Подсвечник «Останкинская башня»
Обучать учеников токарному делу начинаю в 6-м классе с точения простых изделий: ручек, толкушек и скалок. С приобретением необходимого опыта даю более сложные задания. Например, подсвечник «Останкинская башня» (см. рисунок) предлагается учащимся 8-го класса в качестве творческого проекта. Работа осуществляется по заготовленному чертежу. Учащиеся под руководством учителя разрабатывают технологическую карту и уясняют особенности точения каждого элемента. Подсвечник собирается из двух частей: конусообразного основания с арками и самой башни. Для соединения башни с основанием со стороны трезубца вытачивают посадочную цилиндрическую ступень. Конусообразная часть основания представляет собой тело вращения, имеющее внутреннюю поверхность. Для ее изготовления устанавливают заготовку в трезубец и протачивают базовые поверхности согласно чертежу, после чего деталь закрепляют в передней бабке станка с помощью патрона или планшайбы. Чтобы проточить внутреннюю поверхность, в торце заготовки просверливают отверстие на глубину выемки древесины. Затем стамеской с рабочей поверхностью в виде крючка или ложечки производят выемку древесины на глубину отверстия в виде конуса. Зачищают основания снаружи и внутри наждачной шкуркой, снимают изделие, отпиливают торец и тоже зачищают. После этого, определив центр, сверлят отверстие 19 мм на глубину 20-22 мм. Основание изделия по окружности делят на пять равных частей по количеству арок, которые вычерчивают по шаблону и вырезают лобзиком. Места резки зачищают. На соединяемые поверхности наносят клей ПВА и склеивают обе части. Нуриев И. К., учитель технологии средней школы № 21, г. Полевской, Свердловская область