Почему взрослые не одобряют некоторые особенности молодежной моды?

Предлагаемая вашему вниманию статья была на-писана на основе реального диалога, произошедшего между мною и несколькими учащимися 11-го класса нашей школы. Вопросы, которые они мне задали, актуальны для значительной части современных подростков. Прежде всего для тех из них, кто является членом той или иной молодежной субкультуры, принадлежность к которой отражается на их внешности и поведении. Это относится к представителям самых разных направлений неформальной молодежной культуры — от хиппи до скинхедов, от футбольных фанатов до толкиенистов. При их внешнем разнообразии у всех этих молодых людей есть общее — они часто вступают в конфликты с учителями, родителями и с официальными государственными органами из-за особенностей своей внешности и поведения.

Первый вопрос, который был задан, прозвучал из уст крепко сложенного молодого человека с короткой стрижкой: "Почему классный руководитель выражает недовольство моим желанием постричься еще короче, обрить голову полностью или только по бокам, оставив короткий продольный гребень?"

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, какое первое впечатление производит на большинство людей крепкий молодой человек, остриженный очень коротко или полностью? Либо уголовника, либо потенциального преступника, либо солдата. А если точно известно, что он не относится к этим трем группам, тогда про него могут подумать, будто он из группировки бритоголовых, которых общество не без оснований считает неофашистами, для которых насилие является основным видом деятельности и нормой поведения. Как видим, бритая голова в общественном сознании стала визитной карточкой человека, склонного к агрессии и насилию. Рядом с ним мирно настроенные люди поневоле чувствуют себя неуютно.

В ответ на это подростки часто возражают. Они говорят, что это не их проблемы, что взрослым не надо было «вбивать» себе в головы подобные предубеждения, что с их, молодежной, точки зрения бритая голова означает нечто иное, а то и вовсе ничего, просто «все так делают». Сказанное может относиться не только к бритой голове, но и к прическе, к одежде, любимым цветам, манере поведения — в большинстве случаев вызывающим и экстравагантным. Как психолог, могу возразить на это следующее: на восприятие взрослыми некоторых атрибутов молодежной моды влияют не их «предубеждения», а определенные символы, ставшие частью коллективного сознания людей, относящихся к определенной исторической культуре. Значение этих символов не всегда известно нашему сознанию, но на бессознательном уровне оказывает на нас совершенно определенное воздействие.

Например, вы видите одного и того же человека. В первом случае — в черной широкополой шляпе, в черных очках, в черном костюме, в черном плаще, в черных сапогах. Во втором — на нем надеты светлая спортивная одежда и белые кроссовки. В каком из двух случаев он будет вас психологически больше привлекать, а в каком отталкивать? Конечно, отталкивать — в первом, а привлекать — во втором. Потому что исторически сложилось так, что в русско-европейской культуре черный цвет символизирует зло, смерть, пугающий потусторонний мир (вспомните цвет траурных одеяний, одежды черных магов, цвет формы солдат группы «SS» — элитного подразделения фашистской армии). Яркие цвета: желтый, белый, красный — традиционно символизируют добро, радость, солнце, жизнь. Поэтому, какое бы субъективное значение мы ни придавали некоторым символам, большинство людей будут реагировать на них традиционно. Это надо принять как почти незыблемую норму, поскольку в любой культуре значение основных символов меняется крайне медленно. Причем речь идет не только о цветах, сюда же относятся изображения некоторых материальных предметов — солнца, черепа, паука и многое другое. Например, бритая голова с давних времен была признаком профессионального воина, так как длинные волосы — опасная помеха в рукопашном бою, и потому неудивительно, что до сих пор она воспринимается большинством людей как признак потенциального агрессора.

Таким образом, конфликты между старшим и младшим поколениями по поводу некоторых атрибутов молодежной моды возникают, как правило, при стечении следующих обстоятельств. Во-первых, когда эти атрибуты с традиционной точки зрения символизируют нечто неприятное и угрожающее, а потому вызывают у взрослых людей бессознательную неприязнь. Во-вторых, когда юноши и подростки либо сами не понимают смысла атрибутов и не могут посмотреть на них глазами старших, либо сознательно игнорируют чувства последних и демонстрируют тем самым элементарное неуважение. Поэтому представители старшего поколения, видя перед собой молодого человека с гребнем из волос, думают, что он психически ненормальный или имеет извращенный вкус, или хочет что-то доказать подобным демонстративным способом. Этот человек воспринимается именно так потому, что подобная прическа, часто раскрашенная в «кричащие» цвета, а также дополненная усиливающей впечатление одеждой, выглядит в глазах большинства людей крайне непривычно, порой просто дико.

Закономерно ли такое странное восприятие? На мой взгляд — да. Ведь субкультуры хиппи, скинхедов и другие создавались в знак протеста молодежи против каких-то явлений в обществе и государстве. Представители этих субкультур демонстрировали свою уникальность не только через жизненную философию и поведение, но и через внешние атрибуты, словно говорившие окружающим людям: «Мы не такие, как вы, мы — особенные».

Скинхеды, появившиеся в Германии и Англии в 60-70-х гг. XX в,, занимались избиением и террором иностранных рабочих с целью их изгнания из страны. Последние «заслужили» это тем, что в массовом порядке лишали заработка коренных граждан, поскольку соглашались выполнять ту же работу за мизерную плату.

Хиппи появились в 60-70-х гг. прошлого столетия. Они протестовали против войны во Вьетнаме. Государственной милитаристской пропаганде хиппи противопоставляли свой пацифизм и анархизм.

Движение панков возникло в 80-х гг. минувшего века. Панки выражали протест против засилья официальной культуры — чопорной, чистой, аккуратной. Отсюда их склонность к нечистоплотности. Само название «панки» переводится как «отбросы».

Было бы ошибочным утверждать, будто реакция взрослых людей на атрибуты молодежной моды связана лишь с бессознательным восприятием зашифрованной в них информации. Немалую роль здесь играет и та информация о конкретных субкультурах, которая содержится в общественном сознании, т.е. репутация субкультур в обществе. Представьте реакцию обычных людей, если в месте их массового скопления вдруг появится большая группа представителей того или иного молодежного движения. Вероятнее всего, люди сильно забеспокоятся и постараются поскорее расступиться при появлении скинхедов, панков и футбольных фанатов. Будут вести себя спокойно и даже заинтересованно посмотрят вслед при виде хиппи или толкиенистов. Металлисты, рокеры, байкеры вызовут противоречивую реакцию, во многом зависящую от их поведения в конкретной ситуации. Окружающие их люди напрягутся, но в то же время посмотрят на них с любопытством. Что касается рэперов, то они наверняка будут встречены презрительными взглядами.

Панкам, скинхедам, футбольным фанатам, рэперам общество приписывает низкий уровень развития интеллекта, культуры поведения, склонность к фанатизму и высокую агрессивность. Такая общественная установка во многом справедлива. На это указывают такие факторы, как характер основной деятельности данных субкультур, отношение их представителей к окружающему миру, жизненная философия и особенности внутригрупповых отношений.

Начнем со скинхедов. При всем разнообразии течений внутри этой субкультуры основное направление деятельности для всех скинхедов — очистка своей территории от «инородцев» путем их физического уничтожения, запугивания, изгнания. Скинхедов не волнует, что «инородец» может быть честным и порядочным человеком, родившимся и выросшим в их городе. Что касается внутри групповых отношений, то в них царит жесткая военная дисциплина, а новичкам устраивают испытание в виде неожиданного группового избиения. Тем самым их проверяют не только на умение терпеть боль и постоять за себя, но и на готовность быть униженным покорным слугой авторитарного вождя, что считается признаком низкоразвитой личности.

Панки, в свою очередь, славятся в неформальной молодежной среде своей агрессивностью, угрюмостью, замкнутостью. Основной мотив их поведения — противопоставление себя традиционной культуре, что, в частности, проявляется в их неряшливости.

Футбольные фанаты давно прославили себя массовыми потасовками, учиняемыми во время и после матчей, и своим фанатизмом, в том числе ненавистью к болельщикам других команд. Чаще всего подобное возможно лишь при высокой внушаемости, групповой зависимости, агрессивности и низком интеллекте.

Рэперы вызывают опасение и презрение из-за явной внешней расхлябанности и разболтанности, что подчеркивается просторной болтающейся одеждой. Эти внешние признаки говорят о реальном или напускном легкомыслии, демонстративности и потенциальной агрессивности. Последнее впечатление особенно усиливается во время танцев — быстрых, жестких, ритмичных, изобилующих резкими размашистыми движениями, способными доводить некоторых ребят до агрессивного экстаза.

Хиппи и толкиенисты демонстрируют иную картину. Их объединение в одну группу условно, поскольку они сильно отличаются. Однако есть и то, что их объединяет. Желающий стать участником одного из этих движений должен быть достаточно умен, культурен, образован, должен уметь глубоко и самостоятельно мыслить. Жесткие, авторитарные отношения здесь недопустимы. Уважительный демократический стиль общения всячески приветствуется. Эти субкультуры изначально создавались людьми совершенно иного склада.

Первые хиппи открыто выступали против военной кампании США во Вьетнаме, что было небезопасно. Во всяком случав, их открытые выступления были куда более рискованны, чем редкие, происходившие то тут, то там, избиения «инородцев», после которых зачинщики моментально скрывались.

История зарождения толкиенизма тоже достаточно показательна. Его основателями в нашей стране были студенты гуманитарных специальностей, первоначально организовывавшие и проводившие ролевые игры по мотивам знаменитой фантастической трилогии Д.Толкивна «Властелин колец». Позже движение тематически и территориально расширилось, его социальная структура «расслоилась»; толкиени-сты стали появляться в различных российских городах. Ролевые игры начали ставиться по мотивам произведений многих других писателей-фантастов: Роджера Желязны, Фрица Лейбера, Ника Перумова, Сапковского и других, а также на культурно-исторические темы. Хиппи и толкиенисты, к сожалению, не избежали естественного процесса деградации и разложения, который рано или поздно начинается в любой долго существующей субкультуре. Это происходит потому, что на смену ее родоначальникам приходят другие люди, как достойные преемники, так и весьма примитивные представители молодежи. Последние создают дурную репутацию своему движению. На них лежит ответственность за упрощение жизненной философии субкультур, привнесение в них всяческих пороков, сведение всего внутреннего разнообразия к внешним атрибутам. В среде хиппи все это привело к распространению наркомании, социальной пассивности, распущенности, анархизму. По этой причине субкультура хиппи близка сегодня к исчезновению, поскольку приток молодежи в нее крайне слаб. В движении толкиенистов негативные тенденции проявляют себя в уходе «стариков», носителей главных ценностей, в возникновении групп, похожих на секты, так называемые эльфятники, т.е. небольшие замкнутые сообщества плохо адаптированных представителей молодежи, которые полностью замыкаются на своем вымышленном мире, подчиняются авторитарным лидерам, считают себя избранными и т.п.

В последнюю группу, также весьма условно, в объединяю субкультуры металлистов, рокеров и байкеров. Восприятие обществом данных субкультур достаточно сложно и противоречиво, поскольку и они «расслаиваются» на множество подгрупп. Одни из них активно создают своему движению доброе имя, другие настойчиво портят ему репутацию. Психологическая суть этих неформальных движений имеет ярко выраженное мужское начало, усиленное экстремальной направленностью интересов его участников. Мужское начало проявляет себя в одежде — в черных кожаных куртках, часто с большим количеством металлических включений, джинсах, остроносых ботинках и т.п. В особенностях поведения — решительного, уверенного, напористого, но порой слишком агрессивного и необдуманного. Экстремальность интересов металлистов, рокеров, байкеров буквально сквозит в их деятельности — в опасной езде на мотоциклах, в занятиях экстремальными видами спорта, в слушании и создании музыкальных произведений с жестким, порой очень агрессивным смысловым и энергетическим содержанием. Поэтому металлисты, рокеры и байкеры имеют в обществе особую репутацию, которая заставляет многих внутренне напрягаться при появлении этих представителей молодежи.

Завершая ответ на первый вопрос, можно сделать следующий вывод. Неприязнь взрослых к рассматриваемым атрибутам молодежных субкультур бывает связана с тем, что при помощи их подростки либо навязчиво демонстрируют свое присоединение к субкультуре, имеющей е обществе плохую репутацию, либо своим дальнейшим поведением доказывают, что от субкультуры с неоднозначной репутацией они берут преимущественно негативное содержание.

Второй вопрос: «Почему взрослые тэк активно проявляют недовольство, если те же спорные атрибуты надевают подростки, имеющие репутацию умных, серьезных и воспитанных?»

Как это часто бывает, данный вопрос возник у молодого человека на почве незнания некоторых психологических явлений, известных любому педагогу на сознательном или интуитивном уровне. Любое объединение школьников: класс, неформальная дворовая группа или кружок художественной самодеятельности — не может существовать долго и благополучно без соблюдения всеми участниками ряда правил. Все члены группы должны иметь общие цели, ради которых они собираются вместе, общий взгляд на то, какими способами этих целей следует добиваться. Все участники должны соблюдать ряд норм внутригруппового этикета, регламентирующего стиль поведения и одежды, что позволяет поддерживать в их кругу определенную психопотическую атмосферу. Каждый член группы, находясь внутри нее, должен испытывать чувство комфорта и защищенности. Кроме того, всякая деятельность, являющаяся основной для той или иной группы, требует определенного психологического настроя. Например, учебная группа лучше всего занимается своим основным делом при спокойном деловом настрое. Близкие друзья — при доброжелательно-доверительном настрое. Любители дискотеки — при взбалмошном и бесшабашно-веселом. Экстремистская молодежная группировка — при тревожном и агрессивном. Подобная атмосфера в группе создается как соответствующим поведением ее участников, так и одеждой и прочими внешними атрибутами, которые несут определенную психологическую нагрузку: мрачную и таинственную или веселую и непринужденную, Психологический настрой — явление очень хрупкое. Он может быть нарушен появлением даже одного нового участника, чье поведение или одежда резко не соответствуют уже сложившейся внутри-групповой атмосфере. Именно поэтому последний, порой совершенно неожиданно для себя, может подвергнуться резким нападкам со стороны группы, причем сами участники не всегда сумеют объяснить, чем он им так не понравился.

Например, на уроке литературы происходит изучение творчества какого-нибудь известного поэта — Пушкина, Есенина, Байрона. Внезапно в класс заходит странно одетый ученик, перетянувший голову банданой «кричащей» расцветки, одетый в черную куртку с шипами, потрепанные джинсы и футболку. Сможет ли учитель после этого легко и непринужденно вести урок? Едва ли, поскольку своим костюмом, несущим мрачную и агрессивную энергетику, ученик полностью или частично разрушит сложившуюся поэтическую атмосферу.

Другой момент, на который следует обратить серьезное внимание; влияние одежды на поведение и личность подростка. Из психологии моды давно известно, что не только характер человека влияет на предпочитаемый им гардероб, но и гардероб может повлиять на характер, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда происходит становление и закрепление основных личностных черт. Приведу конкретный пример: если человек одет в деловой костюм или военную форму, у него невольно возникает соответствующий психологический настрой — серьезный, деловой, эмоционально сдержанный. В таком состоянии ему бывает легко думать о сложных вещах, заниматься серьезной работой, учиться. Напротив, надевая просторную, болтающуюся одежду (как у рэперов), тот же человек будет чувствовать себя расслабленным, дезорганизованным, легкомысленным. Сложное дело станет вызывать у него скуку и отвращение, одновременно с этим почти наверняка возникнет желание попрыгать, помахать руками и ногами, подурачиться. В связи с этим напрашивается вопрос: правильно пи возмущается учитель, когда видит, что его умный, талантливый ученик начал регулярно носить одежду, подспудно развивающую в нем противоположные черты? На мой взгляд, да.

Рассмотрим наш вопрос с точки зрения возрастной психологии. Любой взрослый человек, а педагог особенно, отлично знает, что возраст от 12-13 до 17—18 лет — переломный для молодого человека. Его наступления взрослые ждут с тревогой, а окончание встречают со вздохом облегчения. В этот период происходит резкое, порой радикальное изменение личности человека.

Общество негативно воспринимает те молодежные субкультуры и группы, которые тормозят или ограничивают личностное развитие подростка, прививают ему интерес к примитивной ипи криминальной деятельности, требуют подавления в себе многих социально одобряемых качеств, вежливость, демократичность, трудолюбие, самостоятельность. Поощряют развитие неприемлемых черт: лень, равнодушие, склонность к примитивным развлечениям, преступные наклонности, агрессивность, фанатизм. Такие группы очень легко распознаются по особенностям одежды — демонстративной, кричащей, неопрятной; по агрессивному поведению участников группы в отношении друг друга и окружающих. Поэтому одна из причин недовольства взрослых некоторыми атрибутами молодежной моды связана с их элементарной тревогой за своих учеников, детей, которых дурная компания может незаметно направить на пагубный жизненный путь: преступника, алкоголика, наркомана или просто интеллектуально и морально деградирующего человека, сделать из него покорного раба, ищущего себе хозяина.

Завершающий вопрос в моей беседе со старшеклассниками звучал так: «Что же делать, если ты принадлежишь к одной из рассмотренных субкультур и при этом хочешь сохранить мирные отношения с учителями и родителями?»

На первый взгляд, ответ прост. Надо вести себя так, как сверстники, у которых подобных проблем не возникает: носить в школе обычную одежду, быть сдержанным, доброжелательным, не выделяться. В ответ на это я сразу же слышу ряд возражений: «Но это же проявление трусости и слабости, предательство по отношению к друзьям и в конце концов по отношению к самому себе!»

Обсудим эти возражения по порядку. Действительно ли подчинение школьным нормам — проявление слабости? Рассмотрим этот вопрос на примере любимого учителя, который своими великолепными человеческими качествами — умом, интеллигентностью, силой воли, безупречным имиджем, профессионализмом вызывает уважение даже у отпетых хулиганов. То, что он таким не родился, а сам себя воспитал, очевидно, причем воспитал путем самоограничения и сдерживания некоторых желаний. Из сказанного можно сделать вывод, что подчинение стандартным школьным требованиям, выработанным и апробированным в течение многих лет, есть не проявление слабости, а проявление ума, силы воли, ответственности перед другими людьми и уважение к их праву на спокойное общение и занятие школьной деятельностью. А без уважения чужих прав человек не имеет права требовать, чтобы другие уважали его собственные.

Что касается друзей, то тут возникает вопрос: почему они могут воспринять как предательство отказ товарища от ношения спорных атрибутов в школе, если благодаря этому он избегает лишних неприятностей? Либо они не понимают, насколько своими требованиями осложняют ему жизнь, либо им это безразлично. Во втором случае стоит задуматься: а нужны ли такие друзья, не уважающие мнения близкого человека и пренебрегающие его законными правами? Нужна пи ему вообще такая субкультура? Кто знает, если сегодня эти люди умышленно подталкивают своего друга к конфликту с учителями и родителями, не вложат ли они завтра в его руку сигарету или шприц с наркотиком со словами: "Пробуй, или ты нам не друг и вообще — лох!»

Чтобы оценить правильность утверждения, что подчинение чужим требованиям и отказ от собственных желаний в любой ситуации есть предательство, измена по отношению к самому себе, необходимо задать вопрос: каких людей принято считать изменниками по отношению к самим себе? Как правило, тех, кто отказался от своего призвания, дела всей жизни ради достижения мелких, суетных, примитивных целей. Например, это может относиться к ученому, способному делать открытия, но ставшему посредственным бизнесменом, к художнику, самой природой призванному писать прекрасные живописные полотна, но вместо этого зарабатывающему деньги росписью примитивных безделушек, и т.п. Число вариантов может быть огромно, объединяет же этих людей одно — все они в глубине души несчастны, и даже неплохие достижения на поприще бизнеса и карьеры не могут их утешить, поскольку истинное призвание остается нереализованным.

Вывод: демонстрация своей неповторимой индивидуальности через яркие внешние атрибуты — личное дело и право каждого, однако любой уважающий себя человек на вопрос: "А можешь ли ты еще чем-нибудь продемонстрировать свою уникальность?» — должен суметь дать уверенный положительный ответ. Это возможно только при наличии каких-то ярких положительных качеств, талантов, достижений, душевных свойств. Когда они имеются и правильно оцениваются человеком, ему нет нужды чрезмерно приукрашивать свою внешность искусственными дополнениями. Когда же их нет, яркие внешние атрибуты могут сослужить человеку плохую службу. Например, отвлекая на себя все внимание, силы и не давая ему возможности развивать свои физические, интеллектуальные и духовные задатки. В результате этого юноша или подросток могут превратиться в подобие красивой безделушки, чья внутренняя убогость и пустота будет хорошо видна всем, кроме него самого.

Как видим, анализ некоторых типичных предубеждений разрушает их, и в результате выясняется, что не так уж сложно стать в школе внешне «таким, как все», не теряя при этом своей внутренней индивидуальности.

Однако наверняка есть подростки, которым все-таки не хочется полностью отказываться от ношения в школе любимой атрибутики. Им можно дать несколько полезных советов.

• Поскольку современные порядки в большинстве школ более демократичны, чем в прежние времена, можно воспользоваться этим и носить неброские атрибуты своей субкультуры, которые не слишком сильно отвлекают внимание окружающих. Например, черные куртки металлистов, но без шипов, клепок, цепей, «кричащей» символики.

• Из набора всех атрибутов, предоставляемых любой молодежной субкультурой, можно выбрать те, что легко убираются и легко надеваются около дверей школы (банданы, браслеты, цепи, украшения).

• Если какой-то спорный атрибут невозможно легко убрать или замаскировать, например бритую голову, необходимо сгладить производимое неприятное впечатление традиционной одеждой, спокойным, доброжелательным поведением.

• Необходимо помнить, что любая одежда должна элементарно идти конкретному человеку, быть чистой и опрятной, не оскорблять своим видом чувств окружающих.

Пятаков Е. О.,

психолог средней школы № 1134,

Москва

Закрыть