Летающие модели из бумаги

Бумажные модели дают первоначальные сведения о конструкции летательных аппаратов, таких как планер и самолет, а запуск — представление о принципах полета.

Предлагаемые модели выполняются из Обычной писчей бумаги. Для изготовления этих моделей необходимо знание основных предметов техники оригами (см.: Школа и производство. №6, 2001 г.). Они выполняются из заготовок прямоугольной, квадратной или треугольной формы. Оптимальный размер прямоугольника — 300x210 мм (формат А4), квадрата 21,0x210 мм. треугольника — 210 мм (сторона). Все модели на рисунках симметричны, и все линии сгибов также должны быть симметричными. Отклонения в размерах и углах отгибаемых поверхностей приводят к изменению аэродинамических характеристик моделей, что отрицательно отражается на их полете.

Рекомендуемые модели выполняются по базовой форме «Летающее крыло» и имеют достаточную стреловидность несущих плоскостей. Модели «Филин», «Беркут», и «Тайфун», обладают всеми основными атрибутами настоящих планеров и самолетов: крылья, фюзеляж, киль и стабилизатор, что позволяет разместить элероны, рули высоты и поворота.

Чтобы модель не «разваливалась» в полете, внутренние части фюзеляжа рекомендуется склеить, а для удобства регулировки полета сделать небольшие надрезы на крыльях, стабилизаторе и киле.

Регулировка и полет моделей

Даже хорошо сделанная модель иногда почему-то не летит. Оказывается, нужно не только хорошо изготовить, но и уметь отрегулировать полет (рис. 1). Рассмотрим основные аспекты регулировки на примере модели «Стрела» (рис. 2). Модель запускается небольшим толчком. Если при запуске она пикирует носом вниз (рис. 2 а), то следует отогнуть немного вверх рули высоты. При вторичном запуске воздух встретит в них препятствие и окажет на него давление, в результате которого хвост модели Опустится вниз, а нос поднимется вверх. Модель совершит более плавный полет. При сильном отгибании рулей вверх и резком толчке она может выполнить фигуру высшего пилотажа — «мертвую петлю» (рис. 2 б). Рули высоты позволяют отрегулировать полет так, чтобы модель не летела резко вниз, вверх или волнообразно (рис. 2 в). Регулировка руля поворота также влияет на плавность полета. Добавочное сопротивление встречного воздуха меняет направление движения в сторону отогнутого руля (рис. 2 г).

Устойчивость полета зависит от того, как модель отцентрована. Центр тяжести ее должен находиться на линии симметрии в первой трети ширины крыла. Добавление небольшого груза в носовую или хвостовую часть модели (чаще применяется пластилин) способствует ее правильной центровке. Следует помнить, если груз будет больше, чем нужно, самолет станет пикировать. Если же груз недостаточен, модель будет кабрировать или вообще беспорядочно кружиться, как обыкновенный бумажный листок.

На траекторию полета сильно влияет искривление фюзеляжа. Поэтому за его формой надо внимательно следить в процессе регулировки и во время запусков, так как при столкновении с препятствием модель может сильно деформироваться.

Словарь авиационных терминов

Авторотация — самовращение летательных аппаратов или их элементов в полете.

Бесхвостка (летающее крыло) — аппарат, не имеющий стабилизатора.

Жесткость - способность конструкции сопротивляться приложенным нагрузкам.

Кабрирование — движение летательного аппарата под увеличенным углом атаки, характеризуется ростом подъемной силы и быстрой потерей высоты.

Киль — вертикальная или наклонная стабилизирующая поверхность летательного аппарата.

Крен — положение летательного аппарата, при котором вертикальная плоскость его симметрии отклонена от вертикали по отношению к земной поверхности (рис. 4).

Крыло — аэродинамическая поверхность, служащая для создания подъемной силы. Крылья бывают трех видов: прямоугольные, трапециевидные, треугольные; сбоку по типу профиля — вогнуто-выпуклые, двояковыпуклые, клиновидные; и спереди — с закрылками, V, W, М-обраэные. Основу крыла составляют центроплан и набор элементов (лонжероны, стрингеры, нервюры).

Парашютирование — безопасное падение аппарата, сохраняющего горизонтальное положение и траекторию, близкую к вертикальной.

Рули высоты — специальные управляемые поверхности на стабилизаторе. На самолетах и планерах служат для управления а вертикальной плоскости (по тангажу).

Руль поворота — управляемая поверхность на задней кромке вертикального оперения (киля). Служит для управления полетом в горизонтальной плоскости.

Рыскание — перемещение летательного аппарата как по оси крена, так и по оси горизонтальной плоскости при совершении поворота (рис. 5).

Стабилизатор — малая несущая поверхность, расположенная сзади или спереди крыла, в зависимости от конструкции летательного аппарата. Служит для продольной балансировки аппарата и его динамической устойчивости.

Тангаж — угловое движение летательного аппарата относительно главной поперечной оси в вертикальной плоскости (рис. 6).

Угол атаки — угол между условной линией (чаще всего хордой крыла) и направлением встречного потока воздуха. При увеличении или уменьшении угла атаки изменяются аэродинамические силы, действующие на крыло, и режимы полета.

Фюзеляж — корпус летательного аппарата, несущий крылья, хвостовое оперение (стабилизатор и киль) и шасси, В некоторых видах аппаратов его объединяют с крылом или заменяют хвостовой балкой.

Центровка — расположение центра тяжести аппарата относительно какой-либо точки (передняя центровка, задняя центровка).

Центр тяжести — точка аппарата, в которой можно было бы сосредоточить весь его вес. При этом аппарат должен находиться в устойчивом равновесии.

Элероны — специальные поверхности на задней кромке крыла, отгибаются в противоположные стороны для регулировки крена летательного аппарата.

Хотя природная цветовая палитра соломки очень богата, но при необходимости возможно окрашивание соломки. Окрашивают ее синтетическими и натуральными красителями. Ниже перечислены наиболее распространенные способы отбеливания и окрашивания, используемые в работе с детьми.

Выгонов В. В.,

Москва

Закрыть