Швейная машина.
Уроки 1-2. Швейная машина. Регуляторы швейной машины. Устройство и установка машинной иглы.

Цели: ознакомить учащихся с причинами возникновения дефектов машинной строчки; научить учащихся устранять дефекты плохой строчки, научить правильному подбору иглы для шитья и правильности установки ее в машину; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать координацию движений рук, исполнительские умения.

Оборудование: швейная машина, учебник, набор ручных инструментов, кусочки различной ткани, плакаты, образцы плохих строчек.

Ход урока

I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку,

II. Повторение пройденного материала.
Устный опрос.
Вопросы для закрепления:
1) По каким признакам (можно определить лицевую и изнаночную стороны ткани?
2) У какой ткани лицевая сторона определяется так же, как у гладкокрашеной?
3) Перечислите, какие ткацкие дефекты относятся к основным?
4) Дайте определения: «утолщенная нить», «непропечатанные места».

Ш. Изучение нового материала.
1. Ознакомить учащихся с техникой безопасности и санитарно- гигиеническими требованиями при работе на швейной машине.
2. Ознакомить учащихся с историей развития швейной промышленности. Можно заранее учащимся дать задания - подготовить
краткие сообщения о истории возникновения швейных машин. (Слушаем сообщения 3-7 мин).
3. Объяснение учителя по теме «Регуляторы швейной машины»:
1) Ознакомить учащихся с регуляторами длины стежка, регуля тором натяжения верней нити, регулятором натяжения нижней ни ти, можно пользоваться учебником, с. 22, рис. 11 12,13.
2) Охарактеризовать правильную, качественную машинную строчку.
3) Показать учащимся образцы плохой строчки. Слабая строчка,
тугая строчка, строчка петляет снизу, строчка петляет сверху. Ознакомить с причинами возникновения дефектов строчек и объяснить пути устранения дефектов.

IV. Практическая работа № 3 «Регулировка качества машинной строчки». (Учебник, с. 24.)
Изученный материал закрепляется практической работой.

V. Изучение устройства и установки машинной иглы.
1. Ознакомить учащихся с видами машинных игл, их назначе нием, изучить строение машинной иглы, правила подбора номеров игл и ниток в зависимости от ткани и выполняемых работ, правила установки иглы в машину, показать основные неполадки, возникающие из-за дефектов иглы и неправильной ее установки.

Следующая часть объяснения нового материала практическая. Совместно с учащимися учитель пользуется таблицей 4, с. 27, рассказывает и показывает правила подбора номера иглы и ниток в за¬висимости от свойств ткани (толщины, плотности, отделки) и характера выполняемых работ (сколько деталей сразу соединяют).

Затем учитель объясняет и показывает, как правильно установить иглу, рассказывает о назначении желобков, а также об образовании стежка; взаимодействии иглы и челнока и как происходит переплетение верхней и нижней нитей.

Важным моментом при объяснении материала является разбор с учащимися неполадок в работе швейной машины из-за неправильной установки иглы и ее неисправностей.

Рассказать, что, если игла тупая, она может прорубать ткань, выдергивать нити из ткани и по этой же причине может быть пропуск стежков: Если игла погнута, то она может сломаться или произойдет обрыв нити (из-за трения ее о края игольной пластины), пропуск стежков. Если игла имеет зазубрины, заусеницы, тоже может произойти обрыв нити.

2. Объяснить и показать правильные приемы установки иг лы в иглодержатель:
1) поворотом махового колеса поднять игловодитель в крайнее верхнее положение;
2) снять ногу с педали; ослабить винт иглодержателя;
3) установить иглу в иглодержатель до упора, соблюдая правильность установки и направления короткого и длинного желобков иглы, закрепить винт с помощью отвертки. (Можно сделать опорные карточки с разъяснением такой Последовательности и раздать их учащимся для выполнения практической работы).

VI. Практическая работа № 4 «Подбор и установка машинной иглы».
1. Подобрать номера игл и ниток для соответствующих образцов
2. Рассмотреть иглу, зарисовать ее и записать названия ее частей.
3. Установить иглу в иглодержатель.
4: Сложить две детали вместе и выполнить пробную машинную
5. рассмотреть полученную строчку и сделать выводы: правильно
ли подобраны машинная игла и нитки для данной ткани.
6. Прикрепить образец в рабочей тетради, записать свои выводы.

VII. Закрепление изученного материала.
Фронтальный опрос.
Вопросы для закрепления (по вопросам можно сделать карточки):
1) Какая строчка считается качественной?
2) Как отрегулировать строчку, если строчка петляет сверху?
3) Как отрегулировать строчку, если строчка петляет снизу?
4) Из каких частей состоит машинная игла?
5) От чего зависит выбор номера иглы и ниток?
6) Какие неполадки в работе швейной машины вызывают плохое качество иглы и неправильная ее установка?
7) Со стороны какого желобка заправляется верхняя нить? Почему?
8) Как устанавливается игла в иглодержатель?

VIII. Анализ и оценка урока.
Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, прове¬рить выполненную работу, выставить оценки.
Домашнее задание. § 5, 6. В рабочей тетради выполнить таблицу 3, с. 23.

Уроки 3-4. Уход за швейной машиной.

Цели: научить учащихся правильному уходу за швейной машиной (как ее чистить, смазывать), ознакомить с инструментами и приспособлениями, которые применяются при чистке и смазке; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать координацию движений рук, исполнительские умения.

Оборудование: швейная машина, учебник, масленка, щетка - кисточка, масло для швейных машин, кусочек хлопчатобумажной ткани, таблицы.

Ход урока

I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку,

II. Повторение пройденного материала.
Возможен фронтальный опрос по карточкам или устный опрос.
Вопросы для повторения:
1) Что надо сделать , если строчка петляет сверху?
2) Что надо сделать , если строчка петляет снизу?
3) При помощи чего регулируется натяжение верхней нити
4) Как регулируется натяжение нижней нити?
5) Что будет если, верхняя и нижняя нити заправлениы неверно?
6) Какие дефекты строчки бывают, если игла погнутая или тупая?
7) Как правильно установить иглу в иглодержатель? 8) Раскажите, как устроена швейная машинная игла.
9) Назовите причины поломки иглы швейной машины.

Ш. Изучение нового материала.
1. Ознакомить учащихся с инстументами и приспособлениями, маслами, которые применяют для смазки и чистки машины. Ознакомить с теми местами, где необходима чистка и смазка швейной машины, частой смазкой.
2. Рассказать и практически показать на швейной машине места чистки, смазки, а также разборку, чистку, смазку и сборку челночного устройства.
3. Объяснение учителя. Челночное устройство очень часто засоряется, и ход машины становится тяжелым или совсем прекращается. Если в челночное устройство попали обрывки нити или оно загрязнилось от пыли, его разбирают. В этом случае нельзя применять силу для вращения махового колеса, потому что могут появиться другие неисправности машины.

Разбирают челночное устройство в следующей последовательности:
1) отключить машину от электросети;
2) поднять иглу в верхнее крайне положение;
3) откинуть корпус машины на бок от себя;
4) вытащить шпульный колпачок со шпулькой;
5) при помощи отвертки отвернуть винт прижимной пружины;
6) снять прижимную пружину и накладное кольцо;
7) снять челночное устройство;
8) при помощи кисточки хорошо очистить челночное гнездо;
9) из масленки в гнездо челнока капнуть одну или две капли масла;
10) собрать челночный комплекс в обратном порядке, как мы его разбирали.

IV. Практическая работа № 5 «Чистка и смазка швейной машины».
Практическую работу можно организовать по группам или по парам. Каждый учащийся от учителя получает индивидуальное задание. (Оно зависит от уровня подготовленности класса, оснащенности мастерской и индивидуальной работы учителя.)

В конце работы учитель проверяет готовность машины к работе, качество чистки и смазки, чистоту пробных строчек, оценивает выполненную работу.

V. Закрепление изученного материала.
Вопросы для закрепления:
1) Почему нельзя смазывать машину растительным маслом?
2) Как производят чистку и смазку деталей, расположенных под фронтальной доской?
3) Какие детали смазывают и чистят под игольной пластиной?

VIII. Анализ и оценка урока.
Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, прове¬рить выполненную работу, выставить оценки.
Домашнее задание. §7. Принести ткань для выполнения образцов(желательно хлопчатобумажную и однотонную), нитки швейные №40, набор ручных инструментов.

Уроки 5-6. Машинные швы.

Цели: ознакомить учащихся с машинными швами, необходимыми для изготовления юбки; научить выполнять соединительные и краевые швы с соблюдением технологии и правил техники безопасности; воспитывать эстетический вкус, дисциплинированность, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать координацию движений рук.

Оборудование: швейная машина, учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, ткань для выполнения образцов, плака¬ты, образцы готовых швов.

Ход урока

I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.
Вопросы для закрепления:
1) Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать
при шитье на швейной машине?
2) С какой стороны должен падать свет на рабочую поверхность?
3) Как надо сидеть за швейной машиной?
4) Каким маслом производится смазка швейной машины?
5) Что применяют для чистки и смазки машины? .
6) В какой последовательности выполняется разборка челночного устройства?
7) Как подготовить машину к работе?
8) Перечислить дефекты машинных строчек и пути их устранения.

III. Изучение нового материала.
1.Введение в новую тему.
Повторение материала, известного из курса 5 класса, о соединительных швах.

Вопросы для повторения:
1) Какие соединительные швы вы помните?
2) В какой технологической последовательности они выполняются?
3) Для чего применяются соединительные швы?

2.Объяснение учителя.
Перед началом объяснения о том, как выполняются машинные
швы, учитель должен обратить внимание учащихся на правильную посадку за швейную машину, расположение ног, правильное положение рук. При выполнении работ на машине участвуют обе руки. Положение кистей рук зависит от выполняемой работы, Учитель показывает правильное положение рук.

В ходе объяснения нового материала учитель расширяет знания учащихся о соединительных швах, которые необходимы для изготовления юбки. Учитель, сообщает, что кроме стачного дива к соединительным относятся: накладной, построчной, расстрочной, запошивочный и другие.

Зарисовать на доске постепенный порядок выполнения швов:
1) изобразить слои ткани
2) затем обозначить строчки
3) достроить проекции образца шва

Учитель рисует на доске вое выполняемые швы, одновременно учащиеся зарисовывают швы в рабочую тетрадь. Учитель показывает выполнение соединительных швов - стачного и настрочного.Краевых швов: шов вподгибку с закрытым срезом, шов вподгибку с открытым срезом. (В зависимости от уровня подготовленности класса показ выполняется как индивидуально, для каждого учащего ся, так и для всех вместе.)

IV. Практическая работа № 6 "Изготовление образцов машинных швов».
Учащиеся выполняют практическую работу (соединительные и краевые швы), пользуясь инструкцией в учебнике (§ 8, с. 34-36).

Готовим крой для выполнения образцов швов - 6 деталей размером 7х 15 для соединительных (4 образца) и 10x15 для краевых (два образца). Сначала учащиеся выполняют соединительные швы: стачной, настрочной. Затем краевые: шов вподгибку с закрытым срезом, шов вподгибку с открытым срезом.

V. Целевой обход учителя.
Во время практической работы учитель делает обход рабочих мест, следит за правильностью выполнения приемов работы на машине, соблюдением техники безопасности, технологии выполнения, соблюдением правильной посадки и положений рук. А также учитель обращает внимание на аккуратность в работе, бережное отношение к оборудованию, экономное расходование ниток.

VI. Закрепление изученного материала.
Вопросы для закрепления: .
1) Для чего служат соединительные швы?
2) В какой последовательности выполняется настрочной шов?
3) Расскажите о последовательности выполнения шва вподгибку с закрытым срезом.

VII. Анализ и оценка урока.
Показать лучшие работы учащихся, обратить внимание на качество строчек, сделать замечания при частом повторении ошибок. Выставить оценки.
Домашнее задание. § 8. Прикрепить образцы швов в рабочей тетради. Подготовить краткие сообщения об истории появления юбки в русском народном костюме.


[вернуться в начало страницы]