полоса кружева, имеющая зубцы только по одной стороне.

КОРСАЖ
(франц.) - часть женского платья, охватывающая грудь, спину и бока; женский пояс юбки.

КОРСЕТ
(франц.) - широкий упругий пояс для стягивания талии.

КОСТЮМ
(франц.) - 1) характерная для различных исторических эпох, стран и сословий одежда со всеми особенностями покроя, цвета и рода материи, обувью, аксессуарами, прической, манерой носить бороду и усы и т.д.; 2) с XIX века - комплект из нескольких предметов одежды, в который в мужской моде обязательно входят брюки, в женской моде - юбка или брюки. Предметы, входящие в костюм, должны сочетаться по стилю, покрою, материалу, цвету.

КОФТА
- короткая женская одежда, носимая с юбкой.

КРУЖЕВА
- вид декоративно-прикладного искусства, текстильные ажурно-сетчатые изделия, узор которых создается специальным переплетением нитей (льняных, хлопчатобумажных, шерстяных и других). Используются для украшения одежды и белья и как самостоятельные изделия (скатерти, салфетки, шали, пледы и т.д.). В зависимости от техники выполнения делятся на ручные (выполненные иголкой, плетенные на коклюшках, вязанные спицами или крючком) и машинные, а также на штучные (выполненные в виде изделий) и мерные (выполненные в виде тесьмы). В Европе кружева известны с конца XV века. С начала XX века стали распространяться кружева машинного изготовления.

КРУЖЕВНИЦА
- мастерица, плетущая кружева.

КУРТКА
- разновидность полупальто или пиджака; может быть с утепляющей подкладкой и с капюшоном. По назначению различают рабочие, спортивные, куртки-плащи.

КУШАК
- пояс, обычно широкий, матерчатый.


ЛАМПАС
- цветная нашивка (полоса) по боковому шву вдоль брюк, например, на форменной военной одежде. В русском костюме, особенно праздничном, ластовицы играли также декоративную роль и потому кроились из ткани контрастного цвета. В настоящее время ластовицы используются в классическом крое кимоно, а также в крое женского нижнего белья и колгот большого размера.

ЛАСЫ
- блестящие участки на ткани, потертости, образовавшиеся в результате неправильной влажно-тепловой обработки или от длительной носки изделия. Степень их проявления зависит от вида, структуры и цвета ткани, а также от температуры, давления и времени влажно-тепловой обработки. Устранить можно отпариванием. На юбках, брюках и рукавах чистят щеткой, смоченной в уксусе, просушивают и проглаживают через проутюжильник с лицевой стороны.

ЛАЦКАНЫ
(нем. - отвороты) - отогнутые верхние углы полочек пальто, жакетов, пиджаков. В современной мужской и женской одежде распространены длинные лацканы. Новинка: использование в женской одежде лацканов без воротника и асимметричных (отворот с одной стороны). Делают и цветные лацканы (в летней молодежной одежде), в том числе двух разных, нередко контрастных цветов.

ЛАСТОВИЦА
-четырехугольная вставка под мышки сорочки, сшитой по принципу народного костюма. При крое из простейших геометрических фигур ластовицей расширяли пройму, позволяя свободно двигать руками.

ЛЕКАЛО
- шаблон из картона, бумаги, по которому размечают, вырезают детали изделия при раскрое.

ЛЕКАЛЬЩИК
- рабочий на предприятиях легкой швейной промышленности, специалист по изготовлению, размножению, измерению площадей лекал. Должен знать: технику построения чертежей смежных размеров и ростов; принципы конструирования изделий по группам телосложения; технические условия изготовления лекал и т. д.

ЛИСТОЧКА
- деталь в виде полоски основного, подкладочного или отделочного материалов, оформляющая верхний край кармана. Бывают без прокладки или с прокладкой.

ЛИФ
- верхняя часть женского и детского (для девочек) платья - до линии талии. Во многих моделях платьев лиф выкраивают вместе с рукавами.

ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА
- внешняя сторона материала, детали, изделия.

ЛЕНТА
- полоска ткани, сотканная чаще всего из натурального или искусственного шелка или хлопка. С VII века ленты использовались для украшения одежды как мужской, так и женской, а также для причесок и шляп.

ЛОСКУТ
- обрывок или отрезок ткани, кожи.

ЛИВРЕЯ
- форменная одежда особого покроя, обычно обшитая галунами, для швейцаров, лакеев, кучеров.


МАКИНТОШ
- плащ, из непромокаемой прорезиненной ткани, а также летнее (обычно габардиновое) мужское пальто типа такого плаща, бывшее в моде в 40-50-х годах XX века.

МАНЕКЕН
(франц.-фламанд.) - фигура в форме человеческого туловища, первоначально из дерева или папье-маше, предназначенная для примерки и показа одежды. В XVIII веке парижская мода распространялась с помощью журналов и манекенов, рассылавшихся каждый месяц сначала в Лондон, затем во все остальные столицы стран Европы, включая Россию. В Древнем мире эту роль играли терракотовые расписные статуэтки, в эпоху Ренессанса - специальные куклы.

МАНЖЕТА
(франц.) - обшлаг у рукава блузы, рубашки или другой верхней одежды, пришитый или пристегнутый. Впервые манжета появилась в XVI веке во Франции в виде кружевной оборки по низу рукава, в конце XVII века распространилась по всей Европе. В дамской моде, в которой украшение рукавов, а значит и манжета, играют важную роль, в первой половине XVIII века впервые появились пагодовые рукава: узкие, доходившие до локтя и там стянутые; переднюю часть предплечья в них покрывала кружевная манжета, иногда состоявшая из нескольких рядов. Кружевная манжета снова была в моде в блузках романтического стиля. Связь манжет с воротником сохраняется до нашего времени, что особенно заметно в мужской моде. Изменения в воротнике ведут к изменениям в манжетах: то они похожи на воротник "мельничный жернов", то на кружевной воротник. Например, в испанской моде манжеты и воротник делали из одинаковых дорогих кружев; во второй половине XVIII века носили манжеты складчатые и более узкие, что было связано с модой на жабо. В начале XIX века в эпоху бидермейер появилось первое сходство с современной манжетой, и с этого времени она уже не исчезала из мужской одежды. В конце XIX века из соображений экономии была сделана попытка продлить срок носки рубашки использованием сменных очень тугих валиков, которые в качестве самостоятельной детали продевали через запястья в рукава пиджаков, пристегивали манжетными пуговицами и соединяли с манишкой. Перед Первой мировой войной от жесткой формы манжет-валиков отказались, вместо них прижилась двойная манжета. Жесткие манжеты остались в вечерней одежде. Для дневных и спортивных рубашек сейчас существует целый ряд различных вариантов манжет. Считается, что манжеты создают элегантный вид и что одежда, где нет манжет, оптически не столь эффектна.

МАНИШКА
- вставка для мужского или женского костюма в виде нагрудника, закрывающего вырез жилета, фрака или дамского платья. Манишка может быть съемной или пришивной, прикрепленной к сорочке из более дешевой ткани или к вырезу платья, украшенной вышивкой, кружевом, складками и защипами. Съемные манишки и манжеты стали особенно популярны во второй половине XIX века среди людей среднего достатка, мелких и средних чиновников как имитация белых сорочек, необходимых в форменном костюме. Манишки черного цвета были в моде в период романтизма, в 20-30-е годы XIX века, когда наличие белого пятна в мужском костюме было крайне редким явлением. В конце XIX века съемные манишки сменились целлулоидными воротниками и как часть мужского костюма до настоящего времени надеваются только под фрак. Возрождение манишки как части женской моды произошло в 50-е годы XX века в комплекте с платьем и платьем-пальто в стиле Кристиана Диора.

МАНТИЛЬЯ
(исп.) - кружевная, обычно белая или черная, женская накидка у испанок, покрывающая голову и верхнюю часть туловища; короткая женская накидка без рукавов в женском костюме XIX века.

МАНТИЯ
(ср.греч.) - широкая, ниспадающая до земли одежда, надеваемая поверх другого платья; торжественная одежда царей, служителей церкви; в некоторых странах - судей, членов академий.

МАНТО
(франц.) - впервые манто появилось в XII веке как мужской плащ в форме полукруга с вырезом для шеи, скрепленным спереди пряжкой или завязками. Прямая сторона этого манто закрывала правое плечо. В XV веке широкая мантия типа манто, вышитая по краям золотом, была частью костюма кавалера ордена Золотого Руна. В XVII веке манто уже имело прямоугольный воротник, было широким, шилось из сукна, бархата, черной саржи, отделывалось по воротнику и низу галуном. Модным было пускать манто с одного плеча, задрапировав и набросив его конец на другое плечо. В это же время манто становится частью женского костюма и шьется либо маленьким, как пелерина, либо очень Длинным и широким. В начале XIX века манто - широкая накидка без рукавов, со второй половины XIX века До настоящего времени - просторная женская одежда из меха с широкими рукавами. Меховые вечерние манто из горностая, шиншиллы, скунса, соболя, из сочетаний каракульчи с соболем, опоссума с котиком были введены в моду в 1911-1913 годах. Отличительной особенностью манто является характер застежки: сквозные застежки на пуговицах не применяются.

МАШИННЫЕ ОПЕРАЦИИ
- соединение деталей изделия на швейной машине. Различают машинные опе-эации по соединению деталей или мелких частей с основными деталями - стачать (боковые, плечевые швы), притачать (клапаны к полочкам), втачать (нижний воротник), обтачать (воротник, клапаны); по закреплению - настрочить (плечевые швы изделия, локтевые), расстрочить (застрочить) (припуски на швы); по отделке - прострочить (клапаны, хлястики, борта, воротник).

МЕРКА
- определенный размер; предмет, служащий мерою при измерении чего-нибудь.
"Вверх"