Методика 5 класс

Назначение и устройство швейной машины.

Прежде чем обучать школьников работе на швейной машине, нужно познакомить их с ее устройством, правилами эксплуатации, санитарно - гигиеническими требованиями и правилами безопасности труда, организацией рабочего места. Вся эта работа проводится постепенно и закрепляется соответствующими упражнениями и практическими работами.

Для выполнения упражнений и практических работ на швейной машине учащиеся разбиваются на бригады по 2-3 человека (в зависимости от количества машин с ручным приводом и числа учащихся). Работа на машине выполняется в порядке, очередности, за чем следит бригадир. Параллельно учащиеся, не занятые работой на машине, подготавливают ткань для изготовления прихватки (раскраивают, сметывают, наносят линии для будущих строчек) или образцов швов; выполняют отделочные работы по изготовлению прихватки и образцов швов; подготавливают ЛИСТ альбома для оформления образцов швов (делают рамку, надписи).

В V классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины, а устройство ручного привода и регулятора длины стежка изучаются подробнее.

Прежде чем приступить к изучению устройства швейной машины нужно провести беседу, в ходе которой выяснить, для чего предназначена швейная машина, какие преимущества она дает по сравнению с шитьем вручную, какие бывают швейные машины и др. Большинство производственных и бытовых машин в СССР выпускает. Подольский механический завод им. Калинина (ПМЗ). Выпускают швейные машины и другие заводы — в Орше, Туле и др. Импортируют нам швейные машины из ГДР («Келлер», «Веритас»), Чехословакии («Лада»).

Основное преимущество шитья на швейной машине — большая производительность труда и хорошее качество строчки. Для сравнения качества машинного шва с ручным можно дать учащимся образцы соединения ткани ручными и машинными стежками. Рассматривая и сравнивая швы, учащиеся обращают внимание на частоту и ровность стежков, на прочность машинного шва (потянув оба образца руками). Скорость выполнения работы можно сравнить, когда учащиеся научатся шить на швейной машине. А пока учитель сообщает, что швейная машина выполняет работу по соединению тканей примерно в 50 раз быстрее, чем это можно сделать вручную. Для ознакомления с устройством швейной машины учащихся (по 2-3 человека) надо посадить за машины (машины на рабочем ходу). Объяснение следует вести, используя не только швейные машины, но и учебные таблицы «Швейная машина» и материал учебного пособия (рис. 123). Учитель показывает отдельные части и детали машины и кратко объясняет их назначение. Учащиеся находят названные детали на швейных машинах, за которыми они сидят. Первая деталь, которую видят учащиеся, сняв с машины колпак,— рукав. Эта деталь полая, внутри нее находится главный вал машины. Рукав своей изогнутой частью — стойкой — опирается на плоскую металлическую деталь — платформу. Платформу вместе с рукавом можно откинуть (показать это) — под ней находится валы, которые приводят в движение рабочие части машины.

На правом конце рукава расположен ручной привод, который состоит из нескольких соединенных между собой деталей. С помощью ручного привода приводится в движение маховое колесо. Оно заставляет двигаться главный вал, который в свою очередь приводит в движение все рабочие органы машины. Учитель приводит в движение маховое колесо, предлагает учащимся сделать то же самое и обращает их внимание на движение игловодителя с иглой.

В машинах под лапками подложены кусочки ткани. При движении махового колеса ткань продвигается. Чтобы узнать, почему это происходит, надо вынуть ее из-под лапки; Учащиеся убеждаются, что ткань плотно прижата. Надо показать им, как поднять лапку рычагом подъема. Вынув ткань, они поворачивают маховое колесо и наблюдают за движением рейки двигателя ткани. Далее учитель рассказывает о том, с какими приводами бывают швейные машины, и приступает к объяснению устройства ручного привода (уч. пос, цветн.табл. IX). Для того чтобы наглядна, демонстрировать данный материал, надо поставить на холостой ход машины, за которыми сидят учащиеся. Показывая и называя каждую деталь ручного привода, нужно объяснить ее назначение и устройство, подчеркивая зависимость ее формы от назначения (рукоятка круглая, чтобы удобнее держать в руке; приводной рычаг имеет изогнутую форму, чтобы при вращении рукой не заде¬вать другие детали, и т. п.). Надо рассказать и о материалах, из которых сделаны детали, почему некоторые детали сделаны не из металла, как вся машина, а из пластмассы (рукоятка, фрикционный винт), почему конец поводка, который вставляется в отверстие махового колеса, имеет мягкую прокладку (чтобы при работе не было стука). Следует подробно разобрать с учащимися, как передается движение с рукоятки на колесо. (Приводной рычаг вставляется в приливы большого зубчатого колеса и вращает его, а с большого колеса движение передается на малоё зубчатое колесо, на котором укреплен поводок. Поводок вращается вместе с малым зубчатым колесом и приводит в движение маховое колесо).

Затем следует научить детей вставлять приводной рычаг в гнездо, закрепив его стопором, и откидывать его в нерабочее положение, а также ставить машину на рабочий или холостой ход с помощью фрикционного винта.

Санитарно - гигиенические требования при работе на швейной машине. Изучение санитарно - гигиенических требований можно проводить в порядке беседы. Сначала учащиеся отвечают на вопросы, что такое санитарно - гигиенические требования и почему их необходимо соблюдать. Подводя итог беседы, учитель говорит о том, что при работе на швейной машине эти требования заключаются в сохранении правильной рабочей позы и в правильном освещении рабочего места: Правильная рабочая поза снижает утомляемость, устраняет возможность травмы и повышает трудоспособность. Правильное оснащение рабочего места сохраняет зрение и также повышает трудоспособность.

При ознакомлении учащихся с санитарно - гигиеническими требованиями нужно пользоваться учебным пособием (с.114—115, рис. 124). Учащиеся по очереди читают каждое требование и стараются пояснить, почему оно существует и как его выполнить. Можно продемонстрировать школьникам учебные таблицы «Санитарно - гигиенические требования и правила безопасности труда» и диафильм.

Подготовка машины к работе. В подготовку машины к работе входят: подготовка ручного привода, заправка ниток и установка длины стежка. Эти операции осваиваются постепенно. Изучая устройство ручного привода, дети познакомятся с установкой приводного рычага в рабочее положение и с установкой машины на рабочий и холостой ход. Для того чтобы закрепить этот материал, выполняется упражнение.

Подготовка ручного привода. Вращение махового колеса машины на холостом ходу. Проводя инструктаж перед выполнением упражнения, учитель показывает следующие приемы: установку машины на рабочий и холостой ход, установку приводного рычага в рабочее положение, приведение в движение махового колеса (подчеркивает, что колесо должно вращаться только на работающего), равномерное вращение махового колеса.

Заправка ниток. Прежде чем объяснять приемы заправки ниток, надо отметить, что заправлять машину следует точно и аккуратно, так как малейшая неточность может привести к возникновению неполадок в работе машины (обрыву ниток, поломке иглы, неправильной строчке).

Последовательность и приемы заправки надо объяснять подробно, говоря о назначении каждой детали, через которую проходит нитка. Это помогает учащимся понять принцип заправки и впоследствии выполнять данную работу сознательно, а не механически. Объяснять удобнее, пользуясь учебной таблицей «Заправка ниток», а также показывая приемы заправки на машине. Лучше всего вести объяснение на швейной машине ПМЗ класса 2-М — их больше в кабинетах трудового обучения. Если есть другие машины (100 класса, «Чайка» и др.), то надо рассказать об особенности заправки в этих машинах и показать приемы заправки.

Во время объяснения учащиеся сидят за швейными машинами и выполняют заправку нитки вслед за учителем. Если за машиной сидят по два человека, то один из них заправляет нитку вслед за учителем, а второй выполняет эту работу после объяснения или при повторном объяснении учителя (если приемы работы не усвоены). Проверить правильность заправки нитки учащиеся могут, используя цв. табл. X учебного пособия. Объяснение ведется примерно так.

Заправка верхней нитки.Перед заправкой верхней нитки машину устанавливают, на рабочий ход, а иглу поднимают в верх нее положение. Катушку ставят, на катушечный стержень если сломан бортик катушки, надо поставить ее сломанным бортиком вверх). Нитку от катушки проводят через верхний нитенаправитель, который направляет ее к фронтовой доске (показать устройство нитенаправителей в машинах 100 класса (рис. 4, А) и «Чайка» (рис. 4, Б).

Дальше нитку ведут вниз и заводят между шайбами регулятора натяжения верхней нитки. Назначение шайб — сжимать нитку. Чтобы при движении нитепритягивателя вверх и вниз нитка не выскользнула из шайб, ее надо потянуть вверх двумя руками (показать). Затем нитку заводят в петлю компенсационной пружины (пружина смягчает рывки нитки при работе нитепритягивателя, чем предохраняет от обрыва), редварительно заведя ее за выступ нитепритягивательной шайбы, и вставляют в отверстие иитепритягивателя. Нитепритягиватель, опускаясь вниз, подает нитку игле и челноку, а поднимаясь вверх, затягивает стежок. Чтобы подвести нитку к игле, нужно сначала прижать ее к корпусу машины (к фронтовой доске), а затем к стержню игловодителя.

Вдев нитку, оставляют свободный конец длиной 1 0—15 см, необходимый для начала работы на швейной машине. Если оставленный конец нитки будет небольшим, то при движении нитепритягивател? вверх она может выскользнуть из иглы.

Заправка нижней нитки. Перед заправкой нижней нитки уча¬щиеся должны познакомиться с устройством шпульного колпачка. Учитель раздает им шпульные колпачки и, пользуясь учебной таблицей или рисунком 125 учебного пособия, называет и показывает основные детали колпачка: корпус, установочный палец, пружину натяжения, винт, защелку, прорезь. Учащиеся находят эти детали на шпульных колпачках. После этого можно приступить к объяснению заправки нижней нитки, пользуясь учебной таблицей и показывая приемы заправки непосредственно на машине.

Учащиеся сидят за швейными машинами, как уже было сказано, по 2—3 человека. Один из них выполняет заправку ниток вслед за объяснением учителя. Остальные заправляют нитку вслед за повторным объяснением учителя (если повторение приемов необходимо) или самостоятельно, пользуясь учебной таблицей или учебным пособием (рис. 126). Объяснение ведётся примерно так. Шпульку с намотанной ниткой вставляют в шпульный колпачок. Причем делать это нужно по направлению прорези на нем и направлению пластинчатой пружины, тогда шпулька в колпачке будет вращаться против часовой стрелки.

Затем нитку проводят в прорезь шпульного колпачка, заводят под пружину натяжения и вытягивают вверх, оставлял конец Длиной 10—15 см.

При установке шпульного колпачка в челночный комплект его берут двумя пальцами левой руки за защелку (тогда шпулька не выпадет из колпачка) и устанавливают в челнок так, чтобы установочный палец колпачка вошел в прорезь челночного устройства. Надо надавить на колпачок пальцем — послышится щелчок. Значит, колпачок плотно вошел в челнок и при движении челнока не будет проворачиваться.

Нижняя нитка выводится через отверстие игольной пластинки. так: левой рукой работающий держит конец верхней нитки, а правой поворачивает маховое колесо на себя.; Игла опускается под игольную пластинку там игольная и челночная нитки переплетаются, и игольная нитка при движении нитепрйтягйвателя вверх выводит наверх челночную нитку. Надо прихватить рукой петлю челночной нитки и вытянуть ее на поверхность игольной пластинки. Обе нитки завести под лапку. Концы ниток должны быть длиной 10—15 см.

Рис. 4. Верхний нитенаправитель: А — машины 100 кл. ПМЗ; Б — машины «Чайка».

Подготовка к работе на швейной машине

Инструменты и приспособления. Любая работа на швейной машине обычно сопровождается ручными работами: вырезанием кроя из ткани, сметыванием, отделкой. Поэтому необходимо побеседовать с учащимися об инструментах и приспособлениях, применяемых для ручных швейных работ (уч. пос., рис. 190), о приемах пользования ими, правилах безопасной работы. Школьники в основном знают эти инструменты, так как работали на уроках трудового обучения в начальных классах.

Беседу лучше проводить таким образом, чтобы сведения о каждом инструменте и приспособлении давались в основном по единому плану: название и назначение инструмента или приспособления, его виды, материал, из которого он изготовлен, приемы работы и правила безопасности при пользовании им. Все инструменты и принадлежности должны лежать на каждом рабочем столе, и учащиеся сопровождают свой ответ их показом.

Ручные и машинные строчки и швы. В начальных классах на уроках трудового обучения учащиеся выполняли ручные швейные работы. Они научились выполнять большинство отделочных стежков— стебельчатый, тамбурный, крестообразный и др., а также ручные швы — стачной (ручная строчка) и вподгибку (мелкие косые стежки). В V классе ручные швы при изготовлении швейных изделий выполняются в основном при проведении сметочных и отделочных работ.

Постепенно при изготовлении образцов, а затем и швейных изделий учащиеся знакомятся с другими видами ручных стежков и их классификацией, с правилами выполнения ручных работ, а также с их терминологией (уч. пос, с. 107—110).

Ручные работы по подготовке к выполнению образцов машин¬ных швов проводятся параллельно с упражнением по подготовке машины к работе (как уже было сказано). Пока одни учащиеся выполняют упражнение — готовят к работе ручной привод и заправляют нитки, другие раскраивают детали, смётывают (заметывают), подготавливают листы альбома для оформления образцов. Но для того чтобы осуществить подготовку к изготовлению образцов машинных швов, детям нужны некоторые сведения об этих швах.

Программой V класса предусмотрено выполнение образцов двух наиболее распространенных машинных швов — стачного и вподгибку. Эти швы используются при изготовлении фартука и косынки. Перед тем как приступить к выполнению их образцов, надо познакомить учащихся с такими сведениями о каждом из них: название шва, его использование, последовательность выполнения, терминология, требования к качеству выполнения, графическое и условное изображения. Выполненные образцы надо оформить. На листе альбома вычерчивают рамку, вписывают название шва, прикрепляют образец и рисуют условное изображение шва (уч. пос, табл. 4, с. 120).

Для лучшего запоминания термины можно выписать на доске. Некоторые учителя предлагают школьникам вести словари терминов.

Для изготовления образцов швов лучше всего использовать хлопчатобумажную или льняную ткань полотняного переплетения светлых тонов. В целях экономии учебного времени можно давать учащимся для образцов готовый крой.

Обязательно надо показать учащимся, как выглядят условные изображения швов. Это нужно для того, чтобы постепенно, начиная с простых швов, дети научились читать изображения швов и операций, которые даются в инструкционных картах и в книгах по технологии.

Учитель рисует условное изображение. Две ткани, сложенные так, чтобы их срезы совпадали, изображаются как бы слегка сдвинутыми, чтобы были видны подгибы ткани, внутренние строчки, положение лицевой стороны. Строчку на ткани показывают штриховой линией, машинную — мелкими штрихами, а сметочные стежки более длинными. Строчку впереди заканчивают коротким вертикальным штрихом, чтобы ясно было видно, сколько слоев ткани соединяет данная строчка.

Выполнение машинных работ.

Прежде чем приступить к работе на швейной машине, надо не только повторить санитарно - гигиенические требования, но и изучить правила безопасности труда, научить детей соблюдать их, а также правильно организовывать рабочее место.

Правила безопасной работы на швейной машине. Сначала учитель проводит беседу, во время которой напоминает, что ЭТИ, правила предупреждают работающего об опасности при выполнении определенной работы и указывают, как надо себя вести, чтобы не получить травму. Затем, используя учебную таблицу «Пра¬вила безопасности при работе на швейной машине», он объясняет каждое правило, обосновывая его (уч. пос, с. 114—116).

Организация рабочего места.Учитель предлагает учащимся вспомнить такие сведения: что значит правильно организовать рабочее место (создать удобство для работы); принцип организа¬ции рабочего места (расположить инструменты, материалы, изделие на рабочем месте так, чтобы ими удобнее было пользоваться, чтобы исключить лишние движения и потерю времени на поиск необходимых для работы принадлежностей); значение правильной организации рабочего места для работы (снижение утомляемости, повышение производительностц, труда, уменьшение возможности получения травмы).

Затем, продолжая беседу, он рассказывает об организации рабочего места для работы на швейной машине.

Правила работы на швейной машине.

В правила работы на швейной машине входят: подготовка машины к работе, выполнение работы и ее окончание. Учащиеся должны приобрести постоянный навык выполнения каждой из перечисленных операций в опреде¬ленной последовательности. Надо требовать, чтобы они соблюдали правила работы на машине сознательно и умели объяснить, как это делается и почему. На первых порах (в V классе) им нужно помочь — четко написать (или напечатать на пишущей машинке) эти правила и приклеить их на платформы машин с ручным приводом или наклеить на картон и положить в ящик машины. К концу учебного года дети приобретут, навык в выполнении правил работы на швейной машине, и в последующих классах необходимость заглядывать в написанные правила отпадет.

Объясняя правила впервые, следует делать это подробно, обосновывая необходимость выполнения работы именно в таком порядке.

Подготовка машины к работе: поставить приводной рычаг в рабочее положение, поставить машину на рабочий ход, поднять иглу, поднять лапку и вынуть из-под лапки кусочек ткани, заправить нитки и, если необходимо, установить требуемую длину стежка.

Надо объяснить, почему подготовка машины к работе ведется именно в такой последовательности. Ставить приводной рычаг в рабочее положение лучше на холостом ходу, чтобы нечаянно не привести машину в движение (может сломаться игла). Иглу можно поднять только в том случае, если машина поставлена на рабочий ход. Поэтому после установки рычага в рабочее положе ние надо поставить машину на рабочий ход. Вынуть кусочек ткани из-под лапки можно только подняв иглу, так как подложенный под лапку по окончании предыдущей работы кусочек ткани закалывается иглой. При заправке ниток машина должна быть на рабочем ходу, а игла поднята в крайнее верхнее положение.

Начало работы: подложить под лапку ткань, опустить иглу (придерживая концы ниток) и проколоть ткань в начале намечен ной строчки, опустить лапку и приступить к работе. Надо объяснить, что лапку опускают после того, как игла проколет ткань в нужном месте, так как с опущенной лапкой нельзя будет подвинуть ткань, если игла не попала на линию будущей строчки.

Выполнение работы: следить, чтобы строчка шла точно по намеченной линии (намеченная линия строчки должна находиться между рожками лапки); направляя ткань, не тянуть ее и не подталкивать. Надо показать учащимся, как правильно направлять ткань, ориентируясь на рожки лапки, и объяснить, почему нельзя подталкивать и тянуть ее во время работы (могут возникнуть неполадки — обрыв нитки, поломка иглы, пропуск стежков).

Окончание работы: поднять иглу и лапку; отвести от себя ткань левой рукой и обрезать нитки, оставив концы ниток дли ной 10—15 см (для начала следующей работы); подложить кусочек ткани под лапку, опустить иглу и лапку; поставить машину на холостой ход.

Все приемы выполнения правил работы на швейной машине, а также приемы организации рабочего места учитель сначала демонстрирует сам, а затем проверяет каждого из учащихся. Эту работу можно провести параллельно с подготовкой ткани для изготовления прихваток.

Приемы регулирования длины стежка. Изучение регуляторов швейной машины предусмотрено программой VII класса, а в V классе надо только кратко познакомить учащихся с приемами регулирования длину стежка. Посадив ребят за машины, учитель показывает им внешние детали регулятора длины стежка ( уч . пос., рис. 127), находящиеся на стойке рукава машины. Он рассказывает, что в зависимости от толщины ткани и назначения строчки при подготовке машины к работе приходится устанавливать опре деленную длину стежка. Это делают при помощи регулятора: рычаг регулятора передвигается на нужную отметку и фиксируется фиксатором. Затем учитель показывает на машине, как установить определенную длину стежка и как поставить машину на обратный ход для закрепления строчки; рассказывает о том, что строчки не будет, если рычаг регулятора поставить на нулевое деление.

Практическое закрепление полученных сведений по регули рованию длины стежка и выполнению строчки с закреплением ее обратным ходом машины можно проводить на образце.

Ограничительная линейка. После выполнения образцов машинных швов можно познакомить учащихся с применением ограничи­тельной линейки. Надо рассказать им о том, что приспособления оказывают большую помощь при работе на швейной машине, способствуют улучшению ее качества и повышению производительно сти труда. Объяснять устройство и приемы работы с помощью приспособлений можно, пользуясь учебной таблицей « Приспособлении к швейной машине» и рисунком 129, данным в учебном пособии, и также на образце.

Самое простое приспособление — ограничительная линейка. С ее помощью можно выполнять стачной шов, шов вподгибку, на страчивать тесьму, бейки. Линейку устанавливают на платформе машины с помощью одного или двух винтов, проходящих через прорезь. Ограничительный бортик линейки служит упором — по нему ровняют край обрабатываемого изделия. Поэтому строчка проходит на одинаковом расстоянии от края ткани. При работе с ограничительной линейкой надо внимательно следить за тем, чтобы срезы ткани не отходили от бортика линейки и не набега ли на него, иначе ширина шва будет неравномерной. Благодаря тому, что линейка имеет удлиненную прорезь, ее можно устанавливать на разном расстоянии от иглы машины и получать швы различной ширины. Для этого следует немного ослабить винт и передвинуть линейку.

Поскольку в набор приспособлений, прилагаемых к швейным машинам последних выпусков, ограничительная линейка не входит (только навесная линейка), целесообразно, пользуясь учебной таблицей и установленной на швейной машине навесной линейкой, рассказать об ее устройстве и применении, а об ограничительной линейке рассказать только по таблице.

Откидная навесная линейка используется для выполнения ряда параллельных строчек. Она состоит из монолитной лапки, в которой стойка и подошва выполнены как одно целое. Задняя часть стойки линейки имеет прилив с двумя отверстиями. В одно отверстие вставляется стержень ограничительного бортика, а в другом сделана резьба для винта, крепящего стержень ограничительного бортика. Чтобы изменить расстояние между смежными строчками, надо ослабить винт, переместить стержень ограничительного бортика вдоль платформы машины влево или вправо и закрепить в этом положении винтом.

Нужно показать учащимся приемы установки ограничительной или навесной линейки и работы с их помощью. Если есть возмож ность, то надо дать учащимся по очереди поработать с одной из линеек.

Для того чтобы закрепить изученные приемы работы на швейной машине, рекомендуется выполнить тренировочные упражнения. Это лучше делать не на кусочке ткани, а при изготовлении небольшого швейного изделия, например прихватки. Примерные размеры прихватки даны на рисунке 7. Прихватку изготавливают из ткани в 3—4 слоя, соответственно рассчитав размеры заготов ки. На рисунке 8 дана последовательность изготовления прихватки и показана готовая прихватка. Учащимся дается задание: устано вить определенную длину стежка (1, 2, 3 или 4мм) и выполнить строчку по намеченным линиям, закрепив ее обратным ходом машины.

Во время инструктажа нужно показать следующие приемы ра боты: как установить указанную в задании длину стежка, подло жить под лапку ткань и проколоть ее иглой в начале намеченной линии строчки, опустить лапку; как прокладывать машинную строчку по намеченной линии и параллельно ей, поворачивать ткань на опущенной игле, закреплять строчку обратным ходом машины; как вынуть ткань из - под лапки, подняв иглу и лапку, и обрезать нитки.

На этом же занятии заканчивается работа по изготовлению образцов машинных швов. В учебном пособии дается в рисунках последовательность работы по изготовлению каждого образца. Дети по очереди работают на швейных машинах, выполняя строчки на ранее подготовленных образцах. Остальные учащиеся обме тывают срезы образцов или обрезают их ножницами зигзаг и оформляют образцы в альбоме.

Карточки для повторения материала.

1. 1. В чем заключается организаций рабочего места для работы на швейной машине? 2. Для чего, обрезая нитку по окончании строчки, оставляют кон цы длиной 10—15 см? 3. В каких случаях приходится изменять длину стеж ка? 4. Для чего используется ограничительная линейка?

2. 1. Почему нельзя класть на платформу машины ножницы и другие пред меты? 2. На что надо ориентироваться, направляя ткань при выполнены строчки? 3. Для чего используют обратный ход машины? 4. Какое приспо собление позволяет получать шов равномерной ширины?

3. 1. Какие детали швейной машины опасны для работающего ? 2. п одкладывая ткань под лапку, надо сначала проколоть ее иглой, a опускать лапку? 3. Что будет, если рычаг регулятора длины стежка вить на нулевое деление? 4. Какую помощь в работе на швейной машине оказывают приспособления?

Разработка занятия.

Занятие 1. Подготовка швейной машины к работе.

Оборудование занятия . Швейные машины с ручным приводом, швейная машина «Чайка». Учебные таблицы: «Швейная машина ПМЗ класса 2-М», «Правильная посадка», «Заправка ниток», «Приводные устройства», «Санитарно-гигиенические требо вания при работе на швейной машине». Образцы шов — стачного и вподгибку, образцы оформления швов в альбоме. Ткань для вы полнения образцов швов. Учебное пособие.

X од занятия.

I . Организационный момент.
1. Подготовка дежурными рабочих мест для изучения швейной машины и ее заправки, для выполнения ручных работ.
2. Подготовка учащихся к занятию.
3. Получение сведений об отсутствующих (подает дежурный).
4. Сообщение темы урока.

II . Беседа (подготовка к изучению новой темы).

Вопросы для беседы: 1. Для чего предназначена швейная ма шина? 2. Какие швейные машины вы знаете? 3. Почему на швей ной машине работать лучше, чем вручную? 4. Какая швейная ма шина есть у вас дома? 5. Кто из вас умеет шить на швейной ма­ шине?

III . Объяснение нового материала.

1. Рассказ о швейных машинах, их назначении, преимуществах, которые они дают, классификации.

Рассказать о том, что швейные машины очень разнообразны по своему внешнему виду и конструкции. В домашних условиях пользуются бытовыми швейными машинами с ручным, ножным и электрическим приводами (показать машины, имеющиеся в кабинете или на рисунках). На современных швейных фабриках ткань обрабатывают на производственных швейных машинах. Все они имеют электрический привод, во много раз быстроходнее бы товых машин. Многие фабрики оснащены автоматами, полуавтоматами, специальными машинами и др.

2. Работа с раздаточным материалом. Учащимся раздаются образцы швов, выполненные вручную и на машине.

Рассматривая образцы, учащиеся отвечают на такие вопросы: 1. Какая строчка выполнена ровнее, машинная или ручная? 2. У какой из них стежки расположены чаще и имеют одинаковую длину? 3. Какая строчка прочнее (потяните образцы руками поперек строчки)?

Подведение итогов беседы: машинная строчка ровнее и красивее ручной, стежки ее по длине одинаковые и расположены чаще, она более прочная. Кроме того, на швейной машине строчка выполняется примерно в 50 раз быстрее, чем вручную.

3. Устройство швейной машины (рассказ с привлечением учебной таблицы «Швейная машина ПМЗ класса 2-М»).

Учащиеся сидят за швейными машинами по 2—3 человека и находят на них детали и узлы, названные учителем. Пример объяснения материала дан на с. 57—58,

4. Устройство ручного привода (объяснение по учебной таблице «Приводные устройства» или по цветной вкладке в учебном пособии, показ некоторых деталей и приемов на швейной машине).

Учащиеся сидят за швейными машинами (машины поставлены на холостой ход), находят названные учителем детали и выполняют показанные им приемы. Во время объяснения выясняется: назва ние, назначение и устройство каждой детали; материал, из которого сделаны детали, и причины применения для их изготовления разных материалов; передача движения с рукоятки на маховое колесо (учащиеся вращают рукоятку приводного рычага и следят за передачей движения). Учитель объясняет по учебной таблице, где дано изображение ручного привода с открытым корпусом; установка приводного рычага в рабочее положение (показ учителя и повторение этих действий учащимися); установка швейной машины на рабочий и холостой ход (показ учителя и выполнение этих действий учащимися).

5. Санитарно - гигиенические требования при работе на швейной машине. Объяснение ведется в порядке беседы. Учащиеся по очереди читают санитарно - гигиенические требования, данные в учебном пособии, и объясняют каждое из них. Во время беседы исполь зуются учебные таблицы «Правильная посадка», «Санитарно - гигиенические требования при работе на швейной машине».

В начале беседы выясняются вопросы: что такое санитарноги гиенические требования? Почему необходимо их соблюдать? По чему правильная рабочая поза снижает утомляемость и повышает трудоспособность? Почему надо правильно освещать рабочее место?

6. Подготовка машины к работе.

1. Подготовка ручного привода — упражнение: посадка за швейную машину, установка приводного рычага в рабочее поло жение, установка машины на рабочий и холостой ход.

2. Вращение махового колеса машины на холостом ходу — упражнение: приведение в движение махового колеса, равномерное вращение махового колеса, остановка махового колеса.

3. Заправка ниток — объяснение с показом приемов заправки.

Во время объяснения выясняется: необходимость производить заправку ниток точно и аккуратно, чтобы не вызвать неполадок в работе машины; последовательность заправки и объяснение назначения каждой детали; заправка верхней нитки; устройство шпульного колпачка; заправка нижней нитки.

Объяснение ведется по учебной таблице «Заправка ниток» с показом приемов заправки на машине.

7. Упражнение в заправке ниток — самостоятельно, с использованием учебного пособия (текст и цв. табл. X).

8. Машинные швы.

Повторение сведений об инструментах и приспособлениях, предназначенных для выполнения ручных швейных работ.

Ручные стежки и строчки — повторение знаний, полученных в начальных классах, и объяснение нового материала.

Ознакомление с правилами выполнения ручных работ.

Повторение названия и назначения ручных строчек.

Ознакомление с таблицей 3 «Виды ручных стежков и строчек», данной в учебном пособии. Сначала учащиеся находят в таблице знакомые им стежки и строчки, читают их правильное название и объясняют, где они их использовали. О новых для них стежках и строчках говорит учитель, а при выполнении ручных работ напоминает о них.

Ознакомление с терминологией ручных работ. Кратко объясняется, что каждая ручная швейная операция имеет точное название (термин), которого необходимо придерживаться при объяснении хода работы.

Влажно-тепловая обработка (объяснение с показом утюга, гла¬дильной доски, учебной таблицы и иллюстраций из учебного пособия). Во время объяснения учитель рассказывает об устройстве утюга; видах утюгов; организации рабочего места; правилах безопасной работы, экономии электроэнергии.

Приемы выполнения влажно-тепловых работ будут показаны во время практической работы.

Машинные швы (стачной шов и вподгибку с закрытым и открытым срезами) — объяснение с показом образцов. Во время объяснения необходимо рассказать о названии и назначении шва; последовательности выполнения и используемой терминологии; требованиях к качеству выполнения шва; графическом и условном изображении шва; оформлении образцов швов в альбоме.

IV. Практическая работа.

Учащиеся, свободные от выполнения упражнений на швейной, машине, делают следующие ручные работы: раскрой ткани для образцов; сметывание двух деталей ткани для выполнения стач¬ного шва вразутюжку и двух деталей ткани для выполнения стачного шва взаутюжку; заметывание одного среза ткани для выполнения шва вподгибку с открытым срезом; заметывание одного среза ткани для выполнения шва вподгибку с закрытым срезом; обметывание образцов; подготовка листов альбома для оформления образцов.

После выполнения работы производится взаимоконтроль.

V. Закрепление изученных теоретических сведений.

1. Использование карточек с вопросами и заданиями, данных на с. 64—65.
2. Использование вопросов и заданий, данных в учебном пособии на с. 110, 112, 115, 119, 121.

VI. Подведение итогов занятия.

1. Беседа — ответы на вопросы: что нового узнали на уроке? Что научились делать?
2. Сообщение оценок за теоретические знания (ответы на вопросы, участие в беседах).
3. Подведение итогов выполнения упражнений — кто хорошо справился с работой, кому надо еще повторить упражнения и какие (вращение махового колеса, заправка верхней или нижней ниток).
4. Оценка выполнений практической работы по подготовке образцов швов.


[вернуться в начало страницы]