Бабенская точеная игрушка
Археологические находки свидетельствуют, что точеные изделия известны на территории Руси с XII в. Точили посуду, детали для прялок, веретена, игрушки, токарными деталями украшали мебель, ставни, двери, ворота. На юго-западе Подмосковья находится деревня Бабенки, с нею по соседству Попохвасто-во, Безобразово, Филино, Бакланове, Шубино, Троица, Сипягино. Здесь издавна изготовляли деревянную токарную игрушку, известную как бабенская. Всего этим промыслом было охвачено в свое время 40 деревень.
Для изготовления точеных игрушек использовали древесину разных пород. Так, из липы делали разъемные погремушки и грибы, вкладные яйца, шары, чашки, матрешки и т.п. Осина, береза, ольха, клен, яблоня, груша шли на изготовление пирамид, шахмат, бирюлек. Липовую древесину заготавливали летом, выбирая деревья толщиной 15-20 см. Спилив, обрубали сучки и распиливали на двухметровые отрезки, которые, очистив от коры, оставляли на две недели лежать на земле для равномерной сушки, после чего складывали в штабели. До сентября заготовки вывозили из леса и складывали под навес или е сарай, оставляя сушиться один-два года. Токарная мастерская представляла собой бревенчатую избу с низким потолком, расположенную под одной крышей с жилым домом. В углу была печь, вдоль стен стояли токарные станки, между печью и стеной от потолка до пола делались нары, где подсушивалась древесина.
Самой сложной в изготовлении игрушкой были многоместные шары (3-х, 6-ти, 12-местные). Были и уникальные в своем роде, такие, например, как 100-местное яйцо токаря Ромахина, выставленное в Сергиево-Посадском музее игрушки, или 100-местный шар работы бабенского мастера Сучкова, хранящийся в Государственном историческом музее. Бабенские игрушки относятся к дидактическим для детей младшего возраста. Игры с вкладывающимися друг в друга разноцветными яйцами, круглыми и цилиндрическими чашечками, шарами заставляют ребенка активно двйствовать, собирая их в определенной последовательности, что обучает способности логически мыслить, различать объемы по величине, цвету, количеству. Яркие, гладкие, блестящие игрушки привлекали внимание, пользовались спросом у покупателей. Их везли в Сергиев Посад, Москву, Петербург, другие города, В 1919 г. больших размеров достигает экспорт бабенской игрушки за границу. В связи с этим остро встает вопрос подготовки кадров. Для обучения токарей в селе Вороново Подольского р-на в 1926 г. была создана профтехшкола художественной игрушки, просуществовавшая до 1941 г. и подготовившая
более 500 мастеров. По прейскурантам 1938 г., на Бабенской фабрике токарно-полированной игрушки выпускалось 93 наименования крашеных полированных изделий. В 1970-е гг. здесь делали различные пирамидки: маяки, бакены, шаровые и лолушаровые с толстыми и тонкими кольцами; точили и расписывали матрешек, клоунов, самовары, наборы птиц в чашках. Никто и не представлял тогда, что забудутся эти традиционные токарные игрушки. С активной инициативой возрождения бабенской токарной игрушки выступил С.В.Виданов. Окончив Московское художественно-промышленное училище им. М.И.Калинина, поездив по России и много повидав, он решил осесть в родных местах — поселке Шишкин Лес Подольского р-на Московской обл. Возникла идея восстановить ассортимент бабенских изделий. В 1980-е гг. мастера-старожилы еще работали на домашних станках, но изделия не хранили — все шло на продажу. Виданов выспрашивал секреты мастерства, запоминал, записывал, фотографировал процесс точения и инструмент. Ездил в библиотеку НИИ художественной промышленности, зарисовывал там бабенские изделия; в Музее игрушки копировал образцы изделий Бабенской фабрики. В результате Сергей Валентинович собрал большой исторический, документальный, иллюстративный и вещественный материал. Несколько лет он сам делал мелкие наборные игрушки — бирюльки, варьируя комплектность и размеры крохотных предметов. Есть среди них бирюльки, помещающиеся в лесной орех, подобные тем, что купил когда-то Л.Н.Толстой. Восстановлены С.В.Видановым и некогда популярные, а затем забытые игрушки: «блюшки», кили, кольцебросы, бильбоке, диаболо, кубари и волчки разных форм. Многие игрушки имеют и переработанный авторский вариант, есть совсем новые игры. Музей, созданный Сергеем Валентиновичем, располагает обширным наглядным материалом, используемым для занятий в местной школе искусств, где он преподает. Алексахин Н. Н., доц. МГОУ Шершун И. О., студентка