При изучении этой темы в VII классе учащиеся расширяют и углубляют знания о швейных машинах, полученные на занятиях в V — VI классах, знакомятся со швейной машиной с электрическим приводом, овладевают приемами работы на ней, учатся выявлять и устранять неполадки в работе машины, чистить и смазывать ее.
Следует учитывать, что многие понятия об организации рабочего места, правилах безопасного труда, видах приводов, отдельных неполадках в работе швейных машин учащимся уже известны. Учителю предстоит обобщить эти разрозненные знания, дополнить и привести их в систему, закрепить умения работать на швейной машине.
Занятие 1.Швейная машина с электрическим приводом и приемы работы на ней.
Содержание первого и второго занятий по теме предполагает сообщение учащимся большого объема новых знаний, обобщение и систематизацию имеющихся сведений и понятий. Поэтому объяснение нового материала целесообразно проводить расчленено.
Начать занятие можно с актуализации опорных знаний о приводах швейных машин, изученных в V и VI классах, принципах их работы. Для этого можно провести с учащи мися беседу по таблице «Приводные устройства швейных машин» и контрольный опрос.
Контрольные вопросы:
1. Какие приводы вы знаете и на машинах, с какими
приводами ра ботали?
2. Как приводится в движение швейная машина с ручным и ножным приводами?
3. С помощью, каких деталей передается движение от рукоятки к маховому колесу
в машине с ручным приводом?
4. С помощью, каких деталей передается движение от педали к махово му колесу
в машине с ножным приводом?
5. На машине, с каким приводом удобнее работать и почему?
Объяснение нового материала об устройстве электрического привода можно вести по таблице или непосредственно на швейной машине. Объяснение желательно по строить так, чтобы сформировать у учащихся обобщенное по нятие «привод», в котором всегда есть системы: источник энергии (ручной, ножной, электрический), передаточный механизм (зубчатые колеса, ремень) и механизм управления р укоятка, ножная педаль, пусковая педаль). Рассказывая учащимся об устройстве электропривода, следует показать, как он крепится к стойке машины (если он навесной) и как включается электрический шнур с тремя вилками: одну включают в гнезда электродвигателя, другую — в гнездо педали, а третью — в электрическую сеть. Говоря о преимуществах машин с электрическим приводом, можно при вести сведения о скорости вращения главного вала: в машинах с ручным приводом главный вал может делать до 300 об/мин, с ножным приводом — 700...800 об/мин, а с электрическим приводом—1000...15000 об/мин. Таким образом, машина с электрическим приводом наиболее производительна, но работа на ней требует осторожности, внимания и хороших навыков.
Санитарно-гигиенические требования, которые нужно соблюдать при работе на машине, также можно восстановить в памяти учащихся с помощью фронтального опроса. В заключение учитель показывает по таблице и непосредственно на машине правила посадки за машиной и управления ею с помощью пусковой педали, обращая внимание на необходимость научиться плавно нажимать на пусковую педаль, чтобы избежать обрыва нити в начале работы, травматизма при работе и обеспечить хорошее качество работы.
После повторения правил безопасной работы на швейной машине учитель подводит учащихся к выявлению особенностей, характерных для машин с электроприводом: при заправке верхней и нижней ниток необходимо снимать ногу с педали, чтобы не поранить руки при случайном нажатии н а нее; смену иглы, чистку и смазывание машины следует производить после отключения ее от электросети; если чувст вуется запах горелой резины или действие тока при прикос новении к корпусу машины, ее немедленно следует отключить от электросети.
Затем нужно познакомить учащихся с различными регуляторами, расположенными на бытовых швейных машинах с электроприводом. Так, например, на стойке машины класса 116—2 «Чайка» или 142М «Подольск» расположен регулятор длины стежка и рычаг обратного хода, на рукаве справа — регулятор ширины зигзага, ручка смещения иглы вправо и влево (для обметывания петель), слева — регулятор переключения вида рисунка строчки (рисунок указан на табличке машины), а сверху на крышке машины — приспособление для наматывания ниток на шпульку (моталка) — см. рисунок 89 учебного пособия. Способ наматывания ниток на шпульку в машине «Чайка» отличается от того, что был изучен в VI классе, поэтому учителю необходимо показать и объяснить правила и последовательность работы этой машины. Катушка надевается на катушечный стержень, укрепленный на крышке машины около моталки. Нить от катушки заводится в регулятор натяжения, установленный также на крышке, а затем шпулька с несколькими витками нитки надевается на шпиндель моталки. Моталка после переключения машины с рабочего хода на свободный (холостой) придвигается к махо вому колесу и нажатием на пусковую педаль приводится в действие. После наматывания ниток на шпульку моталка отодвигается в исходное положение, и машина переключается на рабочий ход.
При объяснении материала нужно показать учащимся образцы различных видов строчек, которые можно выполнить на таких машинах, и некоторые образцы работ с их использованием. Интерес у учащихся могут вызвать салфетки, обработанные фестонами и украшенные вышивкой внутри поля салфетки. Используя возможность машины, можно украсить салфетки аппликацией.
Затем следует провести вводный инструктаж перед практическими работами «Упражнения в пуске и остановке машины, регулировании скорости» и «Упражнения в выполнении параллельных прямых, овальных и зигзагообразных строчек» (с. 155—156). Организовать эту работу можно поразному: фронтально с использованием учебника или инструкционной карты, раздаваемой на каждое рабочее место; попарно, когда группа делится на пары. За каждой парой закрепляется машина, на которой одна школьница выполняет упражнение, в то время как вторая осуществляет контроль за действием первой. Затем они меняются ролями. Для осуществления контроля учитель на доске или на карточках для каждой пары раздает бланки и объяс няет во время инструктажа критерии оценки. Карта пооперационного контроля для оценки выполнения «Упражнения в пуске и остановке машины, регулировании скорости» может иметь следующий вид (в скобках указан максимальный балл за проделанную работу):
Карта пооперационного контроля
Фамилия учащихся |
Органи зация Рабочего места |
Правила безопасной работы |
Последовательность операций при выполнении упражнений |
Равномерность и плавность хода |
Качество строчек |
Общий балл |
1. |
(0,5) |
(1) |
(1) |
(2) |
(0,5) |
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
и т. д. |
|
|
|
|
|
|
Учащиеся, выступающие в роли контролеров выставляют отметку по каждому критерию, в пределах того балла, который указан в таблице. Суммируя выставленные оценки, получают общий балл (не более 5) за эту практическую работу.
Такой пооперационный взаимоконтроль активизирует процесс усвоения нового материала, способствует сознательному неформальному выполнению упражнений, воспитывает взаимопомощь и коллективизм.
Образец с параллельными строчками после его влажно-тепловой обработки и выравнивания краев может быть помещен в альбом или преобразован в прихватку, для этого сначала образцу придают форму круга, а затем обрабатывают окантовочным швом (во время следующей практической работы).
Подобная работа будет выполнена с большим желанием.