Лабораторно-практическая работа №6

Тема: Одноигольные стачивающие машины челночного стежка 97-А кл и 1022-М кл. ОЗЛМ

Цель: Изучение конструкции машин, заправки верхней и нижней ниток, намотки нитки на шпульку, смазки машины, приобретение навыков работы на швейных машинах 97-А кл. и 1022-М кл. ОЗЛМ. Отработать приемы работы с электроприводом.

Содержание работы :

  1. Ознакомиться с устройством и работой механизмов машины.
  2. Составить краткую схему заправки игольной и челночной ниток.
  3. Заправить верхнюю и нижнюю нитки.
  4. Выполнить прямую и фигурную машинные строчки.
  5. Изучить основные регулировки машин.
  6. Намотать нитку на шпульку.

Вопросы для подготовки к работе

  1. Назначение швейных машин 97-А кл и 1022-М кл ОЗЛМ.
  2. Назовите отличительные особенности механизмов машины

97-А кл и 1022-М кл., от бытовой машины 2-М кл. ПМЗ.

  1. Перечислить детали, участвующие в заправке верхней и нижней ниток.
  2. Как правильно привести машину в движение?
  3. Как отрегулировать длину стежка?
  4. Из каких деталей состоит устройство для намотки на шпульку?
  5. Как правильно намотать нитку на шпульку?
  6. Назовите варианты машины 97-А кл ОЗЛМ.

Методические указания

Машина 97-А кл ОЗЛМ , выпускаемая Оршанским заводом «Легмаш», предназначена для стачивания х/б, шелковых, шерстяных и льняных тканей строчкой двухниточного челночного стежка. Частота вращения гл. вала до 5.500 об/мин. Длина стежка регулируется от 0 до 4 мм. Толщина стачиваемых материалов под лапкой в жатом состоянии не более 4 мм. Применяемые иглы № 75-120.

Техническая характеристика машины

Частота вращения главного вала ……………....до 5500 об/мин.
Длина стежка……………………………………..до 4 мм.
Высота подъёма лапки ………………………….до 6 мм.
Максимальная толщина стачиваемых
материалов ………………………………………. 4 мм.
Иглы…………………………………………………№ 75, 90-120.
Нитки ………………………………………………х/б, шёлковые.
Механизм иглы …………………………….………кривошипно-шатунный.
Механизм нитепритягиателя ……………………рычажный.
Челнок ………………………………………………равномерно вращающийся,
центрально-шпульный

Заправка ниток

Для того чтобы заправить верхнюю нитку машины 97-А кл ОЗЛМ (см. приложение), нитку с бобины или катушки последовательно вводят в отверстие нитенаправителя (1), проводят вдоль рукава машины, вводят в отверстие нитенаправителя (2) и проводят в щель (13) фронтовой доски сверху вниз. Далее нитку выводят из щели (13) наружу через отверстие фронтовой доски (11), обводят между шайбами (9-10) регулятора натяжения верхней нитки, заводят сверху вниз за крючок компенсационной пружины (8), обводят снизу вверх вокруг нитенаправительного угольника. Затем нитку вводят в щель (12) между фронтовой доской и кольцом (3) и заводят за кулачковую поверхность нитепритягивателя (4). После этого выводят вниз из-под кольца (3) и вводят ее в нитенаправитель (5), закрепленный на фронтовой доске. Затем через проволочный нитенаправитель (6), надетый на втулку игловодителя, и слева направо вводят в ушко иглы (7). Свободный конец нитки оставляют равным 10 см .

Прежде чем заправить нижнюю нитку, необходимо намотать ее на шпульку. Это делают с помощью моталки, смонтированной на пластине (1) и прикрепленной к промышленному столу справа от работающего двумя шурупами (23 и 7). Чтобы намотать нитку на шпульку, обводят конец нитки вокруг шайб регулятора (22) натяжения, регулируя натяжение нитки гайкой (19), вводят в нитенаправительное отверстие (20) и делают 3-4 витка нитки на шпульке в направлении по часовой стрелке. Шпульку надевают на шпиндель (12) и поворачивают рычаг (8) по часовой стрелке,а звено (5) устанавливают в такое положение, чтобы их оси совместились на одной прямой линии. В результате рычаг (16) поворачивается по часовой стрелке и шкив (14) входит в сцепление с ремнем (13) привода швейной машины. При изменении положения звена (5) его пластинчатая пружина (3) входит между стенками шпульки, и, когда наматывается достаточное количество ниток на шпульку, они нажмут на пластинчатую пружину (3); звено (5) и рычаг будут выведены из спрямленного положения под действием пружины рычага (16). Рычаг (16) повернется против часовой стрелки, шкив (14) будет отведен от ремня (13) и его обод, соприкасаясь с тормозной резиной (10), затормозит вращение шкива. Работающий снимет шпульку со шпинделя и оборвет нитку, не выводя ее из нитенаправительного отверстия.

Количество ниток, наматываемых на шпульку, регулируют винтом (4) в результате изменения положения пластинчатой пружины (3) относительно оси шпульки: при ввёртывании винта (4) правый конец пластинчатой пружины (3) опустится и количество ниток на шпульке увеличится.

Чтобы нитки наматывались равномерно, нитенаправительное отверстие (20) следует установить посередине оси шпульки путем перемещения скобы (21) поперек пластины (1) после ослабления винта (18).

При заправке нижней нитки, шпульку берут в правую руку и надевают ее на полый стержень шпульного колпачка, который удерживается левой рукой. Конец нитки вводят в прорезь шпульного колпачка, проводят под пластинчатую пружину и заводят ее за язычок. Задвижную пластину замочка шпульного колпачка выдвигают влево и поворотом махового колеса поднимают иглу; при этом лапка тоже должна быть поднята. Пальцем левой руки отводят налево пластину и в окно между стенками задвижной пластины и игольной пластины на стержень шпуледержателя надевают шпульный колпачок, при этом вырез шпульного колпачка должен быть обращен вверх. Проверяют, не зажала ли пластина нижнюю нитку и плотность ее запирания на стержне.

Убедившись, что нижняя нитка без рывков выходит из шпульного колпачка, перемещают задвижную пластину направо. Поворотом махового колеса иглу опускают вниз, придерживая конец верхней нитки. Далее после обвода верхней нитки вокруг шпульного колпачка, натягивая ее, выводят нижнюю нитку и вместе с верхней заводят под лапку. Между нитками под лаку подкладывают ткани, опускают иглу, лапку и начинают стачивание.

Электропривод промышленной швейной машины

Электропривод швейной машины 97-А кл служит для включения и выключения машины и изменения частоты вращения главного вала. Он называется индивидуальным приводом, поскольку приводит в действие одну машину. Индивидуальный привод состоит из электродвигателя и фрикционной муфты, смонтированной в корпусе. Электродвигатель с помощью спецподвески прикреплен внизу промышленного стола. Справа к электродвигателю прикреплен корпус. На валу электродвигателя жестко закреплена холостая полумуфта, которая представляет чугунный диск. На ведомом валу с помощью штифта закреплена рабочая полумуфта. На правом конце ведомого вала жестко закреплен шкив, на него и на маховое колесо швейной машины надет клиновый ремень. В целях техники безопасности шкив закрыт кожухом, закрепленным на стойке.

Кнопочный выключатель

Кнопочный выключатель предназначен для выключения и включения одной машины. Он состоит из двух кнопок: «пуск» и «стоп», шарнирно соединенных друг с другом и защелкой. Кнопка «пуск» соединена с пружиной и подвижным контактом. При нажиме на кнопку «пуск» пружина снимается и подводит подвижный контакт к неподвижному. Цепь замкнута, машина работает, защелка запирает кнопку «пуск» в рабочем положении. При нажиме на кнопку «стоп» защелка поворачивается и освобождает кнопку «пуск», пружина разжимается и подвижный контакт отходит от неподвижного, цепь разомкнута, машина не работает. Кнопочный выключатель крепится с правой стороны промышленного машинного стола и закрывается кожухом в целях безопасности. Каждая машина должна иметь заземление.

Для стачивания тканей бельевой, костюмной и пальтовой групп из натуральных и искусственных волокон двухниточным челночным стежком в промышленности широко применяют машину 1022-М кл., выпускаемую Оршанским заводом «Легмаш».

Техническая характеристика машины

Частота вращения главного вала ……………………до 4000 об/мин.
Длина стежка………………………………………….до 4,5 мм.
Высота подъёма лапки ……………………………….до 8 мм.
Максимальная толщина стачиваемых
материалов …………………………………………….5мм.
Иглы……………………………………………………..№ 90-130.
Нитки …………………………………………………...хлопчатобумажные.
Механизм иглы ……………………………кривошипно-шатунный.
Механизм нитепритягиателя ………………шарнирно- рычажный.
Челнок ……………………………………равномерно вращающийся,
центрально-шпульный.

Заправка ниток

С бобины или с катушки игольную нитку проводят через отверстия нитенаправителей (6 и 5) (см.приложение), закреплённых в рукаве машины. Затем нитку справа налево заводят между шайбами регулятора натяжения (3) за нитепритягивательную пружину ограничителя (2). Далее нитку вводят в ушко нитепритягивателя, нитенаправитель (4), нитенаправитель иглодержателя (1) и затем её заправляют в ушко иглы слева направо со стороны длинного желобка. Конец нитки должен выходить из ушка иглы на 80-100 мм, чтобы избежать выскальзывания нитки из-под лапки при первом проколе иглой ткани.

При заправке челночной нитки следует вынуть шпульный колпачок и шпульку из челнока. Вынуть шпульку из шпульного колпачка. На её место вставляют новую шпульку с нитками. Конец нитки проводят в прорезь шпульного колпачка под пружину натяжения, оставляя снаружи конец длиной 60-80 мм. Нитка оказывается зажатой между пластинчатой пружиной и стенкой корпуса шпульного колпачка.